|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Влияние трансфертных цен на налоговые поступления от предприятий нефтяной отрасли ("Налоговый вестник", 2000, N 7)
"Налоговый вестник", N 7, 2000
ВЛИЯНИЕ ТРАНСФЕРТНЫХ ЦЕН НА НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ
Все большее участие России в мирохозяйственных связях и связанное с этим резкое увеличение экспорта сырой нефти должно способствовать расширению налоговой базы нефтяной отрасли и пополнению доходов бюджета. В 1999 г. поступления от предприятий нефтяной отрасли составили в консолидированном бюджете 9,7%. В условиях существенного повышения роли и роста масштабов экспортных операций, международной производственной и научно - технической кооперации значительно увеличивается сфера применения трансфертных (внутрикорпоративных) цен. Для оценки влияния трансфертных цен на налоговые поступления от предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей Департаментом экономического анализа и планирования налоговых поступлений МНС России произведены предварительные расчеты налоговых поступлений от нефтяных компаний при различных уровнях трансфертных цен на добытую сырую нефть. Актуальность таких расчетов обусловливается повышением роли налоговой политики в условиях усиления государственного регулирования нефтяной отрасли, эффективного воздействия на ее динамику и структуру, мобилизации денежных ресурсов на ее подъем и развитие. В сфере нефтяного бизнеса должна быть выработана такая налоговая стратегия, которая переносит центр тяжести с фискальных начал на функции регулятивного характера и обеспечивает более тесную увязку налоговых платежей в бюджетную систему страны с результатами и условиями производственной деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим на повестку дня выдвигается настоятельное требование обеспечения контроля, учета и фискальной регистрации товарных и денежных потоков на всех этапах технологической цепи движения нефти и нефтепродуктов - от скважины до бензоколонки (включая хозяйствующие субъекты, либо выполняющие функции собственника товара, либо оказывающие услуги по транспортировке, хранению и реализации). С учетом сложной и разнообразной структуры реально существующих нефтяных компаний (не обязательно юридически оформленных в качестве холдинга) при расчетах были рассмотрены две принципиальные схемы товарных и финансовых потоков, при которых дочернее (зависимое) нефтедобывающее предприятие передает нефть другой структуре холдинга по трансфертным ценам; в дальнейшем эта структура либо экспортирует данную нефть, либо отпускает ее нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) на переработку для дальнейшей реализации нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках. При расчетах использовались данные Госкомстата России о количестве добытой в 1999 г. нефти, объемах экспорта нефти и продуктов нефтепереработки, объемах нефтепереработки, средних экспортных и внутренних ценах на нефть и продукты нефтепереработки, данные налоговой отчетности за 1999 г. о начисленных налоговых платежах в бюджетную систему Российской Федерации по нефтедобывающим и нефтеперерабатывающим предприятиям. В частности, согласно статистическим данным при объеме добытой в 1999 г. нефти 303,5 млн т объем экспорта составил 134,5 млн т, объем нефтепереработки - 169 млн т. Оценка объемов выпадающих доходов консолидированного бюджета в результате применения нефтяными компаниями трансфертных цен на нефть производилась путем сравнения расчетной налоговой нагрузки на группы нефтегазодобывающее управление (НГДУ) - посредник - экспортер и НГДУ - НПЗ при пяти вариантах цены реализации нефти производителем (нефтедобывающим предприятием). [Расчетные уровни налоговой нагрузки при экспорте сырой нефти и реализации продуктов нефтепереработки на внутреннем и внешнем рынках при пяти вариантах цены (633 руб., 1000 руб., 1200 руб., 1500 руб., 1700 руб.) приведены в таблицах 1 и 2]. При этом налоговая нагрузка понималась как сумма налоговых платежей субъектов нефтяной отрасли, приходящаяся на тонну нефти (экспортируемой или перерабатываемой).
В соответствии с данными Минэнерго России более 90% продаваемой нефти реализуется по трансфертным ценам, поэтому в расчетах за минимальный уровень трансфертной цены был принят средний статистический уровень цены производителя на нефть за 1999 г. - 633 руб. за тонну нефти. Для расчета налоговой нагрузки при экспорте нефти в качестве конечной цены реализации была использована среднестатистическая экспортная цена сырой нефти за 1999 г. - 4560 руб. за тонну. На основании статистических данных о производстве, ценах и поставках (в том числе экспорте) нефтепродуктов по основным фракциям (бензин автомобильный, дизельное топливо, мазут топочный), при условии, что остальные фракции пошли в счет оплаты стоимости процессинга, была рассчитана выручка от реализации нефтепродуктов на внешнем (103 674,9 млн руб.) и внутреннем рынках (146 090,5 млн руб.), а также удельная выручка от реализации на тонну переработанной нефти, составившая 1990 руб. (таблица 3). Исходя из этого показателя за максимальную трансфертную цену, использованную при сравнительных расчетах, была принята цена 1700 руб. за тонну нефти. Себестоимость добычи нефти была принята для расчетов на уровне 83% от цены реализации нефти нефтедобывающим предприятием.
Таблица 1
Расчет налоговой нагрузки в результате применения трансфертных цен на нефть при экспорте
————————————————————T————————T————————T————————T————————T————————¬ | |Вариант |Вариант |Вариант |Вариант |Вариант | | | I | II | III | IV | V | | +————————+————————+————————+————————+————————+ | | руб. | руб. | руб. | руб. | руб. | +———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————+ |НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЕ | | | | | | |ПРЕДПРИЯТИЕ | | | | | | |1. Себестоимость | | | | | | |добычи | 525,39| 620,49| 677,49| 762,99| 819,99| |2. Цена | | | | | | |реализации | 633,00| 1000,00| 1200,00| 1500,00| 1700,00| |3. Прибыль | 107,61| 379,51| 522,51| 737,01| 880,01| |4. Сумма налогов | | | | | | |НГДУ | 371,22| 636,29| 779,19| 993,54| 1136,44| |1) Отчисления на | | | | | | |воспроизводство | 63,30| 100,00| 120,00| 150,00| 170,00| |МСБ 10% | | | | | | |2) Платежи за право| | | | | | |на добычу полезных | 101,28| 160,00| 192,00| 240,00| 272,00| |ископаемых 16% | | | | | | |3) Акциз | 55,00| 55,00| 55,00| 55,00| 55,00| |4) Налог на | | | | | | |пользователей | 15,83| 25,00| 30,00| 37,50| 42,50| |автодорог 2,5% | | | | | | |5) Налог на | | | | | | |содержание | 9,50| 15,00| 18,00| 22,50| 25,50| |жилищного | | | | | | |фонда 1,5% | | | | | | |6) Налог на | | | | | | |имущество 2% | 34,54| 34,54| 34,54| 34,54| 34,54| |7) НДС | 59,50| 132,90| 172,90| 232,90| 272,90| |8) Налог на | | | | | | |прибыль | 32,28| 113,85| 156,75| 221,10| 264,00| |ПОСРЕДНИК | | | | | | |1. Себестоимость | 1347,00| 1714,00| 1914,00| 2214,00| 2414,00| |2. Цена реализации | 4560,00| 4560,00| 4560,00| 4560,00| 4560,00| |3. Прибыль | 3213,00| 2846,00| 2646,00| 2346,00| 2146,00| |4. Сумма налогов | | | | | | |посредника | 1447,70| 1264,20| 1164,20| 1014,20| 914,20| |1) Налог на | | | | | | |пользователей | 114 | 114 | 114 | 114 | 114 | |автодорог 2,5% | | | | | | |2) Налог на | | | | | | |содержание | | | | | | |жилищного | 68,40| 68,40| 68,40| 68,40| 68,40| |фонда 1,5% | | | | | | |3) НДС | —246,60| —320,00| —360,00| 420,00| —460,00| |4) Налог на прибыль| 963,90| 853,80| 793,80| 703,80| 643,80| |5) Экспортные | | | | | | |пошлины | 548,00| 548,00| 548,00| 548,00| 548,00| |Сумма налогов | | | | | | |группы | 1818,92| 1900,49| 1943,39| 2007,74| 2050,64| |Абсолютная разница | | 81,57| 124,47| 188,82| 231,72| |Относительная | | | | | | |разница | | 4,5%| 6,5%| 9,7%| 11,5%| L———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————— Таблица 2
Расчет налоговой нагрузки в результате применения трансфертных цен на нефть при поставке на НПЗ (на 1 тонну нефти)
————————————————————T————————T————————T————————T————————T————————¬ | |Вариант |Вариант |Вариант |Вариант |Вариант | | | I | II | III | IV | V | | +————————+————————+————————+————————+————————+ | | руб. | руб. | руб. | руб. | руб. | +———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————+ |НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЕ | | | | | | |ПРЕДПРИЯТИЕ | | | | | | |1. Себестоимость | | | | | | |добычи | 525,4 | 620,5 | 677,5 | 763,0 | 820,0 | |2. Цена реализации | 633,0 | 1000,0 | 1200,0 | 1500,0 | 1700,0 | |3. Прибыль | 107,6 | 379,5 | 522,5 | 737,0 | 880,0 | |4. Сумма налогов | | | | | | |НГДУ | 371,2 | 636,3 | 779,2 | 993,5 | 1136,4 | |1) Отчисления на | 63,3 | 100,0 | 120,0 | 150,0 | 170,0 | |воспроизводство | | | | | | |МСБ 10% | | | | | | |2) Платежи за право| | | | | | |на добычу полезных | 101,3 | 160,0 | 192,0 | 240,0 | 272,0 | |ископаемых 16% | | | | | | |3) Акциз | 55,0 | 55,0 | 55,0 | 55,0 | 55,0 | |4) Налог на | | | | | | |пользователей | 15,8 | 25,0 | 30,0 | 37,5 | 42,5 | |автодорог 2,5% | | | | | | |5) Налог на | | | | | | |содержание | 9,5 | 15,0 | 18,0 | 22,5 | 25,5 | |жилищного фонда | | | | | | |1,5% | | | | | | |6) Налог на | | | | | | |имущество 2% | 34,5 | 34,5 | 34,5 | 34,5 | 34,5 | |7) НДС | 59,5 | 132,9 | 172,9 | 232,9 | 272,9 | |8) Налог на | | | | | | |прибыль | 32,3 | 113,9 | 156,8 | 221,1 | 264,0 | |НЕФТЕПЕРЕ— | | | | | | |РАБАТЫВАЮЩЕЕ | | | | | | |ПРЕДПРИЯТИЕ | | | | | | |1. Цена на нефть | 633,0 | 1000,0 | 1200,0 | 1500,0 | 1700,0 | |2. Оплата за | | | | | | |процессинг | 512,0 | 512,0 | 512,0 | 512,0 | 512,0 | |3. Себестоимость | | | | | | |без учета налогов | 1145,0 | 1512,0 | 1712,0 | 2012,0 | 2212,0 | |1) Из стр. 3 по | | | | | | |внешнему | 352,7 | 465,7 | 527,3 | 619,7 | 681,3 | |рынку 30,8% | | | | | | |2) Из стр. 3 по | | | | | | |внутреннему | 792,3 | 1046,3 | 1184,7 | 1392,3 | 1530,7 | |рынку 69,2% | | | | | | |4. Себестоимость | | | | | | |с учетом налогов | 1194,8 | 1561,8 | 1761,8 | 2061,8 | 2261,8 | |1) Из стр. 4 по | | | | | | |внешнему рынку | 368,0 | 481,0 | 542,6 | 635,0 | 696,6 | |2) Из стр. 4 по | | | | | | |внутреннему рынку | 826,8 | 1080,7 | 1219,1 | 1426,7 | 1565,1 | |5. Выручка от | | | | | | |реализации на | 1477,9 | 1477,9 | 1477,9 | 1477,9 | 1477,9 | |тонну нефти (за | | | | | | |минусом оплаты за | | | | | | |процессинг) | | | | | | |6. Выручка от | | | | | | |реализации на тонну| 1990,0 | 1990,0 | 1990,0 | 1990,0 | 1990,0 | |нефти (с учетом | | | | | | |оплаты за | | | | | | |процессинг) | | | | | | |1) Из стр. 6 по | | | | | | |внешнему | 612,9 | 612,9 | 612,9 | 612,9 | 612,9 | |рынку 30,8% | | | | | | |2) Из стр. 6 по | | | | | | |внутреннему | 1377,1 | 1377,1 | 1377,1 | 1377,1 | 1377,1 | |рынку 69,2% | | | | | | |7. Прибыль | 795,3 | 428,3 | 228,3 | —71,8 | —271,8 | |1) Из стр. 7 по | | | | | | |внешнему рынку | 244,9 | 131,9 | 70,3 | —22,1 | —83,7 | |2) Из стр. 7 по | | | | | | |внутреннему рынку | 550,3 | 296,3 | 157,9 | —49,7 | —188,1 | |8. Сумма налогов | | | | | | |НПЗ | 827,7 | 644,2 | 544,2 | 415,7 | 375,7 | |1) Налог на | | | | | | |пользователей | 49,8 | 49,8 | 49,8 | 49,8 | 49,8 | |автодорог 2,5% | | | | | | |2) Налог на | | | | | | |содержание | 29,9 | 29,9 | 29,9 | 29,9 | 29,9 | |жилищного | | | | | | |фонда 1,5% | | | | | | |3) Налог на | | | | | | |реализацию ГСМ 25% | 344,3 | 344,3 | 344,3 | 344,3 | 344,3 | |4) Акциз на бензин | 78,5 | 78,5 | 78,5 | 78,5 | 78,5 | |5) НДС | 46,4 | —27,0 | —67,0 | —127,0 | —167,0 | |6) Налог на прибыль| 238,6 | 128,5 | 68,5 | 0,0 | 0,0 | |7) Налог на | | | | | | |имущество 2% | 9,7 | 9,7 | 9,7 | 9,7 | 9,7 | |8) Экспортные | | | | | | |пошлины | 30,6 | 30,6 | 30,6 | 30,6 | 30,6 | |Сумма налогов | | | | | | |группы | 1198,9 | 1280,5 | 1323,4 | 1409,3 | 1512,2 | |Абсолютная разница | | 81,57| 124,47| 210,35| 313,25| |Относительная | | | | | | |разница | | 6,8%| 10,4%| 17,5%| 26,1%| L———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————— Таблица 3
Расчет выручки от реализации нефтепродуктов на тонну переработанной нефти за 1999 год
—————————————————T———————————T—————————————T——————————T——————————¬ | | Нефть на | Бензин | Дизельное| Топочный | | |переработку|автомобильный| топливо | мазут | +————————————————+———————————+—————————————+——————————+——————————+ |1. Количество | | | | | |переработанной | 169 | | | | |нефти, млн тонн | | | | | |2. Производство | | | | | |топливно — | | 26,5 | 46,8| 52,2 | |энергетических | | | | | |ресурсов, | | | | | |млн тонн | | | | | | | | | | | |в % | | 15,7 | 27,7| 30,9 | | | | | | | |3. Экспорт | | | | | |Российской | | 1,9 | 22,5| 22,3 | |Федерации | | | | | |топливно — | | | | | |энергетических | | | | | |ресурсов, | | | | | |млн тонн | | | | | | | | | | | |в % | | 7,2 | 48,1| 42,7 | | | | | | |4. Внутреннее | | | | | |потребление | | 24,6 | 24,3| 29,9 | |топливно — | | | | | |энергетических | | | | | |ресурсов, | | | | | |млн тонн | | | | | | | | | | | |в % | | 92,8 | 51,9| 57,3 | | | | | | | |5. Средние | | | | | |фактические | | 122,2 | 116,8| 61,5 | |экспортные цены,| | | | | |долл. за тонну | | | | | |6. Средние | | | | | |фактические | | 2789 | 2230 | 779 | |внутренние цены,| | | | | |руб. за тонну | | | | | |7. Выручка от | | | | | |реализации | | 232,18| 2628 | 1371,45 | |экспорта, | | | | | |млн долл. | | | | | |8. Среднегодовой| | | | | |курс доллара, | | 24,5 | 24,5| 24,5 | |руб. | | | | | |9. Выручка от | | | | | |реализации | 103674,9 | 5688,41| 64386 | 33600,525| |экспорта, | | | | | |млн руб. | | | | | |10. Выручка от | | | | | |реализации на | 146090,5 | 68609,4 | 54189 | 23292,1 | |внутреннем | | | | | |рынке, млн. руб.| | | | | |11. Выручка от | | | | | |реализации (за | 249765,4 | 74297,8 | 118575 | 56892,6 | |минусом оплаты | | | | | |за процессинг), | | | | | |млн руб. | | | | | |12. Выручка от | | | | | |реализации (за | 1477,9 | | | | |минусом оплаты | | | | | |за процессинг) | | | | | |на тонну нефти, | | | | | |руб. | | | | | |13. В счет | | | | | |оплаты за | 43,5 | | | | |процессинг, | | | | | |млн тонн | | | | | |14. Стоимость | | | | | |оплаты за | 86572 | | | | |процессинг, | | | | | |млн руб. | | | | | |15. Стоимость | | | | | |оплаты за | 512 | | | | |процессинг на | | | | | |тонну нефти, | | | | | |руб. | | | | | |16. Общая | | | | | |выручка от | 336337,5 | | | | |реализации, | | | | | |млн руб. | | | | | |17. Общая | | | | | |выручка от | 1990 | | | | |реализации | | | | | |на тонну нефти, | | | | | |руб. | | | | | L————————————————+———————————+—————————————+——————————+——————————— Налогооблагаемая база для расчетов отдельных видов налогов определялась расчетным путем от цены реализации и на основании статистических данных о структуре затрат в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслях. Ряд налогов (плата за землю, за пользование водными объектами, за вредные выбросы и отходы) в расчетах не были учтены из-за отсутствия отраслевых данных по налогооблагаемой базе для их исчисления. Для обеспечения сопоставимости расчетов с отчетными данными по форме 1-НОМ (по начислению налогов) в общую сумму налогов не был включен подоходный налог. Расчеты начисления налогов в консолидированный бюджет производились без распределения по уровням бюджетной системы. Для оценки фактического уровня выпадающих доходов сопоставлялись рассчитанные суммы налогов на тонну экспортируемой или перерабатываемой нефти с фактическими суммами налоговых начислений по данным налоговой отчетности (форма 1-НОМ и форма 5-НБН за 1999 г.). Сравниваемые показатели были приведены к сопоставимому виду путем определения удельной суммы налоговых начислений на тонну нефти исходя из данных налоговой отчетности. В связи с тем что нефтяные компании в 1999 г. активно использовали различные схемы минимизации налогов (финансовые потоки через ЗАТО, оффшорные зоны) и налоговые льготы, а также в связи с тем, что ставки по региональным и местным налогам в разных регионах различны (расчеты производились по максимальным ставкам), фактические суммы налоговых начислений за 1999 г. оказались ниже рассчитанных. Для учета в анализе вышеуказанных факторов были введены коэффициенты корректировки, рассчитанные как отношение сумм удельных налоговых начислений за 1999 г. по данным налоговой отчетности к расчетным суммам налогов на тонну нефти при среднестатистической трансфертной цене реализации нефти. Ввиду отсутствия в налоговой отчетности данных о суммах начисленных налоговых платежей по посреднической деятельности экспортеров в нефтяной отрасли коэффициент корректировки по посреднику - экспортеру был принят на уровне коэффициента корректировки по НПЗ. Такое допущение обусловлено тем, что коэффициент корректировки налоговой нагрузки для НПЗ оказался весьма значительным (0,1). Это связано с использованием вертикально - интегрированными нефтяными компаниями финансовых схем, при которых доходы НПЗ льготируются с использованием посреднических компаний, либо арендующих у НПЗ производственные мощности, либо передающих нефть на НПЗ на переработку на давальческой основе, и т.д. Таким образом, можно предположить, что посредники - экспортеры льготируют свою деятельность в аналогичных масштабах. Суммы налоговых платежей при всех рассматриваемых вариантах цен (таблица 4) были пересчитаны исходя из рассчитанных таким образом коэффициентов корректировки на использование льгот и схем минимизации налогов. Заключительные расчеты дополнительных доходов, полученных в результате увеличения трансфертной цены, показали, что при увеличении трансфертной цены на нефть с 633 руб. до 1700 руб. сумма налоговых начислений в схеме реализации нефти товаропроизводителем холдингу и дальнейшего ее экспорта возрастет на 596,1 руб. на тонну нефти. Исходя из приведенных удельных значений и учитывая, что объем экспорта нефти в целом по Российской Федерации составил за 1999 г. 134,5 млн тонн, сумма дополнительных налоговых начислений на экспорт нефти при увеличении цены с 633 руб. до 1000 руб. могла бы составить 27,7 млрд руб., при увеличении цены до 1200 руб. - 42,6 млрд руб., при увеличении цены до 1500 руб. - 65 млрд руб. и при увеличении цены до 1700 руб. - 79,9 млрд руб. Аналогично были проведены расчеты дополнительных доходов в случае применения товарной схемы поставки нефти товаропроизводителем на НПЗ с целью ее переработки в нефтепродукты и последующей их реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Таблица 4
Расчет сумм налоговых платежей на 1 тонну нефти с учетом фактически сложившихся схем минимизации налогов
(руб.) ————————T————————————————————T—————T—————T———————————T—————T—————¬ | |Сумма налогов |Формы|Коэф—|Сумма |Откл.|Откл.| | |без корректировки |1—НОМ|фици—|налогов |(+,—)|(+,—)| | |на льготы | и |ент |после | | | | | |5—НБН|кор— |коррек— | | | | | | |рек— |тировки | | | | | | |ти— | | | | +———————+——————T——————T——————+ |ров— +—————T—————+ | | |Транс— |Вари— |Вари— |Вари— | |ки |1000 |1200 | | | |фертная|ант I |ант |ант | |на | | | | | |цена |633 |II |III | |льго—| | | | | | | |1000 |1200 | |ты | | | | | +———————+——————+——————+——————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+ |Сумма | 371,2| 636,3| 779,2|315,0| 0,8 |540,0|661,3|225,0|346,2| |налогов| | | | | | | | | | |НГДУ с | | | | | | | | | | |учетом | | | | | | | | | | |ВМСБ | | | | | | | | | | |в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | |платежи| | | | | | | | | | |за пра—| 101,3| 160,0| 192,0| 45,4| 0,4 | 71,8| 86,1| 26,3| 40,7| |во на | | | | | | | | | | |добычу | | | | | | | | | | |полез— | | | | | | | | | | |ных ис—| | | | | | | | | | |копае— | | | | | | | | | | |мых; | | | | | | | | | | |отчис— | | | | | | | | | | |ления | | | | | | | | | | |на ВМСБ| 63,3| 100,0| 120,0| 52,1| 0,8 | 82,4| 98,9| 30,2| 46,7| |Сумма | | | | | | | | | | |налогов| | | | | | | | | | |НГДУ | 307,9| 536,3| 659,2|262,9| 0,9 |457,9|562,8|195,0|299,9| |без | | | | | | | | | | |учета | | | | | | | | | | |ВМСБ | | | | | | | | | | |Сумма | | | | | | | | | | |налогов|1447,7|1264,2|1164,2|144,8| 0,1 |126,4|116,4|—18,4|—28,4| |посред—| | | | | | | | | | |ника | | | | | | | | | | |при эк—| | | | | | | | | | |спорте | | | | | | | | | | |нефти | | | | | | | | | | |Сумма | | | | | | | | | | |налогов| | | | | | | | | | |НПЗ | 827,7| 644,2| 544,2| 90,0| 0,1 | 70,1| 59,2|—20,0|—30,8| L———————+——————+——————+——————+—————+—————+—————+—————+—————+——————
————————T————————————————————T—————T—————T———————————T—————T—————¬ | |Сумма налогов |Формы|Коэф—|Сумма |Откл.|Откл.| | |без корректировки |1—НОМ|фици—|налогов |(+,—)|(+,—)| | |на льготы | и |ент |после | | | | | |5—НБН|кор— |коррек— | | | | | | |рек— |тировки | | | | | | |ти— | | | | +———————+——————T——————T——————+ |ров— +—————T—————+ | | |Транс— |Вари— |1500 |1700 | |ки |1500 |1700 | | | |фертная|ант I | | | |на | | | | | |цена |633 | | | |льго—| | | | | | | | | | |ты | | | | | +———————+——————+——————+——————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+ |Сумма | | | | | | | | | | |налогов| | | | | | | | | | |НГДУ с | 371,2| 993,5|1136,4|315,0| 0,8 |843,2|964,5|528,2|649,4| |учетом | | | | | | | | | | |ВМСБ | | | | | | | | | | |в том | | | | | | | | | | |числе: | | | | | | | | | | |платежи| | | | | | | | | | |за пра—| | | | | | | | | | |во на | 101,3| 240,0| 272,0| 45,4| 0,4 |107,7|122,0| 62,2| 76,6| |добычу | | | | | | | | | | |полез— | | | | | | | | | | |ных ис—| | | | | | | | | | |копае— | | | | | | | | | | |мых; | | | | | | | | | | |отчис— | | | | | | | | | | |ления | | | | | | | | | | |на ВМСБ| 63,3| 150,0| 170,0| 52,1| 0,8 |123,6|140,1| 71,4| 87,9| |Сумма | | | | | | | | | | |налогов| | | | | | | | | | |НГДУ | 307,9| 843,5| 966,4|262,9| 0,9 |720,2|825,1|457,3|562,2| |без | | | | | | | | | | |учета | | | | | | | | | | |ВМСБ | | | | | | | | | | |Сумма | | | | | | | | | | |налогов|1447,7|1014,2| 914,2|144,8| 0,1 |101,4| 91,4|—43,4|—53,4| |посред—| | | | | | | | | | |ника | | | | | | | | | | |при эк—| | | | | | | | | | |спорте | | | | | | | | | | |нефти | | | | | | | | | | |Сумма | | | | | | | | | | |налогов| | | | | | | | | | |НПЗ | 827,7| 415,7| 375,7| 90,0| 0,1 | 45,2| 40,9|—44,8|—49,2| L———————+——————+——————+——————+—————+—————+—————+—————+—————+—————— Данные расчеты показали, что при увеличении трансфертной цены на нефть с 633 руб. до 1700 руб. сумма налоговых начислений нефтеперерабатывающих предприятий возрастет на 600,3 руб. на тонну нефти. Учитывая, что объем переработки нефти в целом по Российской Федерации составил за 1999 г. 169 млн тонн, сумма дополнительных налоговых начислений при увеличении цены с 633 руб. до 1000 руб. могла бы составить 35 млрд руб., при увеличении цены до 1200 руб. - 53,3 млрд руб., при увеличении цены до 1500 руб. - 81,7 млрд руб. и при увеличении цены до 1700 руб. - 101,4 млрд руб. Суммарные дополнительные доходы по обеим товарным схемам на весь объем реализованной нефти при увеличении цены с 633 руб. до 1000 руб. составят 62,3 млрд руб., при увеличении цены до 1200 руб. - 95,9 млрд руб., при увеличении цены до 1500 руб. - 146,6 млрд руб. и при увеличении цены до 1700 руб. - 181,3 млрд руб. Произведенные расчеты позволяют сделать некоторые выводы. Согласно расчету налоговой нагрузки на субъекты нефтяной отрасли при применении различных трансфертных цен на нефть, произведенному без учета льгот и использования схем минимизации налогов, основными видами налогов, по которым происходит занижение сумм налоговых платежей в результате применения искусственно заниженных цен на нефть, должны являться отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы и платежи за право на добычу полезных ископаемых. Однако эффект от такого занижения частично компенсируется перераспределением прибыли между нефтедобычей и дальнейшей ее переработкой либо экспортом. При учете влияния распределения фактора налоговых льгот и минимизации налогов между нефтедобывающим предприятием и НПЗ или посредником - экспортером ситуация существенно меняется. Поскольку основные налоговые льготы касаются последних, повышение трансфертных цен приводит к более значительному повышению общего налогового бремени на нефтедобывающее предприятие, которое не компенсируется абсолютным уровнем снижения налогов на стадии дальнейшей реализации нефти и нефтепродуктов. При этом доля суммарного повышения отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ) и платежей за использование недр в повышении суммарной налоговой нагрузки составляет уже около 27% (164,5 руб. на тонну из 598,4 руб. повышения общей налоговой нагрузки, см. таблицу 5).
Таблица 5
Доля роста отчислений на ВМСБ и платежей за право добычи полезных ископаемых в росте суммарной налоговой нагрузки (по экспорту нефти и нефтепереработке) при увеличении трансфертной цены реализации нефти
——————————————————————————T——————————————————————————————————————¬ | | Цена реализации 1 тонны нефти (руб.) | | +——————T———————T———————T———————T———————+ | |633,00|1000,00|1200,00|1500,00|1700,00| +—————————————————————————+——————+———————+———————+———————+———————+ | 1. При расчетах без учета льгот и финансовых схем | | минимизации налогов | +—————————————————————————T——————T———————T———————T———————T———————+ |1. Суммарный рост отчис— | | | | | | |лений на ВМСБ и платежей | | | | | | |за право добычи полезных | | 95,4| 147,4| 225,4| 277,4| |ископаемых на 1 тонну | | | | | | |нефти, руб. | | | | | | |2. Рост налоговой нагруз—| | | | | | |ки на 1 тонну нефти | | 81,6| 124,5| 200,8| 277,2| |Доля показателя (1) в | | | | | | |показателе (2) % | | 85,5| 84,4| 89,1| 99,9| +—————————————————————————+——————+———————+———————+———————+———————+ | 2. При расчетах с учетом льгот и финансовых схем | | минимизации налогов | +—————————————————————————T——————T———————T———————T———————T———————+ |1. Суммарный рост отчис— | | | | | | |лений на ВМСБ и платежей | | 56,6| 87,4| 133,7| 164,5| |за право добычи полезных | | | | | | |ископаемых на 1 тонну | | | | | | |нефти, руб. | | | | | | |2. Рост налоговой нагруз—| | | | | | |ки на 1 тонну нефти | | 205,7| 316,5| 484,0| 598,4| |Доля показателя (1) в | | | | | | |показателе (2) % | | 363,6| 362,1| 362,1| 363,8| L—————————————————————————+——————+———————+———————+———————+———————— Следует отметить, что описанные выше расчеты налоговой нагрузки при разных уровнях цен производились на основании теоретического допущения увеличения цены реализации нефти нефтедобывающими предприятиями, при условии сохранения всех действовавших в 1999 г. льгот (в том числе по ЗАТО). Оценка же эффективности применения определенных мер по компенсации потерь бюджета в результате занижения трансфертных цен на нефть (таких как внесение изменений в действующее законодательство, применение ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации, введение обязательной продажи части добытой нефти через биржевые торги и т.п.) потребует дополнительных экономических расчетов с использованием данных по конкретным предприятиям нефтяной отрасли.
Подписано в печать А.Б.Паскачев 23.06.2000 Государственный советник
налоговой службы II ранга, д.э.н., профессор
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |