![]() |
| ![]() |
|
Статья: Бухгалтерский учет природоохранных мероприятий (Начало) ("Бухгалтерский учет", 2000, N 15)
"Бухгалтерский учет", N 15, 2000
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Согласно ст.20 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (ред. от 02.06.1993) "Об охране окружающей природной среды" использование природных ресурсов является платным. Платность природопользования включает в себя плату за природные ресурсы; плату за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; - на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах и сверх установленных лимитов. Затраты на природоохранные мероприятия подразделяются на текущие затраты и затраты капитального характера. К текущим затратам относятся:
- платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм); - платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования; - затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориального комитета по охране природы; - текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; - расходы по захоронению экологически опасных отходов; - расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов; - расходы на очистку сточных вод; - другие виды текущих природоохранных затрат. К затратам капитального характера относятся: - плата за экологическую экспертизу; - затраты на строительство или приобретение объектов природоохранного назначения; - затраты на реконструкцию и модернизацию объектов природоохранного назначения. Для формирования достоверной, точной и своевременной информации о затратах на природоохранные мероприятия предприятиям необходимо принять решения по таким вопросам: организация аналитического учета затрат на охрану природы; создание системы резервирования расходов на природоохранные мероприятия; разработка форм внутренней отчетности о затратах на природоохранные мероприятия. Эти решения должны быть оформлены как элементы учетной политики предприятия. Рассмотрим порядок отражения в учете текущих природоохранных затрат.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (в пределах норм и сверх норм)
Действующий в настоящее время Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия введен в Российской Федерации с 1 января 1993 г. Для его применения разработаны базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду. Очень часто на практике возникает вопрос: "Являются ли плательщиками взносов за загрязнение окружающей природной среды граждане - предприниматели без образования юридического лица?" Индивидуальные предприниматели (предприниматели, действующие без образования юридического лица) не платят в бюджет платежи за загрязнение окружающей среды, так как в соответствии с Порядком направления 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (п.2 разд.II) плательщиками указанных платежей являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности в Российской Федерации, связанные с природопользованием. За загрязнение окружающей природной среды устанавливаются два вида базовых нормативов платы: а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Базовые нормативы платы устанавливаются с учетом степени опасности загрязнения для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы - природно - климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 10% - в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; 90% - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно - эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Расчеты платы установленной формы направляются предприятием в налоговую инспекцию по месту его нахождения. В случаях, когда предприятие имеет обособленные подразделения, обязанность по представлению расчетов и внесению платы за весь объем загрязнения окружающей природной среды действующим законодательством возложена на головное предприятие. Если подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятия. Так как отчисления за загрязнение окружающей природной среды уплачиваются в федеральный бюджет в размере 10%, в размере 90% - в территориальные экологические фонды, особым является порядок установления льгот по их уплате. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными природоохранными органами и органами Госсанэпиднадзора России вправе снижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета. Но этот порядок не применяется по отношению к 10%-ным отчислениям в федеральный бюджет, так как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе освобождать плательщиков от обязательных платежей в федеральный бюджет. Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством. Приведем порядок отражения в учете этих операций.
—————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | Содержание хозяйственной операции |Корреспондирующие счета| | +———————————T———————————+ | | Д—т | К—т | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислено 90% платежей на специальные | 20 | 67 | |счета внебюджетных государственных эко— | | | |логических фондов за предельно допусти— | | | |мые выбросы (сбросы) загрязняющих ве— | | | |ществ в природную среду | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислено 90% платежей на специальные | 81—2 | 67 | |счета внебюджетных государственных эко— | | | |логических фондов за превышение предель—| | | |но допустимых выбросов (сбросов) загряз—| | | |няющих веществ в природную среду | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислено 10% платежей в доход федераль—| 20 | 68 | |ного бюджета за предельно допустимые вы—| | | |бросы (сбросы) загрязняющих веществ в | | | |природную среду | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислено 90% платежей в доход федераль—| 81—2 | 68 | |ного бюджета за превышение предельно до—| | | |пустимых выбросов (сбросов) загрязняющих| | | |веществ в природную среду | | | L————————————————————————————————————————+———————————+———————————— Согласно Федеральному закону "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ сохраняет действие ст.19 Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В соответствии с указанной статьей плата за загрязнение окружающей природной среды отнесена к федеральным налогам. Контроль за правильностью и своевременностью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприятиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки: - в случае перечисления плановых платежей - не позднее 20 числа последнего месяца квартала; - при перечислении фактических (скорректированных) платежей плата вносится за I - III кварталы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IV квартале эти предприятия перечисляют в экологические фонды плановые платежи не позднее 20 декабря. Перерасчет платы за IV квартал отчетного года производится в январе следующего года и вносится на счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платы устанавливается для предприятий, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года. Плательщик имеет право осуществлять перечисление причитающегося платежа за различные виды загрязнения как отдельными платежными поручениями, так и одним платежным поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае в графе "Назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре к нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению суммы по видам загрязнения. Платежное поручение на перечисление причитающихся согласно расчету платежей в соответствующий экологический фонд сдается плательщиком в обслуживающие его учреждения банка не позднее дня наступления срока платежа. Если платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно - эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия. Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения производится на счета экологических фондов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда) в законную силу, либо в сроки, устанавливаемые решением суда.
Платежи по договорам обязательного и добровольного экологического страхования
В соответствии со ст.23 Закона "Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф. Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок отражения в бухгалтерском учете платежей по обязательному и добровольному страхованию различен. В соответствии со ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Так как страхование в силу закона относится к обязательному страхованию, расходы на уплату страховых платежей в этом случае относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) по пп."щ" п.2 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, полностью и не нормируются для целей налогообложения прибыли (см. Письмо Минфина России от 04.11.1998 N 04-02-04/1). Добровольное экологическое страхование производится предприятиями (организациями) по решению их руководства. В соответствии с пп."р" п.2 Положения о составе затрат платежи по добровольному страхованию гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) вместе с другими, по предусмотренным этим документом видам страхования, в пределах 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг), а с 1 июля 2000 г. суммарный размер отчислений на добровольное страхование по видам страхования, предусмотренным Положением о составе затрат, не может превышать 2% объема реализуемой продукции (Постановление Правительства РФ N 420 от 31.05.2000). Порядок отражения в учете:
———————————————————————T—————————————————————————————————————————¬ | Содержание | Корреспондирующие счета | |хозяйственной операции| | | +——————————————————————T——————————————————+ | | Д—т | К—т | +——————————————————————+——————————————————————+——————————————————+ |Перечисление сумм |65, субсчет "Расчеты | 51 | |страховых платежей по |по договорам обяза— | | |договорам обязательно—|тельного (добровольно—| | |го государственного и |го) страхования" | | |добровольного экологи—| | | |ческого страхова— | | | |ния <*> | | | +——————————————————————+——————————————————————+——————————————————+ |Начисление сумм стра— | 20, 23, 25, 26, 29, |65, субсчет "Рас— | |ховых платежей по до— | 30, 43, 44 |четы по договорам | |говорам обязательного | |обязательного | |государственного эко— | |страхования" | |логического страхова— | | | |ния | | | +——————————————————————+——————————————————————+——————————————————+ |Суммы страховых плате—| 20, 23 |65, субсчет "Рас— | |жей по договорам доб— | |четы по договорам | |ровольного экологичес—| |добровольного | |кого страхования в | |страхования" | |пределах норматива | | | +——————————————————————+——————————————————————+——————————————————+ |Суммы страховых плате—| 31 |65, субсчет "Рас— | |жей по договорам доб— | |четы по договорам | |ровольного экологичес—| |добровольного | |кого страхования, пла—| |страхования" | |тежи по которым могут | | | |быть включены в себе— | | | |стоимость продукции, | | | |но срок начала догово—| | | |ра не наступил или до—| | | |говор страхования за— | | | |ключен на длительный | | | |срок | | | +——————————————————————+——————————————————————+——————————————————+ |Суммы страховых плате—|80, субсчет "Прочие | 65 | |жей по договорам доб— |операционные расхо— | | |ровольного экологичес—|ды" <**> | | |кого страхования, пре—| | | |вышающие норматив | | | L——————————————————————+——————————————————————+——————————————————— ————————————————————————————————<*> Предприятие должно организовать аналитический учет по счету 65 в разрезе договоров обязательного и добровольного страхования, а также в разрезе каждого договора. <**> В соответствии с п.11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" указанные расходы могут быть отнесены к операционным. Для целей налогообложения указанные суммы не принимаются. В Справке к расчету налога на прибыль эта сумма указывается по разд.4.
Затраты по оплате услуг сторонних организаций, осуществляемых по предписанию территориальных комитетов по охране природы
Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов, что требует определенных расходов. Мнения официальных лиц об источнике покрытия этих расходов различны. А) Оформление разрешения на выбросы загрязняющих веществ. С одной стороны, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в соответствии со ст.45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" по предписанию государственных экологических органов, относятся к затратам, которые включаются в себестоимость продукции. С другой стороны, Положением о составе затрат предусмотрено, что за счет себестоимости продукции (работ, услуг) относятся сами платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, а включение в себестоимость продукции затрат по оплате услуг сторонних организаций, выполняющих работы по разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) и паспортизации промышленных отходов, Положением не предусмотрено. Б) Установление нормативов загрязнения. В соответствии с Положением о составе затрат платежи в экологические фонды за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; сверх норм - за счет собственных источников. Для установления этих нормативов предприятия иногда привлекают к их разработке специалистов - экологических аудиторов. Однако Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" разработка указанных нормативов самим предприятием не предусматривается, следовательно, отнесение таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или на убытки предприятия, учитываемые для целей налогообложения, неправомерно. В) Какого-либо нормативного документа, определяющего состав природоохранных мероприятий, затраты по выполнению которых относятся на себестоимость, не существует. Поэтому предприятие должно быть готово отстаивать свои интересы в судебном порядке.
Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения
Текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия" тогда, когда для этого привлекаются сторонние организации. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных объектов работниками предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация основных средств и др.). Согласно Положению о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией. Эти затраты подлежат отнесению за счет того же источника средств, за счет которого осуществляется текущий и капитальный ремонт технологических сооружений.
—————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | +———————————T———————————+ | | Д—т | К—т | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислена задолженность подрядчику за | 20 | 76 | |ремонт основных фондов природоохранного | | | |назначения (очистных сооружений, золо— | | | |уловителей, фильтров) | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислен НДС от стоимости работ | 19 | 76 | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Погашена задолженность подрядчику | 76 | 51 | L————————————————————————————————————————+———————————+———————————— В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных актами по бухгалтерскому учету.
Расходы по захоронению экологически опасных отходов
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Согласно ст.4 Закона собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу; передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется соответствующая лицензия. Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено Постановлением Правительства РФ от 20.05.1999 N 556. Согласно ст.14 Закона на опасные отходы должен быть составлен паспорт, порядок паспортизации определяет Правительство РФ. Плата за размещение отходов взимается не только с юридических лиц, но и с индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Базовые нормативы платы также определяются Правительством РФ. Отражение операций в бухгалтерском учете:
—————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | +———————————T———————————+ | | Д—т | К—т | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислена задолженность специализирован—| 20 | 76 | |ной организации по захоронению экологи— | | | |чески опасных отходов | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислен НДС от стоимости работ | 19 | 76 | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Погашена задолженность специализирован— | 76 | 51 | |ной организации по захоронению экологи— | | | |чески опасных отходов | | | L————————————————————————————————————————+———————————+———————————— Расходы по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение и уничтожение экологически опасных отходов
Стоимость услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов относится на себестоимость продукции (работ, услуг) бухгалтерскими записями:
—————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | +———————————T———————————+ | | Д—т | К—т | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислена задолженность сторонней орга— | 20 | 76 | |низации за прием, хранение и уничтоже— | | | |ние экологически опасных отходов | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислен НДС от стоимости работ | 19 | 76 | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Погашена задолженность сторонней органи—| 76 | 51 | |зации | | | L————————————————————————————————————————+———————————+———————————— При заключении договора со специализированной организацией предприятию следует поинтересоваться наличием лицензии и приложить к договору ее копию.
Расходы на очистку сточных вод
Для очистки сточных вод организации - природопользователи, как правило, заключают договоры с муниципальными предприятиями водоснабжения.
—————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | +———————————T———————————+ | | Д—т | К—т | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислена задолженность предприятию во— | 20 | 76 | |доснабжения за очистку сточных вод | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Начислен НДС от стоимости работ | 19 | 76 | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Погашена задолженность предприятию водо—| 76 | 51 | |снабжения | | | L————————————————————————————————————————+———————————+———————————— Если в договоре с муниципальным предприятием водоснабжения предусматривается очистка сточных вод, в которых концентрация вредных веществ превышает предельно допустимую, возникает вопрос о правомерности отнесения всей суммы договора на себестоимость продукции (работ, услуг). Согласно пп."з" п.2 Положения о составе затрат текущие затраты по оплате услуг сторонних организаций за прием, хранение, уничтожение экологически опасных отходов, очистку сточных вод вне зависимости от содержания в сточной воде загрязняющих веществ включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). В зависимости от соответствия или превышения норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду производятся платежи в бюджет и государственные экологические фонды за загрязнение окружающей среды. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п.72) для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий. Согласно типовой группировке затрат по статьям калькуляции, применяемым на промышленных предприятиях, затраты по подготовительным работам в добывающих отраслях промышленности, к которым относятся и такие природоохранные мероприятия, как очистка территорий в зоне открытых горных работ, подготовка площадок для хранения плодородного слоя почвы, используемого для последующей рекультивации земель, учитываются по статье "Расходы на подготовку и освоение производства".
—————————————————————————————————————————T———————————————————————¬ | Содержание хозяйственной операции | Корреспондирующие | | | счета | | +———————————T———————————+ | | Д—т | К—т | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Образован резерв на предстоящие природо—| 20, 23 |89, субсчет| |охранные мероприятия (аналитический учет| |"Резерв на | |по счету 89 ведется по отдельным резер— | |природоох— | |вам) | |ранные ме— | | | |роприятия" | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Произведены расходы на природоохранные | 76 | 51 | |мероприятия, включаемые в издержки про— | | | |изводства (обращения) | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Налог на добавленную стоимость от суммы | 19 | 76 | |произведенных расходов на природоохран— | | | |ные мероприятия | | | +————————————————————————————————————————+———————————+———————————+ |Списаны расходы на природоохранные меро—|89, субсчет| 76 | |приятия за счет зарезервированных |"Резерв на | | |средств |природоох— | | | |ранные ме— | | | |роприятия" | | L————————————————————————————————————————+———————————+———————————— Правильность образования и использования сумм резерва периодически (в порядке, установленном учетной политикой), а на конец года - обязательно проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется. В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами. Так как при создании резервов, включаемых в издержки производства, речь идет о текущих, а не о капитальных затратах, уместно провести аналогию с резервом на предстоящий ремонт основных средств. Согласно п.3.52 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, при инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются. В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. Излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода по окончании ремонта.
Основные нормативные акты, применяемые при осуществлении природоохранных мероприятий
——————————————————————————————————————T——————————————————————————¬ | Название документа | Номер и дата документа | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Закон РФ "Об охране окружающей при— |N 2060—1 от 19.12.1991 | |родной среды" (ст.20) |(ред. от 02.06.1993) | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Постановление Правительства РФ |N 632 от 28.08.1992 | |"Об утверждении Порядка определения |(ред. от 27.12.1994) | |платы и ее предельных размеров за за—| | |грязнение окружающей природной среды,| | |размещение отходов, другие виды вред—| | |ного воздействия" | | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Постановление Правительства РФ "О Фе—|N 442 от 29.06.1992 | |деральном экологическом фонде Россий—| | |ской Федерации и экологических фондах| | |на территории Российской Федерации" | | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Постановление Правительства РФ |N 1310 от 31.12.1995 | |"О взимании платы за сброс сточных | | |вод и загрязняющих веществ в системы | | |канализации населенных пунктов" | | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Порядок направления предприятиями, |утв. Минфином России | |учреждениями, организациями, гражда— |N 09—05—12 от 22.12.1992 и| |нами, иностранными юридическими лица—|Минприроды России | |ми и гражданами средств в государст— |N 04—04/72—6344 от | |венные внебюджетные экологические |21.12.1992 | |фонды |(ред. от 23.05.1995) | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Порядок направления 10% платы за за— |утв. Минприроды России | |грязнение окружающей среды в доход |N 04—15/61—638, Минфином | |федерального бюджета Российской Феде—|России N 19 и Госналог— | |рации |службой России | | |N ВГ—6—02/10 от 03.03.1993| +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Порядок регулирования нормативов пла—|утв. Минприроды России | |ты за загрязнение окружающей природ— |N 01—16/65—4244 от | |ной среды с учетом изменения уровня |03.08.1993 | |цен | | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Инструктивно — методические указания |утв. Минприроды России | |по взиманию платы за загрязнение ок— |26.01.1993 по согласованию| |ружающей природной среды |с Минэкономики России и | | |Минфином России | | |(в ред. Приказа Госкомэко—| | |логии России N 77 от | | |15.02.2000) | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Базовые нормативы платы за выбросы, |от 27.10.1992 | |сбросы загрязняющих веществ в окружа—|(в ред. Письма Госкомэко— | |ющую природную среду и размещение от—|логии России | |ходов |N 01—14/29—3620 | | |от 20.11.1997) | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Письмо "Об индексации платы за за— |утв. Госкомэкологии России| |грязнение окружающей природной среды |N 01—14/24—298 от | |на 2000 г." |25.11.1999 | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Методические указания по оценке и |утв. Госкомэкологии | |возмещению вреда, нанесенного окружа—|России от 06.09.1999 | |ющей природной среде в результате | | |экологических правонарушений | | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Постановление Правительства РФ |N 698 от 11.06.1996 | |"Об утверждении Положения о порядке | | |проведения государственной экологи— | | |ческой экспертизы" | | +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+ |Водный кодекс Российской Федерации |N 167—ФЗ от 16.11.1995 | |(ст.125) | | L—————————————————————————————————————+——————————————————————————— (Окончание см. "Бухгалтерский учет", N 16, 2000))
Подписано в печать Л.В.Сотникова 18.07.2000 Доцент ВЗФЭИ
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |