![]() |
| ![]() |
|
Статья: Информационные ресурсы налоговых инспекций и порядок их использования (Начало) ("Аудиторские ведомости", 2000, N 7)
"Аудиторские ведомости", N 7, 2000
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ И ПОРЯДОК ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Значение информации в жизни и деятельности каждого современного человека общеизвестно. Также известно, насколько велика роль информации для успешного решения конкретной задачи, для достижения поставленных целей. Найти точный ответ на решаемый вопрос, избежать ошибок в принятии решений лучше удается тому, кто четко ориентируется в информационном пространстве, кто при необходимости имеет возможность легко и своевременно получить интересующие его сведения. Что касается столь важной для укрепления экономического и социального благополучия страны деятельности, как контроль за уплатой налогов и сборов, то без наличия легкодоступной и достоверной информации об объектах налогообложения и о лицах, на которых законом возложена обязанность по уплате налогов, осуществлять объективный контроль представляется попросту невозможным. Естественно, что в налоговых органах накапливается необходимая информация, которая во многих случаях оказывается незаменимой для самих налоговых органов, для других государственных органов, для негосударственных организаций и граждан. Вместе с тем наряду с положительным влиянием информации на успех в достижении поставленных целей неправильное с ней обращение и недобросовестное использование ее таит в себе опасность причинения существенного ущерба. Поэтому необходимо (а в системе налоговых органов - чрезвычайно важно) наличие определенных строгих правил, регламентирующих накопление и дальнейшее использование сведений, касающихся налогооблагаемой базы юридических и физических лиц. Правовую основу информационного обмена в налоговых органах составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральные законы от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 04.07.1996 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Законы Российской Федерации от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", другие законодательные и нормативные документы в сфере информатизации и защиты информации. Порядок сбора и накопления информации в налоговых органах, ее источники определены Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), постановлениями Правительства Российской Федерации, распорядительными и нормативно - методическими документами МНС России. В соответствии с НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.03.1999 N 266 "О порядке ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), определен перечень сведений, представляемых в налоговые органы в обязательном порядке. ЕГРН представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, ведущихся МНС России и его территориальными органами (далее - налоговые органы) исходя из единых методологических и программно - технологических принципов и на основе документированной информации, поступающей в эти органы.
Налоговыми органами являются МНС России и его территориальные подразделения: управления МНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции МНС России, инспекции МНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции МНС России межрайонного уровня. ЕГРН содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц, документированная информация о которых поступает от органов, перечисленных в п.п.3 - 6 ст.85 НК РФ, с указанием присвоенного каждому объекту учета идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Этот номер присваивается каждому налогоплательщику и является единым по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу и на всей территории Российской Федерации. Налоговый орган указывает ИНН во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения ИНН определены МНС России, для организаций он десятизначный, для физических лиц - двенадцатизначный. Для ведения реестра налоговые инспекции осуществляют прием документированной информации и передачу ее другим налоговым органам в порядке, установленном для конфиденциальной информации. МНС России осуществляет ведение реестра в виде занесения в него предусмотренных сведений, их обновление при изменении данных об объектах учета, исключение из реестра сведений о лицах, снятых с учета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом сведения, исключенные из реестра, хранятся в архиве. МНС России и его структуры осуществляют: организационное обеспечение работ по ведению государственных баз данных реестра; автоматизированное объединение государственных баз данных реестра в единый банк данных; организацию обработки информации в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информатизации и защите информации; контроль за ведением налоговыми органами государственных баз данных реестра в порядке, установленном министерством. В соответствии с действующим законодательством собственниками информации о налогоплательщиках являются сами налогоплательщики. Налоговые органы в данном случае выступают в качестве владельца информационных ресурсов о налогоплательщиках (плательщиках сборов). Информация о деятельности налоговых органов является собственностью МНС России. К объектам информационного обмена относятся: документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства информационного обмена. Субъектами информационного обмена являются: налоговые органы - в рамках МНС России; налогоплательщики (плательщики сборов) - организации и физические лица, в том числе иностранные; органы государственной власти; органы местного самоуправления; правоохранительные органы; финансово - кредитные органы; органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций; внебюджетные фонды; налоговые и правоохранительные органы иностранных государств; международные, иностранные и совместные организации; средства массовой информации. НК РФ определяет субъекты информационного обмена, которые обязаны предоставлять информацию конкретных видов для внесения ее в базы данных ЕГРН. В частности, от налогоплательщиков налоговые органы получают: информацию и документы, необходимые для постановки на учет; налоговые декларации; документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и пояснения по ним; сведения об открытии или закрытии счетов, об участии в российской или иностранной организации, обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации, об изменении своего местонахождения. Органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций, в налоговые органы представляют: сведения об органе, осуществившем государственную регистрацию (перерегистрацию) создания, реорганизации, ликвидации организации: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, его ИНН; реквизиты документа о государственной регистрации: дата выдачи, серия и номер документа; сведения об организации: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации; сведения о событии, подлежащем регистрации (перерегистрации): дата события, вид события (создание, реорганизация, ликвидация). Органы, осуществляющие государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, представляют: сведения об органе, осуществившем государственную регистрацию (аннулирование государственной регистрации) физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, ИНН; реквизиты свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: дата выдачи, срок действия, серия и номер документа; сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя: регистрационный номер, дата регистрации; сведения о физическом лице, зарегистрировавшемся (аннулировавшем регистрацию) в качестве индивидуального предпринимателя: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность: вид документа, серия и номер, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ (в случае представления физическим лицом удостоверяющего личность документа, отличного от паспорта, представляются также реквизиты документа, удостоверяющего регистрацию физического лица по месту жительства: вид документа, регистрационный номер, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ); сведения об аннулировании государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи с прекращением деятельности или истечением срока действия свидетельства о регистрации: дата аннулирования государственной регистрации и свидетельства о регистрации, реквизиты документа, подтверждающего этот факт. Органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы физическим лицам, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащим регистрации в этом качестве в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют: сведения об органе, выдавшем (аннулировавшем) лицензию, свидетельство или иной подобный документ: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа, ИНН; реквизиты лицензии, свидетельства или иного подобного документа: дата выдачи, срок действия, серия и номер документа; сведения о физическом лице, получившем (аннулировавшем) лицензию, свидетельство или иной подобный документ; сведения об аннулировании лицензии, свидетельства или иного подобного документа: реквизиты документа, подтверждающего факт аннулирования документа, дата отзыва или прекращения действия документа. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту их жительства, представляют: сведения об органе, осуществившем регистрацию (снятие с регистрационного учета) физического лица по месту жительства: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа, ИНН; сведения о лице, поставленном на регистрационный учет (снятом с регистрационного учета) по месту жительства. Дополнительно при постановке на регистрационный учет указывается прежнее место жительства, при снятии с регистрационного учета - дата снятия с регистрационного учета и предполагаемое место жительства. Органы, осуществляющие регистрацию рождения и смерти, представляют: сведения об органе, осуществившем регистрацию рождения или смерти: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа записи актов гражданского состояния, ИНН; реквизиты свидетельства о рождении (смерти): дата выдачи, серия и номер документа; сведения о регистрации акта о рождении (смерти): регистрационный номер, дата регистрации; сведения о родившемся: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также сведения о родителях: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства отца и матери, их гражданство; сведения об умершем: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, дата смерти, последнее место жительства. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, представляют: сведения об органе, осуществившем регистрацию недвижимого имущества: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, ИНН; реквизиты документа, подтверждающего регистрацию прав на недвижимое имущество или учет недвижимого имущества, в том числе земельного участка: вид документа, дата выдачи, серия и номер документа; сведения об объекте недвижимого имущества: местоположение, вид объекта, форма права собственности физического лица на объект, его доля в праве; сведения о владельце(ах) недвижимого имущества - физическом(их) лице(ах); сведения о владельце - юридическом лице: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации, ИНН. Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию транспортных средств, представляют: сведения об органе, осуществившем учет и (или) регистрацию транспортных средств: наименование и местонахождение (юридический адрес) регистрирующего органа, ИНН; реквизиты документа, подтверждающего регистрацию транспортного средства: дата выдачи, серия и номер документа; сведения о транспортном средстве: вид, мощность, адрес регистрации или порт приписки; сведения о владельце - физическом лице; сведения о владельце - юридическом лице: наименование и местонахождение (юридический адрес) организации, ИНН. Органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, представляют: сведения об органе, установившем опеку или попечительство: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа, ИНН; сведения об опекаемом (подопечном); сведения об имуществе, находящемся в собственности опекаемого (подопечного) и подлежащем налогообложению: вид и местонахождение имущества, доля опекаемого (подопечного) в праве собственности, реквизиты документа, удостоверяющего право собственности на имущество; сведения об опекуне (попечителе); реквизиты документа о назначении опекуном (попечителем), принятого органом местного самоуправления; реквизиты документа о назначении опекуном (попечителем), выданного опекуну (попечителю) органами опеки и попечительства; сведения об управляющем имуществом опекаемого (подопечного); реквизиты документа, подтверждающего назначение лица управляющим имуществом опекаемого (подопечного). Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, нотариусы, осуществляющие частную практику, представляют: сведения об органе (учреждении), совершившем нотариальные действия: наименование и местонахождение (юридический адрес) органа (учреждения), ИНН, сведения о нотариусе, осуществляющем частную практику: фамилия, имя, отчество нотариуса, ИНН; сведения об имуществе, переходящем в порядке дарения или наследования: вид и местонахождение имущества, доля одариваемого или наследника в праве собственности, реквизиты договора дарения либо реквизиты документа, удостоверяющего право на наследство; сведения о дарителе; сведения об одаряемом(ых); сведения о наследодателе: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, гражданство, дата смерти, последнее место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего факт смерти; сведения о наследнике(ах). Как видно из перечня, в процессе работы налоговые органы сосредоточивают и используют у себя большой объем массовой информации и информации с ограниченным доступом. К массовой информации относятся предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную (сведения, составляющие служебную тайну). К такой информации относятся любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об ИНН; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. К массовой информации налоговых органов относятся: законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах; законодательные акты субъектов Российской Федерации о налогах и сборах; нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах; информация о правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов); информация о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; информация о действующих налогах и сборах; информация о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; формы установленной отчетности и порядок их заполнения. Распространение массовой информации налоговыми органами является обязанностью, возложенной на них законодательством Российской Федерации, и организуется руководителями территориальных подразделений МНС России. Для этих целей они могут использовать средства массовой информации (СМИ), предоставлять массовую информацию по запросам граждан и организаций, создавать общедоступные базы данных в органах государственной власти и местного самоуправления, использовать общедоступные серверы в информационных системах, в том числе и в международных. Решением руководства МНС России для опубликования в СМИ могут быть направлены: сведения о деятельности налоговых органов, подготавливаемые по запросам СМИ или инициативно; информация, содержащаяся в материалах пресс - конференций или брифингов; справочные, статистические и иные материалы, предназначенные для пропаганды и освещения деятельности налоговых органов. Так как сведения о налогоплательщике (плательщике сборов) с момента постановки на учет являются налоговой тайной, на налоговые органы возложена обязанность соблюдать налоговую тайну. Налогоплательщики (плательщики сборов), являясь собственниками информации о себе, вправе требовать от налоговых органов соблюдения налоговой тайны. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) налоговые органы могут передавать: информацию о них самих в полном объеме - по их письменному заявлению, при предъявлении свидетельства о постановке на учет, один раз в год - бесплатно, при повторном обращении в течение одного календарного года - за плату; информацию о перечне идентификационных номеров налогоплательщиков (плательщиков сборов), открытом для публикации - бесплатно; информацию об идентификационном номере конкретного налогоплательщика (плательщика сборов) - по запросу, за плату; письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах - по их запросу; сведения, носящие информационный характер о количественном и стоимостном выражении имущества физического лица, а также расчеты, составляемые налоговыми органами на основании этих сведений по налогам на имущество данного физического лица, с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, на землю; копии актов налоговой проверки и решения налоговых органов по ним; после получения письменного заявления с приложенной копией исполнительного листа с неистекшим сроком давности - сведения о наличии или об отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. При наличии счетов и вкладов предоставляется информация о наименовании указанных кредитных организаций и их местонахождении. Информационный обмен налоговых органов с органами государственной власти и органами местного самоуправления регламентирован следующим порядком. Депутатам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации налоговыми органами предоставляется необходимая им информация по запросам, внесенным на заседании соответствующей палаты в письменном виде. Счетной палате Российской Федерации по запросам налоговыми органами предоставляется информация о результатах проводимых проверок и контроля. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в регионах Российской Федерации по письменному запросу могут быть представлены сведения о проверках инспекций МНС России по субъекту Российской Федерации, о количестве проверок налогоплательщиков (плательщиков сборов) по вопросам соблюдения налогового законодательства, о суммах доначислений в бюджеты различных уровней по видам налогов (платежей), о видах нарушений налогового законодательства. Президентам и главам республик, председателям правительств, главам администраций и губернаторам субъектов Российской Федерации, а также главам органов местного самоуправления налоговые органы предоставляют информацию о соблюдении налогового законодательства на их территории, о налогах и платежах, поступивших в соответствующие бюджеты. Федеральным органам исполнительной власти, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления включенная в Единый государственный реестр налогоплательщиков (плательщиков сборов) информация предоставляется бесплатно по индивидуально утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням информационных услуг, предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Информационный обмен налоговых органов с правоохранительными органами также регламентирован. Передача конфиденциальной информации о налогоплательщиках (плательщиках сборов) без их согласия разрешается в правоохранительные и судебные органы по официальным мотивированным письменным запросам в связи с возбужденным уголовным делом или проведением проверки в порядке ст.109 УПК РСФСР. Запросы правоохранительных органов о предоставлении информации о финансово - экономической деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов) и копий документов проверки в порядке ст.109 УПК РСФСР подписываются прокурором (его заместителем), уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел или налоговой полиции с указанием должности, фамилии и номера телефона. Выемка документов в налоговых органах из дел налогоплательщиков (плательщиков сборов) в ходе следствия и дознания по уголовным делам производится в строгом соответствии с требованиями ст.ст.167, 171, 176 и 177 УПК РСФСР на основании мотивированных постановлений о выемке и с составлением протоколов. Налоговые органы по решению руководителей могут представлять в правоохранительные органы копии документов, оригиналы которых находятся в других организациях, в случаях, когда по обстоятельствам дела установление местонахождения подлинника может повлечь затягивание расследования и принятие решения по делу или материалу. Доступ должностных лиц органов налоговой полиции к сведениям налоговых органов, составляющим налоговую тайну, осуществляется на основании перечня, определяемого МНС России и Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации. Налоговые органы в случаях выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств по собственной инициативе направить материалы органам налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, обязаны в трехдневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Информационный обмен налоговых органов с органами Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК России) осуществляется на основе требований НК РФ, Таможенного кодекса Российской Федерации и Соглашения о взаимодействии между МНС России и ГТК России. Арбитражным судам и судам общей юрисдикции налоговые органы предоставляют информацию в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности. По официальному мотивированному письменному запросу судьи материалы представляются непосредственно в суд. Судебным приставам - исполнителям налоговые органы в трехдневный срок после получения мотивированного письменного запроса представляют сведения об идентификационном номере налогоплательщика, о номерах расчетных, текущих и иных счетов, о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета, о финансово - хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности. В случае отсутствия должника по указанному в исполнительном документе юридическому адресу сообщается информация о его новом местонахождении. Письменный запрос должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника - юридического лица и его юридического адреса. Информационный обмен налоговых органов с финансово - кредитными органами осуществляется в следующем порядке. Налоговые органы получают от банков: сведения об открытии и закрытии счетов и вкладов налогоплательщиками; сведения по операциям, счетам и вкладам клиентов и корреспондентов, а также о наличии денежных средств на них; сведения, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения. Информационный обмен налоговых органов с внебюджетными фондами организует МНС России на основании совместных писем, соглашений о взаимодействии и договоров на оказание услуг по информационному обеспечению. Во исполнение Постановления N 266 и в соответствии со ст.12 Федерального закона N 24-ФЗ, а также с утвержденными указанным Постановлением Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков Приказом МНС России от 16.06.1999 N АП-3-12/180 утверждены: состав показателей баз данных Единого государственного реестра налогоплательщиков; форма N 12-3-1 "Заявление пользователя информационных ресурсов на предоставление информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков"; порядок заполнения заявления пользователя информационных ресурсов на предоставление информации из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
(Окончание см. "Аудиторские ведомости, N 8, 2000)
Подписано в печать Н.М.Чиж 05.07.2000 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |