|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговый паспорт региона: обсуждаем и предлагаем ("Налоговый вестник", 2000, N 8)
"Налоговый вестник", N 8, 2000
НАЛОГОВЫЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА: ОБСУЖДАЕМ И ПРЕДЛАГАЕМ <*>
————————————————————————————————<*> Форму предполагаемого Налогового паспорта региона см. "Налоговый вестник". 1999, N 12. С. 7 - 12.
В связи с отсутствием единой научно обоснованной методики расчета бюджетных назначений для субъектов Федерации считаем, что Налоговый паспорт региона будет способствовать определению налогово - бюджетного потенциала субъектов Федерации. Но такое определение возможно только на федеральном уровне. Налоговый паспорт региона также позволит спрогнозировать налоговую нагрузку в условиях единого подхода ко всем регионам. Вместе с тем при определении прогнозных оценок налоговых платежей в зависимости от стоимостных показателей, например от валового регионального продукта (ВРП), необходимо учитывать следующее. ВРП может быть действительно объективным показателем для определения налоговых поступлений, при условии что оценка валовых доходов производится не от номинального объема валового продукта, а на основе изменений его реального объема, то есть рост объема валового продукта необходимо "очищать" от влияния фактора цен. Однако в Налоговом паспорте региона не нашли отражения инфляционные процессы экономики, которые являются одним из основных факторов, влияющих на социально - экономическое положение региона и, как следствие, на уплату налогов и сборов. Для более точного подсчета налоговой нагрузки необходимо привлекать такие дополнительные показатели, как "ВРП в соответствующих ценах", индекс потребительских цен. Кроме того, заполнение строки "Валовой региональный продукт" вызывает определенные трудности. Мурманский облкомстат на основании Приказа Госкомстата России от 22.09.1999 N 20 не выполняет расчеты по квартальной оценке ВРП, а осуществляет оценку индекса выпуска продукции по пяти базовым отраслям экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, розничная торговля). Расчет оценки ВРП за 1999 г. будет произведен только в августе 2000 г., затем он будет направлен в Росстат для досчета. В данном случае не будет возможности сопоставить налоговую нагрузку по регионам и проследить ее в динамике. В то же время при прогнозировании налоговых платежей необходимо учитывать и региональные особенности. Каждый субъект Федерации имеет свои особенности формирования экономического потенциала за счет приоритетного развития определенных отраслей народного хозяйства. Поэтому целесообразно дополнить Налоговый паспорт региона строками о количестве предприятий в разрезе отраслей, являющихся определяющими для региона, и их основных показателей. Так, для отдельных регионов основными отраслями промышленности являются нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, а следовательно, налоговым потенциалом для этих регионов будет являться акциз на нефть. Для Мурманской области ведущими предприятиями являются предприятия РАО "Норильский никель", рыбодобывающие предприятия, специализирующиеся на экспорте продукции. В связи с тем что Налоговый паспорт региона объединяет систему показателей, характеризующих тенденции социально - экономического развития региона, считаем целесообразным составлять его с привлечением статистических и экономических органов. Предлагаем на уровне Российской Федерации разработать и принять единое положение о совместной работе указанных органов над составлением Налогового паспорта региона. Тем более что он может использоваться как в работе органов законодательной и исполнительной власти региона, так и статистических органов. В то же время для осуществления прогнозирования на региональном уровне требуется проведение более конкретных расчетов в разрезе налогов и сборов на основе данных статистической и налоговой отчетности, бухгалтерской отчетности предприятий. В случае внедрения в практику работы региональных налоговых органов Налогового паспорта региона с целью исключения разночтений при заполнении отдельных показателей необходимы методические рекомендации по их составлению с указанием источников информации, в том числе и по показателям, отсутствующим в налоговой отчетности. Кроме того, отдельные разделы Налогового паспорта региона требуют доработки, уточнений и дополнений.
Раздел 1. "Общая характеристика региона"
Исключить из данного раздела п.2 "Плотность населения (чел. / кв. км)" как показатель, не имеющий смысловой нагрузки при формировании доходной части бюджета. По п.10 "Количество налогоплательщиков - юридических лиц (ед.)" необходимо определить единые критерии отбора основных налогоплательщиков - юридических лиц и крупных налогоплательщиков в разные отчетные периоды и прилагать список только крупных налогоплательщиков. Кроме того, данный пункт следует конкретизировать, указывая количество плательщиков - юридических лиц, зарегистрированных в регионе; а также дополнить подпунктом: "количество налогоплательщиков - юридических лиц, длительное время (более одного года) не осуществляющих финансово - хозяйственную деятельность и (или) представляющих "нулевые" балансы"; По п.11 "Количество налогоплательщиков - физических лиц (тыс. чел.)" конкретизировать категорию налогоплательщиков - физических лиц, так как каждый работающий гражданин является плательщиком подоходного налога, и, кроме того, физические лица являются плательщиками налога на транспортные средства и т.п. По п.13 "Количество ликвидированных предприятий, организаций (ед.)" уточнить понятие "ликвидированные предприятия", так как существует ряд признаков исключения из Госреестра и имеются предприятия - налогоплательщики, ликвидированные, но не снятые с учета. Пункт 15 "Количество налогоплательщиков (юридических лиц), зарегистрированных в ЗАТО - всего (ед.)" дополнить строкой: "сумма предоставленных налоговых льгот", так как важна не только информация о количестве налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, но и размер самой суммы налоговых льгот.
Раздел 2. "Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы"
Для достижения основной цели Налогового паспорта региона - использования его как инструмента для объективного определения налоговой базы по всем видам налогов, контролируемых МНС России в региональном и отраслевом разрезах, и установления на этой основе контрольных показателей по мобилизации доходов в федеральный бюджет - необходимо расширить разд.2 "Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы": - пункт 4 "Валовой совокупный годовой доход физических лиц" дополнить строкой: "общая сумма начисленных к заработной плате и выплаченных по коэффициентам и надбавкам за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с законодательством РФ". Это необходимо, так как указанные доходы облагаются подоходным налогом отдельно от других видов доходов по минимальной ставке (12%) и должны учитываться при расчете налогооблагаемой базы отдельно. Дополнить раздел следующими пунктами: 9. "Стоимость реализованных товаров, не облагаемых НДС". 10. "Стоимость товаров (работ, услуг), реализованных вне территории РФ". Данное дополнение необходимо, поскольку такие обороты входят в состав ВРП и определяют налоговую базу многих налогов и сборов, за исключением НДС. 11. "Площадь всех земель региона, в том числе сельскохозяйственных и несельскохозяйственных". 12. "Среднегодовая стоимость имущества предприятий: в том числе: среднегодовая стоимость необлагаемого имущества по льготам, установленным федеральным законодательством и органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления". 13. "Общая сумма оценки строений, помещений, сооружений, находящихся в собственности граждан". 14. "Стоимость (или объем) добычи общераспространенных полезных ископаемых". 15. "Стоимость (или объем) добычи других полезных ископаемых".
Раздел 3. "Выпадающие доходы"
Данный раздел дополнить п.11 "Сумма льгот по налогам и сборам, предоставленных в соответствии с законодательством РФ и законами субъектов РФ". Необходимость внесения этого показателя дает возможность проследить динамику льгот по отчетным периодам.
Раздел 4. "Финансово - кредитные учреждения"
Если данный раздел заполняется только по региональным коммерческим банкам, то информация о работе банков будет неполной. Поэтому считаем необходимым добавить в данный раздел п.5 "Задолженность по платежам в консолидированный бюджет в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах в иногородних банках".
Раздел 5. "Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики"
Необходимо разъяснить порядок заполнения этого раздела по многопрофильным предприятиям.
Раздел 6. "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему"
Требуется: - ввести дополнительный отчетный период, то есть дополнительную графу "По состоянию на 01.01.2000"; - после каждой строки "остальные налоги и сборы" п.1 добавить строки "крупных налогоплательщиков"; "по ведущим отраслям экономики региона".
Подписано в печать В.М.Москвин 24.07.2000 Руководитель
Управления МНС России по Мурманской области, Государственный советник налоговой службы II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |