|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Счет - фактура: порядок оформления, применения и ответственность ("Налоговый вестник", 2000, N 8)
"Налоговый вестник", N 8, 2000
СЧЕТ - ФАКТУРА: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ, ПРИМЕНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" все плательщики НДС обязаны составлять счета - фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) начиная с 1 января 1997 г. Счет - фактура определен как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора НДС и используется для встречных проверок налогоплательщиков с целью выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к зачету (возмещению) сумм входного налога покупателями. Данное положение закреплено совместным Письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.1996 N ВЗ-6-03/890, 109 "О применении счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года". Счета - фактуры, являясь обязательным документом для всех плательщиков НДС, оформляются при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость. Счета - фактуры не составляются физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, нотариусами, в том числе занимающимися частной практикой, так как в соответствии с Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость") они не являются плательщиками данного налога. Не составляются счета - фактуры и налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами (кроме брокерских и иных посреднических услуг), а также банками (кредитными организациями) и страховыми организациями по операциям (сделкам), не облагаемым НДС. Пункт 1 Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914, устанавливает, что счет - фактура составляется организацией (предприятием) - поставщиком (подрядчиком) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на имя организации (предприятия) - покупателя (потребителя, заказчика) в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке, установленном Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Второй экземпляр (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг). При направлении покупателю счетов - фактур по почте датой представления считается дата сдачи счета - фактуры на почту. При реализации товаров за наличный расчет плательщиками НДС, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению за наличный расчет с использованием ККМ, требования Порядка считаются выполненными, если продавец товара (работы, услуги) выдал покупателю кассовый чек (счет), содержащий реквизиты, установленные п.9 Порядка. В случаях, предусмотренных законодательством, организации, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги) непосредственно населению без использования ККМ, могут применять действующие бланки строгой отчетности вместо счетов - фактур с их последующим отражением в книге продаж у поставщика.
В случае если расчеты за товары (работы, услуги), реализуемые непосредственно населению, осуществляются через филиалы кредитных организаций (отделения связи и т.п.), п.9 Порядка допускает применение действующих первичных учетных документов, служащих основанием при ведении бухгалтерского учета, вместо счетов - фактур с их последующим отражением в книге продаж. Пункт 7 вышеуказанного Порядка устанавливает, что при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых НДС, сумма налога в счете - фактуре не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)". С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 108 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"" счет - фактура может быть подписан не только руководителем и главным бухгалтером поставщика, но и иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации (предприятию) совершать подобные действия. Однако следует отметить, что исправления в счете - фактуре заверяются только подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления. Срок хранения счета - фактуры установлен п.5 Порядка и соответствует полным пяти годам с даты их получения (выдачи). Согласно тому же пункту получаемые и выдаваемые счета - фактуры хранятся раздельно в журналах учета счетов - фактур. Установленное п.8 Порядка требование об отсутствии оснований для зачета (возмещения) покупателю НДС в порядке, установленном федеральным законом, является спорным. Так, действующим законодательством не установлена зависимость зачета (возмещения) покупателем НДС от условий составления счета - фактуры в соответствии с нормами их заполнения. Кроме того, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации информирует о праве налогоплательщика (продавца и покупателя) доказывать, что по соответствующей сделке сумма НДС уплачена покупателем продавцу в составе цены за товары (работы, услуги). Вступившее в силу Постановление Правительства РФ от 19.01.2000 N 46 "О внесении изменений в порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" по истечении одного месяца после его опубликования в "Российской газете" N 17 от 25.01.2000 изменило форму счета - фактуры. В отличие от ранее установленных реквизитов в счет - фактуру включаются страна происхождения товара, а также номер грузовой таможенной декларации. Так, согласно п.3 Порядка в счете - фактуре указывается: порядковый номер и дата составления счета - фактуры; наименование и идентификационный номер поставщика товара (работы, услуги); наименование получателя товара (работы, услуги); наименование товара (работы, услуги); страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации; стоимость (цена) товара (работы, услуги); сумма налога на добавленную стоимость. Порядок применения Постановления Правительства РФ от 19.01.2000 N 46 "О внесении изменений в порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", а также переходные положения и порядок оформления счетов - фактур отражены в Письме МНС России от 06.06.2000 N ВГ-6-03/431 <*>. ————————————————————————————————<*> См. журнал "Налоговый вестник". 2000, N 8. С. 192.
Обзор изменений, внесенных в Порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, будет неполным, если не включить положения Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"". Так, согласно указанным изменениям налогооблагаемый оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения НДС. В таком же порядке определяется налогооблагаемый оборот при аукционной продаже товаров. Это подтверждается и Телеграммой МНС России от 28.01.2000 N ВГ-6-03/80. В ней указывается, что начиная с оборотов за январь 2000 г. организации розничной торговли и общественного питания предъявляют к возмещению (зачету) суммы НДС по товарам, приобретенным после 1 января 2000 г. для продажи и изготовления продукции собственного производства, по мере оплаты таких товаров и их принятия к учету при наличии счетов - фактур поставщиков. Следует также отметить, что порядок оформления счета - фактуры, ведения журнала учета счетов - фактур, книги покупок и книги продаж указанный выше Закон возложил на Правительство РФ. В п.2 Письма МНС России от 08.12.1999 N АП-6-03/984@ "Об упорядочении возмещения (зачета) налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам" сообщено, что согласно Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" при отсутствии у покупателя (организации - экспортера) документального подтверждения о фактически отнесенных суммах налога поставщикам материальных ресурсов на издержки производства и обращения права на возмещение (зачет) указанного налога не имеется. Кроме того, в данном пункте отмечено, что в связи с предоставленными ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым органам правами для обоснования права организации - экспортера на возмещение (зачет) сумм НДС, уплаченных поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), организации - экспортеры представляют в налоговые органы зарегистрированные в журнале учета счетов - фактур и в книге покупок первые экземпляры счетов - фактур по приобретенным материальным ресурсам с указанием уплаченных сумм НДС. Следует помнить, что в случае необходимости налоговые органы могут принять оперативные меры по встречной проверке отражения вторых экземпляров счетов - фактур, зарегистрированных в журналах учета и в книге продаж у поставщиков. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки (ст.ст.31 и 32 НК РФ). При проведении налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты НДС налогоплательщиком должностные лица налоговых органов обязаны обращать внимание на правильность заполнения и ведения книги продаж и книги покупок. В связи этим следует отметить, что в книге продаж должны быть четко зафиксированы все обороты, отраженные в главной книге по кредиту счетов 46, 47, 48, а также в журналах - ордерах 11 и 13 и ведомостях 16 и 16а. В свою очередь, должностные лица налоговых органов анализируют и проверяют соответствие оборотов, отраженных по счетам реализации, суммам выручки, поступившим на счета учета денежных средств учреждений банков (счета 51, 52, 55, 56, 57) и через кассу предприятия (счет 50), а также готовым товарам на складе, поступившим по бартеру. Порядок регистрации выписанных счетов - фактур в книге продаж зависит от принятой у организации - поставщика учетной политики, то есть от способа определения момента реализации для целей налогообложения: "по отгрузке" или "по оплате".
Вариант 1. У организации - поставщика моментом реализации для целей налогообложения является отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг). Пункт 13 Порядка устанавливает, что получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов - фактур и соответствующими записями в книге продаж. Организация - поставщик отражает полученную частичную предоплату следующим образом: Д-т 51 К-т 64 - на сумму частичной предоплаты, в том числе НДС; Д-т 64 К-т 68 - НДС по поступившей предоплате. Следовательно, организация - поставщик выписывает счет - фактуру на сумму полученной предоплаты и регистрирует его в книге продаж. Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства, записи по этим средствам в книге покупок не производят. После того как организация - поставщик отгрузила продукцию покупателю, данная операция отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке: Д-т 62 К-т 46 - отражена реализация продукции; Д-т 46 К-т 68 - отражен НДС по реализованной продукции; Д-т 68 К-т 64 - восстановлен НДС по полученному ранее авансу; Д-т 64 К-т 62 - зачтен авансовый платеж. В соответствии с п.13 Порядка при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату (аванс) в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного НДС по этой предоплате (авансу) с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка. Затем отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату (аванс). В дальнейшем регистрация в книге продаж счета - фактуры, составленного при отгрузке, по каждой поступившей доплате за отгруженную продукцию уже не производится. По окончании отчетного периода по НДС в книге продаж подводятся итоги по графам 4, 5а, 5б, 6а, 6б, 7 и 7а с заполнением строки "Всего", которые используются при составлении расчета (декларации) по НДС.
Вариант 2. У организации - поставщика моментом реализации для целей налогообложения является поступление денежных средств за отгруженный товар (выполненные работы, оказанные услуги). Порядок регистрации выписанного по полученному авансовому платежу счета - фактуры в книге продаж не отличается от рассмотренного ранее варианта. После того как организация - поставщик отгрузила продукцию покупателю, данная операция отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке: Д-т 62 К-т 46 - отражена реализация продукции; Д-т 46 К-т 76 - отражен НДС по реализованной продукции; Д-т 68 К-т 64 - восстановлен НДС по полученному ранее авансу; Д-т 64 К-т 62 - зачтен частичный авансовый платеж. Организация - поставщик составляет счет - фактуру в двух экземплярах на сумму отгруженной продукции. Один экземпляр (оригинал) направляется организации - покупателю, а другой (копия) - организация - поставщик регистрирует в книге продаж на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета - фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по каждой сумме "частичная оплата"; Д-т 51 К-т 62 - отражена поступившая частичная доплата за отгруженную продукцию; Д-т 76 К-т 68 - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по реализованной и частично оплаченной продукции. Подведение итогов по графам книги продаж по окончании отчетного периода аналогично порядку, рассмотренному ранее в варианте 1. Необходимо учитывать, что ст.40 НК РФ для целей налогообложения введен институт рыночной цены. Так, в указанных данной статьей случаях для целей налогообложения принимается рыночная цена идентичных (однородных) товаров, работ или услуг. В этом случае представляется возможным использовать рекомендации, изложенные в Письме Госналогслужбы России от 23.05.1997 N ПВ-6-03/393 "О счетах - фактурах", согласно которым выписываются два счета - фактуры: один (в двух экземплярах) - по цене фактической реализации товаров, работ или услуг; второй (в одном экземпляре) - на сумму разницы между рыночной ценой, принимаемой для целей налогообложения, и фактической ценой реализации с указанием подлежащего доплате НДС. Следует помнить, что отсутствие счетов - фактур у организации квалифицируется НК РФ как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и отнесено ст.120 гл.16 к налоговому правонарушению. Квалифицирующим признаком ст.120 НК РФ является грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного или более налоговых периодов, или если указанные деяния повлекли занижение налоговой базы. Данной статьей предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб. за отсутствие счетов - фактур у организации в течение одного отчетного периода. Если данное правонарушение совершено в течение более одного налогового периода, то штраф устанавливается в размере 15 тыс. руб. Если это деяние повлекло занижение налоговой базы, оно влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. Следует отметить, что субъектами данного налогового правонарушения являются исключительно организации. Статьей 11 НК РФ организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, так и иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Из этого можно заключить, что за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в том числе отсутствие счетов - фактур, привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст.120 НК РФ подлежат как организации, уплачивающие НДС, так и освобожденные от его уплаты. Более того, данная статья не разграничивает организации на поставщиков (подрядчиков) и покупателей (потребителей, заказчиков). Рамки данной публикации не позволяют раскрыть все особенности оформления и применения счетов - фактур. Многие вопросы, связанные с применением счетов - фактур, требуют дополнительного разъяснения. Вместе с тем налогоплательщикам крайне важно самим изучить основную нормативно - правовую базу по данному вопросу. Основными документами, регламентирующими вопросы применения счетов - фактур, являются: - Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость""; - Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", в ред. Указов Президента Российской Федерации от 03.04.1997 N 283, от 24.07.1997 N 776, от 03.08.1999 N 977, от 22.12.1999 N 1682; - Постановление Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 108, от 26.10.1999 N 1189, от 19.01.2000 N 46.
Подписано в печать А.А.Бастриков 24.07.2000 Советник налоговой службы
II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |