|
|
Статья: Аудит учетной политики ("Бухгалтерский учет", 2000, N 15)
"Бухгалтерский учет", N 15, 2000
АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Требования Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм. Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В настоящее время в двенадцати из тридцати пяти действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности содержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации (см. табл. 1).
Таблица 1
———————————————————————————————————T—————————————T———————————————¬
| Правило (стандарт) | Одобрено | Ссылка |
| аудиторской деятельности | Комиссией по| на учетную |
| | аудиторской | политику |
| | деятельности| организации |
| | при | |
| | Президенте | |
| | РФ | |
+———T——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 1.|Планирование аудита | 25.12.1996, |Подпункт "г" |
| | | протокол N 6|п.3.3 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 2.|Изучение и оценка систем бух— | 25.12.1996, |Подпункт "а" |
| |галтерского учета и внутренне—| протокол N 6|п.3.2, |
| |го контроля в ходе аудита | |пп."в" п.3.4, |
| | | |пп."б" п.4.7 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 3.|Действия аудитора при выявле— | 25.12.1996, |Подпункт "б" |
| |нии искажений бухгалтерской | протокол N 6|п.4.3 |
| |отчетности | | |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 4.|Аналитические процедуры | 22.01.1998, |Пункт 3.5 |
| | | протокол N 2| |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 5.|Проверка соблюдения норматив— | 15.07.1998, |Подпункт "в" |
| |ных актов при проведении ауди—| протокол N 4|п.3.2 |
| |та | | |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 6.|Разъяснения, предоставляемые | 15.07.1998, |Приложение 3 |
| |руководством проверяемого эко—| протокол N 4| |
| |номического субъекта | | |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 7.|Первичный аудит начальных и | 15.07.1998, |Подпункт "г" |
| |сравнительных показателей бух—| протокол N 4|п.2.3, |
| |галтерской отчетности | |пп."в" п.2.5, |
| | | |пп."б" п.3.1 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 8.|Учет операций со связанными | 18.03.1999, |Подпункт "в" |
| |сторонами в ходе аудита | протокол N 2|п.5.2 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
| 9.|Изучение и использование рабо—| 27.04.1999, |Подпункт "в" |
| |ты внутреннего аудита | протокол N 3|п.2.6 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
|10.|Понимание деятельности эконо— | 27.04.1999, |Подпункт "б" |
| |мического субъекта | протокол N 3|п.2.2, |
| | | |пп."д" п.3.1, |
| | | |пп."з" п.4.1, |
| | | |пп."в" п.5.9 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
|11.|Проверка прогнозной финансовой| 20.08.1999, |Подпункт "в" |
| |информации | протокол N 5|п.3.14, |
| | | |пп."г" п.3.14 |
+———+——————————————————————————————+—————————————+———————————————+
|12.|Аудит оценочных значений в | 20.08.1999, |Пункт 2.6 |
| |бухгалтерском учете | протокол N 5| |
L———+——————————————————————————————+—————————————+————————————————
Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику. Информационной базой для ознакомления с содержанием учетной политики являются:
- приказ (распоряжение и т.п.) об учетной политике проверяемой организации; - рабочий план счетов бухгалтерского учета; - перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности; - правила документооборота и технологии обработки учетной информации; - утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации; - пояснительная записка, которая раскрывает: сведения, относящиеся к учетной политике организации; избранные при формировании учетной политики отличные от предыдущего года способы ведения бухгалтерского учета; изменения в учетной политике, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным; дополнительные данные о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности, прекращении операций, аффилированных лицах, прибыли, приходящейся на одну акцию. Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.
Пример. Организация при осуществлении видов деятельности с разными ставками налога на прибыль производит расчеты по этому налогу по наивысшей ставке. Этот факт свидетельствует о формальном подходе к формированию учетной политики, так как не используются возможности методологического аспекта учетной политики. Разработка и утверждение методики раздельного учета затрат по видам деятельности с разными ставками налога позволили бы снизить налоговые платежи. Оценку аудитором подхода администрации к вопросам учетной политики необходимо принимать во внимание при общей оценке состояния внутреннего контроля, поскольку сама по себе учетная политика является элементом внутреннего контроля. Цель аудита учетной политики - составить мнение о достоверности бухгалтерской отчетности организации (экономического субъекта) исходя из требований, выполнение которых согласно ПБУ 1/98 должна обеспечивать учетная политика организации, а также исходя из следующих допущений: - имущественной обособленности организации; - последовательности применения учетной политики; - временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При проведении аудиторской проверки необходимо установить: - наличие и состав распорядительных документов по учетной политике; - соответствие формы и сроков принятия документов по учетной политике требованиям нормативных актов; - последовательность применения учетной политики; - наличие способов учета, отличных от установленных нормативными документами, но позволяющих организации достоверно отразить ее имущественное состояние и финансовые результаты; - полностью ли раскрыты избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности; - соблюдение учетной политики. Аудитор должен проверить, соблюдается ли установленный ПБУ 1/98 порядок принятия учетной политики: - издан ли приказ (распоряжение) руководителя организации об учетной политике (п.9 ПБУ 1/98). Следует помнить, что вновь созданное предприятие должно оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации); - утверждены ли рабочий план счетов, формы используемых нетиповых первичных документов, правила документооборота и технология обработки учетной информации, порядок проведения инвентаризации и методы оценки имущества, порядок контроля хозяйственных операций и др. (п.5 ПБУ 1/98); - издавался ли приказ о дополнениях, вносимых в учетную политику (п.16 ПБУ 1/98); - издавался ли приказ об изменении учетной политики (п.17 ПБУ 1/98). Исходя из требований п.16 ПБУ 1/98 дополнения в учетную политику в течение года могут быть внесены в момент приобретения организацией активов или при возникновении фактов деятельности, имеющих вариантность в законодательстве, но не имеющих аналогов в практике данной организации.
Пример. Организация в мае текущего года впервые приобрела нематериальные активы. Выбор способа амортизации нематериальных активов следовало оформить отдельным приказом о дополнениях, вносимых в учетную политику. Изменение в учетной политике по сравнению с предыдущим годом должно быть письменно обосновано и объяснено. Аудитор выясняет правомерность изменений учетной политики. Изменения в учетной политике могут иметь место в случаях: - существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности); - изменений российского законодательства или системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России; - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Изменения в учетной политике должны быть обоснованы, а последствия изменений, не связанные с изменением законодательства Российской Федерации, оценены в стоимостном выражении. Анализируя содержание приказа (распоряжения) об учетной политике, аудитор выясняет: - все ли положения приказа являются элементами учетной политики; - все ли аспекты (организационно - технический, методологический, налоговый) учетной политики нашли в ней отражение. С этой целью аудитор может провести тестирование предоставленного приказа (распоряжения) об учетной политике, предложив руководителю проверяемой организации заполнить анкету примерно следующего содержания (см. табл. 2).
Таблица 2
————————————————————————————————————————————T—————————T——————————¬
| Проверяемый объект | Ответ |Примечание|
| +————T————+ |
| | Да | Нет| |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|I. Организационно — технический | | | |
|1. Организационная форма ведения учета: | | | |
|а) структурное подразделение, возглавляемое| | | |
|главным бухгалтером | | | |
|б) должность бухгалтера в штате | | | |
|в) на договорных началах со специализиро— | | | |
|ванной организацией | | | |
|г) руководителем | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|2. Утверждены ли: | | | |
|положение о бухгалтерии | | | |
| | | | |
|должностные инструкции | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|3. Применяемая форма бухгалтерского учета: | | | |
|единая журнально — ордерная | | | |
| | | | |
|мемориально — ордерная | | | |
| | | | |
|упрощенная система учета | | | |
| | | | |
|компьютеризованная | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|4. Разработан и утвержден рабочий план | | | |
|счетов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|5. Правила документооборота и технологии | | | |
|обработки учетной информации: | | | |
|применение унифицированных форм первичных | | | |
|документов | | | |
| | | | |
|утверждение форм первичных документов, по | | | |
|которым не предусмотрены типовые формы | | | |
| | | | |
|утверждение перечня лиц, имеющих право под—| | | |
|писи первичных учетных документов | | | |
| | | | |
|утверждение графика документооборота | | | |
| | | | |
|разработка номенклатуры дел бухгалтерской | | | |
|службы с учетом сроков хранения документов | | | |
| | | | |
|определение лиц, ответственных за хранение | | | |
|документов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|6. Оценка имущества: | | | |
|приобретенного за плату путем суммирования | | | |
|производственных затрат на покупку | | | |
| | | | |
|полученного безвозмездно по рыночной стои— | | | |
|мости на дату оприходования | | | |
| | | | |
|произведенного самой организацией по стои— | | | |
|мости его изготовления | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|7. Порядок проведения инвентаризации: | | | |
|установление сроков проведения | | | |
| | | | |
|создание постоянно действующей комиссии | | | |
| | | | |
|подготовка приказа о проведении | | | |
|инвентаризации | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|8. Объем, сроки и адреса представления от— | | | |
|четности: | | | |
|составление отчетности в объеме и сроки, | | | |
|установленные нормативными документами по | | | |
|бухгалтерскому учету | | | |
| | | | |
|представление годовой бухгалтерской отчет— | | | |
|ности: | | | |
|а) учредителям организации | | | |
|б) органам МНС | | | |
|в) органам статистики | | | |
|г) другим заинтересованным пользователям | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|9. Система взаимоотношений с аудиторской | | | |
|организацией | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|10. Утверждение состава постоянно действую—| | | |
|щей комиссии для: | | | |
|установления сроков использования немате— | | | |
|риальных активов | | | |
| | | | |
|определения целесообразности и непригоднос—| | | |
|ти объектов основных средств | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|11. Утверждение перечня лиц и сроков пред— | | | |
|ставления авансовых отчетов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|12. Утверждение сметы представительских | | | |
|расходов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|II. Способы ведения бухгалтерского учета | | | |
|1. Установление стоимостной границы между | | | |
|основными средствами и средствами в обороте| | | |
| | | | |
|предел, равный 100—кратному МРОТ | | | |
| | | | |
|предел меньше 100—кратного МРОТ | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|2. Способ начисления амортизации по основ— | | | |
|ным средствам: | | | |
|линейный | | | |
| | | | |
|уменьшаемого остатка | | | |
| | | | |
|списание стоимости по сумме чисел лет срока| | | |
|полезного использования | | | |
| | | | |
|списание стоимости пропорционально объему | | | |
|продукции (работ) | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|3. Порядок учета ремонта производственных | | | |
|основных средств: | | | |
|по мере производства ремонта | | | |
| | | | |
|затраты на ремонт резервируются | | | |
| | | | |
|с использованием счета 31 | | | |
| | | | |
|с созданием ремонтного фонда для проведения| | | |
|в течение ряда лет особо сложных видов ре— | | | |
|монтов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|4. Проведение переоценки основных средств | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|5. Порядок начисления амортизации по нема— | | | |
|териальным активам: | | | |
|линейным способом | | | |
| | | | |
|способом списания стоимости пропорционально| | | |
|объему продукции (работ, услуг) | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|6. Порядок начисления амортизации по МБП: | | | |
|процентным способом | | | |
|а) 100% при передаче в эксплуатацию | | | |
|б) 50% при передаче в эксплуатацию | | | |
| | | | |
|линейным способом | | | |
| | | | |
|способом списания стоимости пропорционально| | | |
|объему продукции (работ, услуг) | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|7. Порядок отражения в учете приобретения и| | | |
|заготовления материалов: | | | |
|по фактической себестоимости их приобрете— | | | |
|ния или учетным ценам | | | |
| | | | |
|с использованием счета 15 | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|8. Способ списания отпущенных в производст—| | | |
|во материалов: | | | |
|по себестоимости каждой единицы | | | |
| | | | |
|по средней себестоимости | | | |
| | | | |
|по себестоимости первых по времени приобре—| | | |
|тения МПЗ (ФИФО) | | | |
| | | | |
|по себестоимости последних по времени при— | | | |
|обретения МПЗ (ЛИФО) | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|9. Учет расходов по заготовке и доставке | | | |
|товаров на склад: | | | |
|расходы по заготовке и доставке товаров | | | |
|учитываются в составе издержек обращения | | | |
|(счет 44) по статье "Транспортные расходы" | | | |
| | | | |
|сумма издержек обращения на остаток товара | | | |
|исчисляется по среднему проценту транспорт—| | | |
|ных расходов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|10. Оценка товаров по: | | | |
|продажным ценам | | | |
| | | | |
|покупным ценам | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|11. Метод учета затрат и издержек обраще— | | | |
|ния: | | | |
|учет затрат, формирующих себестоимость про—| | | |
|дукции (работ, услуг), ведется на балансо— | | | |
|вых счетах 20, 44, 23, 26 (полная произ— | | | |
|водственная себестоимость) | | | |
| | | | |
|неполная производственная себестоимость | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|12. Порядок распределения и списания обще— | | | |
|хозяйственных расходов | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|13. Порядок списания расходов будущих пери—| | | |
|периодов: | | | |
|равномерно | | | |
| | | | |
|пропорционально объему продукции | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|14. Порядок признания коммерческих и управ—| | | |
|ленческих расходов: | | | |
|полностью в отчетном году их признания | | | |
| | | | |
|распределяются между проданными и не про— | | | |
|данными товарами (продукцией) | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|15. Порядок создания резерва предстоящих | | | |
|расходов и платежей | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|16. Вариант учета распределения и использо—| | | |
|вания прибыли: | | | |
|организация не создает фондов специального | | | |
|назначения | | | |
| | | | |
|чистая прибыль предварительно распределяет—| | | |
|ся по фондам | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|17. Порядок списания кредиторской и деби— | | | |
|торской задолженности | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|III. Положения учетной политики по налого— | | | |
|обложению | | | |
|1. Порядок признания выручки организации: | | | |
|по мере поступления денежных средств на | | | |
|расчетный счет или в кассу организации ("по| | | |
|оплате") | | | |
| | | | |
|по мере фактического оказания услуг и | | | |
|предъявления покупателям расчетных докумен—| | | |
|тов ("по отгрузке") | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|2. Порядок раздельного учета НДС по мате— | | | |
|риальным ресурсам, используемым при реали— | | | |
|зации товаров, облагаемых НДС | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|3. Порядок раздельного учета затрат для ис—| | | |
|числения НДС | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|IV. Контроль за исполнением приказа (распо—| | | |
|ряжения) об учетной политике | | | |
| | | | |
+———————————————————————————————————————————+————+————+——————————+
|V. Порядок ознакомления с приказом (распо— | | | |
|ряжением) об учетной политике | | | |
L———————————————————————————————————————————+————+————+———————————
Практика тестирования аудиторами приказов (распоряжений) об учетной политике показывает, что некоторые организации включают в этот документ положения, не являющиеся элементами учетной политики, например сроки выплаты заработной платы, продолжительность отпусков, размеры оплаты командировочных расходов сверх норм. Эта информация должна отражаться в иных внутренних документах организации. Некоторые организации делают ошибку, приводя в приказе способы бухгалтерского учета по всем возможным элементам учетной политики независимо от того, применялись ли они ранее и будут ли необходимы в дальнейшем. Тестирование помогает аудитору выявить, какие из аспектов учетной политики отражены не в полной мере. Наиболее часто в приказе (распоряжении) не находят отражения вопросы: I. Организационно - технические: правила и график документооборота; внутренняя отчетность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователи); система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель); положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии; порядок проведения инвентаризаций. II. Методологические: способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм; порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов; способы распределения косвенных расходов; оценка незавершенного производства. III. Налоговые: порядок организации раздельного учета затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж, и т.п.); порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права на льготу по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей). Для оценки полноты и правильности положений учетной политики аудитор должен убедиться, что в распорядительных документах по учетной политике содержится информация, обосновывающая: - выбор организацией способов бухгалтерского учета: вариантность которых предусмотрена нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности; описание которых отсутствует в нормативных актах; вариантность которых вытекает из противоречивости и несовершенства законодательства; - особенности применения способов учета исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и иных условий. Если организация самостоятельно разрабатывает те или иные способы бухгалтерского учета, то аудитор должен проверить, соответствуют ли они допущениям и требованиям, установленным нормативными документами по бухгалтерскому учету. Несоответствие положений приказа (распоряжения) об учетной политике действующим нормативным актам можно выявить при тестировании. Одной из причин таких несоответствий является несвоевременность внесения корректировок в связи с изменениями в нормативных актах. Иногда несоответствия являются следствием неточности формулировок приказа (распоряжения). Так, при выборе условий признания факта реализации товаров (работ, услуг) организации ограничиваются отражением в приказе выбранного метода "по отгрузке" или "по оплате", не указывая его назначения "для целей налогообложения". Согласно п.10 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего распорядительного документа, и распространяются на все структурные подразделения организации независимо от места их расположения. На требование последовательного применения выбранной учетной политики аудитору необходимо обратить особое внимание при наличии у организации обособленных структурных подразделений, самостоятельно реализующих продукцию и имеющих отдельный баланс и расчетный счет. Практика аудиторских проверок показывает, что принятая организацией учетная политика не всегда последовательно применяется в течение отчетного года обособленными структурными подразделениями. Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая пояснений к бухгалтерской отчетности является одним из объектов аудиторской проверки. С одной стороны, в процессе аудита следует установить соответствие избранной учетной политики характеру и условиям деятельности организации, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Аудитор должен оценить используемые способы ведения бухгалтерского учета с точки зрения рациональности и экономичности построенного на их основе учетного процесса, влияния на формирование полной и достоверной картины имущественного и финансового положения организации. При этом следует оценить соответствие затрат на осуществление учетной политики необходимой потребности в информации о деятельности организации для целей управления. Результаты такой проверки в целом должны найти отражение в аналитической части аудиторского заключения и носить конфиденциальный характер. Несоответствия существенного характера должны найти отражение в итоговой части аудиторского заключения. С другой стороны, аудитору необходимо высказать свое мнение о достоверности отчетности и ее соответствии реальному положению дел в организации. Мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики служит основой выводов и действий контрагентов организации. Пользователь бухгалтерской отчетности должен быть уверен в надежности не только числовых данных, но и пояснений к ним, т.е. информации, раскрывающей учетную политику, на основе которой сформирована отчетность. Например, согласно п.25 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" (ПБУ 5/98), утвержденного Приказом Минфина России от 15.06.1998 N 25н, в составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация по организации учета материально - производственных запасов: - методы оценки материально - производственных запасов по их видам; - последствия изменений в учетной политике методов оценки материально - производственных запасов; - стоимость материально - производственных запасов, переданных в залог; - разница между фактической себестоимостью материально - производственных запасов и стоимостью их возможной реализации, отнесенная на финансовые результаты организации в случае наличия у организации на конец отчетного года запасов (кроме оборудования к установке и малоценных и быстроизнашивающихся предметов), в оценке, превышающей стоимость их возможной реализации, в случае уменьшения продажных цен, нанесения ущерба ценностям или если они полностью или частично устарели; - способы перенесения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов. В случае установления лимита отнесения к основным средствам, отличного от рекомендованного, организация должна раскрыть это в учетной политике. Чем больше будет объем средств, относящихся к МБП, тем выше будет сумма расходов отчетного периода и меньше прибыль, а соответственно, меньше величина уплачиваемого налога. В соответствии с требованиями п.27 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н), п.п.18, 19 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н), п.п.21, 22 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н) в бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта следующая информация о формировании доходов и расходов: выручка по видам деятельности (структура доходов); выручка, полученная по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами; операционные доходы и расходы (по их видам); внереализационные доходы и расходы (по их видам); чрезвычайные доходы и расходы; расходы по обычным видам деятельности (по элементам и статьям затрат). Аудитору необходимо установить, насколько полно и достоверно раскрыты вышеназванные вопросы, а также чем мотивировалось решение о признании доходов, обусловленных предметом деятельности, классифицированных как выручка или операционные доходы. При этом аудитор принимает во внимание факторы (существенность, регулярность и т.п.), которые были приняты организацией при решении вопроса о "предмете деятельности" при принятии учетной политики. Итак, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике. При выявлении несоответствия пояснений к бухгалтерской отчетности реально используемым организацией способам ведения бухгалтерского учета необходимо сделать особые оговорки в итоговой части аудиторского заключения.
Подписано в печать Е.И.Ширкина 18.07.2000 Главный специалист по стандартизации
ЗАО "МКД" И.П.Василевич Аттестованный аудитор ЗАО "МКД"
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |