Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Вопросы уплаты налога на рекламу в некоммерческой сфере ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 8)



"Консультант Бухгалтера", N 8, 2000

ВОПРОСЫ УПЛАТЫ НАЛОГА НА РЕКЛАМУ

В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Некоммерческие организации в своей уставной предпринимательской и непредпринимательской деятельности часто прибегают к различным сообщениям, имеющим публичный характер. Это сообщения о решаемых ими экономических, социальных, культурных, оздоровительных, экологических и других проблемах с целью привлечения внимания организаций и граждан, информация о физических и юридических лицах, оказывающих им финансовую поддержку, информация о проводимых ими мероприятиях (семинарах, лекциях, конкурсах, лотерей, спортивных, культурных и оздоровительных мероприятиях и т.п.), о выполняемых услугах.

В отдельных случаях эта информация может быть расценена как реклама. Тогда некоммерческая организация должна будет начислить и уплатить налог на рекламу.

Для того чтобы отличить сообщения, носящие рекламный характер, от других сообщений, следует внимательно относиться к их тексту и способам размещения. Если бухгалтер ошибется и ошибка будет обнаружена налоговым инспектором, не избежать штрафов и пени.

В Законе РФ от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" говорится, что рекламой является распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц. Цель такой информации - формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Налог на рекламу является местным налогом. Конкретные вопросы условий его уплаты отражены в Инструкции Госналогинспекции по г. Москве от 21.12.1992 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в городе Москве". Из п.3 этой Инструкции следует, что плательщиками налога на рекламу являются любые расположенные на территории г. Москвы предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, если они выступают в качестве рекламодателей. Значит, и некоммерческие организации могут стать плательщиками налога на рекламу.

Освобождаются они от этого налога, если по своему характеру это сообщение не относится к рекламным услугам. Если п.3 Инструкции применить к некоммерческой сфере, то рекламными услугами не являются изготовление и распространение:

- информационных вывесок о режиме работы;

- объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;

- объявлений органов управления, содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

- прочих информационных сведений, объявлений, не содержащих характер рекламы.

Также не считаются рекламой вывески:

- о профиле организации,

- о ее собственном названии,

- о форме организации деятельности,

- о режиме работы.

Это следует из Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 16.04.1996.

Также не считаются рекламой визитные карточки сотрудников организации. Это следует из Письма Минфина России от 10.11.1999 N 04-02-05/6.

В Разъяснении о рекламных вывесках Госналогинспекции по г. Москве от 10.12.1993 N 11-12/8842 говорится, что вывески с названиями организаций установленные в общественных местах, относятся к наружной рекламе. Вывески, расположенные у входа и внутри зданий и помещений, занимаемых этими организациями, относятся к информационным вывескам, и затраты на их изготовление не облагаются налогом на рекламу.

Бухгалтерский учет сообщений, которые являются средствами информации, ведется следующим образом:

дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" кредит счета 51 - на сумму, перечисленную за изготовление вывески;

дебет счета 96 кредит счета 76 - на стоимость изготовления вывески (Счет 96 используется в том случае, если некоммерческая организация использует этот счет непосредственно для отражения расходов. Могут быть и другие варианты учета расходов, например с использованием счета 20 "Основное производство". Выбор варианта учета расходов должен быть отражен в учетной политике организации.);

дебет счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" кредит счета 50 "Касса" - на сумму, выданную под отчет на изготовление визитных карточек;

дебет счета 96 кредит счета 71 - на стоимость визитных карточек при их получении и составлении авансового отчета о расходах.

В п.5 вышеуказанной Инструкции говорится, что не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели, включая рекламу благотворительных мероприятий.

Отсюда следует, что при ведении только уставной непредпринимательской деятельности некоммерческая организация не должна уплачивать налог на рекламу. Но это условие освобождает организацию от налога в двух случаях:

во-первых, если поступления средств в некоммерческую организацию от других юридических и физических лиц правильно оформлены первичными документами и могут быть однозначно отнесены к поступлениям на уставную непредпринимательскую деятельность;

во-вторых, если эти поступления не могут быть расценены как спонсорская помощь.

Если юридическое лицо оказывает финансовую поддержку благотворительной организации и ставит условием своего вклада сообщение о своей организации с указанием ее названия, а также конкретных марок (моделей, артикулов) своих товаров в средствах массовой информации, то оно является спонсором. Реклама перестает быть социальной, а становится просто рекламой.

Это следует из Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" и Письма Госналогинспекции по г. Москве от 09.08.1996 N 11-13/17181 "О вопросах налогообложения". В ст.19 Федерального закона говорится, что под спонсорством понимается осуществление юридическим лицом вклада в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.

Спонсорский вклад в этом случае признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Деятельность по ее распространению будет расцениваться, как посредническая деятельность. Такая деятельность подлежит налогообложению в порядке предусмотренном для коммерческих организаций.

Учет этой деятельности следует вести отдельно с использованием счетов, предусмотренных для предприятий и организаций коммерческой сферы.

В упомянутом выше Письме Госналогинспекции по г. Москве говорится, что, если при оказании спонсорской помощи заключается договор, предполагающий обязательство спонсируемого распространить рекламу о спонсоре либо о его продукции (товарах, услугах), спонсорский взнос относится на себестоимость продукции (работ, услуг) спонсора в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) на основании первичных документов, подтверждающих произведенные затраты.

При таких условиях у спонсируемой некоммерческой организации полученные средства подлежат отражению в бухгалтерском учете как выручка от реализации услуг по рекламе, которая в соответствии с действующим налоговым законодательством является объектом обложения налогом на добавленную стоимость, налогом на пользователей автомобильных дорог и налогом на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы.

В соответствии с Инструкцией Госналогинспекции по г. Москве N 1 спонсорский взнос в этом случае включается в налогооблагаемую базу для исчисления налога на рекламу у спонсора.

Если же между сторонами заключен договор об оказании спонсорской помощи без условия распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, спонсорский взнос не рассматривается как плата за оказание услуг по рекламе. Для бюджетных и других некоммерческих организаций указанные средства при их целевом использовании налогом на прибыль не облагаются.

Такие сообщения относятся к социальной рекламе, т.е. рекламе, не преследующей коммерческие цели.

Согласно ст.18 Закона РФ "О рекламе" социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели, артикулы) их товаров, равно как и марки (модели, артикулы) товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

В бухгалтерском учете некоммерческой организации такие операции отражаются следующими проводками:

дебет счетов 50, 51, 52 "Валютный счет", 01 "Основные средства" и т.д. кредит счета 96 - на сумму поступивших пожертвований от юридических лиц, индивидуальных предпринимателе и физических лиц;

дебет счета 76 кредит счета 51 - на сумму, перечисленную средствам массовой информации за социальную рекламу;

дебет счета 96 кредит счета 76 - при опубликовании сообщения, передаче его по радио, телевидению и т.д.

Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора о предоставлении рекламных услуг.

Если некоммерческая организация ведет предпринимательскую деятельность и рекламирует свои товары, работы и услуги, то возникает объект обложения налогом на рекламу. В п.4 Инструкции говорится, что объектом налогообложения является стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции (работ, услуг). Ставка налога на рекламу устанавливается в размере 5 процентов от стоимости (величины фактических затрат) рекламных работ и услуг рекламодателя (п.6 Инструкции).

В соответствии с Нормами и нормативами на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядку их применения, утвержденными Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н и введенными в действие с 1 апреля 2000 г., к расходам предприятия на рекламу относятся расходы:

- на разработку, издание и распространение рекламных изделий (иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);

- на разработку, изготовление и распространение эскизов этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение, изготовление и распространение рекламных сувениров и т.д.;

- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению); на световую и иную наружную рекламу; на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;

- на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;

- на хранение и экспедирование рекламных материалов;

- участие в выставках, ярмарках, экспозициях;

- на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;

- на уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;

- на приобретение (изготовление) и распространение призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний;

- на проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация, ведущая предпринимательскую деятельность и рекламирующая свою продукцию, работы и услуги, сама является плательщиком налога на рекламу.

Если некоммерческая организация не ведет издательскую и иную деятельность, связанную с изготовлением рекламного продукта, а является только рекламодателем, то затраты на рекламу в той или иной форме отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

дебет счета 76 кредит счета 51 - на сумму, перечисленную за рекламный продукт средствам массовой информации и т.п. (включая НДС);

дебет счета 43 "Коммерческие расходы" кредит счета 76 - на стоимость опубликованных рекламных материалов (включая НДС).

Далее должен быть начислен и перечислен налог на рекламу.

Налог на рекламу является, как уже говорилось выше, местным. Право определения его ставки предоставлено местным органам самоуправления. Но в любом случае она не может превышать 5% стоимости услуг по рекламе.

При начислении налога делается проводка:

дебет счета 80 "Прибыли и убытки" кредит счета 68 "Расчета с бюджетом".

При перечислении налога делается проводка:

дебет счета 68 кредит счета 51.

Некоммерческая организация, ведущая предпринимательскую деятельность, должна пользоваться нормативами для исчисления предельных расходов на рекламу в год, введенными Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н, который введен в действие с 1 апреля 2000 г.

При объеме выручки от реализации продукции (работ, услуг):

- до 30 млн руб. включительно предельные размеры расхода на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли, составляют 5% от объема реализации;

- свыше 30 млн руб. - 1,5 млн руб. + 2,5% с объема, превышающего 30 млн руб.;

- свыше 300 млн руб. - 8,25 млн руб. + 1% с объема, превышающего 300 млн руб.

Что означает "предельные размеры расхода на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли"? Это означает, что расходы на рекламу, превышающие указанный норматив, увеличивают налогооблагаемую прибыль, а расходы на рекламу в пределах норматива - ее не увеличивают.

Некоммерческая организация - плательщик налога на рекламу, должна представлять расчеты по этому налогу в налоговый орган.

Расчеты по налогу на рекламу юридические лица представляют ежеквартально нарастающим итогом в сроки, установленные для сдачи квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

Подписано в печать М.Л.Макальская

10.07.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Российское предприятие производит перечисления в валюте за услуги зарубежному партнеру, не являющемуся налоговым резидентом, удерживая при этом налог. Согласно Закону РФ N 2116-1 перечисление в бюджет налога может производиться иностранными организациями в валюте. Может ли российское предприятие, удерживающее налог, производить его уплату также в валюте? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 8) >
Вопрос: Предприятие выдало работникам возвратные ссуды. Ряд работников уволились, не погасив на день увольнения остаток ссуды. В каком порядке могут быть взысканы невозвращенные ссуды? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.