Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности рассмотрения арбитражным судом дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций ("Аудиторские ведомости", 2000, N 7)



"Аудиторские ведомости", N 7, 2000

ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ ДЕЛ

О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), была предпринята в рамках Указа Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур" (ныне Указ прекратил действие), который согласно п.30 этого документа должен был действовать до принятия Закона Российской Федерации "О банкротстве".

19 ноября 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", вступивший в силу с 1 марта 1993 г. Практика применения этого Закона уже с первых шагов выявила его несовершенство, наличие большого количества пробелов, присущие ему недостатки, одним из которых было отсутствие дифференциации механизма банкротства различных категорий должников. Крупнейшие российские банки и мелкие индивидуальные частные предприятия согласно этому Закону должны были проходить одинаковые процедуры банкротства, и признаки их несостоятельности были аналогичными.

Подчеркнем, что нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка нередко служило детонатором панических настроений среди кредиторов, провоцирующих их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с ними терял и свою платежеспособность. В то же время ранее действовавшее законодательство не содержало никаких норм, ограничивающих круг кредиторов, способных инициировать судебное дело о банкротстве либо затруднить предъявление таких требований по сравнению с заявлением о банкротстве обычных должников.

В результате реформы законодательства о несостоятельности (банкротстве) Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Этот Закон, с одной стороны, несколько усложнил процедуру банкротства по сравнению с ранее действовавшей, введя такие новые институты несостоятельности (банкротства), как наблюдение, а с другой стороны, более детально регламентировал уже известные российскому законодательству процедуры банкротства, например конкурсное производство и мировое соглашение.

При разработке Закона N 6-ФЗ был учтен положительный мировой опыт в сфере банкротства субъектов хозяйственной деятельности, что нашло свое отражение в ряде его норм. Так, этот Закон дифференцированно регламентировал процедуры банкротства различных субъектов финансово - хозяйственной деятельности, учел специфику целого ряда отдельных категорий должников, связанную со сферой их деятельности, собственностью имущества, предусмотрел в связи с этим особенности применения к ним некоторых процедур банкротства.

Речь идет о таких категориях должников, как градообразующие, сельскохозяйственные, страховые и кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, граждане, включая индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Закон N 6-ФЗ для банкротства некоторых из указанных должников предусмотрел принятие специальных федеральных законов. Так, в соответствии с п.3 ст.1, ст.141 Закона N 6-ФЗ банкротство кредитных организаций осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 25.02.1999 N 40-ФЗ (в ред. от 02.01.2000) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Значение Закона N 40-ФЗ определяется той ролью, которая отводится кредитным организациям в современной экономике. Система кредитных организаций - составная часть банковской системы страны. Она является одним из важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Система кредитных организаций обеспечивает не только аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также является ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

От состояния банковской системы государства существенным образом зависят защищенность и устойчивость национальной валюты, в том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.

Эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом обусловливается состоянием системы кредитных организаций страны, ее устойчивостью и надежностью. Без такой системы невозможно успешно осуществлять государственные экономические, социальные, политико - правовые, экологические и другие программы и проекты. Для любого подлинно суверенного государства вопросы обеспечения устойчивости национальной системы кредитных организаций имеют стратегическое значение и всегда актуальны, поскольку составляют часть содержания понятия "экономическая безопасность государства". Становление в Российской Федерации банковской системы рыночного типа и формирование ее правовых основ являются обязательными условиями последовательного осуществления экономической реформы.

Необходимо также отметить, что в Законе N 40-ФЗ, исходя из главенствующей роли Центрального банка Российской Федерации (Банка России), в современной банковской системе России определены его полномочия, связанные с процедурой несостоятельности (банкротства) кредитных организаций.

С учетом специфики деятельности и значительных объемов привлеченных финансовых ресурсов, в том числе средств граждан, в Законе N 40-ФЗ особое внимание уделено вопросам, касающимся процедур досудебного финансового оздоровления кредитной организации. Важность этого института банкротства кредитных организаций обусловлена еще и тем фактором, что Закон N 40-ФЗ не предусматривает мер судебной санации должника (среди процедур банкротства кредитной организации отсутствуют такие процедуры, как внешнее управление и мировое соглашение).

Стратегия Закона N 40-ФЗ построена таким образом, что если в результате проведения процедур досудебной санации не удалось достичь финансового оздоровления, то при направлении дела в арбитражный суд в большинстве случаев после процедуры наблюдения будет введено конкурсное производство, которое завершится ликвидацией кредитной организации - должника.

В соответствии с п.3 ст.22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) подведомственны арбитражным судам Российской Федерации.

Статьей 24 АПК РФ определено, что дела о несостоятельности (банкротстве) по первой инстанции рассматриваются арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

Статьей 34 Закона N 40-ФЗ установлено, что дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах Российской Федерации рассматриваются по правилам, установленным АПК РФ, Законом N 6-ФЗ, с учетом тех особенностей, которые предусмотрены Законом N 40-ФЗ. Нормы данной статьи корреспондируют с нормами ст.2 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", в соответствии с которыми порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Законом N 1-ФКЗ и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами.

Таким образом, нормы, регламентирующие порядок судопроизводства в арбитражных судах, могут устанавливаться помимо вышеназванных нормативных правовых актов иными федеральными законами в случаях, прямо предусмотренных Законом N 1-ФКЗ и АПК РФ. Необходимость дополнительной регламентации порядка судопроизводства в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) на основании норм специального законодательства предусмотрена ст.143 АПК РФ. При этом нормы, регламентирующие порядок рассмотрения в арбитражных судах дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, применяются в такой последовательности: общие правила, предусмотренные АПК РФ, применяются в тех случаях, когда иное прямо не предусмотрено Законами N 6-ФЗ и N 40-ФЗ. В связи с этим подведомственность и подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций арбитражным судам определяются следующим образом. Общая подведомственность дел о банкротстве кредитных организаций арбитражным судам будет устанавливаться на основании уже названного п.3 ст.22 АПК РФ. Подсудность (в данном случае речь идет об исключительной (территориальной) подсудности указанной категории дел арбитражным судам) будет определяться на основании ст.28 АПК РФ, а также п.1 ст.29 Закона N 6-ФЗ, в соответствии с которыми заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) подается по месту нахождения кредитной организации.

В связи с изложенным необходимо также отметить следующее. Пункт 2 ст.25 АПК РФ устанавливает общее правило, согласно которому иски к юридическим лицам, вытекающие из деятельности их обособленных подразделений (филиалов и представительств), предъявляются по месту нахождения этих подразделений. Данная норма устанавливает общее правило подсудности. В то же время ни ст.28 АПК РФ, ни п.1 ст.29 Закона N 6-ФЗ, определяющие специальную подсудность дел о банкротстве, не содержат положений, предусматривающих возможность предъявлять заявление о признании должника банкротом по месту нахождения обособленного подразделения кредитной организации в случае, если банкротство связано с деятельностью этого подразделения. Принимая во внимание, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо (кредитная организация) и его обособленные подразделения (представительства и филиалы) представляют собой единый субъект финансово - хозяйственных отношений, а также то, что банкротом может быть признано только юридическое лицо (кредитная организация) независимо от того, в результате деятельности обособленного подразделения или самого юридического лица наступило банкротство, и учитывая вышеназванные нормы, можно сделать вывод, что п.2 ст.25 АПК РФ при определении подсудности дел о банкротстве юридических лиц, в том числе кредитных организаций, неплатежеспособность которых наступила вследствие деятельности их обособленных подразделений, не применим.

Следующей отличительной особенностью, связанной с подсудностью дел о банкротстве арбитражным судам, является неприменимость ст.23 АПК РФ при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами. В соответствии с данной статьей спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражным судам, до вынесения окончательного решения по делу по соглашению сторон может быть передан на рассмотрение третейского суда. Однако в соответствии с п.3 ст.29 Закона N 6-ФЗ дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

Кроме того, необходимо отметить, что рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации в соответствии со ст.14 АПК РФ осуществляется в коллегиальном составе - в составе трех профессиональных судей. Обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве связана со сложностью и большим объемом фактического материала, который необходимо исследовать для всесторонне полного и объективного вынесения окончательного судебного акта по делу. Вводя обязательность коллегиального рассмотрения дел о банкротстве, законодатель исходил из той специфики, которая присуща данной категории дел и обусловлена в первую очередь решением целого комплекса сложных финансовых и экономических вопросов, рассмотрение которых необходимо для установления причин и оснований банкротства, а также тех возможных процедур, которые арбитражный суд должен применить к должнику.

Дела о несостоятельности (банкротстве) не являются делами искового производства, а относятся согласно АПК РФ к категории дел особого производства. Отнесение указанных дел к категории особого производства связано, во-первых, с необходимостью установления фактов, имеющих юридическое значение для должника, кредиторов, а также иных заинтересованных лиц (наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность проведения процедур финансовой санации должника и организационных процедур, направленных на оздоровление платежеспособности должника); во-вторых, с необходимостью решения специфических финансово - экономических задач, а также учета интересов значительного числа кредиторов и иных заинтересованных лиц. Для объективного и успешного решения этих вопросов требуется введение специальных процедур, юридически полная и всесторонняя регламентация которых в рамках общих норм АПК РФ не представляется возможной.

Другой особенностью, связанной с рассмотрением дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в арбитражных судах, является строго определенный и исчерпывающий круг субъектов, которые имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). В соответствии со ст.35 Закона N 40-ФЗ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) обладают кредитная организация - должник, кредиторы кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счета, Центральный банк Российской Федерации, прокурор в случаях, предусмотренных п.1 ст.40 Закона N 6-ФЗ, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации).

Исчерпывающий круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), установленный в ст.35 Закона N 40-ФЗ, существенно отличается от круга лиц, установленного в общих положениях АПК РФ. В соответствии с п.2 ст.34 АПК РФ с исковым заявлением в своих интересах в арбитражный суд могут обратиться любые организации или граждане - предприниматели, и только в судебном заседании арбитражным судом будут выясняться законность и обоснованность заявленных требований.

Закон N 40-ФЗ определяет также лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе.

По аналогии с АПК РФ в Закон N 40-ФЗ включены нормы, определяющие круг лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации. Состав этих лиц отличается от состава лиц, предусмотренных в соответствующих нормах АПК РФ. Так, в соответствии с п.1 ст.37 Закона N 40-ФЗ лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются лица, указанные в соответствующих нормах Закона N 6-ФЗ. Согласно ст.30 Закона N 6-ФЗ к ним относятся кредитная организация - должник, арбитражный управляющий (в случае банкротства кредитной организации - временный управляющий и конкурсный управляющий), конкурсные кредиторы, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по требованиям, вытекающим из уплаты кредитной организацией обязательных платежей в бюджеты различных уровней, иные уполномоченные органы по обязательствам, связанным с уплатой обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации), прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации по его заявлению, государственный орган по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.

Лица, участвующие в деле о банкротстве кредитной организации, пользуются правами и несут обязанности, установленные ст.33 АПК РФ. Кроме того, временный управляющий, конкурсный управляющий пользуются правами и несут обязанности, установленные соответствующими статьями Законов N 6-ФЗ и N 40-ФЗ.

Следует отметить, что в случае возбуждения арбитражным судом дела о признании кредитной организации банкротом по заявлению Банка России он также будет относиться к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В отличие от лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации, которые имеют личную заинтересованность в исходе дела, Закон N 40-ФЗ определяет лиц, содействующих правосудию, которые, как правило, не имеют личной заинтересованности в исходе дела. В соответствии со ст.38 данного Закона в арбитражном процессе по делу о банкротстве кредитной организации участвуют лица, указанные в нормах Закона N 6-ФЗ.

Согласно ст.31 Закона N 6-ФЗ участниками арбитражного процесса по делу о банкротстве кредитной организации являются представители работников должника, иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом N 6-ФЗ. К числу лиц, которые могут принимать участие в деле о банкротстве кредитной организации в соответствии со ст.43 АПК РФ, относятся свидетель, эксперт, переводчик, представители лиц, участвующих в деле о банкротстве кредитной организации. Права, обязанности и ответственность данных участников арбитражного процесса определены соответственно ст.ст.44, 45, 46 АПК РФ.

Важно отметить, что согласно п.1 ст.48 Закона N 6-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, в качестве лица, участвующего в арбитражном процессе о банкротстве, признается также государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг. При этом п.2 ст.148 Закона N 6-ФЗ определено, что особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг помимо данного Закона могут также регулироваться иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время эти федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие дополнительные особенности процедур банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, в Российской Федерации не приняты. Однако в случае их принятия процедуры банкротства кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, должны осуществляться с учетом тех особенностей, которые будут содержаться в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Порядок возбуждения дела о банкротстве кредитной организации в арбитражном суде определяется АПК РФ, Законами N 6-ФЗ и N 40-ФЗ.

Поводом к возбуждению дела о банкротстве кредитной организации является обращение в арбитражный суд с заявлением лиц, указанных в п.1 ст.35 Закона N 40-ФЗ. Основанием к возбуждению арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации в соответствии со ст.36 Закона N 40-ФЗ является отзыв Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при наличии повода, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда и они не исполняются кредитной организацией в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

Необходимо отметить, что при определении наличия признаков банкротства кредитной организации состав и размер обязательств и платежей определяются в соответствии со ст.4 Закона N 6-ФЗ. Штрафы, пени, неустойки и иные финансовые санкции не учитываются в составе требований для определения признаков банкротства кредитной организации.

При поступлении заявления от лиц, указанных в ст.35 Закона N 40-ФЗ, в арбитражный суд судья, не возбуждая производство по делу о банкротстве кредитной организации, предлагает Банку России представить в месячный срок в арбитражный суд заключение Банка России о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Банка России об отзыве у кредитной организации указанной лицензии (в том случае, если лицензия была отозвана ранее).

В случае представления в указанный выше срок Банком России копии приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций арбитражный суд возбуждает дело о несостоятельности (банкротстве) данной кредитной организации. В случае получения в месячный срок заключения Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций арбитражный суд возвращает заявление о признании кредитной организации банкротом заявителю. При этом в Законе N 40-ФЗ остался неурегулированным вопрос о действиях арбитражного суда в случае, если у кредитной организации не отозвана лицензия на осуществление банковских операций, но Банком России представлено заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии. По-видимому, в заключении Банка России должно содержаться конкретное решение о сроках отзыва у кредитной организации лицензии. В этом случае до отзыва лицензии арбитражный суд не возвращает заявление заявителю (заявителям), оставляя его без движения, и после ее отзыва у кредитной организации и получения соответствующей копии приказа Банка России возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации.

Однако данный вопрос никак не урегулирован ни АПК РФ, ни Законом N 6-ФЗ, ни Законом N 40-ФЗ и требует в настоящий время, по крайней мере, соответствующих разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или установления этого срока в законодательном порядке.

При неполучении от Банка России копии приказа об отзыве лицензии либо заключения о нецелесообразности отзыва лицензии арбитражный суд возвращает заявление заявителю (заявителям), что не препятствует заявителю повторно обратиться с аналогичным заявлением в арбитражный суд.

Лица, указанные в ст.35 Закона N 40-ФЗ, имеют право самостоятельно направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Это заявление может быть направлено в Банк России как до обращения в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), так и после обращения. Если Банк России на заявление этих лиц об отзыве у кредитной организации лицензии ответил отказом, это не является препятствием для их обращения в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.

В соответствии со ст.41 Федерального закона N 6-ФЗ судья обязан принять заявление о признании кредитной организации банкротом, поданное с соблюдением требований АПК РФ, Законов N 6-ФЗ и N 40-ФЗ. О принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) судья выносит определение в соответствии со ст.41 Закона N 40-ФЗ, в котором указывает о введении процедуры наблюдения и назначении временного управляющего. При этом действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) не урегулирован вопрос о том, в течение какого срока после поступления заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) судья арбитражного суда обязан принять это заявление. Так, в соответствии с п.2 ст.41 Закона N 6-ФЗ судья обязан вынести определение о принятии заявления о признании должника банкротом не позднее трех дней со дня его поступления в арбитражный суд. Однако учитывая, что вопрос о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) может быть рассмотрен арбитражным судом только после получения заключения Банка России о целесообразности отзыва лицензии либо копии приказа об отзыве лицензии, которые направляются Банком России в течение месяца с момента получения предложения арбитражного суда, срок, определенный п.2 ст.41 Закона N 6-ФЗ, не может быть применен при решении вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). АПК РФ также не дает ответа на вопрос о том, в течение какого срока судья арбитражного суда обязан вынести определение о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). По нашему мнению, данный вопрос может быть решен путем внесения соответствующих изменений и дополнений в АПК РФ либо в законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В случае если при принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит отдельное определение о назначении временного управляющего не позднее десяти дней с даты принятия заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

Арбитражный суд отказывает в принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) в случае, если не соблюдено одно из следующих условий:

у кредитной организации не отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

размер требований к кредитной организации в совокупности составляет менее одной тысячи установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

срок неисполнения кредитной организацией требований составляет менее одного месяца с даты наступления их исполнения.

Арбитражный суд также отказывает в принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) по основаниям, предусмотренным пп.2 и 3 ст.107 АПК РФ:

если имеется вступившее в законную силу принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение о прекращении производства по делу либо об утверждении мирового соглашения арбитражного суда;

если в производстве арбитражного суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Об отказе в принятии искового заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано. В случае отмены данного определения вышестоящей инстанцией арбитражного суда заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) считается поданным в день первоначального обращения с ним в арбитражный суд.

В соответствии со ст.43 Закона N 40-ФЗ арбитражный суд возвращает заявление о признании несостоятельной (банкротом) кредитной организации без рассмотрения в случае, если данное заявление оформлено с нарушением требований ст.ст.32 - 40 Закона N 6-ФЗ, а также если к указанному заявлению не приложены документы, перечисленные в ст.40 Закона N 40-ФЗ. Арбитражный суд возвращает также заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) без рассмотрения при наличии оснований, предусмотренных п.п.2 - 5 и 7 - 9 ст.108 АПК РФ:

если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано;

если дело неподсудно данному арбитражному суду;

если не представлены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере, а в случаях, когда федеральным законом предусмотрена возможность отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или уменьшения ее размера, отсутствует ходатайство об этом либо ходатайство отклонено;

если до вынесения определения о принятии искового заявления к производству от истца поступило заявление о возвращении искового заявления.

Возврат заявления кредитора по иным основаниям не допускается, что подтверждено Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.1999 N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике". В частности, в Письме указано, что арбитражный суд не может возвратить заявление о признании должника банкротом, если кредитор до направления заявления в арбитражный суд не принял мер, направленных на получение задолженности на основании имеющихся исполнительных документов вне рамок процедур банкротства.

О возвращении искового заявления судья выносит определение, которое может быть обжаловано. В случае отмены данного определения вышестоящей инстанцией арбитражного суда заявление о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) считается поданным в день первоначального обращения.

В то же время после устранения допущенных нарушений, явившихся основанием для возвращения заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), лицо вправе повторно обратиться в арбитражный суд с этим заявлением.

Закон N 40-ФЗ не содержит положений, регламентирующих порядок подготовки арбитражным судом дела о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Порядок подготовки арбитражным судом дела о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) определяется в соответствии с п.1 ст.46 Закона N 6-ФЗ и производится судьей арбитражного суда в порядке, предусмотренном АПК РФ с учетом специфики и особенностей рассмотрения дел о банкротстве, установленных Законом N 6-ФЗ.

Подготовка дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации к судебному разбирательству является самостоятельным и обязательным этапом арбитражного процесса. Она начинается сразу после вынесения судьей определения о принятии к рассмотрению заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судье надлежит решить вопросы о необходимости совершения действий, предусмотренных ст.112 АПК РФ. Однако для правильного и своевременного разрешения спора действия, определенные этой статьей АПК РФ, которые должен совершить судья, подлежат корректировке с учетом специфики и особенностей дел о банкротстве кредитных организаций. В данном случае при подготовке дела о признании кредитной организации банкротом, на наш взгляд, судья должен произвести следующие действия:

известить заинтересованных лиц о производстве по делу;

предложить лицам, участвующим в деле и в арбитражном процессе, представить документы и сведения, имеющиеся у них, которые могут повлиять на правильность разрешения дела;

решить вопрос о необходимости приглашения на первое судебное заседание экспертов, свидетелей, переводчиков и при необходимости направить им судебные повестки;

решить вопрос о назначении экспертизы, в том числе и финансово - хозяйственной деятельности должника, предусмотренной п.5 ст.46 Закона N 6-ФЗ;

в случае необходимости направить другим арбитражным судам судебные поручения;

известить лиц, участвующих в деле, о дате и месте первого судебного заседания;

в случае необходимости принять установленные федеральным законом меры по обеспечению требований кредиторов;

определить круг доказательств, необходимых для разрешения дела, лиц, на которых возложена обязанность по их своевременному представлению;

совершить иные действия, направленные на правильное, полное, объективное и своевременное рассмотрение дела.

В то же время необходимо отметить, что действия судьи, которые он должен совершить для подготовки дела к судебному разбирательству, установленные ст.112 АПК РФ, не отражают той специфики и особенностей, которые свойственны рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, поэтому, как было отмечено выше, положения ст.112 АПК РФ для подготовки к судебному заседанию были нами скорректированы.

Однако ни АПК РФ, ни Закон N 6-ФЗ, ни Закон N 40-ФЗ не содержат скорректированных действий, которые необходимо совершить судье при подготовке дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации к судебному заседанию.

В целях выработки единообразной практики при решении вопросов, связанных с подготовкой дела о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций всеми арбитражными судами Российской Федерации, устранения негативных последствий из-за некачественной подготовки дела к судебному разбирательству, что в конечном счете может привести к нарушению срока рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве), вынесению незаконных и необоснованных решений, необходимо было бы Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при подготовке постановления по вопросам, связанным с применением Закона N 40-ФЗ, регламентировать вопросы, в частности, связанные с порядком подготовки дела о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

На этапе подготовки дела к судебному разбирательству арбитражному суду приходится решать вопросы, касающиеся проверки обоснованности возражений кредитной организации - должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов (государственных внебюджетных фондов) в случаях, если такие возражения поступили от кредитной организации - должника в арбитражный суд. Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений кредитной организации - должника должно проводиться в срок не позднее одного месяца до установленного арбитражным судом срока рассмотрения дела о банкротстве кредитной организации.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания кредитную организацию - должника, временного управляющего, конкурсного кредитора, налоговый или иной уполномоченный орган, по требованиям которого должник представил возражения. Правильность высказанной позиции подтверждается Письмом N 43, в котором указано, что о времени и месте рассмотрения в порядке, предусмотренном ст.55 Закона N 6-ФЗ, жалобы кредитора о нарушении его прав и интересов рассматриваются арбитражным судом, и обязательно извещаются об этом арбитражный управляющий и кредитор, подавший жалобу. Арбитражный суд вправе известить о времени и месте рассмотрения указанной жалобы также других лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст.ст.30, 31 Закона N 6-ФЗ).

Законодательством о банкротстве этот вопрос не урегулирован, поэтому, по нашему мнению, целесообразно извещать в данном случае Банк России.

По результатам рассмотрения обоснованности возражений кредитной организации - должника арбитражный суд выносит определение, где указывается размер требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, в отношении которых возражения должника признаны необоснованными. Данное определение является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему конкурсному кредитору, налоговому или иному уполномоченному органу. При этом в соответствии с п.1 ст.160, п.1 ст.170 АПК РФ в апелляционном и кассационном порядке могут быть обжалованы определения арбитражного суда только в случаях, прямо предусмотренных АПК РФ. Обжалование определения арбитражного суда первой инстанции нормами АПК РФ не предусмотрено, равно как не предусмотрена возможность такого обжалования Законами N 6-ФЗ и N 40-ФЗ.

В соответствии со ст.2 Закона N 6-ФЗ наблюдение является процедурой банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.

В отличие от иных процедур банкротства, которые могут как применяться арбитражным судом, так и не применяться, наблюдение является обязательной процедурой в процессе о банкротстве, которая, как было сказано выше, вводится арбитражным судом одновременно с принятием им заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом). Каких-либо особенностей процедуры наблюдения в деле о банкротстве кредитных организаций Законом N 40-ФЗ не установлено.

Таким образом, процедура наблюдения при банкротстве кредитных организаций проводится по правилам, установленным соответствующими нормами Закона N 6-ФЗ. Основными задачами при этом являются:

установление всех конкурсных кредиторов организации - должника;

проведение анализа финансово - хозяйственной деятельности кредитной организации - должника;

установление размера требований к кредитной организации - должнику и направление указанных требований в арбитражный суд;

принятие комплекса соответствующих мер, направленных на сохранение имущества кредитной организации - должника, а также поиск неучтенного либо сокрытого имущества;

созыв и проведение первого собрания кредиторов;

составление реестра требований кредиторов.

С момента вынесения арбитражным судом определения о признании кредитной организации банкротом и введения процедуры наблюдения устанавливается особый режим имущественных требований, предъявляемых к должнику. Конкурсные кредиторы, а также налоговые и иные уполномоченные органы не вправе обращаться к должнику для удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Если требования одних кредиторов удовлетворены кредитной организацией - должником в индивидуальном порядке, эти действия могут быть признаны незаконными арбитражным судом по заявлению кредиторов, чьи интересы нарушены. В случае признания действий должника незаконными арбитражный суд применяет к ним последствия недействительности сделок, предусмотренные гл.9 ГК РФ. Так, Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Московского округа от 02.07.1999 по делу N КГ-А40/1722-99 были оставлены без изменений Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.1999 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 15.04.1999 по делу N А40-1929/99-48-30, которыми были оставлены без удовлетворения исковые требования конкурсного управляющего ТОО "Европейский Торговый Банк" к ОАО КБ "Империал" о взыскании 600 тыс. долл. США. В своем Постановлении кассационная инстанция, оставляя без изменения эти судебные акты, в частности, указала, что к моменту обращения истца с исковым заявлением к ответчику в отношении ОАО КБ "Империал" было возбуждено дело о банкротстве.

Таким образом, в соответствии с Законом N 6-ФЗ, во-первых, все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках процедуры банкротства и, во-вторых, кредиторы не вправе обращаться за удовлетворением своих требований к должнику в индивидуальном порядке, если в отношении него возбуждено производство по делу о банкротстве.

С момента введения процедуры наблюдения все требования к должнику предъявляются конкурсными кредиторами, налоговыми или иными уполномоченными органами только в рамках процедуры банкротства, установленных действующим законодательством, регулирующим порядок банкротства кредитных организаций.

Особенностью введения арбитражным судом процедуры наблюдения является то, что в отличие от иных процедур банкротства руководитель должника, а также иные органы управления не отстраняются от осуществления своих полномочий и продолжают их совершать с учетом ограничений, которые установлены п.п.2 и 3 ст.58 Закона N 6-ФЗ. Так, органы управления должника после введения процедуры наблюдения могут совершать исключительно с согласия временного управляющего следующие сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог с внесением указанного имущества в уставный (складочный) капитал хозяйственных товариществ и обществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением движимым имуществом должника, стоимость которого по балансу составляет более 10% стоимости балансовых активов должника;

связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, Закон N 6-ФЗ определяет исчерпывающий перечень решений, которые с момента введения процедуры наблюдения запрещено принимать руководящим органам кредитной организации - должника. К их числу относятся решения, связанные с:

реорганизацией и ликвидацией должника;

созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах;

созданием филиалов и представительств, выплатой дивидендов, а также размещением должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

выходом из состава участников кредитной организации - должника, а также с приобретением у акционеров ранее выпущенных акций.

В то же время Закон N 6-ФЗ с момента введения арбитражным судом процедуры наблюдения предоставляет ему право до рассмотрения дела в арбитражном суде по существу отстранить руководителя кредитной организации - должника от выполнения им своих полномочий в случае, если он не принимал должных мер по сохранению имущества кредитной организации - должника, чинил препятствия временному управляющему при исполнении им своих обязанностей, а также допускал иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего процедуру банкротства. При этом необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации, регламентирующее процедуру банкротства, равно как и АПК РФ, не определяет форму судебного акта (определение, решение, постановление), которым арбитражный суд отстраняет руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности.

Не урегулирован также вопрос о том, как в процессуальном плане арбитражный суд должен отстранять руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности. Должен ли этот вопрос решаться в судебном заседании, если да, то кто в нем будет принимать участие, или арбитражный суд сможет рассмотреть его без извещения заинтересованных лиц.

Вопрос об отстранении руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности должен быть рассмотрен арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст.55 Закона N 6-ФЗ. Однако, по нашему мнению, этот вопрос целесообразно урегулировать постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При отстранении руководителя кредитной организации - должника от занимаемой должности исполнение его обязанностей возлагается арбитражным судом на временного управляющего. При этом следует обратить внимание на следующий момент. В случае признания кредитной организации - должника несостоятельной (банкротом) и открытия в отношении нее конкурсного производства руководство должника в этом случае отстраняется от занимаемой должности. Если же указанное решение в дальнейшем будет отменено вышестоящей инстанцией арбитражного суда, то, как указано в Письме N 43, вышестоящая инстанция, отменившая данное решение, обязана рассмотреть вопрос о восстановлении полномочий временного управляющего и органов управления кредитной организации - должника, имевшихся на день вынесения решения о признании должника банкротом.

Все процессуальные вопросы, связанные с рассмотрением заявлений арбитражных управляющих и жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов как в период наблюдения, так и в период конкурсного производства разрешаются арбитражным судом в судебном заседании на основании принятия соответствующего определения. При этом согласно п.3 ст.55 Закона N 6-ФЗ определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений арбитражных управляющих (временного, конкурсного), жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов, не предусмотренные АПК РФ, могут быть обжалованы только в тех случаях, которые непосредственно предусмотрены соответствующими нормами Законов N 6-ФЗ и N 40-ФЗ. Так, в частности, не подлежат обжалованию следующие определения арбитражного суда, вынесенные по процессуальным вопросам при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации:

определения об установлении размера денежных обязательств (ст.ст.46, 63, 75, 114, 160 Закона N 6-ФЗ);

определения, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений арбитражных управляющих (временного, конкурсного), жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов (ст.55 Закона N 6-ФЗ);

определения, вынесенные о продлении сроков конкурсного производства (п.2 ст.97 Закона N 6-ФЗ);

определения о сокращении или продлении сроков внешнего управления (п.5 ст.68 Закона N 6-ФЗ).

В то же время определение о принятии заявления о признании должника банкротом, введении процедуры наблюдения, назначении временного управляющего может быть обжаловано в том случае, если содержит указание на принятие мер по обеспечению требований кредиторов и только в части, касающейся указанных мер по обеспечению требований кредиторов (п.3 ст.41, ст.44 Закона N 6-ФЗ и ст.75 АПК РФ). Данная позиция подтверждена Письмом N 43.

Своеобразным итогом процедуры наблюдения является созыв и проведение временным управляющим первого собрания кредиторов, которое должно состояться в срок не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в его определении о принятии заявления и признании должника банкротом.

Вопросы, подлежащие рассмотрению на первом собрании кредиторов, определены ст.65 Закона N 6-ФЗ. Применительно к процессу банкротства кредитных организаций положения этой статьи должны быть соответствующим образом скорректированы с учетом норм Закона N 40-ФЗ. На основании вышеизложенного на первом собрании кредиторов рассматриваются и решаются следующие вопросы:

обращение в арбитражный суд с ходатайством о признании кредитной организации - должника банкротом и открытии конкурсного производства;

определение количественного состава комитета кредиторов, избрание его членов.

Процедура наблюдения в деле о банкротстве кредитных организаций завершается в порядке, определенном ст.67 Закона N 6-ФЗ, положения которой должны быть соответствующим образом скорректированы с учетом норм Закона N 40-ФЗ.

Согласно ст.47 Закона N 6-ФЗ дело о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации - должника должно быть рассмотрено в судебном заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании кредитной организации - должника несостоятельной (банкротом) в арбитражный суд. Каких-либо особенностей по срокам рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве кредитных организаций Законом N 40-ФЗ не предусмотрено.

Однако если при банкротстве должника по нормам Закона N 6-ФЗ определение арбитражного суда о признании должника банкротом выносится в трехдневный срок с даты поступления заявления в арбитражный суд, то аналогичное определение о принятии заявления о признании кредитной организации - должника банкротом с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 40-ФЗ, может быть вынесено арбитражным судом в лучшем случае по истечении месяца с момента поступления указанного заявления. В связи с этим возникает вопрос о том, входит ли месячный срок, в течение которого Банк России обязан направить в арбитражный суд документы, предусмотренные ст.35 Закона N 40-ФЗ, в трехмесячный срок, определенный ст.47 Закона N 6-ФЗ. Если предположить, что входит, то тогда срок рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации, а также срок проведения процедуры наблюдения в делах о банкротстве кредитной организации автоматически уменьшаются на месяц, что, учитывая сложность и, как правило, большой объем обязательств и кредиторов, имеющихся у кредитной организации, а также финансово - экономическую и банковскую специфику, связанную с рассмотрением дел о банкротстве кредитных организаций, может негативно отразиться на полноте, законности и обоснованности окончательного решения по делу. На наш взгляд, в данном случае необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в Закон N 6-ФЗ или Закон N 40-ФЗ.

Рассмотрение арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве) может быть отложено на срок не более двух месяцев (п.2 ст.47 Закона N 6-ФЗ). Однако поскольку Законом N 6-ФЗ не определены последствия, вызванные невозможностью рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве в сроки, предусмотренные ст.47 этого Закона, на практике встречаются случаи, когда арбитражный суд своим определением продлевает срок процедуры наблюдения на период более пяти месяцев.

Такая ситуация сложилась при рассмотрении Арбитражным судом г. Москвы дела о признании несостоятельным (банкротом) АКБ "Инкомбанк", когда суд вынужден был продлить процедуру наблюдения на срок более пяти месяцев по причине невозможности формирования временным управляющим реестра требования кредиторов в связи с их большим количеством (общее количество кредиторов - более 300 тыс. физических лиц, более 40 тыс. юридических лиц).

Дата проведения арбитражным судом первого судебного заседания при рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации указана в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом), введении процедуры наблюдения, назначении временного управляющего.

Как было сказано, до проведения арбитражным судом первого судебного заседания временный управляющий должен созвать и провести первое собрание кредиторов для принятия решения по вопросу, предусмотренному ст.65 Закона N 6-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных нормами Закона N 40-ФЗ.

Если временный управляющий не созвал и не провел первое собрание кредиторов до даты первого судебного заседания арбитражного суда по делу о банкротстве кредитной организации, арбитражный суд вправе перенести рассмотрение дела, определив временному управляющему срок, в течение которого он обязан провести заседание первого собрания кредиторов и представить в арбитражный суд протокол с принятыми первым собранием кредиторов решениями. При этом в соответствии с п.2 ст.65 Закона N 6-ФЗ протокол заседания представляется временным управляющим в арбитражный суд не позднее чем в недельный срок с даты проведения первого собрания кредиторов.

Рассмотрение арбитражным судом дела о банкротстве кредитных организаций, как известно, осуществляется по правилам, предусмотренным АПК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных Законами N 6-ФЗ и N 40-ФЗ. Необходимо отметить, что процессуальных особенностей судебного заседания при рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций в арбитражных судах, кроме определенных в АПК РФ и Законами N 6-ФЗ и N 40-ФЗ, не предусмотрено.

При рассмотрении дел о банкротстве кредитных организаций арбитражный суд в обязательном порядке, кроме общих процессуальных правил, предусмотренных АПК РФ, заслушивает отчет временного управляющего о проведении процедуры наблюдения, рассматривает протокол заседания первого собрания кредиторов с принятыми на нем решениями, если данный протокол представлен временным управляющим в судебное заседание. В первом судебном заседании по соответствующему ходатайству заинтересованных лиц (конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы, Банк России, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, в случае если кредитная организация является профессиональным участником рынка ценных бумаг - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор за деятельностью на рынке ценных бумаг) арбитражный суд также решает вопрос об отстранении временного управляющего от занимаемой должности и назначении нового временного управляющего.

В настоящее время действующим законодательством не урегулирован вопрос о возможности рассмотрения в заседании арбитражного суда дела о банкротстве кредитной организации по существу, если в производстве арбитражного суда имеются дела, по которым не вынесено окончательного решения, связанные с рассмотрением заявления временного управляющего, жалоб конкурсных кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов.

Возникает вопрос, должен ли в этом случае арбитражный суд отложить рассмотрение дела о банкротстве кредитной организации по существу до принятия окончательного решения по указанным выше жалобам и заявлениям или же он вправе не откладывать рассмотрение дела. Представляется, что неправильное решение данного вопроса в процессуальном плане может в дальнейшем существенным образом повлиять на права и интересы как отдельных кредиторов, так и самой кредитной организации - должника.

По нашему мнению, до решения вопросов, связанных с определением всех требований кредиторов как установленных, арбитражный суд не вправе выносить решение о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и открытии конкурсного производства, так как признание кредитной организации несостоятельной (банкротом) может существенно повлиять на законные права и интересы как самой кредитной организации, так и иных лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Однако данный вопрос требует четкого законодательного урегулирования.

По результатам рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации арбитражный суд принимает один из судебных актов, предусмотренный ст.48 Закона N 6-ФЗ, с учетом особенностей, содержащихся в нормах Закона N 40-ФЗ.

На основании изложенного арбитражный суд по завершении рассмотрения по существу дела о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и при наличии достаточных к тому оснований вправе:

принять решение о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства;

принять решение об отказе в признании кредитной организации несостоятельной (банкротом);

вынести определение о прекращении производства по делу о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

В соответствии со ст.53 Закона N 6-ФЗ дело о признании организации - должника несостоятельной (банкротом) подлежит прекращению в случаях:

восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

заключения мирового соглашения.

Дело о признании организации - должника несостоятельной (банкротом) может быть также прекращено по основаниям, предусмотренным АПК РФ, если они применимы к делу о банкротстве. В связи с этим и в соответствии с нормами Закона N 40-ФЗ положения ст.53 Закона N 6-ФЗ не могут быть применены при банкротстве кредитных организаций. Арбитражный суд может вынести определение о прекращении дела о банкротстве кредитной организации только при наличии оснований, предусмотренных п.п.2, 4 ст.85 АПК РФ.

Арбитражный суд по результатам рассмотрения дела может принять решение об отказе в признании кредитной организации банкротом в следующих случаях:

отсутствия признаков банкротства;

установления фиктивного банкротства;

удовлетворения заявленных требований кредиторов до вынесения арбитражным судом окончательного решения по делу о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

В случае если при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд установит, что имеются достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии у кредитной организации необходимого ликвидного имущества для удовлетворения требований всех кредиторов, арбитражный суд по ходатайству кредитной организации - должника вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив кредитной организации погасить требования в установленный арбитражным судом срок, который не может превышать сроков, установленных ст.47 Закона N 6-ФЗ.

В соответствии с п.1 ст.49 Закона N 6-ФЗ арбитражный суд решение о признании организации - должника банкротом и открытии конкурсного производства принимает в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии достаточных оснований для введения внешнего управления. Учитывая, что в соответствии с п.2 ст.5 Закона N 40-ФЗ в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом N 6-ФЗ, не применяются, то решение по делу о банкротстве кредитной организации и открытии конкурсного производства, по нашему мнению, может быть принято арбитражным судом при установлении признаков банкротства кредитной организации, предусмотренных ст.2 Закона N 40-ФЗ.

Решение арбитражного суда по делу о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) должно быть оформлено в соответствии с требованиями АПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных п.2 ст.49 Закона N 6-ФЗ.

Помимо сведений, содержащихся в решении арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) и открытии конкурсного производства, предусмотренных ст.127 АПК РФ, в нем также в обязательном порядке арбитражный суд должен предусмотреть следующие указания:

о признании должника банкротом;

об открытии конкурсного производства;

о назначении конкурсного управляющего.

Это решение в соответствии с п.4 ст.49 Закона N 6-ФЗ подлежит немедленному исполнению, если иное не предусмотрено арбитражным судом в тексте самого решения.

Согласно ст.145 АПК РФ в апелляционном порядке лица, участвующие в деле, могут обжаловать только решения арбитражных судов, не вступившие в законную силу. Однако это не препятствует обжалованию решения суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства, подлежащего немедленному исполнению в апелляционном порядке.

Представляется интересной также ситуация, когда в процессе конкурсного производства, введенного на основании решения о признании кредитной организации банкротом, установлена ее способность в полном объеме удовлетворить все требования кредиторов при условии, что указанное решение было оставлено без изменений не только апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда, но и соответствующим постановлением надзорной инстанцией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В Письме N 43 определено, что установление в ходе конкурсного производства способности кредитной организации - должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей может свидетельствовать о необоснованности вывода арбитражного суда о несостоятельности должника, но не является основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. В этом случае решение суда может быть пересмотрено в порядке надзора.

Если платежеспособность должника в ходе конкурсного производства восстановлена и имеется постановление надзорной инстанции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которым решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства оставлено без изменения, чтобы избежать банкротства и ликвидации платежеспособной организации, арбитражные суды должны принимать заявления заинтересованных лиц о пересмотре этих судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Рассмотрение дела о банкротстве в арбитражном суде в случае признания кредитной организации банкротом и открытия конкурсного производства завершается рассмотрением арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства. По результатам рассмотрения этого отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. В соответствии со ст.48 Закона N 40-ФЗ определение арбитражного суда является основанием для внесения Банком России записи о ликвидации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. С момента внесения этой записи в Книгу государственной регистрации кредитных организаций ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация - прекратившей свое существование.

Как указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2000 N 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)", в целях соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственного контроля за ликвидацией юридического лица (в том числе кредитной организации в процессе конкурсного производства), осуществляемой на основании решения суда, арбитражным судам, вынесшим решения, рекомендуется направлять в порядке информации копии этих решений о ликвидации юридических лиц соответствующим государственным органам, осуществляющим их государственную регистрацию.

Подписано в печать А.Н.Мацюк

05.07.2000 Юрист

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Взаимодействие руководителей проверяемых объектов и аудиторов ("Аудиторские ведомости", 2000, N 7) >
Статья: Уплата страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в 2000 г. (Начало) ("Финансовая газета", 2000, N 27)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.