|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Означают ли изменения, внесенные Законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ, что денежные средства, полученные по договору комиссии на закупку, должны облагаться НДС со всего оборота? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 7)
"Консультант Бухгалтера", N 7, 2000
Вопрос: Означают ли изменения, внесенные Законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ, что денежные средства, полученные по договору комиссии на закупку, должны облагаться НДС со всего оборота?
Ответ: Действительно, с принятием Закона РФ от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ абз.3 п.2 ст.7 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" теперь изложен в следующей редакции: "Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения." Ранее порядок расчета НДС в виде разницы полученных от покупателей и уплаченных поставщикам сумм налога, изложенный в этой статье Закона, распространялся только на организации, занимающиеся продажей и перепродажей товаров. В то же время ст.7 является не единственной статьей Закона N 1992-1, в которой регулируется порядок исчисления НДС предприятиями, занимающимися посреднической деятельностью. Согласно абз.1 п.3 ст.4 рассматриваемого Закона при осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов. Абзац 3 того же пункта ст.4 этого Закона в редакции Закона N 36-ФЗ не изменил порядок расчета облагаемого оборота для предприятий, занимающихся закупкой товаров по договорам комиссии, так как в нем речь идет только о предприятиях, занимающихся продажей и перепродажей товаров, а именно: " у заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость". Обратим внимание также на то, что порядок, изложенный в ст.7 Закона N 1992-1, предполагает получение от покупателей сумм за реализованные товары (работы, услуги) и уплату поставщикам сумм за товары, предназначенные для продажи. Однако посредник по закупке не продает товары покупателям, а оказывает услугу комитенту по их закупке. Таким образом, даже если считать, что следует руководствоваться положениями именно ст.7 Закона, то надо признать, что они сформулированы некорректно. Официальных разъяснений налоговых органов по данному вопросу в связи с внесенными изменениями на момент подготовки данной публикации еще не было. Из прежних разъяснений на эту тему следует выделить Письма Госналогслужбы России от 11 ноября 1997 г. N 03-4-09/1, Госналогинспекции по г. Москве от 24 ноября 1997 г. N 11-13/30414. В соответствии с этими документами суммы авансовых платежей у комиссионера с участием в расчетах, полученные от комитента для обеспечения договора поручения на приобретение товара для комитента, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость, так как их перечисление можно рассматривать в режиме средств сумм по поручениям, а не в режиме средств, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), поскольку указанные средства выданы для целей закупки товаров и не связаны с расчетами между комитентом и комиссионером за оказанную услугу по реализации товаров. Таким образом, существует противоречие между положениями закона о механизме исчисления НДС посредниками по закупке. Следует отметить, что согласно п.7 ст.3 части первой НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Для практического применения лучше получить официальные разъяснения налоговых органов.
Подписано в печать 14.06.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |