Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О платежах сельскохозяйственных организаций за пользование водными объектами (Начало) ("Налоговый вестник", 2000, N 8)



"Налоговый вестник", N 8, 2000

О ПЛАТЕЖАХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

1. Общие положения

Порядок использования сельскохозяйственными организациями водных ресурсов, забираемых из поверхностных водных объектов, регулируется нормами Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (в ред. от 30.03.1999 N 54-ФЗ) и изданной на его основе Инструкцией Госналогслужбы России от 12.08.1998 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами", в ред. Приказа МНС России от 13.04.1999 N ГБ-3-04/95 (далее - Инструкция N 46).

В случаях осуществления забора (добычи) воды из подземных источников плата за пользование водными объектами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации под понятием "водный объект" подразумевается сосредоточие вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты "водного режима". Под термином "водный режим" понимается изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Целесообразно упомянуть о неточности, содержащейся в ст.122 "Платность водопользования" Водного кодекса Российской Федерации, где записано, что плата за забор воды из водных объектов для орошения мелиорированных земель и плата за обособленные водные объекты взимаются в порядке, предусматриваемом федеральным законом о плате за землю, тогда как в ст.10 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в ред. от 29.12.1998 N 192-ФЗ) сказано лишь, что налог за земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

Однако в соответствии со ст.2 Федерального Закона "О плате за пользование водными объектами" не признается объектом платы пользование водными объектами в целях забора воды сельскохозяйственными предприятиями и (или) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для орошения земель сельскохозяйственного назначения (настоящее положение действует до 1 января 2003 г.).

Таким образом, учитывая, что мелиорированные земли также относятся к сельскохозяйственным, расчет платежей при заборе воды для их полива не производится (то есть норма ст.10 Закона РФ "О плате за землю" в части расчета ставок к данному случаю не относится).

2. Порядок применения льгот по платежам

Кроме льготы по забору воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственные организации не вносят платежи при использовании водных ресурсов для централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, а также при заборе воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий.

Однако следует иметь в виду, что почти у всех крупных хозяйств, имеющих значительную территорию, животноводческие подразделения находятся на значительном расстоянии от центральной усадьбы и вынуждены забирать воду для нужд ферм и комплексов из ближайшего водоема.

Таким образом, Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" не в полной мере учел специфику организации производства продукции в отрасли животноводства, когда отдельные подразделения сельскохозяйственных организаций не могут быть обеспечены водными ресурсами из одного централизованного источника, так как они могут находиться даже в разных административных районах.

В данной ситуации получение указанной выше льготы по платежам возможно в случае подключения фермы, комплекса, птицефабрики к системе централизованного водоснабжения в соответствующем районе. В остальных случаях, когда животноводческое подразделение самостоятельно осуществляет забор воды из поверхностного источника, указанное водопользование относится к объекту платы.

Пользователи обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), не включенных в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию, также не платят за водные объекты.

Согласно ст.1 Водного кодекса Российской Федерации обособленным водным объектом является небольшой по площади и непроточный (замкнутый) искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.

Следует иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субъектов Федерации могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков (в том числе для сельскохозяйственных организаций) дополнительные льготы по тем видам водопользования, которые являются для них платными, но в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта.

Таким образом, сумма льгот, предоставляемая плательщику решением регионального органа власти, не учитывается при расчете суммы платы, подлежащей направлению в федеральный бюджет. Иными словами, 40% платежей направляются в федеральный бюджет исходя из первоначального расчета платы, без учета предоставляемых льгот.

Что касается льгот, предоставляемых сельскохозяйственным организациям, добывающим подземные воды, то в соответствии со ст.40 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. от 02.01.2000 N 20-ФЗ) от платежей за пользование недрами освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд.

При этом сельскохозяйственные организации для подтверждения права на указанную льготу должны иметь соответствующую форму свидетельства на право собственности на землю, приведенную в Указе Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (в ред. от 25.01.1999 N 112).

К собственным нуждам в данном случае относится такое использование подземных вод, которое не включает ее реализацию на сторону и получение соответствующих доходов от этих операций.

3. Порядок применения ставок платы

В ряде регионов платежи начали взиматься только с середины 1999 г., то есть после дополнения Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" положением, в соответствии с которым в случае неутверждения законодательными органами субъектов Федерации конкретных ставок по категориям водопользователей платежи должны были исчисляться по минимальным ставкам платы, утвержденным Правительством РФ.

Учитывая, что, кроме ставок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.1998 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам", в указанном выше Федеральном законе были также приведены ставки платы, у вновь образованных в течение 1998 - 1999 гг. сельскохозяйственных организаций часто возникает вопрос: какие же конкретно ставки следует в настоящее время применять?

В связи с этим уточняем, что сельскохозяйственные и другие организации должны вносить платежи по ставкам, установленным законодательными органами субъектов Федерации в пределах минимальных и максимальных их размеров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.07.1998 N 818.

При этом ставки платы должны корректироваться в зависимости от того, осуществляется забор воды и сброс сточных вод в пределах установленных лимитов или же сверх них. Следует иметь в виду, что при превышении установленного лимита водопользования ставки платы увеличиваются в пять раз.

Пример расчета при сверхлимитном пользовании

Объем фактического забора воды - 15 тыс. куб. м, в том числе объем забора сверх лимита - 5 тыс. куб. м.

Максимальная ставка платы за данный вид пользования в Северо - Кавказском экономическом районе - 148 руб./тыс. куб. м.

Сумма платы составит:

(10 тыс. куб. м х 148 руб./тыс. куб. м) + (5 тыс. куб. м х 148 руб./тыс. куб. м х 5) = 5180 руб.

Предусматривается, что при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы также увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Часто возникают вопросы о том, применительно к каким конкретно ставкам налоговые и другие органы должны осуществлять расчет платежей, подлежащих к уплате, в случае выявления фактов безлицензионного пользования водными объектами отдельными предприятиями.

В практике встречаются случаи, когда контролирующие органы при обнаружении фактов безлицензионного пользования водными объектами требуют производить расчет причитающихся к уплате сумм платежей по максимальным ставкам платы, утвержденным Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами", в котором максимальная ставка платы за забор воды составляет 176 руб. за 1 тыс. куб. м. Однако данное требование неправомерно.

В данном случае применяется такой же подход, как и при сверхлимитном пользовании (см. п.11 Инструкции N 46) - то есть расчет ведется по ставкам, установленным законодательным органом субъекта Федерации.

Учитывая, что эти ставки определены по категориям плательщиков, то и расчет по конкретному предприятию, осуществляющему безлицензионное пользование, производится в зависимости от категории, к которой он должен быть отнесен.

Пример расчета

Сельскохозяйственная организация Курской области, не имея соответствующей лицензии на водопользование, произвела за отчетный квартал фактический забор воды, равный 10 тыс. куб. м. Сброс сточных вод составил 6 тыс. куб. м. Законом Курской области от 27.11.1998 N 33-3КО утверждены следующие ставки платы для сельского хозяйства, строительства и транспорта (по бассейну реки Дон):

за забор воды - 64 руб./тыс. куб. м;

за сброс сточных вод - 10,8 руб./тыс. куб. м.

Сумма платы составит:

(10 тыс. куб. м х 64 руб./тыс. куб. м х 5) + (6 тыс. куб. м х 10,8 руб./тыс. куб. м х 5) = 3524 руб.

4. Порядок определения лимитов

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" лимиты водопользования для субъектов Федерации устанавливаются МПР России по согласованию с Госкомэкологии России и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов Федерации потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.

Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются МПР России по согласованию с Минэкономики России, Минстроем России и Госкомэкологии России.

Лимиты устанавливаются для водопользователей на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно - эпидемиологического состояния водных объектов:

- по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, - МПР России или его территориальными органами по согласованию с Госкомэкологии России или его территориальными органами, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;

- по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению территориального органа МПР России, осуществляющего свои полномочия на территории соответствующего субъекта Федерации, согласованному с территориальным органом Госкомэкологии России и другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Установленные лимиты водопользования отражаются в лицензиях на водопользование.

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 9, 2000)

Подписано в печать В.В.Петрунин

24.07.2000 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Вправе ли частные нотариусы включать в состав расходов полную стоимость основных средств, используемых при осуществлении деятельности, или они обязаны применять ускоренную амортизацию при списании стоимости таких средств, предусмотренную ст.10 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"? ("Налоговый вестник", 2000, N 8) >
Вопрос: Какими документами следует руководствоваться при уплате налога на прибыль с суммы доходов от фрахта? ("Налоговый вестник", 2000, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.