Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О порядке предоставления освобождения от налога на добавленную стоимость при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 30)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, 2000

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГА

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ

О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"

Приказом МНС России от 03.04.2000 N АП-3-01/119 "Об утверждении Порядка предоставления освобождения от налога на добавленную стоимость при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Порядок) реализуется практическое применение льготы, установленной Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ).

Пунктом 4 ст.5 Закона N 1992-1 установлено, что при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты НДС, установленные указанными соглашениями.

Однако до настоящего времени инвесторы по соглашениям о разделе продукции (далее - СРП) и их подрядчики не могли воспользоваться данной льготой ввиду отсутствия установленного механизма ее реализации. Те предприятия, которые на свой страх и риск заключали подрядные договоры с инвесторами и выставляли им счета без НДС, при очередной налоговой проверке рисковали получить акты, где были бы указаны нарушения ими налогового законодательства. Теперь эта проблема урегулирована. Приказ N АП-3-01/119 разработан для реализации положений трех СРП, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ: соглашения о разделе продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун - Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин (далее - СРП "Сахалин-1"), соглашения о разработке Пильтун - Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - СРП "Сахалин-2") и соглашения о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях раздела продукции (далее - СРП "Харьяга") и на другие соглашения о разделе продукции не распространяется.

Механизм освобождения от НДС, предусмотренный Порядком, применяется с 1 июля 2000 г. и функционирует в течение всего срока действия указанных СРП. В этих СРП не установлена точная дата окончания срока действия соглашения. В каждом конкретном случае информация о прекращении деятельности по соглашению должна доводиться Министерством Российской Федерации по налогам и сборам до налогоплательщиков и территориальных налоговых органов дополнительно.

Порядок освобождения от НДС, предусмотренный в данном документе, применяется и по хозяйственным операциям, осуществленным до 1 июля 2000 г., но только после 17 февраля 1999 г. включительно. Эта дата является датой вступления в силу Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции". Данным Законом были внесены изменения в Закон N 1992-1, в соответствии с которыми при исполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Закона N 225-ФЗ, применяются условия исчисления и уплаты НДС, определенные указанными конкретными СРП.

Механизм, установленный Порядком, применяется в основном при приобретении товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации. При ввозе товаров на территорию Российской Федерации таможенное оформление осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. В каждой части, посвященной конкретному СРП, есть пункт, согласно которому для обоснования освобождения от НДС товаров, работ и услуг, ввозимых на территорию Российской Федерации, по требованию таможенных органов представляются документы, определенные таможенным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, порядок предоставления освобождения от НДС на импортируемые товары, работы и услуги регламентируется соответствующими приказами Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Однако налоговые органы при проведении документальной проверки вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные документы, подтверждающие целевое использование товаров, ввезенных для выполнения работ по конкретному СРП.

Порядок состоит из пяти частей и четырех приложений. В первых трех частях раскрываются особенности предоставления льготы по НДС при исполнении каждого конкретного соглашения, в четвертой части устанавливаются общие правила реализации механизма предоставления освобождения от НДС, в пятой - порядок контроля за правомерностью применения данной льготы.

В Приложении 1 приведена форма заявления налогоплательщика с ходатайством об освобождении от НДС, в Приложении 2 - форма гарантийного письма, выдаваемого инвестором или оператором по конкретному СРП подрядчику, поставщику или перевозчику и подтверждающего, что данные товары, работы и услуги предназначены для выполнения работ по конкретному СРП (процесс заполнения данных форм описывается в разд.IV Порядка), в Приложениях 3 и 4 - формы документов, для обобщения информации в территориальных налоговых органах о предоставляемой льготе.

Особенность предоставления данной льготы по НДС заключается в том, что основным критерием для отнесения товаров, работ и услуг к освобождаемым является наличие прямого контракта с инвестором, одной из сторон инвестора, оператором и в отдельных случаях с родственной организацией инвестора. Подрядчик, планирующий заключить контракт для выполнения работ по конкретному СРП, должен проконсультироваться в территориальном налоговом органе, в котором он состоит на налоговом учете, какие организации ведут работы по СРП и каковы условия предоставления освобождения от НДС по конкретному СРП.

При использовании механизма освобождения от НДС следует четко представлять себе круг лиц, которые могут воспользоваться данной льготой. Например, условиями одного соглашения предусмотрено, что от НДС освобождаются товары, работы и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации любым инвестором (стороной инвестора), оператором, а также их подрядчиками, поставщиками и перевозчиками, а товары, работы и услуги, приобретаемые на территории Российской Федерации, освобождаются от НДС только в том случае, если контракт (договор) заключен с иностранной стороной инвестора или оператором. Но поскольку все дела по данному соглашению осуществляет оператор, являющийся иностранной стороной инвестора, то данное ограничение теряет свою актуальность.

При реализации другого соглашения от НДС освобождаются товары, работы и услуги, реализуемые на основе договоров с инвестором, оператором, родственными компаниями инвестора, а также с подрядчиками и субподрядчиками инвестора и с подрядчиками и субподрядчиками родственных организаций инвестора. В данной ситуации для подтверждения правомерности использования льготы в территориальные налоговые органы необходимо представлять документы, подтверждающие каждый этап передачи товара (работы, услуги) от продавца к покупателю. Подрядчики этого СРП могут ограничиться документами, перечисленными в п.1 разд.IV Порядка, субподрядчики помимо этих документов должны представлять в свой территориальный налоговый орган контракт с генеральным подрядчиком по соглашению, копию гарантийного письма, выданного инвестором по СРП генеральному подрядчику, копию контракта генерального подрядчика с инвестором по СРП, а также иные документы, подтверждающие, что данный субподрядчик участвует в выполнении работ по конкретному СРП. Эта процедура может быть упрощена, если контракт генерального подрядчика с субподрядчиком содержит ссылку на контракт подрядчика с инвестором или оператором и в контракте прямо зафиксировано, что субподрядчик выполняет работы по конкретному соглашению.

Родственные компании инвестора должны приложить к основному комплекту документов выписку из реестра акционеров или иные учредительные, финансовые и другие документы, подтверждающие, что данная компания является родственной организацией инвестора.

Пример. Компания А, являющаяся родственной компанией инвестора, заключила с ним контракт на поставку товаров для выполнения работ по СРП. Для его исполнения компания А заключила договор с компанией Б. Для освобождения от уплаты НДС стоимости товаров, реализуемых по контракту между компаниями А и Б, компания Б представляет в территориальный налоговый орган, в котором она состоит на налоговом учете, следующие документы:

декларация по НДС;

письменное заявление налогоплательщика с ходатайством об освобождении от уплаты НДС стоимости товаров, реализуемых по контакту между компаниями А и Б;

копия контракта между компаниями А и Б;

копия счета - фактуры, выставленного компанией Б компании А;

копия контракта между компанией А и инвестором по СРП;

копия гарантийного письма, выданного компании А инвестором по СРП;

выписка из реестра акционеров или иные учредительные, финансовые и другие документы, подтверждающие, что компания А является родственной организацией инвестора.

Наиболее специфичным является предоставление освобождения от уплаты НДС в том случае, когда стороной контракта является иностранная компания. В данной ситуации могут быть следующие варианты: иностранная компания является налоговым резидентом Российской Федерации, иностранная компания не является налоговым резидентом Российской Федерации.

Если стороной контракта выступает налоговый резидент Российской Федерации, то право на льготу подтверждает данная иностранная компания. Это означает, что документы, предусмотренные разд.IV Порядка, представляет в территориальный налоговый орган, в котором она состоит на налоговом учете, иностранная компания - налоговый резидент.

Если стороной контракта выступает компания - нерезидент, то документы, подтверждающие правомерность освобождения от НДС, в территориальный налоговый орган представляются стороной контракта, на которую возложены функции налогового агента по уплате НДС. Эти документы представляются в территориальный налоговый орган, в котором состоит на налоговой учете компания - налоговый агент.

Если отдельные положения годовых программ работ и сметы затрат изменились и суммы, выплаченные поставщикам, подрядчикам, перевозчикам на основании контрактов, не принимаются управляющим комитетом, территориальный налоговый орган вправе вынести решение о неправомерности освобождения от НДС. В этом случае помимо начисления сумм НДС, подлежащих к уплате, начисляются штрафные санкции и пени за несвоевременно выплаченные суммы налога с момента, когда они должны были быть уплачены в бюджет.

При этом следует включать в договор (контракт) положения о том, что данные работы предусмотрены программой работ и сметой затрат по конкретному СРП, а также об ответственности заказчика - инвестора за достоверность представленных сведений.

Если в ходе документальной проверки будет выявлено, что работы, выполненные подрядчиком (субподрядчиком), не могут быть отнесены к деятельности по конкретному СРП и подрядчику (субподрядчику) будут начислены к уплате НДС со штрафами и пенями, эти оговорки могут служить основанием для выставления иска о неисполнении условий договора.

Данный комментарий не охватывает всех проблем, связанных с практическим применением нового механизма освобождения от НДС. В дальнейшем будут рассмотрены конкретные ситуации, которые могут возникнуть у инвесторов, операторов и их подрядчиков.

В заключение необходимо отметить, что документ реализует так называемый заявительный порядок льготы, облегчающий процесс ее получения для налогоплательщика. Вместе с тем, чтобы воспрепятствовать недобросовестному использованию льготы, налоговые органы создают систему сбора информации для сверки заявленных сведений и пресечения попыток уклонения от уплаты НДС под видом деятельности по СРП.

Подписано в печать Т.Карасева

26.07.2000 Советник налоговой службы

I ранга,

Ю.Воробей

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Возможно ли предварительное освобождение от налогообложения доходов, выплачиваемых иностранной компании по лицензионному договору в виде роялти от источников в РФ, согласно Соглашению между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.12.1996? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 13) >
Вопрос: Покупатель возвратил производителю подакцизную продукцию. В том периоде, когда произошел возврат, реализации подакцизной продукции не было, следовательно, начисленная сумма акциза равна нулю. Подлежит ли отнесению на финансовые результаты деятельности предприятия возникшая отрицательная разница? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 30)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.