Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение обособленных структурных подразделений ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 29)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, 2000

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ СТРУКТУРНЫХ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

При принятии решения организацией, находящейся в Москве, об учреждении обособленного подразделения в Московской области (в частности, склада) следует учитывать следующие моменты.

Склад может являться филиалом или представительством организации, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, наделяться отдельными полномочиями, находиться на отдельном балансе и иметь свой расчетный счет.

Согласно ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) (в ред. Закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации, а местом нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение. Именно этим изменением НК РФ определено, что до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Налогоплательщиками признаются организации, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги, а филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

В целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств в течение одного месяца (п.4 ст.83) (в противном случае применяются санкции, установленные ст.ст.116, 117 НК РФ).

Кроме того, отметим, что налогоплательщики (организации) обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации. При этом обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Следовательно, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того:

отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации;

какими полномочиями оно наделено;

имеет или не имеет отдельный баланс и расчетный счет.

В данном случае налоговые обязательства не зависят от норм гражданского законодательства.

Таким образом, арендованный организацией склад в Московской области, в любом случае будет являться обособленным подразделением и должен уплачивать налоги (за организацию) по месту своего нахождения в бюджет Московской области и соответствующий местный бюджет.

Порядок уплаты отдельных налогов

Налог на прибыль

Сумму налога определяет головная организация исходя из доли прибыли, приходящейся на подразделение, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов. Этот порядок установлен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 660.

Пример. Среднесписочная численность организации - 100 человек, в том числе по подразделению - 60 человек;

остаточная стоимость основных средств организации - 100 000 руб., в том числе подразделения - 20 000 руб.

Расчет доли прибыли: 60 : 100 х 100 = 60%; 20 000 : 100 000 х х 100 = 20%;

60 + 20/2 = 40%.

Следовательно, доля прибыли подразделения составит 40%. Именно с этой доли прибыли налог будет распределяться в рамках Московской области (федеральный, областной, местный бюджеты).

Налог на имущество предприятий

В соответствии с п.13 Инструкции от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП), товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений.

Налог на добавленную стоимость

Филиалы и представительства, которые в соответствии с Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" являются самостоятельными плательщиками НДС до введения в действие части второй Кодекса и исполняют обязанность головной организации, начисляют и уплачивают налог в порядке, предусмотренном этим Законом.

Согласно п.1 ст.2 Закона N 1992-1 установлено, что обязанность уплачивать налог возникает у филиала, отделения и другого обособленного подразделения в случае самостоятельной реализации ими товаров (работ, услуг). При этом не ставится в зависимость уплата налога от наличия у обособленного подразделения отдельного баланса или иных условий.

В Письме Управления МНС по г. Москве от 09.03.2000 N 02-14/8927 впервые определены критерии самостоятельности при установлении факта самостоятельной реализации товаров.

Реализация товаров в целях налогообложения признается самостоятельной в том случае, когда руководитель филиала, другого обособленного подразделения юридического лица на основании выданной ему в установленном порядке доверенности заключил от имени этого юридического лица сделку на реализацию товаров и в соответствии с данной сделкой денежные средства в их оплату поступили на расчетный счет или в кассу филиала.

Если при описанных обстоятельствах оплата товаров произведена покупателем непосредственно путем перечисления денежных средств на счет юридического лица или в кассу юридического лица как стороны по сделке, филиал не может быть признан лицом, самостоятельно реализующим товары, так как вся его самостоятельность будет ограничена лишь фактом заключения сделки от имени юридического лица по его поручению, соответствующим оформлением документов по этой сделке и осуществлением его отгрузки в адрес покупателя.

В случае если филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (организаций) не осуществляют самостоятельной реализации товаров в соответствии с вышеуказанными критериями, т.е. не имеют счета, на который поступает выручка от реализации этим подразделением товаров, все функции налогоплательщика по соответствующим оборотам осуществляет головная организация - юридическое лицо по месту своей регистрации.

Если денежные средства от реализации товаров с арендуемых в регионах складских помещений поступают не на счет или в кассу региональных представительств организации, которые не имеют прав юридического лица, а непосредственно на расчетный счет головной организации, зарегистрированной в г. Москве, кроме того, эти региональные представительства и склады не наделены правом вести отдельный (самостоятельный) баланс, то платежи НДС должна осуществлять головная организация по месту своей регистрации в г. Москве (п.2 ст.7). Поэтому в этом случае суммы налога, уплаченные поставщикам товаров при их приобретении, предъявляются к возмещению (зачету) головной организацией также по месту ее регистрации в г. Москве в момент оприходования этих товаров в полном объеме независимо от дальнейшего перемещения товаров.

Аналогично решаются вопросы по возмещению головной организации по месту ее регистрации сумм налога, уплаченных по расходам региональными представительствами и складами (арендная плата, коммунальные услуги и др.).

Налоги в дорожный фонд

Плательщиками налогов (за исключением налога на пользователей автомобильных дорог) являются только организации. Следовательно, их уплата производится исключительно по месту регистрации организации.

Налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают как организации, так и их подразделения, имеющие отдельный баланс и счет. Поэтому с 14 августа 1999 г. в связи с отсутствием каких-либо разъяснений со стороны налоговых органов и порядка расчета этот налог следует уплачивать только по месту организации либо применять порядок, согласованный с налоговыми органами как по месту подразделения, так и по месту организации.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов

социально - культурной сферы

В соответствии с п.1 Инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.1994 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы" при распределении платежей предприятия по месту нахождения филиалов и приравненных к ним подразделений следует использовать Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 660. При этом отчеты сдаются по месту нахождения обособленных подразделений в части выручки, приходящейся на эти подразделения.

Подоходный налог

Согласно Письму Управления МНС по г. Москве от 19.01.2000 N 08-03/2478 "Об отчетности по подоходному налогу организаций, имеющих обособленные подразделения" головная организация представляет отчет по подоходному налогу, включающий удержания, произведенные с заработной платы работников филиалов и других обособленных подразделений, в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации. При этом отчеты по каждому филиалу не представляются.

Налог с продаж

Согласно Инструкции Управления МНС России по г. Москве от 23.06.1999 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" плательщиками налога с продаж (далее - налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (в том числе осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) по договорам комиссии, поручения, а также в рамках договоров о совместной деятельности и доверительного управления), реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет на территории г. Москвы.

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

В то же время в соответствии со ст.39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары.

Инструкцией N 1 не определен конкретный порядок определения реализации на территории, а поскольку (п.7 ст.3 НК РФ) неясности налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика, товар, право собственности на который переходит на территории Московской области, не должен облагаться налогом с продаж. При этом в договорах, накладных, других сопроводительных документах необходимо указывать подтверждающие это обстоятельства.

Следует отметить, что в настоящее время многие вопросы, связанные с порядком уплаты отдельных налогов и сборов и представлением налоговых деклараций, официально не разъяснены и решаются на уровне местных контролирующих органов.

Взносы во внебюджетные фонды

В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" плательщиками страховых взносов признаны работодатели - обособленные подразделения юридических лиц, обладающие правом найма и увольнения, самостоятельно начисляющие зарплату. Они подлежат регистрации в органах Пенсионного фонда по Московской области.

Если руководитель подразделения не обладает этими правами, то взносы с его работников уплачивают работодатели - организации по месту своей регистрации.

По нашему мнению, аналогичный подход следует применять и в отношении других фондов (Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования).

Представление отчетности

Согласно ст.23 НК РФ обязанность по ведению учета объектов налогообложения, а также представлению бухгалтерской и налоговой отчетности лежит исключительно на налогоплательщиках, а не на их обособленных подразделениях.

Организация вместе со своими подразделениями выступает как единый субъект налоговых правоотношений, т.е. по месту нахождения организации представляется отчетность, включая все обороты. Поэтому по месту нахождения обособленных подразделений налоги уплачиваются только исходя из обязательств, приходящихся на Московскую область.

Однако, учитывая, что согласно ст.31 НК РФ налоговые органы могут требовать любые документы, связанные с налогообложением, порядок и объем отчетности следует согласовать с местными органами.

Если соответствующие полномочия переданы подразделению создавшим его юридическим лицом и оно имеет отдельный баланс и счет, то в налоговый орган по месту нахождения подразделения представляется налоговая декларация, подписанная его руководителем, а в случае отсутствия указанных полномочий отчетность подписывается руководством головной организации. При этом в отчетности следует указывать соответствующий КПП, присвоенный подразделению при регистрации в Московской области, а также ИНН создавшей его организации.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

для упрощения документооборота наиболее оптимальным является открытие торгового склада без выделения на отдельный баланс, наделения его руководства какими-либо полномочиями и функциями, кроме отгрузки продукции покупателям и получения средств в кассу;

по месту арендованного склада организация в течение одного месяца с момента его открытия должна встать на учет в налоговой инспекции и представлять необходимую отчетность с соответствующим КПП по месту его нахождения;

налог на прибыль и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы уплачивают в бюджет Московской области исходя из доли прибыли, налог на имущество - исходя из находящихся на складе основных средств, МБП, материалов, товаров подразделений на основании данных раздельного учета (накладных на передачу складу) по соответствующим расчетам;

в соответствующих налоговых декларациях необходимо предусмотреть дополнительные графы для распределения налогов по бюджетам;

представлять в налоговые органы (в Москве и Московской области) полные комплекты отчетности (с разными КПП), подписанные руководством организации.

Подписано в печать С.Дорофеев

19.07.2000 Ведущий аудитор

ЗАО "Профаудит"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Предприниматель в 1999 г. работал по упрощенной системе налогообложения. В IV квартале 1999 г. он подал заявление на продолжение работы по патенту в 2000 г. По результатам декларирования за 1999 г. размер валовой выручки превысил 100 000-кратный размер ММОТ. Можно ли отказать в 2000 г. применять упрощенную систему налогообложения и отозвать выданный патент? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 29) >
Статья: Правовые аспекты рассмотрения дел в арбитражном суде апелляционной инстанции (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.