Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Счет - фактура: порядок оформления, применения и ответственность ("Налоговый вестник", 2000, N 8)



"Налоговый вестник", N 8, 2000

СЧЕТ - ФАКТУРА: ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ,

ПРИМЕНЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" все плательщики НДС обязаны составлять счета - фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг) начиная с 1 января 1997 г.

Счет - фактура определен как инструмент дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора НДС и используется для встречных проверок налогоплательщиков с целью выявления фактов уклонения от уплаты налога поставщиками и необоснованного предъявления к зачету (возмещению) сумм входного налога покупателями. Данное положение закреплено совместным Письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.1996 N ВЗ-6-03/890, 109 "О применении счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость с 1 января 1997 года".

Счета - фактуры, являясь обязательным документом для всех плательщиков НДС, оформляются при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Счета - фактуры не составляются физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, нотариусами, в том числе занимающимися частной практикой, так как в соответствии с Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость") они не являются плательщиками данного налога. Не составляются счета - фактуры и налогоплательщиками по операциям с ценными бумагами (кроме брокерских и иных посреднических услуг), а также банками (кредитными организациями) и страховыми организациями по операциям (сделкам), не облагаемым НДС.

Пункт 1 Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914, устанавливает, что счет - фактура составляется организацией (предприятием) - поставщиком (подрядчиком) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) на имя организации (предприятия) - покупателя (потребителя, заказчика) в двух экземплярах. Первый экземпляр не позднее 10 дней с даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) или предоплаты (аванса) представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке, установленном Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Второй экземпляр (копия) остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС при реализации товаров (работ, услуг). При направлении покупателю счетов - фактур по почте датой представления считается дата сдачи счета - фактуры на почту.

При реализации товаров за наличный расчет плательщиками НДС, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению за наличный расчет с использованием ККМ, требования Порядка считаются выполненными, если продавец товара (работы, услуги) выдал покупателю кассовый чек (счет), содержащий реквизиты, установленные п.9 Порядка.

В случаях, предусмотренных законодательством, организации, реализующие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги) непосредственно населению без использования ККМ, могут применять действующие бланки строгой отчетности вместо счетов - фактур с их последующим отражением в книге продаж у поставщика.

В случае если расчеты за товары (работы, услуги), реализуемые непосредственно населению, осуществляются через филиалы кредитных организаций (отделения связи и т.п.), п.9 Порядка допускает применение действующих первичных учетных документов, служащих основанием при ведении бухгалтерского учета, вместо счетов - фактур с их последующим отражением в книге продаж.

Пункт 7 вышеуказанного Порядка устанавливает, что при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых НДС, сумма налога в счете - фактуре не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

С вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 108 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 1996 г. N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"" счет - фактура может быть подписан не только руководителем и главным бухгалтером поставщика, но и иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации (предприятию) совершать подобные действия. Однако следует отметить, что исправления в счете - фактуре заверяются только подписью руководителя и печатью поставщика с указанием даты исправления.

Срок хранения счета - фактуры установлен п.5 Порядка и соответствует полным пяти годам с даты их получения (выдачи). Согласно тому же пункту получаемые и выдаваемые счета - фактуры хранятся раздельно в журналах учета счетов - фактур.

Установленное п.8 Порядка требование об отсутствии оснований для зачета (возмещения) покупателю НДС в порядке, установленном федеральным законом, является спорным. Так, действующим законодательством не установлена зависимость зачета (возмещения) покупателем НДС от условий составления счета - фактуры в соответствии с нормами их заполнения. Кроме того, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации информирует о праве налогоплательщика (продавца и покупателя) доказывать, что по соответствующей сделке сумма НДС уплачена покупателем продавцу в составе цены за товары (работы, услуги).

Вступившее в силу Постановление Правительства РФ от 19.01.2000 N 46 "О внесении изменений в порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" по истечении одного месяца после его опубликования в "Российской газете" N 17 от 25.01.2000 изменило форму счета - фактуры. В отличие от ранее установленных реквизитов в счет - фактуру включаются страна происхождения товара, а также номер грузовой таможенной декларации.

Так, согласно п.3 Порядка в счете - фактуре указывается: порядковый номер и дата составления счета - фактуры; наименование и идентификационный номер поставщика товара (работы, услуги); наименование получателя товара (работы, услуги); наименование товара (работы, услуги); страна происхождения товара; номер грузовой таможенной декларации; стоимость (цена) товара (работы, услуги); сумма налога на добавленную стоимость.

Порядок применения Постановления Правительства РФ от 19.01.2000 N 46 "О внесении изменений в порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", а также переходные положения и порядок оформления счетов - фактур отражены в Письме МНС России от 06.06.2000 N ВГ-6-03/431 <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См. журнал "Налоговый вестник". 2000, N 8. С. 192.

Обзор изменений, внесенных в Порядок ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, будет неполным, если не включить положения Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"". Так, согласно указанным изменениям налогооблагаемый оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения НДС. В таком же порядке определяется налогооблагаемый оборот при аукционной продаже товаров. Это подтверждается и Телеграммой МНС России от 28.01.2000 N ВГ-6-03/80. В ней указывается, что начиная с оборотов за январь 2000 г. организации розничной торговли и общественного питания предъявляют к возмещению (зачету) суммы НДС по товарам, приобретенным после 1 января 2000 г. для продажи и изготовления продукции собственного производства, по мере оплаты таких товаров и их принятия к учету при наличии счетов - фактур поставщиков.

Следует также отметить, что порядок оформления счета - фактуры, ведения журнала учета счетов - фактур, книги покупок и книги продаж указанный выше Закон возложил на Правительство РФ.

В п.2 Письма МНС России от 08.12.1999 N АП-6-03/984@ "Об упорядочении возмещения (зачета) налога на добавленную стоимость по экспортным поставкам" сообщено, что согласно Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" при отсутствии у покупателя (организации - экспортера) документального подтверждения о фактически отнесенных суммах налога поставщикам материальных ресурсов на издержки производства и обращения права на возмещение (зачет) указанного налога не имеется. Кроме того, в данном пункте отмечено, что в связи с предоставленными ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым органам правами для обоснования права организации - экспортера на возмещение (зачет) сумм НДС, уплаченных поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), организации - экспортеры представляют в налоговые органы зарегистрированные в журнале учета счетов - фактур и в книге покупок первые экземпляры счетов - фактур по приобретенным материальным ресурсам с указанием уплаченных сумм НДС. Следует помнить, что в случае необходимости налоговые органы могут принять оперативные меры по встречной проверке отражения вторых экземпляров счетов - фактур, зарегистрированных в журналах учета и в книге продаж у поставщиков.

Осуществляя контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки (ст.ст.31 и 32 НК РФ).

При проведении налоговой проверки правильности исчисления и своевременности уплаты НДС налогоплательщиком должностные лица налоговых органов обязаны обращать внимание на правильность заполнения и ведения книги продаж и книги покупок. В связи этим следует отметить, что в книге продаж должны быть четко зафиксированы все обороты, отраженные в главной книге по кредиту счетов 46, 47, 48, а также в журналах - ордерах 11 и 13 и ведомостях 16 и 16а. В свою очередь, должностные лица налоговых органов анализируют и проверяют соответствие оборотов, отраженных по счетам реализации, суммам выручки, поступившим на счета учета денежных средств учреждений банков (счета 51, 52, 55, 56, 57) и через кассу предприятия (счет 50), а также готовым товарам на складе, поступившим по бартеру.

Порядок регистрации выписанных счетов - фактур в книге продаж зависит от принятой у организации - поставщика учетной политики, то есть от способа определения момента реализации для целей налогообложения: "по отгрузке" или "по оплате".

Вариант 1. У организации - поставщика моментом реализации для целей налогообложения является отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг).

Пункт 13 Порядка устанавливает, что получение денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов - фактур и соответствующими записями в книге продаж.

Организация - поставщик отражает полученную частичную предоплату следующим образом:

Д-т 51 К-т 64 - на сумму частичной предоплаты, в том числе НДС;

Д-т 64 К-т 68 - НДС по поступившей предоплате.

Следовательно, организация - поставщик выписывает счет - фактуру на сумму полученной предоплаты и регистрирует его в книге продаж.

Покупатели, перечисляющие указанные денежные средства, записи по этим средствам в книге покупок не производят.

После того как организация - поставщик отгрузила продукцию покупателю, данная операция отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Д-т 62 К-т 46 - отражена реализация продукции;

Д-т 46 К-т 68 - отражен НДС по реализованной продукции;

Д-т 68 К-т 64 - восстановлен НДС по полученному ранее авансу;

Д-т 64 К-т 62 - зачтен авансовый платеж.

В соответствии с п.13 Порядка при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату (аванс) в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного НДС по этой предоплате (авансу) с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка. Затем отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату (аванс). В дальнейшем регистрация в книге продаж счета - фактуры, составленного при отгрузке, по каждой поступившей доплате за отгруженную продукцию уже не производится.

По окончании отчетного периода по НДС в книге продаж подводятся итоги по графам 4, 5а, 5б, 6а, 6б, 7 и 7а с заполнением строки "Всего", которые используются при составлении расчета (декларации) по НДС.

Вариант 2. У организации - поставщика моментом реализации для целей налогообложения является поступление денежных средств за отгруженный товар (выполненные работы, оказанные услуги).

Порядок регистрации выписанного по полученному авансовому платежу счета - фактуры в книге продаж не отличается от рассмотренного ранее варианта.

После того как организация - поставщик отгрузила продукцию покупателю, данная операция отражается в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Д-т 62 К-т 46 - отражена реализация продукции;

Д-т 46 К-т 76 - отражен НДС по реализованной продукции;

Д-т 68 К-т 64 - восстановлен НДС по полученному ранее авансу;

Д-т 64 К-т 62 - зачтен частичный авансовый платеж.

Организация - поставщик составляет счет - фактуру в двух экземплярах на сумму отгруженной продукции. Один экземпляр (оригинал) направляется организации - покупателю, а другой (копия) - организация - поставщик регистрирует в книге продаж на каждую сумму, поступившую в порядке частичной оплаты, с указанием реквизитов счета - фактуры по этим отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) и пометкой по каждой сумме "частичная оплата";

Д-т 51 К-т 62 - отражена поступившая частичная доплата за отгруженную продукцию;

Д-т 76 К-т 68 - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по реализованной и частично оплаченной продукции.

Подведение итогов по графам книги продаж по окончании отчетного периода аналогично порядку, рассмотренному ранее в варианте 1.

Необходимо учитывать, что ст.40 НК РФ для целей налогообложения введен институт рыночной цены. Так, в указанных данной статьей случаях для целей налогообложения принимается рыночная цена идентичных (однородных) товаров, работ или услуг. В этом случае представляется возможным использовать рекомендации, изложенные в Письме Госналогслужбы России от 23.05.1997 N ПВ-6-03/393 "О счетах - фактурах", согласно которым выписываются два счета - фактуры: один (в двух экземплярах) - по цене фактической реализации товаров, работ или услуг; второй (в одном экземпляре) - на сумму разницы между рыночной ценой, принимаемой для целей налогообложения, и фактической ценой реализации с указанием подлежащего доплате НДС.

Следует помнить, что отсутствие счетов - фактур у организации квалифицируется НК РФ как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и отнесено ст.120 гл.16 к налоговому правонарушению. Квалифицирующим признаком ст.120 НК РФ является грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, совершенное в течение одного или более налоговых периодов, или если указанные деяния повлекли занижение налоговой базы. Данной статьей предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб. за отсутствие счетов - фактур у организации в течение одного отчетного периода. Если данное правонарушение совершено в течение более одного налогового периода, то штраф устанавливается в размере 15 тыс. руб. Если это деяние повлекло занижение налоговой базы, оно влечет взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Следует отметить, что субъектами данного налогового правонарушения являются исключительно организации. Статьей 11 НК РФ организации определены как юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, так и иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Из этого можно заключить, что за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в том числе отсутствие счетов - фактур, привлечению к налоговой ответственности в соответствии со ст.120 НК РФ подлежат как организации, уплачивающие НДС, так и освобожденные от его уплаты. Более того, данная статья не разграничивает организации на поставщиков (подрядчиков) и покупателей (потребителей, заказчиков).

Рамки данной публикации не позволяют раскрыть все особенности оформления и применения счетов - фактур. Многие вопросы, связанные с применением счетов - фактур, требуют дополнительного разъяснения. Вместе с тем налогоплательщикам крайне важно самим изучить основную нормативно - правовую базу по данному вопросу.

Основными документами, регламентирующими вопросы применения счетов - фактур, являются:

- Закон РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость"";

- Указ Президента Российской Федерации от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", в ред. Указов Президента Российской Федерации от 03.04.1997 N 283, от 24.07.1997 N 776, от 03.08.1999 N 977, от 22.12.1999 N 1682;

- Постановление Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.02.1998 N 108, от 26.10.1999 N 1189, от 19.01.2000 N 46.

Подписано в печать А.А.Бастриков

24.07.2000 Советник налоговой службы

II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в 2000 году ("Налоговый вестник", 2000, N 8) >
Статья: Применение освобождений от НДС по товарам и услугам, реализуемым дипломатическим представительствам и их персоналу на территории Российской Федерации (Начало) ("Налоговый вестник", 2000, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.