Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговое законодательство о свидетелях ("Финансовая газета", 2000, N 24)



"Финансовая газета", N 24, 2000

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СВИДЕТЕЛЯХ

Налоговый контроль (т.е. контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов) возложен на налоговые органы. В целях реализации указанной обязанности названным органам предоставлены определенные права, и в том числе право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, что соответствует пп.13 п.1 ст.31 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Следует обратить внимание на то, что положения НК РФ, касающиеся свидетеля в налоговых отношениях, являются новыми для налогового законодательства, поскольку до введения в действие НК РФ возможность вызова свидетеля при рассмотрении дел о налоговых правонарушениях не предусматривалась.

Поскольку согласно ст.90 НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, гражданам следует иметь в виду следующее.

Статьей 90 НК РФ определены лица, которые не могут привлекаться в качестве свидетелей. К ним относятся:

лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (к таким лицам относятся, в частности, адвокат, аудитор).

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний в качестве свидетеля (в соответствии со ст.51 Конституции Российской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом).

В ст.90 НК РФ не определена процедура вызова свидетеля, но, очевидно, это должно быть извещение (или иной документ) о необходимости явиться в налоговый орган (в котором должны быть указаны место и время явки, а также определено, что гражданин вызывается в качестве свидетеля по определенному делу), подписанное должностным лицом налогового органа и позволяющее установить (подтвердить), что оно вручено своевременно.

Как предусмотрено п.5 ст.90 НК РФ, перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Показания свидетеля оформляются протоколом. В соответствии со ст.99 НК РФ, определяющей общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по налоговому контролю, в протоколе указываются место и дата конкретного действия; время его начала и окончания; должность, ФИО лица, составившего протокол, сведения о свидетеле (в том числе сведения о том, владеет ли он русским языком), а также о том, что ему сообщено об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Протокол перед подписью должен быть прочитан всеми лицами, участвующими в производстве действия, которые в случае необходимости вправе делать по нему замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Как правило, свидетель для дачи показаний вызывается в налоговый орган, но в отдельных случаях его показания могут быть получены и по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган. По решению должностного лица налогового органа показания могут быть даны свидетелем по месту его пребывания и в других случаях.

Но, поскольку все-таки явка в налоговый орган связывается с отсутствием на работе, транспортными расходами, а иногда и расходами на жилье (если необходимо явиться в другой населенный пункт), законодательством предусматривается возмещение свидетелю расходов, связанных с выполнением его обязанности выступить в качестве свидетеля. Так, в соответствии со ст.131 НК РФ свидетелю возмещаются понесенные им в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1999 N 298 (далее - Положение).

В соответствии с Положением возмещение расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше:

стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) - по шоссейным и грунтовым дорогам;

стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне - по железной дороге;

стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V - VIII группам тарифных ставок на судах морского транспорта, и в каюте III категории на речных судах - по водным путям;

стоимости билета экономического класса - при пользовании воздушным транспортом.

Помимо указанных расходов возмещаются также стоимость предварительной продажи проездных документов, оплата пользования постельными принадлежностями, страховые взносы по обязательному страхованию пассажиров на транспорте и расходы на проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой соответствующего населенного пункта. В том случае, если гражданин по каким-либо причинам не может представить проездные документы, с разрешения должностного лица налогового органа (начальника или его заместителя) оплачиваются расходы на проезд по минимальному тарифу проезда соответствующими видами транспорта к месту явки и обратно к месту жительства.

Кроме транспортных расходов физическим лицам, вызываемым в качестве свидетелей в налоговые органы, производятся также возмещение расходов на наем жилого помещения (плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50% возмещаемой стоимости за сутки) и оплата суточных в соответствии с нормативными правовыми актами о служебных командировках на территории Российской Федерации. Если имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства, то суточные не выплачиваются. В соответствии с Приказом Минфина России от 13.08.1999 N 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 1 сентября 1999 г. N 1880) с 1 сентября 1999 г.:

оплата найма жилого помещения производится по фактическим расходам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 270 руб. в сутки, а при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 7 руб. в сутки;

оплата суточных производится в размере 55 руб. за каждый день нахождения в командировке.

Как предусмотрено п.4 ст.131 НК РФ и п.6 Положения указанные суммы возмещений выплачиваются лицам, вызываемым в качестве свидетелей, на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета, по выполнении гражданами своих обязанностей.

Необходимо обратить внимание также и на следующее. Кодексом законов о труде Российской Федерации (гл.VIII) предусматриваются гарантии и компенсации для работников на время выполнения государственных или общественных обязанностей (в том числе сохранение места работы и среднего заработка на время выполнения указанных обязанностей). Пунктом 5 Положения также предусмотрено, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы. В том случае, если лица, вызываемые в качестве свидетелей, не работают по трудовому договору (т.е. лица, либо выполняющие работы по гражданско - правовому договору, либо вообще не работающие), имеют право на возмещение расходов (транспортных и на наем жилого помещения), а также денежное вознаграждение в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории Российской Федерации.

Однако помимо определенных гарантий и компенсаций законодательство предусматривает и ответственность свидетеля за невыполнение возложенных на него обязанностей. Так, ст.128 НК РФ установлено, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб., а неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб. При этом следует обратить внимание на то, что взыскание штрафа с физического лица возможно только в судебном порядке по обращению соответствующего налогового органа, на который возлагается и обязанность доказывания вины данного лица.

Подписано в печать Г.Титова

07.06.2000 Минфин России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Может ли акционерное общество, акции которого в полном объеме принадлежат общественной организации инвалидов, не являющейся учредителем данного общества и приобретшей указанные акции по договору купли - продажи с учредителем АО, использовать налоговую льготу, предусмотренную п.6 ст.6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций"? ("Финансовая газета", 2000, N 24) >
Вопрос: Возможно ли привлечение управляющей компании (управляющего) для выполнения функций исполнительного органа хозяйственного общества? ("Финансовая газета", 2000, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.