Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый паспорт региона проходит апробацию ("Налоговый вестник", 2000, N 7)



"Налоговый вестник", N 7, 2000

НАЛОГОВЫЙ ПАСПОРТ РЕГИОНА ПРОХОДИТ АПРОБАЦИЮ

МНС России завершает доработку проекта Налогового паспорта региона с учетом замечаний и предложений, внесенных большинством управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, руководителями и сотрудниками администраций субъектов Российской Федерации, ФСНП России, Минфина России, Госкомстата России, Счетной палаты Российской Федерации и Рейтингового агентства "Эксперт - РА".

Самым тщательным образом рассмотрены статьи, опубликованные в журнале "Налоговый вестник" под рубрикой "Обсуждаем Налоговый паспорт региона".

В поступивших материалах отмечается важность поставленной МНС России задачи, состоящей в наиболее объективном определении налоговой базы регионов Российской Федерации, и в целях проведения рациональной единой налоговой политики поддерживается предложение МНС России о внедрении Налоговых паспортов регионов в практику.

Все предложения, направленные на совершенствование состава показателей Налогового паспорта региона, изучены специалистами МНС России. В ранее разработанный проект внесены соответствующие изменения и дополнения.

Вместе с тем для подготовки окончательного варианта руководством МНС России принято решение осуществить следующие работы:

1) разработать "Указания по порядку заполнения и применения Налогового паспорта региона" (далее - Указания);

2) организовать апробацию проекта Налогового паспорта региона и Указаний в шести субъектах Российской Федерации;

3) сформировать программно - информационный комплекс по составлению Налогового паспорта региона;

4) после доработки по результатам апробации состава показателей представить Налоговый паспорт региона и Указания на рассмотрение коллегии МНС России.

Во исполнение принятого решения в мае с.г. была завершена разработка проекта Указаний, а также Программы апробации Налогового паспорта региона.

Основная цель проведения апробации Налогового паспорта региона - контрольное заполнение показателей Налогового паспорта региона за 1998 и 1999 гг. на основе реальной налоговой, статистической и другой информации, имеющейся в управлениях МНС России по субъектам Российской Федерации. Кроме этого, в ходе апробации предусматривается:

проследить слаженность технологической цепочки получения информации управлениями МНС России от местных налоговых органов, а также ряда территориальных органов, владеющих информацией, необходимой для заполнения показателей, предусмотренных паспортом;

выявить возможность эффективного взаимодействия этих органов с управлениями МНС России при проведении работы по составлению Налогового паспорта региона.

Апробацию проекта Налогового паспорта региона решено было проводить в управлениях МНС России по следующим субъектам Российской Федерации: г. Санкт - Петербургу, Волгоградской, Ленинградской, Московской, Нижегородской и Тюменской областям.

В мае с.г. проекты Налогового паспорта региона, Указаний и Программы апробации были направлены в указанные управления МНС России по субъектам Российской Федерации. Как и прежде, этот документ включает титульный лист и семь основных разделов:

Раздел 1. Общая характеристика региона

Раздел 2. Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы

Раздел 3. Выпадающие доходы

Раздел 4. Финансово - кредитные учреждения

Раздел 5. Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики

Раздел 6. Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему

Раздел 7. Основные показатели налоговой нагрузки

В ходе проведения апробации заполнение показателей паспорта должно осуществляться в соответствии с разработанным проектом Указаний, которыми, в частности, определено, что Налоговый паспорт региона является сводным документом и содержит систему показателей, комплексно характеризующих особенности экономического развития, налоговый потенциал и налоговую нагрузку региона и предназначен для прогнозирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Паспорт составляется по каждому субъекту Российской Федерации.

В результате проведенной работы по совершенствованию системы показателей, содержащихся в Налоговом паспорте региона, на основании поступивших предложений и замечаний из проекта паспорта были исключены неактуальные показатели. Вместе с тем по просьбе Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, руководителей администраций субъектов Российской Федерации в проект Налогового паспорта региона были введены дополнительно отдельные показатели или целые подразделы, позволяющие более полно и объективно оценивать налоговый потенциал региона, а также уточнена редакция некоторых показателей.

В Раздел 1 "Общая характеристика региона", содержащий обобщенные сводные показатели, характеризующие трудовой и производственный потенциал субъекта Российской Федерации, а также сведения о его особенностях, введены такие показатели, как "общая численность безработных"; "уровень безработицы"; "среднемесячная заработная плата"; "удельный вес государственных и муниципальных унитарных предприятий в общем количестве предприятий"; "тип свободной экономической зоны (таможенная, торговая и др.)"; "действующие границы свободной экономической зоны (субъект, город, район)" и ряд других.

В целях одинакового понимания смыслового содержания показателей в Указаниях приводится их методологическое толкование, разработанное Госкомстатом России.

В Раздел 2 "Основные показатели, используемые для расчета налоговой базы", содержащий стоимостные показатели, а также данные о реализации подакцизной продукции, используемые для расчета налоговой базы региона, включены показатели: "индекс ВРП к предыдущему году"; "индекс потребительских цен к предыдущему году"; "сумма убытка по убыточным предприятиям"; "стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС"; "среднегодовая стоимость имущества предприятий"; "площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (в том числе земли городов и поселков, земли сельскохозяйственного назначения); "стоимость добычи общераспространенных полезных ископаемых"; "стоимость добычи других полезных ископаемых".

В Раздел 3 "Выпадающие доходы", характеризующий выпадающие доходы, образовавшиеся в связи с предоставленными отсрочками и рассрочками платежей, наложением ареста на имущество должников, ликвидацией предприятий и организаций и другими причинами, введено разделение выпадающих доходов по видам бюджетов: федеральному и бюджету территорий. Кроме этого, дополнительно включен показатель "платежи, по которым наложен арест на имущество".

В Раздел 4 "Финансово - кредитные учреждения", показатели которого характеризуют работу финансово - кредитных учреждений региона по перечислению платежей в бюджет и их количество, с выделением банков, у которых отозваны лицензии, введены показатели: "количество филиалов коммерческих банков в регионе" (в том числе головная контора которых находится в данном регионе и головная контора которых находится в другом регионе); "количество ликвидированных финансово - кредитных учреждений" (в том числе региональных коммерческих банков и филиалов финансово - кредитных учреждений, головная контора которых находится в другом регионе).

В Раздел 5 "Структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики", отражающий налоговую нагрузку и собираемость налогов и сборов в разрезе отраслей экономики, включены "показатели налоговой нагрузки по поступлению" и "коэффициент собираемости" для федерального бюджета. Кроме этого, из отрасли "Топливная промышленность" выделены следующие подотрасли: "нефтедобывающая промышленность", "нефтеперерабатывающая промышленность" и "газовая промышленность".

По просьбе ряда управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в Указаниях дается следующий алгоритм расчета показателя "коэффициент собираемости" по отраслям экономики.

"Показатель "коэффициент собираемости" характеризует эффективность работы налоговых органов региона по мобилизации налогов и сборов в консолидированный бюджет, указывается в процентах и определяется как отношение поступивших в консолидированный или федеральный бюджеты налогов и сборов к начисленным налогам и сборам по соответствующим уровням бюджетов, умноженное на 100.

Для того чтобы в полном объеме учесть те начисления, которые должны были погаситься в отчетном периоде, необходимо начисления рассматривать как сумму фактических поступлений и прирост недоимки за рассматриваемый период".

Однако при расчете обобщенных показателей собираемости следует учитывать, что в лицевом счете налогоплательщика текущие начисления производятся не по всем налогам и платежам, что приводит к "занижению" начислений и "завышению" показателя собираемости. Поэтому расчет коэффициента собираемости целесообразно производить по отдельным видам налогов, а общий коэффициент собираемости рассчитать только по совокупности тех налогов, которые имеют начисления.

В Раздел 6 "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему", в котором содержатся показатели задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему, как в целом, так и по ее компонентам: недоимки и отсроченных (рассроченных) платежей в разрезе отдельных основных видов налогов (налога на прибыль, НДС, а также акцизов), - введены показатели: "платежи за пользование природными ресурсами" (по всем видам задолженности); "задолженность по платежам в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды". Кроме этого, по всем видам задолженности выделено "в том числе в территориальный бюджет".

Дополнительно введен Раздел 6.1 "Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему по основным отраслям экономики", показатели которого отражают задолженность в бюджетную систему в разрезе отраслей экономики по налоговым платежам и другим доходам в консолидированный и федеральный бюджеты, с выделением "недоимки" и "отсроченных платежей".

В Разделе 7 "Основные показатели налоговой нагрузки", являющемся основополагающим для расчета совокупного дохода региона, его налогового потенциала и содержащем информацию в разрезе всех налогов, контролируемых налоговыми органами - о начислении, поступлении, уровне собираемости и налоговой нагрузке относительно валового регионального продукта, как по начислению, так и по поступлению, выделено "поступление налогов и сборов в территориальный бюджет"; "коэффициент собираемости в федеральный бюджет"; "налоговая нагрузка по поступлению в федеральный и территориальный бюджеты".

Также введен подраздел 2 "Поступление платежей в государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды". В указанном подразделе из показателя "Дорожные фонды" выделены: "налог на пользователей автомобильных дорог"; "налог на реализацию ГСМ"; "налог с владельцев транспортных средств"; "налог на приобретение автомобильных средств". Включены дополнительно начисления и поступления в Экологический фонд, Государственный фонд по борьбе с преступностью, Государственный фонд занятости, Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального развития.

Для контрольного заполнения показателей паспорта рекомендуется использовать:

- данные налоговой отчетности, утвержденной МНС России;

- сведения, предоставленные местными статистическими органами;

- декларации и другую первичную отчетную документацию, представляемую налогоплательщиками;

- иную информацию, необходимую для заполнения показателей.

Для удобства заполнения паспорта в Указаниях и таблицах паспорта делается ссылка на соответствующие показатели, содержащиеся в формах налоговой отчетности, утвержденных МНС России на 2000 г. В этой связи следует иметь в виду, что наименование некоторых показателей паспорта и их коды могут не совпадать с редакцией показателей, содержащихся в формах, утвержденных на 1998 или 1999 гг.

После контрольного заполнения показателей проекта паспорта составляется справка о результатах, в которой указываются:

- экспертная оценка системы показателей, содержащихся в проекте Налогового паспорта региона;

- затруднения, которые возникли у специалистов при заполнении паспорта (отсутствие необходимой информации и др.);

- процент заполняемости показателей паспорта (отношение количества практически заполненных в ходе апробации показателей к количеству содержащихся в паспорте, умноженное на 100);

- предложения и уточнения, которые необходимо внести по результатам проведенной работы в содержание Налогового паспорта региона и Указания по его заполнению и применению.

Справка о результатах проведения апробации проекта Налогового паспорта региона за подписью руководителя Управления МНС России по субъекту Российской Федерации направляется в Департамент экономического анализа и планирования налоговых поступлений МНС России.

К справке прилагается заполненный в ходе апробации Налоговый паспорт региона.

Полученные материалы будут тщательно изучены и проанализированы специалистами центрального аппарата Министерства.

Подписано в печать В.П.Золотарев

23.06.2000 Советник налоговой службы

II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О некоторых актуальных проблемах исчисления НДС (Начало) ("Налоговый вестник", 2000, N 7) >
Статья: Формирование налоговой базы регионов в переходный период ("Налоговый вестник", 2000, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.