|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Налоговое обозрение от 26.07.2000> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 30)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, 2000
Аргентина
В июне 2000 г. оставил пост руководителя Налогового бюро Аргентины К. Сильвани. Отставка Сильвани произошла в момент, когда дела в национальном налоговом ведомстве шли совсем неплохо. В мае налоговые поступления, равные 4,34 млрд долл. США, оказались на 4,4% выше по сравнению с поступлениями за тот же период прошлого года. В апреле превышение сборов по сравнению с тем же месяцем предшествующего года составило 2,2%. Сильвани находился на посту руководителя аргентинского налогового ведомства 33 месяца. Он завоевал репутацию непримиримого борца с уклонением от уплаты налогов. По некоторым оценкам, из-за уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов бюджетная система Аргентины ежегодно недосчитывала примерно 40 млрд долл. налоговых поступлений. В годы руководства Сильвани налоговым ведомством поступления непрерывно возрастали. По его собственному заявлению, он покинул свой пост из-за "разногласий во мнениях внутри правительства".
Бельгия
Европейская комиссия поддержала инициативу ЕС по обложению НДС "онлайновых" продаж "цифровых товаров" - программного обеспечения, видео- и музыкальных произведений, передаваемых покупателю по сети Интернет в "нематериальном" виде. Суть инициативы заключается в обложении НДС оборотов по продаже "цифровых товаров" продавцами, находящимися за пределами стран ЕС, покупателям, находящимся в странах ЕС. Взимать НДС предлагается по ставке, установленной для страны, в которой продавец товара зарегистрировался в качестве плательщика НДС. Согласно установленному в ЕС порядку продажа "цифрового товара" продавцом, находящимся в одной из стран ЕС, облагается по месту его нахождения независимо от того, где находится покупатель - в одной из стран ЕС или за их пределами. Совершенно в другой ситуации оказывается продавец "цифрового товара", находящийся за пределами стран ЕС и продающий товар покупателю - частному лицу в одной из стран ЕС. В настоящее время такой продавец платить НДС не обязан. В результате получается, что продавец одного и того же товара, находящийся за пределами стран ЕС, имеет более выгодные позиции по сравнению с продавцом, находящимся в одной из стран ЕС. Суть предложений ЕС заключается в следующем:
продажу "цифровых товаров" рассматривать в качестве предоставления услуг; налогообложение "цифровых услуг", оказываемых поставщиком, находящимся за пределами стран ЕС, клиенту, находящемуся в одной из стран ЕС, осуществлять в ЕС. Таким образом, поставщик "цифровой услуги" становится плательщиком НДС в странах ЕС; если "цифровую услугу" предоставляет поставщик, находящийся в странах ЕС, клиенту, находящемуся за пределами стран ЕС, то услуга облагается налогом по месту нахождения клиента и, следовательно, НДС, установленным в ЕС, не облагается; если поставщик услуги, находящийся в одной из стран ЕС, предоставляет ее предприятию, находящемуся в другой стране ЕС, то местом оказания услуги будет считаться местонахождение клиента. В данном случае НДС взимается по принципу, известному в англоязычной литературе под названием "reverse charge"; если поставщик, находящийся в странах ЕС, предоставляет услуги налогоплательщику в той же стране ЕС или частному лицу в одной из стран ЕС, то местом оказания услуги будет местонахождение ее поставщика. Размеры ставок НДС в странах ЕС различаются: в Швеции и Дании - 25%, в Люксембурге - 15%, на острове Мадейра - 12%. Ввиду этого может получиться, что предприятия будут стремиться зарегистрироваться и уплачивать НДС в стране, где ставка этого налога и издержки налогоплательщика на выполнение обязанностей по уплате налога минимальны. Большинство экспертов полагают, что такой страной станет Люксембург. Предприятие, находящееся за пределами стран ЕС и оказывающее услуги по схеме "бизнес - бизнес" предприятию, находящемуся в одной из стран ЕС, регистрации по НДС в ЕС не подлежит, поскольку в такой схеме плательщиком НДС является предприятие - потребитель услуги. Предприятия, находящиеся за пределами стран ЕС, ежегодный объем реализации которых в странах ЕС не превышает 100 тыс. евро, регистрации по НДС также не подлежат и плательщиками этого налога не являются. Страны, не входящие в ЕС, достаточно сдержанно отнеслись к новой инициативе ЕС. В частности, по мнению одного из руководителей министерства финансов Японии, введение нового режима налогообложения в электронной коммерции в странах ЕС может вынудить "электронный бизнес" работать в основном на клиентов, находящихся за пределами стран ЕС.
Великобритания
В Великобритании принято решение провести независимое расследование порядка взимания акцизов Таможенным и акцизным управлением. В 1996 - 1998 гг. в стране отмечался значительный недобор акцизных налогов, прежде всего на вино и крепкие алкогольные напитки. В результате расследования, проведенного самим Управлением, установлены серьезные недостатки в системе сбора акцизов, прежде всего при отпуске продукции с лицензированных складов, поэтому целью независимого расследования будет анализ процедур контроля, применяемых Таможенным и акцизным управлением Великобритании при взимании акцизов на алкогольную продукцию. К работе уже приступило Национальное контрольное управление Великобритании. Основными направлениями проверки являются: выявление в Таможенном и акцизном управлении непроизводительно используемых ресурсов и неэффективно действующих систем; совершенствование системы внутренней отчетности; обеспечение защиты налоговых поступлений при проведении расследований случаев налогового и таможенного мошенничества.
Израиль
Государственные доходы Израиля в июне 2000 г. выросли на 8,3% по сравнению с тем же периодом предшествующего года и составили 11,1 млрд шекелей. За первое полугодие 2000 г. доходы увеличились на 18,2%. Если в первой половине 1999 г. сумма доходов составляла 60,9 млрд шекелей, то за тот же период 2000 г. было собрано 73,3 млрд шекелей. Наблюдавшееся в течение первых пяти месяцев 2000 г. увеличение налоговых поступлений было обусловлено ускоренным экономическим ростом, а также реализацией налогоплательщиками доходов с капитала и проведением ими сделок с недвижимостью в преддверии введения нового налогового законодательства. По оценкам министерства финансов Израиля, во второй половине 2000 г. следует ожидать замедления роста налоговых поступлений. Министерство финансов Израиля решило отказаться от ряда мер по реализации предложенной правительством налоговой реформы, однако продолжает настаивать на повышении налогов на доходы с капитала. Вследствие этого размеры эффективных ставок налогообложения в отдельных диапазонах шкалы подоходного налога снизятся не так резко, как это ожидалось ранее. Принято решение отказаться от налогообложения сбережений на образование, отмены налоговых льгот для работающих женщин и льгот при сменной работе. По его оценкам, этот отказ приведет к тому, что в федеральный бюджет не поступит 3,28 млрд шекелей из запланированного прироста в размере 12 млрд шекелей.
Канада
В июле 2000 г. правительство Канады приступило к реализации рассчитанного на 5 лет плана по снижению налогов. Оно восстановило индексацию системы подоходного налога с физических лиц, защищающую налогоплательщиков от автоматического повышения налогов вследствие инфляции. Одновременно приняты меры по защите от инфляции размеров детского пособия, а также сумм возмещений по налогу на товары и услуги (аналог НДС). Размер ставки подоходного налога в промежуточном диапазоне налоговой шкалы снижается с 26 до 24%. Средний налогоплательщик на этом должен сэкономить до 600 долл. в год. В соответствии с 5-летним планом до 2004 г. ставка налога в промежуточном диапазоне должна быть снижена до 23%. Для лиц, доходы которых составляют не более примерно 85 тыс. долл. в год, отменяется дополнительный налог, взимавшийся по ставке 5%. Для прочих категорий налогоплательщиков размер ставки сокращается. Ставку дополнительного налога планируется снизить до 4% с января 2001 г. и полностью отменить этот налог не позднее 2004 г. Начиная с июля 2000 г. размер детского пособия увеличивается примерно на 250 долл. на одного ребенка. Размер ежегодного пособия на первого ребенка в семье повышается с 1805 до 2056 долл., а с учетом индексации, с поправкой на инфляцию с января по июнь этого года он составит 2081 долл. Согласно 5-летнему плану размер пособия для первого ребенка должен быть доведен до 2400 долл. не позднее 2004 г.
* * *
Институт Фрезера в Канаде ведет отсчет так называемого Дня налоговой свободы. Символический "всеканадский" День свободы от налогов в текущем году пришелся на 30 июня. Именно к этому сроку канадцы полностью выполнили свои обязанности по уплате налогов в бюджеты всех уровней и с этого момента начали работать "на себя". Все заработанные канадцами до этого дня деньги шли в бюджеты федерального правительства, а также органов управления в провинциях и на местах. В 2000 г. День налоговой свободы наступил на 5 дней раньше, чем в предшествующем. Он отмечается ежегодно и дает возможность канадцам наглядно представить, сколько времени они работают на государство, а сколько на себя. По отдельным территориям Канады налоговая свобода раньше всех наступила в Ньюфаундленде (30 мая 2000 г.), а позднее в Британской Колумбии и Квебеке (8 июля). Рекорд за все время, с которого отмечается День налоговой свободы, был поставлен в первый год - 3 мая 1961 г. Как видно, с тех пор канадцы работают на государство несколько дольше.
Китай
Госсовет Китая отменил закон о налогообложении индивидуальных предпринимателей - торговцев и товариществ, который введен в действие с 1 января 2000 г. Его цели - унификация порядка налогообложения компаний и защита частного сектора. Вводя новый налог, правительство рассчитывало на то, что предприниматели в массовом порядке направятся в налоговые органы на регистрацию. Прошедшие полгода показали тщетность таких ожиданий. После введения нового налога нельзя было отметить ни роста налоговых поступлений, ни роста инвестиций. Причина этого, по мнению экспертов, кроется в том, что налогоплательщики опасаются двойного налогообложения: первый раз, когда они уплачивают налог на свой бизнес, второй - при уплате подоходного налога как с физических лиц. Эти сомнения остались даже после того, как правительственные органы дали разъяснение, что налог на прибыль с индивидуальных торговцев и товариществ взиматься не должен.
Португалия
20 июня 2000 г. министры финансов стран ЕС пришли к соглашению о порядке налогообложения доходов со сбережений в этих странах. В краткосрочной перспективе странам будет предложено выбрать один из вариантов: либо наладить обмен информацией о сбережениях нерезидентов, либо взимать налог на доходы со сбережений у источника выплаты по ставке не менее 20 - 25%. Страны, взыскивающие налог у источника, согласились перечислять определенную часть налоговых поступлений государству, в котором инвестор является резидентом. Полномасштабный обмен информацией может быть реализован при условии, если еще до завершения 2002 г. соответствующее законодательство примут страны, являющиеся мировыми финансовыми центрами: США, Швейцария, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан - Марино, а также зависимые территории, в том числе острова Мэн, Джерси и Гернси. Только после этого можно будет ставить вопрос о введении в действие директивы ЕС, причем на основе консенсуса. Совет министров финансов стран ЕС подтвердил, что Люксембург и Австрия в переходный период могут не раскрывать информацию о доходах владельцев счетов государственным ведомствам других стран при условии взимания налога. Он принял к сведению, что конституция Австрии запрещает отмену банковской тайны для нерезидентов. Предполагается, что налог по ставке не менее 20 - 25% будут взимать Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Италия, Испания, Нидерланды, Финляндия, Франция и Швеция. Введение режима обмена информацией может состояться не позднее чем через пять лет после принятия директивы о порядке налогообложения доходов со сбережений в странах ЕС.
Соединенные Штаты Америки
Аналитики США считают, что в последнее время американцы все чаще используют налоговую льготу, позволяющую сократить размеры налогооблагаемой базы путем зачета стоимости художественных произведений, передаваемых в дар зарубежным музеям. Стоимость даров, переданных зарубежным организациям непосредственно, налоговую базу не сокращает, однако если передача в дар осуществляется через офис зарубежного музея в США, то налогоплательщик может рассчитывать на льготу при условии, что этот офис зарегистрирован в качестве благотворительной организации в Америке и осуществляет свою деятельность как независимая организация. Соответствующий закон был принят 30 лет назад. В результате из страны ежегодно вывозится художественных произведений на сумму в несколько миллионов долларов. Как отмечают обозреватели, одновременно с ростом благосостояния американцев растет и число указанных офисов. Однако многие такие офисы не ведут независимой деятельности, ограничиваясь лишь несистематической работой, связанной с выполнением отдельных программ, проведением лекций или рассылкой многотиражек.
Финляндия
Правительство Финляндии разработало более радикальную по сравнению с ранее ожидавшейся программу снижения налогов, что стало возможно вследствие продолжающегося экономического роста страны. В настоящее время размер налогового бремени в Финляндии составляет 47% ВВП, а за 10 лет налоги должны достигнуть среднеевропейского уровня. Размер налогового бремени в странах ЕС в среднем составляет 43% ВВП.
Франция
Специальная комиссия Организации экономического сотрудничества и развития (так называемая Оперативная группа финансовых действий по отмыванию денег) в своем 11-м ежегодном отчете опубликовала список стран и территориальных образований, законодательство и политика которых способствуют отмыванию денег. В него включены Россия, Израиль, Ливан, Филиппины, Лихтенштейн, Панама и еще 9 государств, преимущественно из островов Карибского моря и Океании. Авторы доклада считают, что существующая в этих странах законодательная база превратила их в удобное место для укрытия нажитых преступным путем миллиардов долларов. Комиссия предлагает странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прекратить любые финансовые отношения с этими государствами. Представители США и Франции уже выступили с одобрением этой инициативы, но отметили, что список должен быть существенно дополнен. Вместе с тем аналитики ОЭСР считают, что у России есть реальный шанс исключить финансовые злоупотребления, если для этого найдется достаточная политическая воля властей и общественных институтов. Оперативная группа финансовых действий по отмыванию денег является независимой международной организацией, ее секретариат размещается в ОЭСР. В настоящее время в состав группы входят 29 стран и территориальных образований: Австрия, Австралия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. На правах консультативных членов в группу входят Европейская комиссия и Совет по сотрудничеству стран Персидского залива.
Швеция
Эксперты Международного валютного фонда (МВФ) выдали рекомендации шведскому правительству. В целях сохранения устойчивых темпов экономического роста ему предлагается снизить налоги и предварительно сократить государственные расходы. По прогнозам МВФ, экономический рост Швеции может составить в 2000 г. 4,5%, а в 2001 г. - 3,5%. Экономическое развитие страны во многом будет определяться государственной политикой в области налогообложения. Эксперты МВФ считают, что из-за многочисленных налогов в Швеции значительно снижается мотивация граждан к труду, инвестициям и созданию сбережений. По оценкам МВФ, правительство Швеции вполне может снизить налоговую нагрузку на 4% ВВП в период с 2001 г. по 2003 г.
Подписано в печать Е.Воловик 26.07.2000 Государственный советник
налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |