|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок определения облагаемого НДС оборота у АЗС ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 6)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 6, 2000
ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЛАГАЕМОГО НДС ОБОРОТА У АЗС
Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон N 36-ФЗ) для предприятий розничной торговли введен общеустановленный порядок исчисления НДС. В связи с этим в редакцию стало поступать много вопросов от предприятий, осуществляющих розничную торговлю горюче - смазочными материалами (ГСМ), касающихся в основном порядка определения облагаемого оборота по НДС при реализации ГСМ и суммы НДС, подлежащей взносу в бюджет, а также порядка определения суммы налога на реализацию ГСМ, подлежащего взносу в бюджет. Рассмотрим ситуацию, описанную в одном из писем. АЗС закупает бензин у различных поставщиков и продает его населению. При этом разные поставщики в счетах - фактурах на бензин выделяют разные суммы НДС. Например:
Счет - фактура поставщика N 1 (в рублях)
—————————————T—————————T————————T—————————T—————————————T————————¬ |Наименование| Кол—во | Цена | Сумма | НДС | Всего | | | | | | | с НДС | +————————————+—————————+————————+—————————+—————————————+————————+ | (1) | (5) | (6) | (8) | (11) | (12) | +————————————+—————————+————————+—————————+—————————————+————————+ |Бензин | 1000 л | 4,1379 | 4137,93 | 827,59(20%) | 6000 | L————————————+—————————+————————+—————————+—————————————+—————————
Счет - фактура поставщика N 2 (в рублях)
—————————————T—————————T————————T—————————T—————————————T————————¬ |Наименование| Кол—во | Цена | Сумма | НДС | Всего | | | | | | | с НДС | +————————————+—————————+————————+—————————+—————————————+————————+ | (1) | (5) | (6) | (8) | (11) | (12) | +————————————+—————————+————————+—————————+—————————————+————————+ |Бензин | 1000 л | 5,00 | 5000 | 1000(20%) | 6000 | L————————————+—————————+————————+—————————+—————————————+————————— В связи с этим у АЗС возникли вопросы: 1. По какой ставке будет определяться НДС от выручки для расчета налогов? 2. Можно ли выводить какой-то средний процент? 3. Какая сумма НГСМ будет перечисляться в бюджет? 4. Как правильно отразить операцию по реализации бензина в бухгалтерском учете, вывести финансовый результат и посчитать все налоги? В соответствии с Законом N 36-ФЗ облагаемый НДС оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС, а начисление налога осуществляется по ставке 20 или 10% к облагаемому обороту. Применение расчетных ставок теперь Законом не предусмотрено. Соответственно НДС, уплаченный поставщикам за приобретенные товары, в покупную стоимость товара не включается, а подлежит возмещению (зачету) из бюджета в общеустановленном порядке. Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) товары, предназначенные для продажи, и материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Согласно ст.4 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" и п.п.3, 6 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", предприятия, осуществляющие перепродажу ГСМ, уплачивают налог на реализацию ГСМ (НГСМ) с суммы разницы между выручкой от реализации ГСМ (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС) по ставке 25%. При формировании отпускной цены на ГСМ необходимо руководствоваться Письмом Госналогслужбы России от 17.07.1995 N ВЗ-6-15/386 "О порядке расчета налога на реализацию горюче - смазочных материалов" с учетом изменений, внесенных в него Письмом МНС России от 26.07.1999 N ВГ-6-03/590@ "О налогообложении горюче - смазочных материалов". Рассмотрим на примере порядок определения облагаемого оборота по НДС, НГСМ и отражения этой операции в бухгалтерском учете.
Пример. Возьмем данные счета - фактуры поставщика N 1. Поскольку речь идет об АЗС, то вероятнее всего, что учет товаров на счете 41 ведется по продажным ценам с использованием счета 42 "торговая наценка". Допустим, что торговая наценка на бензин составляет 10% (без учета НДС и налога с продаж). Предположим, что АЗС реализует свой товар только в Москве, где ставка налога с продаж 4%. Для упрощения примера предположим, что весь бензин в течение месяца был продан, остатка бензина на начало месяца не было и сумма издержек обращения равна нулю. 1. Дебет 41 Кредит 60 - 5172,41 руб. (6000 руб. - 827,59 руб. (6000 / 145% х 20%)) - оприходован поступивший бензин с учетом НГСМ (без НДС). 2. Дебет 19 Кредит 60 - 827,59 руб. - отражен НДС по поступившему бензину. 3. Дебет 60 Кредит 51 - 6000 руб. - произведена оплата бензина поставщику. 4. Дебет 68 Кредит 19 - 827,59 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом НДС по поступившему и оплаченному бензину (п.19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"). Формирование отпускной цены на ГСМ. Розничная цена (без НДС и НГСМ): 4137,93 руб. (5172,41 руб. - 1034,48 руб. (НГСМ, уплаченный поставщику - 6000 руб. / 145% х 25%)) + 4137,93 руб. х 10% = 4137,93 руб. + 413,79 руб. = 4551,72 руб. НДС 20% от розничной цены: 910,34 руб. (4551,72 руб. х 20%). НГСМ: 1137,93 руб. ((4551,72 - 4137,93) х 25% + 1034,48 = 103,45 + 1034,48 = 1137,93). Розничная цена (с учетом НДС и НГСМ): 4551,72 руб. + 910,34 руб. + 1137,93 руб. = 6599,99 руб. Рассчитанная таким образом розничная цена увеличивается на сумму налога с продаж: 6599,99 руб. + 6599,99 руб. х 4% = 6599,99 руб. + 264 руб. = 6863,99 руб. 5. Дебет 41 Кредит 42 - 1427,58 руб. (413,79 руб. + 910,34 руб. + 103,45 руб.) - начислена торговая наценка на оприходованный товар с учетом НДС и НГСМ. 6. Дебет 41 Кредит 42 - 264 руб. - учтен налог с продаж в отпускной цене товара. Таким образом, на счете 41 сформирована продажная цена: 4137,93 руб. + 413,79 руб. + 1137,93 руб. + 910,34 руб. + 264 руб. = 6863,99 руб. 7. Дебет 50 Кредит 46 - 6863,99 руб. - поступила выручка в кассу за реализованный бензин. 8. Дебет 46 Кредит 41 - 6863,99 руб. - списана стоимость реализованного бензина. 9. Дебет 46 Кредит 68/Налог с продаж - 264 руб. (6863,99 / 104% х 4%) - начислен налог с продаж в бюджет. 10. Дебет 46 Кредит 68/НДС - 910,34 руб. (6863,99 руб. - 264 руб.) / 145% х 20% - начислен НДС в бюджет с оборота по реализации. 11. Дебет 46 Кредит 67 - 103,45 руб. ((6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 5172,41 руб.) / 125% х 25%) - начислен НГСМ, подлежащий уплате предприятием - перепродавцом. 12. Дебет 46 Кредит 42 - 1691,58 руб. (6863,99 руб. - 5172,41 руб.) - сторнируется реализованная торговая наценка (проводка красным). 13. Дебет 44 Кредит 67 - 10,34 руб. ((6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 103,45 руб. - 5172,41 руб. = 413,79 руб.) х 2,5%) - начислен налог на пользователей автодорог в бюджет. 14. Дебет 46 Кредит 44 - 10,34 руб. - налог на пользователей автодорог списан на реализацию. 15. Дебет 46 Кредит 80 - 403,45 руб. (6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 103,45 руб. - 5172,41 руб. - 10,34 руб.) - отражен финансовый результат от реализации. 16. Дебет 80 Кредит 68/"Расчеты по налогу на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы" - 6,20 руб. (6863,99 руб. - 264 руб. - 910,34 руб. - 103,45 руб. - 5172,41 руб.) х 1,5%) - начислен налог на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы. 17. Дебет 68/Налог с продаж Кредит 51 - 264 руб. - налог с продаж перечислен в бюджет. 18. Дебет 68/НДС Кредит 51 - 82,75 руб. (910,34 руб. - 827,59 руб.) - НДС перечислен в бюджет. 19. Дебет 67 Кредит 51 - 103,45 руб. - НГСМ перечислен в дорожный фонд. 20. Дебет 67 Кредит 51 - 10,34 руб. - налог на пользователей автодорог перечислен в дорожные фонды. 21. Дебет 68/Жилфонд Кредит 51 - 6,20 руб. - налог на содержание жилфонда и объектов социально - культурной сферы перечислен в бюджет.
Относительно счета - фактуры поставщика N 2 необходимо сказать, что он составлен неверно, так как предприятия - производители ГСМ исчисляют НГСМ от выручки от реализации ГСМ без НДС по ставке 25%, а предприятия - перепродавцы - от разницы между продажной и покупной стоимостью, т.е. от добавленной стоимости, и зачет НГСМ, уплаченного при покупке ГСМ, не производится. Облагаемый оборот по НДС определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен также без включения в них НДС. Если же брать данные, указанные в счете - фактуры поставщика N 2, то получается, что НДС начисляется и на НГСМ, который учтен в покупной цене, а это неверно. Проблема заключается в том, что в типовой форме счета - фактуры, приведенной в Приложении 1 к Порядку ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914, в ред. от 19.01.2000), не предусмотрено отдельной графы для суммы НГСМ, присутствующего в отпускной цене на реализуемые ГСМ. Однако, поскольку сумма НДС, присутствующая в отпускной цене, исчисляется со стоимости ГСМ без учета НГСМ, то во избежание несоответствия между данными граф 6 (цена) и 8 (сумма) и графы 11 (сумма НДС), по нашему мнению, можно порекомендовать предприятиям, реализующим ГСМ, ввести в форму счета - фактуры дополнительную графу 11а (сумма НГСМ) для указания суммы НГСМ, исчисленной со стоимости реализуемых ГСМ. При этом в графах 6 и 8 будет указываться цена (сумма) реализуемых ГСМ без НДС и НГСМ. Таким образом, поскольку поставщик N 2 неверно исчислил НДС, то АЗС, беря в зачет НДС в сумме 1000 руб., занизит сумму НДС, подлежащую взносу в бюджет (см. пример). Кроме того, АЗС не сможет правильно определить сумму НГСМ, подлежащую взносу в бюджет, так как не будет знать сумму НГСМ, уплаченную поставщику при покупке бензина. При получении подобных счетов - фактур предприятиям, реализующим ГСМ, необходимо обращаться к поставщикам с просьбой об исправлении суммы НДС, указываемой в счетах - фактурах.
Подписано в печать Е.Шаронова 10.06.2000 АКДИ "Экономика и жизнь"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |