Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах"> ("Финансовая газета", 2000, N 26)



"Финансовая газета", N 26, 2000

Публикуемая Инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" заменила действовавшую до сих пор Инструкцию МНС России от 31.03.1999 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов". Инструкция переиздана в связи с принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".

Сравнивая положения новой и старой Инструкций, прежде всего хотелось бы отметить, что существенными изменениями являются следующие.

1. Изменена дата окончания проверки: до введения Закона N 154-ФЗ датой окончания проверки считалась дата подписания акта лицами, проводившими проверку, после введения - дата составления проверяющими справки о проведенной проверке (п.1 ст.100 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) - "по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями" и п.1.10.2 Инструкции N 60). Форма указанной справки приведена в Приложении N 3 к Инструкции N 60, в которой указываются наименование организации (филиала или представительства организации), ее ИНН / код причины постановки на учет, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, основание проведения проверки (дата и номер решения / постановления на проведение проверки), проверенные в ходе выездной налоговой проверки вопросы, проверенный период, а также даты начала и окончания проверки. Указанная справка подписывается должностными лицами, проводившими проверку.

Законом N 154-ФЗ установлен срок проведения проверки, который включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитывается период между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст.93 части первой НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В Приложении N 2 к Инструкции N 60 приведена форма требования о представлении документов, в котором фиксируется дата вручения, а также указывается перечень необходимых для налоговой проверки документов.

Поскольку, как и прежде, датой начала проверки является дата предъявления руководителю проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, которая не может продолжаться более двух месяцев (а в исключительных случаях с разрешения вышестоящего налогового органа - трех месяцев), то из этого срока исключается указанный выше период. Например, если выездная налоговая проверка начата 3 апреля 2000 г., то, как правило, на практике истребование документов производится в день вручения налогоплательщику (его представителю) решения (постановления) о проведении выездной налоговой проверки. Таким образом, требование о представлении документов вручено в этот же день - 3 апреля 2000 г. Запрашиваемые документы представлены 7 апреля 2000 г., следовательно, проверяющие могут находиться на территории проверяемого налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора до 7 июня 2000 г.

Кроме того, при наличии уважительных (исключительных) обстоятельств (причин) выездная налоговая проверка может быть приостановлена на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку с указанием периода, на который данная проверка приостанавливается. Такими обстоятельствами (причинами) могут быть форс - мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка. Проверка может быть приостановлена также по причине болезни проверяющих или должностных лиц проверяемой организации (например, в период массовой эпидемии заболеваниями), отвлечения проверяющих на выполнение срочных заданий по поручению вышестоящего налогового органа и т.д.

Уточнению подверглись и некоторые другие положения инструкции. Так, в итоговой части акта выездной налоговой проверки в соответствии с п.2 ст.100 НК РФ суммы налоговых санкций не указываются (п.1.11.3 Инструкции N 60). В Инструкции N 52 указывался состав совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ, а также предусмотренные этими нормами размеры штрафов. Теперь достаточно лишь указать статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные проверкой налоговые правонарушения.

Согласно Закону N 154-ФЗ из п.4 ст.100 НК РФ исключен последний абзац о том, что "если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.". Таким образом, после принятия Закона N 154-ФЗ вне зависимости от наличия или отсутствия налоговых правонарушений в обязательном порядке составляется акт выездной налоговой проверки.

Порядок подписания, вручения и рассмотрения акта выездной налоговой проверки также существенно не изменился, упростился лишь порядок его вручения. Так, подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки теперь может вручаться не только руководителю организации - налогоплательщика или индивидуальному предпринимателю, но и их представителям. В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, на последней странице акта делается запись о том, что руководитель налогоплательщика или индивидуальный предприниматель (их представители) от получения акта уклоняются. Эта запись заверяется подписью проверяющего с указанием соответствующей даты. Ранее при уклонении от получения акта проверки проверяющими подготавливался соответствующий акт, дата составления которого признавалась датой вручения акта выездной налоговой проверки.

Практически не претерпели изменения процедура и сроки рассмотрения представленных налогоплательщиком возражений по акту выездных налоговых проверок (п.п.5 и 6 ст.100 и п.1 ст.101 НК РФ).

В соответствии с Законом N 154-ФЗ (п.4 ст.90) исключен десятидневный срок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Таким образом, рассмотрение акта проверки, а также документов и материалов, представленных налогоплательщиком (п.6 ст.100 НК РФ), производится руководителем (заместителем руководителя) в течение не более 14 дней, вынесение оформленного в письменном виде решения, а не постановления, как это было ранее, - не позднее 15 дня.

2. Принципиально изменились положения ст.81 НК РФ. При вынесении решения следует учитывать, что налогоплательщик освобождается от ответственности в случае, если заявление о дополнении и изменении налоговой декларации, а также уплата недостающей суммы налога и пени налогоплательщиком сделаны до момента, когда он узнал о назначении выездной налоговой проверки (п.4 ст.81 НК РФ), а не до момента вручения акта, как это было ранее.

Следует отметить, что, если налогоплательщик внес изменения в налоговую декларацию и представил уточненный расчет в период проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган на основании ст.80 НК РФ не вправе отказать в принятии декларации и обязан отразить данный факт в акте выездной налоговой проверки. Так, в описательной части акта должны быть указаны: дата представления в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, суть внесенных изменений и дополнений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени. При этом указанная сумма не должна отражаться в акте и в решении по результатам выездной налоговой проверки как доначисленная налоговым органом. Поскольку налогоплательщик внес изменения и дополнения в налоговую декларацию и в лицевом счете данный налог не начислен, то в итоговой части акта должны содержаться предложения только по применению штрафных санкций, так как в соответствии со ст.81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности только в случае, если указанное заявление сделано до момента, когда он узнал об обнаружении налоговым органом нарушений законодательства о налогах и сборах либо о назначении выездной налоговой проверки.

Статьей 101.1 НК РФ (в ред. Закона N 154-ФЗ) установлен порядок производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами). Данный порядок введен впервые и применим, в частности, в отношении:

банков, совершивших нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренные гл.18 НК РФ;

свидетелей (ст.128 НК РФ);

экспертов, переводчиков и специалистов (ст.129 НК РФ);

лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.126 НК РФ).

Порядок производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, изложен в новом разд.4 Инструкции N 60 с соответствующим названием. Так, при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, законодательства о налогах и сборах, в том числе и о совершении налоговых правонарушений, должностным лицом налогового органа, непосредственно обнаружившим эти факты, должен быть составлен акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, либо его представителем.

Следует отметить, что аналогично требованиям, предъявляемым к производству по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом), предъявляются такие же требования по составлению акта по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах к порядку рассмотрения представленных лицами, не являющимися налогоплательщиками, возражений, а также к вынесению решения по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов и в названном случае.

Подписано в печать Т.Мехова

21.06.2000 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности развития корпоративных информационных систем в нефтяных компаниях (Окончание) ("Финансовая газета", 2000, N 26) >
Статья: <Экспресс - обзор от 21.06.2000> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.