|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: В какой из организационно - правовых форм, предусмотренных для некоммерческой сферы, целесообразно создать благотворительную организацию? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 7)
"Консультант Бухгалтера", N 7, 2000
Вопрос: В какой из организационно - правовых форм, предусмотренных для некоммерческой сферы, целесообразно создать благотворительную организацию?
Ответ: Благотворительные организации создаются в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений. Этот перечень открытый, но иные формы должны быть предусмотрены федеральными законами для благотворительных организаций (ст.7 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Кроме того, можно создать объединение благотворительных организаций (в форме ассоциации или союза). Общественная организация (объединение). Общественная организация является одной из организационно - правовых форм общественного объединения. Она основана на членстве, создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. Федеральных законов от 17.05.1997 N 78-ФЗ и от 19.07.1998 N 112-ФЗ). Следует обратить внимание, что эта форма некоммерческой организации предусмотрена только для объединения граждан. Фонд. Это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основании добровольных имущественных взносов (ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Отрицательные стороны: фонд является плательщиком налога на имущество; кроме того, его бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Создание благотворительного фонда осуществляется точно так же, как и любой другой некоммерческой организации, а именно: Закон N 135-ФЗ называет два основных способа создания - учреждение и реорганизация существующей организации. Реорганизация юридических лиц по существу является не способом возникновения нового юридического лица, а юридическим фактом, прекращающим существование юридического лица. Учреждение происходит по решению учредителей (учредителя). При наличии нескольких учредителей решение об образовании организации должно быть принято единогласно. Никто не может быть принужден к участию в акте учреждения организации. Это прямо вытекает из п.2 ст.1 ГК РФ, где сказано, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Учреждение благотворительного фонда возможно лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью. Правила об учредительных документах благотворительного фонда исходят из общих положений об учредительных документах юридических лиц. Учредительными документами являются: учредительный договор, устав либо учредительный договор вместе с уставом.
В отношении устава фонда Закон о некоммерческих организациях содержит уточнение: в наименование должно быть включено слово "фонд", указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от должности. Эти сведения должны быть в уставе обязательно. Местом нахождения фонда согласно п.2 ст.54 ГК РФ признается место государственной регистрации организации. Порядок управления деятельностью фиксируется в учредительных документах как определение структуры органов фонда, их компетенция, порядок принятия решений коллегиальными органами. Специальная правоспособность благотворительного фонда, как и любой другой некоммерческой организации, определяется предметом и целями его деятельности. Поэтому Закон требует включения в учредительные документы точного определения предмета и цели деятельности организации. Контроль над четкостью формулировок предмета и цели деятельности осуществляют органы государственной регистрации юридических лиц. Необходимо также предусмотреть порядок использования имущества в случае ликвидации благотворительного фонда, так как имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на благотворительные цели в порядке, предусмотренном уставом. Для контроля над деятельностью фонда и соблюдением ее целевого характера Закон вводит особые требования по изменению его устава. Ведь такие изменения могут существенно изменить статус фонда помимо воли его учредителей. Поэтому органы фонда могут самостоятельно вносить в устав изменения только в том случае, если такая возможность закреплена в самом уставе, то есть, предусмотрена заранее его учредителями. Если же такое указание в уставе фонда отсутствует, изменения в него могут вноситься только в судебном порядке, то есть под строгим государственным контролем. В этом проявляется особый характер деятельности фондов, преследующих общественно полезные цели, а не интересы их учредителей или должностных лиц. Причем право внесения изменений в устав фонда принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда. В отношении благотворительных фондов такой контролирующей организацией назван регистрирующий орган (см. ст.19 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Вмешательство суда или надзорного органа в процесс изменения устава фонда не связано с противозаконностью отдельных положений устава, а вызывается изменившимися обстоятельствами, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда. Конечно, возможна и такая ситуация, при которой сохранение устава в неизменном виде влечет неблагоприятные последствия, извращающие, по сути, цели деятельности фонда, а уполномоченные на то лица не вносят в него изменений (либо сам устав, утвержденный учредителями, не предусматривает такой возможности). В качестве учредителей благотворительного фонда могут выступать граждане и юридические лица. Под "гражданами" следует понимать не только граждан Российской Федерации, но вообще любых физических лиц независимо от их гражданства. Учредителями некоммерческих организаций могут быть также иностранные юридические лица. Возможность быть учредителями для иностранных граждан и юридических лиц следует из правила ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ, указывающего, что нормы российского гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 8 Закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" указывает, что учредителями благотворительной организации могут выступать физические и юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не могут быть учредителями благотворительных организаций. Учреждение. Это некоммерческая организация, созданная собственником. Финансируется этим собственником полностью или частично. Имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления. (Статья 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях".) Отрицательная сторона: учредителем благотворительной организации, создаваемой в форме учреждения, должна быть благотворительная организация - это ограничивает число учредителей (ст.7 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Учредителями могут быть физические и (или) юридические лица. Не могут быть учредителями органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения (ст.8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"). Ассоциация или союз благотворительных организаций. Отрицательные стороны: ограниченность применения в рассматриваемой ситуации, запрещение создания ассоциацией или союзом благотворительных организаций хозяйственных обществ.
Подписано в печать 14.06.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |