Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Три системы налогообложения малых предприятий (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 27)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2000

ТРИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета.

Региональный выпуск", N N 25, 26, 2000)

В среднюю численность при этом не включаются руководители и другие служащие по классификации, предусмотренной п.п.22 и 23 Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного наблюдения.

В соответствии со ст.1 Закона N 148-ФЗ с плательщиков единого налога не взимаются платежи и налоги в отношении деятельности, осуществляемой на конкретном объекте, и в отношении работающих на нем работников. Вся иная деятельность подлежит налогообложению в общем порядке. В этой связи платежи в государственные внебюджетные социальные фонды не производятся исходя из фонда заработной платы лишь тех работников, которые работают на данном объекте (например, в магазине).

В случаях когда налогоплательщики занимаются несколькими видами деятельности, в целях правильного исчисления налогов они обязаны обеспечить раздельное ведение учета по каждому виду деятельности. Этот порядок применим в случаях, когда налогоплательщики осуществляют иные виды деятельности, доходы от которых подлежат обложению по разным ставкам налога либо разными видами налогов.

Отметим в этой связи, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, расходы на содержание дирекции, содержание зданий, оплату труда, командировочные расходы, расходы по коммунальным услугам и т.д.), если они не относятся к конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки, либо пропорционально численности работников, либо иному показателю, установленному законом субъекта Российской Федерации.

Пример 1. Предприятие осуществляет деятельность в сфере розничной и оптовой торговли. Деятельность в розничной торговле подлежит налогообложению исключительно на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, а налогообложение в сфере оптовой торговли производится в общем порядке.

В соответствии с Законом такое предприятие обязано вести не только раздельный учет доходов и расходов по каждому виду деятельности, но и учет общехозяйственных расходов (издержек обращения) с целью ежемесячного их распределения по видам деятельности пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности. При этом предприятие может распределять оплаченные (полученные) коммунальные услуги пропорционально торговой площади, используемой в розничной и оптовой торговле.

Однако когда оба вида деятельности осуществляются на одной и той же площади и одними работниками, то распределение торговой площади и заработной платы работников, непосредственно осуществляющих оба вида деятельности, а также расходов, связанных с содержанием административно - управленческого персонала, и других общехозяйственных расходов может быть осуществлено пропорционально выручке от каждого вида деятельности в общем ее объеме.

Пример 2. Предприятие осуществляет производственную деятельность, а также деятельность в сфере оптовой и розничной торговли. Как и в первом примере, производственная деятельность и оптовая торговля собственной продукцией подлежат налогообложению в общем порядке, а деятельность в сфере розничной торговли подлежит налогообложению в соответствии с Законом о едином налоге на вмененный доход.

Если предприятие реализует через свою розничную торговую сеть исключительно собственную продукцию, то в этом случае реализуется не товар, а продукция, и предприятие выступает в качестве производителя, и его магазины розничной сети не подпадают под действие данного Закона.

Однако если указанное предприятие реализует как собственную продукцию, так и иные товары через свою розничную торговую сеть - магазины с численностью работающих до 30 человек в каждом, то оно обязано перейти на уплату единого налога на вмененный доход как осуществляющее деятельность в сфере розничной торговли в части реализации товаров, приобретенных на стороне (в том числе в порядке товарообменных (бартерных) операций).

Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога, другие виды деятельности, должны вести раздельный учет финансовых результатов. Для этой цели целесообразно использовать систему субсчетов, открываемых к счетам, на которых отражаются хозяйственные операции по разным видам деятельности. При этом возникает вопрос о том, каким образом учитывать расходы, относящиеся к нескольким видам деятельности, льготы по налогу на прибыль, объекты обложения взносами во внебюджетные социальные фонды и т.п.

Пример. Организация занимается производственной деятельностью и розничной торговлей. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, переведены на уплату единого налога на вмененный доход.

1. За I квартал 2000 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила в целом по организации 1000 тыс. руб., в том числе от реализации произведенной продукции - 800 тыс. руб.; от торговой деятельности - 200 тыс. руб.

2. Фонд оплаты труда управленческого персонала, занимающегося организацией производственной и торговой деятельности, - 100 тыс. руб.

3. Общехозяйственные расходы - 200 тыс. руб.

Произведены расходы по строительству жилья - 100 тыс. руб. В этом случае распределение между двумя видами деятельности общехозяйственных расходов, фонда оплаты труда управленческого персонала и расходов по строительству жилья (льгота по налогу на прибыль, направленную на капвложения по строительству жилья) производится пропорционально выручке, полученной от реализации продукции.

Таким образом, организация имеет право отнести на себестоимость произведенной продукции общехозяйственные расходы в сумме 160 тыс. руб. [200 тыс. руб. х (800 тыс. руб. : : 1000 тыс. руб. х 100%)], расходы по оплате труда управленческого персонала - 80 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 80% : 100%). С 80 тыс. руб. организация должна будет произвести взносы во внебюджетные социальные фонды.

Для использования льготы по налогу на прибыль, направленную на финансирование капитальных вложений, организацией могут быть учтены расходы по строительству жилья в сумме 80 тыс. руб. (100 тыс. руб. х 80% : 100%).

Аналогичным образом должны распределяться и все другие расходы общехозяйственного значения.

Уплата единого налога производится ежемесячно всеми категориями налогоплательщиков путем осуществления авансового платежа в размере 100% суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 и 12 месяцев. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответственно на 2, 5, 8 и 11%. Налоговые органы проверяют данные в представленных налогоплательщиками расчетах и производят расчет суммы единого налога на очередной налоговый период.

Региональными законами могут освобождаться от представления расчета единого налога на налоговый период организации и предприниматели, предполагающие в этом периоде не осуществлять виды деятельности, подпадающие под обложение единым налогом.

В случае внесения изменений в перечень сфер предпринимательской деятельности, установленных ст.3 Закона N 148-ФЗ, а также внесения количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога, он должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующего федерального закона и (или) нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Юридические лица, имеющие филиалы, представительства и другие аналогичные структурные подразделения и являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения указанных структурных подразделений, получить свидетельство, представить расчет и уплачивать единый налог по месту их нахождения.

В случае если филиалы и структурные подразделения расположены вне места нахождения юридического лица, уплату единого налога на вмененный доход производят головные предприятия в порядке, установленном частью второй ст.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Начисление единого налога на вмененный доход производится по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по единому налогу на вмененный доход" и дебету счета 81 "Использование прибыли". Перечисление налога производится с дебета счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход" и кредиту счетов по учету денежных средств.

Единый налог на вмененный доход уплачивается плательщиками по одному платежному документу. Лицевые счета по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности ведутся в общеустановленном порядке.

Таким образом, налоговая инспекция, принявшая расчет единого налога от налогоплательщика, производит начисление суммы (в лицевом счете), причитающейся к уплате на основании расчета, а запись в лицевом счете об уплате налога делается на основании платежных документов, подтверждающих уплату налога, при предъявлении их налогоплательщиком во время получения свидетельства об уплате единого налога.

В случаях когда налогоплательщик, представив расчет единого налога, не произвел его уплату, он обязан до начала налогового периода (до 1 числа квартала, за который представлен расчет) официально уведомить налоговую инспекцию о прекращении деятельности. Заявление плательщика об отсутствии деятельности является документом, на основании которого налоговая инспекция вправе провести по лицевому счету сложение начисленных сумм налога, а также пени, которая была начислена, если свое заявление плательщик представил в налоговый орган после истечения срока уплаты, т.е. после 20 числа месяца, предшествующего отчетному.

Свидетельство об уплате единого налога (далее - свидетельство) выдается налоговым органом по форме, установленной в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.09.1998 N 1028 "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности", и является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.

На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных мест осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и др.), свидетельство выдается на каждое из этих мест.

Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее 3 дней со дня уплаты единого налога. При этом уплата налога производится в сумме, равной не менее 100% суммы налога, приходящейся на один месяц. При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе. При осуществлении предпринимательской деятельности использование любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

Розничная торговля, осуществляемая лицами в местах, не имеющими стационарной торговой площади (с рук, лотков, автомашин, автоприцепов, открытых прилавков, в том числе внутри крытых рыночных помещений), и зарегистрированными за пределами населенного пункта, в котором осуществляется торговля, разрешается на основе свидетельства для разовой выездной торговли, выданного органом субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется деятельность.

Свидетельство для разовой выездной торговли выдается и сбор единого налога осуществляется уполномоченными лицами налоговых органов по месту торговли на один день. Расчет суммы оплаты за свидетельство для разовой выездной торговли производится исходя из ежемесячной суммы единого налога по данному месту торговли.

Законодательство субъектов Российской Федерации по единому налогу может предоставлять право (устанавливать обязанность) сбора средств в уплату единого налога и перечисление их в бюджет органам местного самоуправления в порядке, установленном ст.25 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответственность за нарушение Закона определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством срок расчета по единому налогу признается непредставлением в установленный срок налоговой декларации (ст.119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации). За данное нарушение с налогоплательщика может взиматься штраф в размере 5% суммы налога, причитающейся по налоговому расчету, но не более 30% указанной суммы.

Нарушение налогоплательщиком правил составления расчета по налогу признается нарушением правил составления налоговой декларации (ст.120 части первой Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5 тыс. руб.

Переход на уплату единого налога является обязательным для всех организаций и предпринимателей, осуществляющих виды деятельности согласно законам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Не позднее одного месяца со дня официального опубликования Закона местными органами власти все плательщики единого налога обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.

При наличии у организации нескольких торговых точек или иных мест осуществления деятельности на основе свидетельства расчет сумм единого налога представляется по каждому из таких мест.

Налоговые органы по месту постановки плательщика на налоговый учет проверяют представленные расчеты и не позднее одного месяца со дня их получения уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога. В уведомлении указываются конкретные суммы вмененного дохода, установленного ему на очередной налоговый период в целом и по каждому месту осуществления деятельности.

Подписано в печать Ю.Подпорин

05.07.2000 Государственный советник

налоговой службы III ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация, осуществляющая производство алкогольной продукции, имеет магазин, через который реализуется продукция как собственного производства, так и приобретенная со стороны. Должна ли алкогольная продукция, реализуемая через собственный магазин, облагаться акцизом, если магазин является плательщиком единого налога на вмененный доход? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 27) >
Статья: Учет и нормирование расхода топлива ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 27)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.