![]() |
| ![]() |
|
Статья: Налогообложение обособленных подразделений юридических лиц ("Бухгалтерский учет", 2000, N 13)
"Бухгалтерский учет", N 13, 2000
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В Федеральном законе от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса РФ, и подлежат приведению в соответствие с ней. Понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Ф, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговом кодексе РФ (п.1 ст.11 НК РФ). Определение организации и обособленного подразделения организации дано в п.2 ст.11 Налогового кодекса РФ. Так, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца. К обособленным подразделениям гражданским законодательством отнесены филиалы и представительства. Представительство - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ). Для целей налогообложения обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п.2 ст.11 НК РФ). Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ). Таким образом, с момента введения в действие части первой Налогового кодекса РФ обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Второй абзац ст.19 Налогового кодекса РФ устанавливает, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Филиалы и представительства организаций, признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплату налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета (ст.9 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Постановка на налоговый учет обособленных подразделений организаций
Постановка организации - налогоплательщика на налоговый учет в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах обязательна при ее создании, реорганизации, изменении места нахождения. Условия и порядок постановки на налоговый учет налогоплательщиков и налоговых агентов осуществляется в соответствии со ст.ст.83 и 84 Налогового кодекса РФ и Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц". Действующее законодательство о налогах и сборах устанавливает обязанность постановки на учет в налоговом органе организации независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п.2 ст.83 НК РФ). Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (п.1 ст.83 НК РФ). При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п.2 ст.23 и п.4 ст.83 НК РФ). За нарушение срока постановки на учет и уклонение от постановки на учет в налоговом органе налогоплательщик (организация) подлежит привлечению к налоговой ответственности, предусмотренной в ст.ст.116 и 117 Налогового кодекса РФ. Так, за нарушение налогоплательщиком установленного ст.83 Налогового кодекса РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе до 90 дней с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5 тыс. руб. Квалифицирующим составом данной статьи является нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления более чем на 90 дней. В данном случае размер штрафа составляет 10 тыс. руб. Субъектом данного налогового правонарушения является налогоплательщик, который в ст.19 Налогового кодекса РФ определен как организация, на которую в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Как отмечалось, постановка организации на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (п.2 ст.83 НК РФ). Иными словами, постановке на налоговый учет подлежат все организации, а привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в виде нарушения срока постановки на учет в налоговом органе, подлежат лишь налогоплательщики. В ст.117 Налогового кодекса РФ устанавливается ответственность за совершение налогового правонарушения в виде уклонения от постановки на учет в налоговом органе. За ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе взыскивается штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Квалифицирующим составом данной статьи является ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев. В данном случае взыскивается штраф в размере 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п.5 ст.114 НК РФ). Таким образом, налоговая ответственность за нарушение срока либо уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.ст.116 и 117 НК РФ) может быть применена по каждому нарушению как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений, в том числе соответствующего имущества. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, регламентируется ст.61 Налогового кодекса РФ. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации (п.5 ст.83 НК РФ). Обособленные подразделения юридических лиц, в отношении которых не проведена процедура оформления в соответствии с п.3 ст.55 Гражданского кодекса РФ, но которые осуществляют на определенной территории все или часть функций юридического лица, должны признаваться налоговыми органами обособленными подразделениями соответствующих юридических лиц (п.2 ст.11 НК РФ). Соответственно, юридическое лицо обязано встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности обособленным подразделением этого юридического лица. В случаях возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п.9 ст.83 НК РФ). Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах (п.10 ст.83 НК РФ). Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения организации - налогоплательщика осуществляется на основании заявления о постановке на учет, одновременно с которым представляются в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации (п.1 ст.84 НК РФ и п.3.2 Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309). Форма заявления о постановке на учет в налоговом органе устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (п.1 ст.84 НК РФ). Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня подачи организацией - налогоплательщиком полного пакета документов должен осуществить процедуру постановки ее на учет (п.2 ст.84 НК РФ). Обязанностью организаций является уведомление в десятидневный срок налогового органа об изменениях в уставных и других учредительных документах, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности (п.3 ст.84 НК РФ). Следует отметить, что данное требование об уведомлении в десятидневный срок налогового органа об образовании новых филиалов и представительств вступает в противоречие с п.2 ст.23 и п.4 ст.83 Налогового кодекса РФ, которыми установлен иной срок. В случае принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п.5 ст.84 НК РФ). Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно (п.6 ст.84 НК РФ).
Порядок исчисления и уплаты налогов обособленными подразделениями организаций
Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст.19 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что частью первой Налогового кодекса РФ данный порядок не определен. В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме от 02.03.1999 N ВГ-6-18/151@ разъяснило, что до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ порядок уплаты налогов и сборов организациями по месту нахождения их филиалов и иных обособленных подразделений устанавливается Законом РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. Обособленные подразделения российских организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет (текущий, корреспондентский), в соответствии с порядком взимания конкретных налогов представляют в налоговые органы установленную для них в соответствии с законодательством налоговую декларацию (налоговый расчет) и документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (бухгалтерскую и налоговую отчетность), а также выполняют обязанности по уплате налогов и сборов, рассчитанных на основании данных, отраженных в представленной ими бухгалтерской отчетности. Для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, также сохраняется порядок исчисления и уплаты налогов, установленный законами, регулирующими порядок взимания этих налогов. Рассмотрим порядок уплаты обособленными подразделениями организации конкретных налогов.
Налог на прибыль
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 04.05.1999) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль являются филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский счет). Для исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения, в бюджеты различных уровней необходимо руководствоваться Письмами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.12.1999 N ВГ-6-02/1051@ "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации за 1999 год по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет" и от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года". Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, соответственно до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов. Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки. Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль и дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Центральным банком РФ, производится организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по обособленным подразделениям (Письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@).
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с пп."г" п.1 ст.2 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 (ред. от 02.01.2000) "О налоге на добавленную стоимость" плательщиками налога на добавленную стоимость являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги). Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (ст.39 НК РФ). В соответствии с п.10 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11.10.1995 N 39 (ред. от 19.07.1999) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" не облагаются НДС: обороты по реализации продукции, полуфабрикатов, работ и услуг одними подразделениями организации для промышленно - производственных нужд другим подразделениям этого же предприятия (внутризаводской оборот); денежные средства, перечисляемые головной организации (предприятию), исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними и зависимыми обществами), обособленными подразделениями из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), структурными подразделениями, входящими в состав головной организации (предприятия), акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов); средства, перечисляемые головной организацией (предприятием) своим обособленным подразделениям (филиалам, отделениям и др.) из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению. Действия юридического лица по наделению (перераспределению) имуществом своих обособленных подразделений, а также передача товаров юридическим лицом своему обособленному подразделению либо одним обособленным подразделением другому не для целей внутреннего потребления, а для последующей реализации (в том числе после доработки или переработки) не создают объект обложения НДС. Так, в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.1996 N 9 отмечается, что согласно ст.1 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" данный налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Наделение юридическим лицом своего обособленного подразделения имуществом, в том числе перераспределение этого имущества, в соответствии с п.3 ст.55 Гражданского кодекса РФ является одной из функций юридического лица по отношению к упомянутому подразделению и не может быть квалифицировано как действие по реализации товаров (работ, услуг).
Подоходный налог с физических лиц
В ст.9 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" установлено, что предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет) обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Перечисление налога за филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, не имеющие счетов в банках, осуществляют их головные организации в бюджет по месту нахождения указанных филиалов и других обособленных подразделений одновременно с перечислением средств на оплату труда. В соответствии со ст.9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ филиалы и представительства организаций, признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам, исполняют обязанности организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. В связи с этим возникает вопрос о правомерности произведенных филиалом перечислений в соответствующие бюджеты подоходного налога за головную компанию. Лица, на которые возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов, признаются налоговыми агентами, которые в свою очередь перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком (ст.24 НК РФ). Лицом является организация, которая определена как юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.11 НК РФ). В соответствии со ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, которые обязаны уплачивать соответствующие налоги. Филиалам и иным обособленным подразделениям организаций дано право исполнять обязанности этих организаций по уплате налогов по месту своего нахождения. Из этого следует, что филиал не является ни самостоятельным налогоплательщиком, ни налоговым агентом, а лишь выполняет обязанность организации уплачивать или перечислять удержанные налоги. Действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит норм, запрещающих филиалу организации исполнять обязанность по уплате или перечислению удержанных налогов за головное предприятие. В свою очередь данные действия квалифицируются как самостоятельное исполнение обязанности налогоплательщика по уплате налогов (ст.45 НК РФ). Порядок расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам изложен в Письме Государственной налоговой службы РФ от 07.12.1998 N ШС-6-01/865 "О некоторых особенностях расчетов юридических лиц и их обособленных подразделений по местным налогам и сборам". Данное Письмо подлежит применению в части, не противоречащей действующему законодательству о налогах и сборах. Разъяснения о порядке регистрации контрольно - кассовых машин, используемых филиалами и другими обособленными подразделениями организаций, приведены в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 30.03.2000 N АС-6-16/232 "О регистрации контрольно - кассовых машин филиалов предприятий". Так, в нем указывается, что согласно ст.6 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы обязаны регистрировать контрольно - кассовые машины, используемые на предприятиях, в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. В соответствии со ст.4 указанного Закона контрольно - кассовые машины подлежат регистрации по месту нахождения предприятия. При этом согласно ст.1 под "предприятиями" в целях применения данного Закона понимаются организации, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения. Налоговый орган, в котором состоит на налоговом учете организация по месту нахождения ее обособленного подразделения, вправе осуществлять в установленном порядке регистрацию контрольно - кассовых машин, используемых по месту своей фактической производственной деятельности при осуществлении денежных расчетов с населением филиалом или другим обособленным подразделением предприятия, учреждения, организации. При этом указанный налоговый орган копию карточки регистрации ККМ направляет налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете организация, в состав которой входит данный филиал или иное обособленное подразделение. Порядок регистрации отдельных транспортных средств и уплаты налога на отдельные виды транспортных средств, введенный Федеральным законом от 08.07.1999 N 141-ФЗ "О налоге на отдельные виды транспортных средств", изложен в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.12.1999 N АП-6-07/1030@ "О налоге на отдельные виды транспортных средств". Транспортные средства, которыми юридическое лицо наделило филиалы (представительства), регистрируются юридическим лицом по месту нахождения филиалов (представительств). Уплата налога и представление декларации по налогу на отдельные виды транспортных средств производятся налогоплательщиками по месту нахождения транспортного средства. Филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения организации, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, наделенные транспортными средствами, исполняют обязанности этих организаций по уплате налога и представлению декларации по налогу по этим средствам по месту нахождения транспортных средств.
* * *
Так как обособленные подразделения российских юридических лиц с 1 января 1999 г. не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщика и налоговых агентов, то ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее обособленное подразделение (п.9 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Подписано в печать А.А.Бастриков 20.06.2000 Советник налоговой службы
II ранга Е.В.Виговский Советник налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |