Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение доходов физических лиц в КНР ("Бухгалтерский учет", 2000, N 14)



"Бухгалтерский учет", N 14, 2000

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КНР

Впервые Закон Китайской Народной Республики "О личном подоходном налоге" был принят на III сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 10 сентября 1980 г. В Конституции КНР от 5 декабря 1982 г. в ст.56 был провозглашен принцип, закрепляющий обязанность граждан КНР платить налоги. Несмотря на последующие изменения указанного Закона и сопутствующего подзаконного акта (Положение от 10 декабря 1980 г. "О порядке применения Закона о личном подоходном налоге"), можно сказать, что эти источники заложили основу современной системы налогообложения доходов физических лиц в КНР. При этом следует отметить, что рассматриваемый налог (главным образом по причине низких доходов населения) стал взиматься в Китае лишь с 1994 г.

Плательщики. Согласно ст.1 Закона КНР от 31 октября 1993 г. "О подоходном налоге с физических лиц" лица, имеющие местожительство в КНР или не имеющие такового, но проживающие в пределах КНР один полный год (365 дней) и получающие доход в КНР и за ее пределами, уплачивают подоходный налог, который обозначается тремя иероглифами: "суо", "де" и "шуи", дословно - налог на(с) доход(а).

Лица, имеющие местожительство в КНР, - это лица, имеющие прописку, дом, экономические интересы и обычно проживающие в пределах КНР. Временный выезд не уменьшает общее количество дней полного года. При этом временным считается разовый выезд за пределы КНР на срок, не превышающий 30 дней, или многократные поездки за рубеж общим сроком не более 90 дней.

Лица, не имеющие местожительства в КНР, но проживающие в ее пределах от одного до пяти лет, уплачивают подоходный налог только с части средств, пересылаемых (получаемых ими) в КНР. С началом шестого года подоходный налог уплачивается этой категорией лиц полностью. По общему правилу лица, не имеющие местожительства в КНР и не проживающие или проживающие в ее пределах неполный год, но получающие доходы в КНР, уплачивают подоходный налог.

Лица, непрерывно проживающие в пределах КНР в течение 90 дней, уплачивают налог с источников в КНР и освобождаются от налога с доходов, получаемых от иностранного работодателя за выполнение работ в КНР и поступающих из-за рубежа. При этом они не должны иметь других нанимателей.

Налогооблагаемые доходы. Сразу после образования КНР в Пекине, в ноябре 1949 г., Центральным народным правительством была созвана общегосударственная конференция по вопросам налоговой работы. На ней были временно установлены 14 видов налогов общегосударственного и местного значения, в том числе подоходный налог с заработной платы. Ныне действующий перечень налогооблагаемых доходов появился значительно позже.

Сегодня подоходным налогом в КНР облагаются следующие виды доходов физических лиц:

- доходы от заработной платы и жалования (т.е. доход, полученный работником от нанимателя за исполнение служебных обязанностей, включая премиальные, надбавки к жалованию за выслугу лет и т.д.);

- доходы от производственно - хозяйственной деятельности в сфере кустарного производства, строительства, транспорта, торговли, питания, обслуживания, ремонта и т.п.;

- доходы от подряда, включая субподряд, с получением как единовременного, так и ежемесячного дохода;

- доходы от вознаграждений за труд (доходы от выполнения отдельными лицами проектирования, монтажа, черчения, испытания, лечения, оказания правовой помощи, счетоводства, чтения лекций, подачи новостей, вещания, перевода, подготовки набросков, каллиграфии и живописи, гравюры, звукозаписи, видеозаписи, выступления, игры на сцене, рекламы, экспонирования, технического обслуживания, оказания услуг по знакомству, посредничества, выступления в роли поверенного и т.д.);

- доходы от вознаграждений за разработки (гонорары за сочинение книг, статей и т.д.);

- доходы от использования прав на специальные разрешения (т.е. получаемые физическими лицами доходы за предоставление права пользования фирменным знаком, авторского права и другими правами с включением в них доходов от соответствующих гонораров);

- доходы от тантьема, дивидендов и процентов (при этом под тантьемом следует понимать форму дополнительного вознаграждения, выплачиваемого директорам, членам правления и руководящему составу акционерных обществ, банков и других единиц в виде процента от прибыли, а также определенный процент от суммы чистой прибыли, полученной перестраховщиком от перестраховочных договоров, предоставленных перестрахователем);

- доходы от сдачи в аренду имущества (включая предоставление права пользования землей, оборудованием, судами и другим имуществом);

- доходы от передачи имущества (т.е. доходы от передачи ценных бумаг, паев, права пользования землей, продажи машин, судов и т.д.);

- случайные доходы (выигрыши в лотерею и другие доходы, не носящие постоянного характера);

- другие доходы, определяемые Министерством финансов КНР.

Как видно из приведенного перечня налогооблагаемых доходов физических лиц, часть из них может быть получена путем осуществления индивидуального предпринимательства. Такое соединение коммерческих и некоммерческих доходов не могло не отразиться на построении системы исчисления и уплаты подоходного налога, а также на его ставках.

Ставки. При налогообложении доходов физических лиц в КНР применяются два вида ставок: прогрессивные и пропорциональные. Первые увеличиваются с ростом базы налога, вторые в этом случае остаются неизменными.

Доходы от зарплаты и жалования, превышающие установленные размеры, облагаются по прогрессивным налоговым ставкам от 5 до 45% в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

     
   ————————————————————————————————————————————————————T————————————¬
   | Сумма дохода, подлежащего обложению за весь месяц |  Ставка, % |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | До 500 юаней                                      |      5     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 500 юаней до 2000 юаней                     |     10     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 2000 юаней до 5000 юаней                    |     15     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 5000 юаней до 20 000 юаней                  |     20     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 20 000 юаней до 40 000 юаней                |     25     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 40 000 юаней до 60 000 юаней                |     30     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 60 000 юаней до 80 000 юаней                |     35     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 80 000 юаней до 100 000 юаней               |     40     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 100 000 юаней                               |     45     |
   L———————————————————————————————————————————————————+—————————————
   

В настоящее время доходы от производственно - хозяйственной деятельности и подряда, превышающие установленные размеры, облагаются по прогрессивным налоговым ставкам от 5 до 35% (см. табл. 2).

Таблица 2

     
   ————————————————————————————————————————————————————T————————————¬
   | Сумма дохода, подлежащего обложению за весь месяц |  Ставка, % |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | До 5000 юаней                                     |      5     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 5000 юаней до 10 000 юаней                  |     10     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 10 000 юаней до 30 000 юаней                |     20     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 30 000 юаней до 50 000 юаней                |     30     |
   +———————————————————————————————————————————————————+————————————+
   | Свыше 50 000 юаней                                |     35     |
   L———————————————————————————————————————————————————+—————————————
   

Доходы от вознаграждений за разработки - гонорары, доходы от вознаграждения за труд, доходы от использования прав на специальные разрешения, доходы от тантьема, дивидендов и процентов, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от передачи имущества, случайные и другие доходы облагаются пропорциональной ставкой налога в размере 20%.

Доходы, не подлежащие налогообложению. При налогообложении доходов физических лиц в КНР основной формой налоговых льгот является освобождение от уплаты налога. От подоходного налога освобождены следующие доходы физических лиц:

- премии, выдаваемые Народным правительством, Государственным советом и Вооруженными силами КНР, а также иностранными и международными учреждениями за развитие науки, образования, техники, культуры, здравоохранения, спорта, защиты окружающей среды и других сфер;

- проценты по государственным займам и денежным займам, выпущенным государством (в первом случае речь идет об имеющихся у физических лиц выпущенных Министерством финансов КНР облигациях и получаемых по ним процентах, во втором - о выпущенных с санкции Государственного совета КНР денежных займах и получаемых по ним доходах также в виде процентов);

- пособия и материальная помощь, выдаваемые по единым государственным установлениям (определяются Государственным советом КНР);

- ассигнования и пособия на улучшение материального положения (ассигнования выдают предприятия, хозяйственные единицы, государственные органы, общественные объединения, а пособия - местные народные правительства);

- суммы страховых выплат;

- пособия военнослужащим при изменении профессии и демобилизации;

- получаемые руководящими кадровыми работниками в соответствии с едиными государственными установлениями пособия на содержание семьи, пособия при увольнении, заработная плата пенсионеров, материальная помощь пенсионерам;

- доходы официальных лиц и иных сотрудников аккредитованных посольств и консульств иностранных государств;

- доходы, освобожденные от налога в соответствии с международными договорами, заключенными китайским правительством;

- доходы, санкционированные Министерством финансов КНР.

Помимо полного освобождения от подоходного налога в КНР существует уменьшение налога. Так, с санкции правительств провинций, особых административных районов и городов центрального подчинения, т.е. ключевых административно - территориальных единиц, возможно уменьшение подоходного налога:

с доходов членов семей погибших за дело революции и лиц с физическими недостатками;

при нанесении серьезного ущерба в связи с тяжелыми стихийными бедствиями.

Этот небольшой перечень является открытым: другие уменьшения налога так же, как и в случае с освобождением от уплаты подоходного налога, санкционируются Министерством финансов.

Исчисление суммы дохода, подлежащего обложению. Определение облагаемого налогом дохода производится в КНР по шести основным группам.

1. Ежемесячная сумма дохода от заработной платы и жалования, уменьшенная на 800 юаней, является суммой, облагаемой подоходным налогом.

2. Общая сумма годового дохода от производственно - хозяйственной деятельности за вычетом себестоимости, издержек и убытков является суммой, облагаемой подоходным налогом. В этом случае учитываются также расходы на реализацию товара, управление и т.д.

3. Общая сумма годового дохода от подряда за вычетом необходимых расходов является суммой, облагаемой подоходным налогом.

4. Разовый доход от вознаграждения за труд, за разработки, от передачи права на специальное разрешение и сдачи имущества в аренду, не превышающий 4000 юаней, за вычетом расходов в 800 юаней или, если доход превышает 4000 юаней, за вычетом расходов в размере 20% облагается подоходным налогом. При этом доход от вознаграждения за труд, от передачи права на специальное разрешение, от сдачи имущества в аренду является разовым, если доход получен по соответствующей статье один раз в месяц. Доход от вознаграждения за разработки подпадает под эту же категорию, если он получен при каждом выпуске или опубликовании соответствующего материала: статьи, книги и т.д.

5. Сумма дохода от передачи имущества за вычетом первоначальной стоимости имущества и справедливых издержек является суммой, облагаемой подоходным налогом. При этом стоимостью имущества может быть:

- стоимость ценных бумаг и оплата соответствующих расходов при их покупке;

- стоимость строительства объекта и его покупки;

- стоимость права пользования землей и сопутствующие расходы;

- стоимость другого имущества, рассчитанная по аналогичной схеме.

При отсутствии документального подтверждения стоимости имущества или наличии сомнений о ее достоверности данные параметры рассчитываются компетентным налоговым органом.

6. Сумма каждого дохода от тантьема, дивидендов и процентов, случайных и других доходов является суммой, облагаемой подоходным налогом. Доходы, получаемые с использованием натуральной формы оплаты, облагаются подоходным налогом на основе расчетной цены. При отсутствии подтверждений о цене или очевидном ее занижении доход определяется компетентным налоговым органом в соответствии с рыночной ценой.

Полученный двумя и большим количеством лиц общий доход по одной статье после вычета общих расходов распределяется между лицами и облагается подоходным налогом.

Сумма пожертвования третьим лицам, не превышающая заявленную налогоплательщиком сумму подлежащего уплате подоходного налога на 30%, может быть вычтена из суммы, подлежащей обложению.

В отношении отдельных категорий лиц возможно дополнительное увеличение суммы расходов, вычитаемой из налогооблагаемой базы. К таким лицам относятся:

- работники (с иностранным гражданством) предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий;

- иностранные специалисты, приглашенные на работу в КНР на предприятия, в хозяйственные единицы, общественные организации и государственные органы;

- лица, имеющие местожительство в КНР, но работающие за ее пределами и получающие доходы в виде жалования и заработной платы;

- другие лица, определяемые Министерством финансов.

Норма дополнительно вычитаемых расходов для вышеперечисленных лиц, установленная ст.28 Правил применения Закона КНР "О подоходном налоге с физических лиц", утвержденных Государственным советом КНР 28 января 1994 г., составляет 3200 юаней.

Лица, имеющие местожительство в КНР или не имеющие его, но проживающие в ее пределах один полный год и получающие доходы в КНР и из других стран, должны раздельно рассчитывать сумму налога, подлежащую уплате.

Лицу, ответственному за уплату налога, получающему доходы за пределами КНР, разрешено вычитать из суммы налога, подлежащей уплате в КНР, сумму подоходного налога, уплаченного за границей. Однако вычет заграничного налога не должен превышать сумму, подлежащую внесению в КНР. Сумма налога, уплаченного за границей, является вычитаемой квотой для соответствующего государства. В случае необходимости ее увеличения остаток переносится на следующий налоговый год (начинается 1 января и завершается 31 декабря по григорианскому календарю). Использование остатка по фактически уплаченному за границей налогу возможно в течение последующих 5 лет. Право на вычет заграничного налога дают только подлинные документы об уплате налога за рубежом.

Исчисление каждой статьи дохода осуществляется в национальной валюте КНР. Доходы в иностранной валюте в целях уплаты налога пересчитываются в юани по официальному курсу, опубликованному Народным банком Китая, на последний день предшествующего месяца. В части дохода, по которому необходима доплата налога, используется официальный курс иностранной валюты на последний день предшествующего налогового года.

По общему правилу лица, имеющие доходы по различным статьям, рассчитывают налог раздельно. Если в пределах КНР лицо получает из двух или более источников доходы в виде заработной платы, жалования, от производственно - хозяйственной деятельности и подряда, оно вправе объединять расчеты по перечисленным статьям дохода.

Уплата. Плательщики подоходного налога в КНР разделены на две основные группы: лица, самостоятельно уплачивающие налог; лица, уплачивающие налог через налоговых агентов. В отдельных случаях возможны также комбинации.

Самостоятельно уплачивающий подоходный налог плательщик должен заявить об уплате налога в налоговый орган по месту получения дохода. Налогоплательщики, получающие доходы из-за рубежа, а также получающие доход в КНР из двух или более источников, могут самостоятельно выбрать место заявления об уплате налога. Налогоплательщики, меняющие место заявления об уплате налога, должны вначале получить разрешение компетентного налогового органа.

Лица, ответственные за удержание и внесение налога каждый месяц, и налогоплательщики, каждый месяц сами заявляющие об уплате налога, должны 7-го числа каждого месяца вносить налог в государственную казну и представлять в налоговые органы заявления об уплате налога.

Лицо, ответственное за удержание и внесение налога, получает 2% от суммы удержанного и уплаченного налога (официально эти проценты декларируются как предназначенные для покрытия процессуальных расходов). Для этого ему выдается специальный документ для предъявления в определенный банк. Раньше сумма этого вознаграждения составляла 1%, что отражает определенные трудности в собираемости налогов.

Доходы от заработной платы и жалования в отдельных отраслях (добывающая промышленность, рыбный промысел в океане и морское судоходство), подлежащие обложению налогом, могут рассчитываться заранее на год. В данном случае подлежащая уплате сумма подоходного налога с заработной платы и жалования рабочих и служащих ежемесячно уплачивается авансом, а по истечении года в течение 30 дней составляется итоговый расчет за год. Излишне уплаченные суммы возвращаются, а недостающие - доплачиваются.

Суммы налога на доходы от производственно - хозяйственной деятельности уплачиваются налогоплательщиком заранее, на основе годового расчета, каждый месяц до 7-го числа, а затем в течение 3 месяцев по истечении года производится окончательный расчет.

При доходах от подряда производится годовой расчет, а налогоплательщик в течение 30 дней по истечении года вносит налоговую сумму в государственную казну и представляет в налоговые органы заявление об уплате налогов. Налогоплательщик, в течение одного года получивший доходы от подряда по частям, должен после получения каждого дохода 7-го числа внести предоплату, а по истечении года в течение 3 месяцев производится окончательный расчет.

Налогоплательщики, получающие доходы за пределами КНР, должны в течение 30 дней по завершению года внести в государственную казну подлежащую уплате налоговую сумму и представить заявление в налоговый орган.

Единые формы "заявлений о сумме подоходного налога физического лица", "доклада об удержании и внесении подоходного налога" и "квитанции об уплате подоходного налога физическим лицом" устанавливаются Главным государственным налоговым управлением КНР.

Подписано в печать Р.А.Шепенко

03.07.2000 Кандидат юридических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Финансовая отчетность участников внешнеэкономической деятельности ("Бухгалтерский учет", 2000, N 14) >
Вопрос: Имеют ли право Управы района привлекать средства организаций для финансирования жилищного фонда района? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.