Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Определение величины вмененного дохода при оказании транспортных услуг населению (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 24)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, 2000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВМЕНЕННОГО ДОХОДА

ПРИ ОКАЗАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

В большинстве субъектов Российской Федерации на перевозках пассажиров заняты автобусы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность и относящимся к субъектам малого бизнеса. Эти автобусы в основном используют как маршрутные такси, реже - для коммерческих перевозок без реализации прав пассажиров на льготы по оплате проезда.

При предоставлении услуг по перевозке пассажиров у предпринимателей нередко возникают вопросы, связанные с разными аспектами их деятельности и прежде всего с особенностями применения единого налога на вмененный доход. В предлагаемой вниманию читателей статье речь идет о работе субъектов малого бизнеса по перевозке пассажиров разными видами транспорта в случае перехода на уплату единого налога на вмененный доход.

После принятия Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" у субъектов Российской Федерации возникла необходимость решить две непростые задачи: во-первых, обеспечить равные конкурентные условия для предпринимателей и предприятий общественного пассажирского транспорта (ОПТ), во-вторых, установить размер вмененного дохода на основе объективных оценок региональных условий и в зависимости от вида деятельности, а также с учетом всех составляющих, которые влияют на доходность, - вид перевозок, характеристики транспортных средств, периодичность их использования, тарифы и др.

Применительно к предоставлению пассажирских транспортных услуг населению в Федеральном законе N 148-ФЗ и в Письме Правительства Российской Федерации от 07.09.1998 N 4435п-П5 (далее - Письмо N 4435п-П5), к сожалению, отсутствуют однозначные разъяснения по ряду вопросов, поэтому органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые во исполнение Федерального закона N 148-ФЗ должны были принять свои законы, столкнулись со значительными трудностями при определении размера вмененного дохода, установлении физических показателей единицы базовой доходности, а также номенклатуры и повышающих (понижающих) коэффициентов.

Необходимо было также решать вопросы налогообложения муниципальных пассажирских и смешанных предприятий, осуществляющих перевозки маршрутными автобусами на условиях муниципального заказа и маршрутными такси на коммерческой основе, объективно учитывать не только общую численность работающих на предприятии, но и их распределение по видам деятельности, имея в виду, что она не остается постоянной. Наконец, возникли сложности при выборе метода расчета суммы единого налога на вмененный доход, что связано с несовершенством системы учета и отчетности на пассажирском транспорте и сокрытием определенной части доходов.

Использование рекомендуемых в Письме N 4435п-П5 методов А и Б, основанных на обработке статистической информации о результатах хозяйственной деятельности (метод А) или информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей предпринимателей и организаций (метод Б), не перспективно для пассажирских перевозок и вряд ли может дать экономически обоснованные результаты из-за недостоверности статистической информации и ее относительной ограниченности малым временным периодом, наличия неучтенных денежных средств, поступающих в виде оплаты пассажирами стоимости проезда.

Более приемлем метод В, основанный на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и корректирующих коэффициентов. Однако в табл. 1 Письма N 4435п-П5 конкретные указания применительно к пассажирским перевозкам отсутствуют. По-видимому, поэтому принятые разными субъектами Российской Федерации законы существенно различаются по подходам, методам, суммам налогов даже для примерно одинаковых условий, а в некоторых регионах такие законы еще не приняты и применяется прежняя система налогообложения, в результате чего бюджеты теряют значительную часть налоговых поступлений.

Мы провели анализ действующей нормативной базы ряда субъектов Российской Федерации по налогу на вмененный доход применительно к пассажирским перевозкам в соответствии с нормативными актами, принятыми в конце 1998 г. и в 1999 г.

В рассмотренных документах в качестве единицы физического показателя доходности выбраны транспортное средство (ТС) или одно место для сидения в нем. К главным факторам, влияющим на размер вмененного дохода и учитываемым соответствующими коэффициентами, относятся вместимость ТС (для тех субъектов, где в качестве единицы физического показателя доходности выбрано ТС) и характеристики муниципального образования, на территории которого выполняются перевозки (численность или уровень доходов населения, в одном из субъектов - среднемесячная заработная плата).

Единых подходов и нормативов, определяющих размер вмененного дохода в зависимости от вместимости ТС, в субъектах Российской Федерации нет. Так, в Пермской области при установлении коэффициента, корректирующего доходность в зависимости от вместимости, выделены только легковые автомобили, автобусы вместимостью до 8 пассажиров и более, поэтому в одну классификационную группу попали некоторые микроавтобусы, а также автобусы всех классов (от малого до особо большого), несоизмеримые по вместимости. Причем доходность легковых автомобилей приравнена к доходности автобусов вместимостью свыше 8 пассажиров.

В Белгородской области выделены три группы ТС, различающиеся по уровню доходности: легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы. Размер вмененного дохода при использовании автобуса всего на 10% превышает доход от использования микроавтобуса и легкового автомобиля. В Астраханской и Воронежской областях при классификации ТС выделяют четыре классификационных группы: одна - для легковых автомобилей, три - для автобусов. В Смоленской области доходность единицы ТС не зависит от вместимости и типа ТС.

В Краснодарском крае, Иркутской области и в Пензе в качестве физического показателя единицы доходности выбрано одно место для сидения в ТС, поэтому при расчете суммы налога вместимость учитывается более полно. Однако по мере ее роста применяются понижающие коэффициенты базовой доходности. В Ленинградской, Калужской и Томской областях величина вмененного дохода в расчете на одно место принята постоянной и не зависит от общей вместимости ТС. В некоторых субъектах в качестве показателей, влияющих на размер вмененного дохода и учитываемых коэффициентами, помимо названных выступают вид сообщения, сезонность работы, возраст ТС, вид потребляемого топлива, продолжительность работы ТС в сутки.

Из-за отсутствия единой методики расчета характерен значительный разброс величин базовой доходности на единицу физического показателя. Так, в Томской области базовая доходность с одного места принята равной 2,2 тыс. руб., а в Ленинградской - 9 тыс. руб. Величина доходности одного ТС, относимого в соответствии с принятой в субъекте классификацией к группе с максимальной вместимостью, определена в Астраханской области равной 20 тыс. руб. (автобусы вместимостью свыше 24 мест), а в Свердловской - 67 тыс. руб. (автобусы всех марок, за исключением маршрутных такси).

В табл. 1 приведен расчет суммы единого налога для некоторых марок ТС в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Для сопоставимости расчеты выполнены для административных центров, а для Ленинградской области - для всех городов, исключая Санкт - Петербург. Коэффициенты сезонности, сменности, возраста ТС и др. для тех субъектов Российской Федерации, где они учитываются в расчетах, приняты равными 1.

Таблица 1

Расчетный размер единого налога

в административных центрах

субъектов Российской Федерации

(руб. в год)

     
   ——————————————T—————————T—————————————T————————————T—————————————¬
   |Наименование | Легковое|  Городское  |Автобус ПАЗ |   Автобус   |
   |  города,    |  такси  |  маршрутное |в городском |   ЛАЗ—695   |
   |  области    |(3 места)| такси Газель| сообщении  | в городском |
   |             |         |  (13 мест)  | (28 мест)  |  сообщении  |
   |             |         |             |            |  (33 места) |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Астрахань    |  2 300  |    3 917    |   3 686    |     3 686   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Белгород     |  8 640  |    8 640    |   9 504    |     9 504   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Воронеж      |  3 600  |    4 000    |   6 000    |     8 000   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Иркутск      |     —   |   10 937    |  21 682    |    23 594   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Калуга       |  5 040  |   21 840    |  47 040    |    55 440   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Краснодар    |  2 400  |   10 400    |  17 920    |    18 480   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Ленинградская|    —    |   23 400    |  50 400    |    59 400   |
   |область      |         |             |            |             |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Пенза        |  4 410  |   16 562    |  27 440    |    32 340   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Пермь        |  9 072  |    9 072    |   9 072    |     9 072   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Екатеринбург |  6 720  |   10 080    |  13 440    |    13 440   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Смоленск     |  2 688  |    2 688    |   2 688    |     2 688   |
   +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+
   |Челябинск    |  6 720  |    5 376    |   8 064    |    10 080   |
   L—————————————+—————————+—————————————+————————————+——————————————
   

Из табл. 1 видно, что в разных регионах расчетная величина налога для некоторых марок автобусов различается в 20 раз и более. Во многих субъектах суммы налога на вмененный доход из-за занижения базовой доходности намного ниже, чем те, которые можно получить.

В Министерство транспорта Российской Федерации обращаются многие субъекты Российской Федерации по вопросам, связанным с установлением размера вмененного дохода, что побудило специалистов НИИАТ разработать рекомендации, касающиеся в первую очередь выбора предпочтительной единицы физического показателя базовой доходности; установления основных факторов, влияющих на размер вмененного дохода, и обоснования корректирующих коэффициентов к базовой доходности; разработки мероприятий по соблюдению равных конкурентных условий на рынке транспортных услуг для муниципальных пассажирских и смешанных предприятий ОПТ, в том числе эксплуатирующих на коммерческой основе маршрутные такси, организаций малого бизнеса и предпринимателей, выполняющих коммерческие перевозки маршрутными и легковыми такси, а также автобусами.

При расчете базовой доходности при перевозках автобусами и маршрутными такси необходимо учитывать среднестатистическую величину коэффициента заполнения салона пассажирами. При легковых таксомоторных перевозках доходность почти не зависит от степени заполнения салона и связана, главным образом, с тарифом за 1 километр и за время ожидания по просьбе пассажира. Учитывается также пробег такси без пассажиров.

Более сложно установить основные факторы, влияющие на размер вмененного дохода, и обосновать коэффициенты, корректирующие величину базовой доходности. Такими факторами являются характеристики автобуса (автомобиля), время и сезонность его работы; особенности ведения предпринимательской деятельности в разных регионах; характеристики места (территории), где осуществляется основная деятельность (тип населенного пункта, число его жителей, пригороды и др.); виды сообщений. Желательно учитывать также соотношение тарифов на маршрутном общественном транспорте и при коммерческих перевозках.

Для создания равных конкурентных условий у региональных и местных органов власти имеются возможности, которые могут быть реализованы в том числе и при проведении конкурсов на право обслуживания маршрутов. В частности, должны использоваться права по освобождению предприятий ОПТ от местных налогов или сокращению их ставок, учитываться наличие и размеры основных фондов, затраты на транспортную и социальную инфраструктуру и др.

В качестве единицы физического показателя доходности рекомендуется принимать одно место вместимости ТС по местам для сидения пассажиров для маршрутных такси и автобусов и одно ТС для легковых автомобилей. При перевозках в городском сообщении в условиях административного центра субъекта Российской Федерации базовой рекомендуется считать доходность одного места в автобусе особо малого класса вместимостью 11 - 15 мест, доходность одного места в автобусе малого класса и доходность легкового автомобиля среднего класса. Субъекты могут выбрать и другие виды сообщения и ТС иных классов. Необходимость расчета базовой доходности для маршрутных такси отдельно от автобусов обусловлена особым режимом работы такси - остановки для посадки и высадки пассажиров в любом месте по их требованию, запрет на перевозку стоящих пассажиров.

Основными факторами, влияющими на размер вмененного дохода и учитываемыми корректирующими коэффициентами, считаются класс ТС, вид сообщения, а также характеристики территориально - административного образования в субъекте Российской Федерации, в котором выполняются перевозки.

Размер вмененного дохода от работы одного ТС рассчитывается по формуле:

М = С х N х К1 х К2 х К3 х К4, руб., (1)

где С - базовая доходность на единицу физического показателя (одно место для сидения в автобусе малого класса в городском сообщении или один легковой автомобиль);

N - количество единиц физического показателя (при перевозках легковым автомобилем N = 1; при автобусных перевозках N равно числу мест для сидения);

К1 - коэффициент, учитывающий класс транспортного средства;

К2 - коэффициент, учитывающий вид сообщения;

К3 - коэффициент, отражающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта;

К4 - коэффициент, учитывающий сезонность ведения предпринимательской деятельности.

Можно использовать еще один коэффициент (Кпр), учитывающий прочие особенности, в частности соотношение тарифов на коммерческих перевозках и перевозках по муниципальному заказу.

В табл. 2 приведена рекомендуемая для расчета базовой доходности и корректирующих коэффициентов классификация ТС. Классификация легковых автомобилей и автобусов принята на основе Общероссийского классификатора основных фондов (Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) (см. табл. 3).

Таблица 2

Классификация и расчетные марки ТС,

рекомендуемые для определения базовой доходности

и корректирующих коэффициентов

     
   ———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬
   |     Класс ТС     |                Вид сообщения                |
   |                  +——————————————————————T——————————————————————+
   |                  |       Городское      |     Междугородное    |
   |                  |     и пригородное    |  и международное со  |
   |                  |                      |  странами ближнего   |
   |                  |                      |       зарубежья      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Легковые          |                      |                      |
   |автомобили        |                      |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |малый             |ВАЗ—2107              |           —          |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |средний           |ГАЗ—3110              |           —          |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Маршрутные        |                      |                      |
   |такси             |                      |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |свыше 8 и до 11   |ГАЗ—2217              |           —          |
   |мест включительно |"Соболь" (10 мест)    |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |свыше 11 и до 15  |ГАЗ—32213             |           —          |
   |мест включительно |"Газель" (13 мест)    |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |свыше 15 и до 21  |ЗиЛ—325010            |           —          |
   |места включительно|"Бычок" (15 мест)     |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |свыше 21 и до 29  |ПАЗ—32051 (24 места)  |           —          |
   |мест включительно |                      |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |Автобусы          |                      |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |особо малый       |ГАЗ—32213 "Газель"    |ГАЗ—3221 "Газель"     |
   |                  |(13 мест)             |(13 мест)             |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |малый             |ПАЗ—32051 (24 места)  |ПАЗ—32051 (24 места)  |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |средний           |ЛАЗ—695 (33 места)    |                      |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |большой           |ЛиАЗ—5256 (24 места)  |ЛАЗ—699 (41 место)    |
   +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+
   |особо большой     |Икарус—280 (36 мест)  |           —          |
   L——————————————————+——————————————————————+———————————————————————
   

Таблица 3

Классификация легковых автомобилей и автобусов

     
   ————————————T————————————————————T————————————T——————————————————¬
   |  Класс ТС |Пассажировместимость|Классифика— | Диапазон значений|
   |           |  (приблизительный  |ционный     |классификационного|
   |           |      диапазон)     |признак     |     признака     |
   |           +————————T———————————+            |                  |
   |           |   по   |   полная  |            |                  |
   |           | местам |           |            |                  |
   |           |  для   |           |            |                  |
   |           |сидения |           |            |                  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |Легковые   |  3 — 7 |   3 — 7   |Рабочий     |                  |
   |автомобили |        |           |объем       |                  |
   |           |        |           |двигателя, л|                  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |малый      |        |           |            |Свыше 1,2 и до    |
   |           |        |           |            |1,8 включительно  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |средний    |        |           |            |Свыше 1,8 и до    |
   |           |        |           |            |3,5 включительно  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |Автобусы   |        |           |Габаритная  |                  |
   |           |        |           |длина, м    |                  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |особо малый|  8 — 12|   8 — 12  |            |До 5 включительно |
   |           |        |           |            |                  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |малый      |  8 — 28|   8 — 45  |            |Свыше 5 и до      |
   |           |        |           |            |7,5 включительно  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |средний    | 20 — 40|  35 — 90  |            |Свыше 7,5 и до    |
   |           |        |           |            |9,5 включительно  |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |большой    | 20 — 55|  55 — 125 |            |Свыше 9,5 и до    |
   |           |        |           |            |12 включительно   |
   +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+
   |особо      | 30 — 55| 150 — 190 |            |Свыше 16,0        |
   |большой    |        |           |            |                  |
   L———————————+————————+———————————+————————————+———————————————————
   

Классификационные признаки для автобусов - габаритные размеры, определяющие вместимость, а следовательно, оказывающие влияние на размер валового дохода, для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя, от которого обычно зависит его ресурс и автомобиля в целом и затраты на воспроизводство основных фондов, различающиеся у автомобилей различных классов. Классификация маршрутных такси осуществляется в зависимости от их вместимости по числу мест для сидения. При этом следует учитывать, что перевозки пассажиров в этом режиме выполняются, как правило, автобусами особо малого и малого классов. Перевозки маршрутными такси большей вместимости нецелесообразны из-за невозможности осуществлять все остановки по требованию пассажиров для их посадки и высадки.

Классификация маршрутов по видам сообщения приведена во Временных правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России 29.09.1997. К городским относятся маршруты в пределах городской черты, к пригородным - маршруты, выходящие за ее пределы на расстояние не более 50 км, а к междугородным - свыше 50 км. Как правило, при перевозках разными видами сообщения существенно различаются тарифы в расчете на 1 пассажиро - километр и степень наполнения ТС, а следовательно, размеры валового и вмененного доходов.

При классификации населенных пунктов можно использовать табл. 3 из Письма N 4435п-П5. Как правило, в крупных населенных пунктах пассажиропотоки более напряженные (как на маршрутах в населенном пункте, так и на маршрутах, выходящих за его пределы) и, как следствие, более высокий тариф, устанавливаемый предпринимателями. При выборе коэффициента К3 можно ориентироваться на данные той же таблицы.

Из-за неодинаковых условий в разных субъектах Российской Федерации (уровень доходов населения, тарифы, заработная плата водителей, цены на топливо и др.) базовая доходность и коэффициенты, корректирующие ее в зависимости от класса ТС и вида сообщения, могут различаться.

(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 25, 2000)

Я.Шефтер

Д.т.н., профессор

К.Трякин

Научно - исследовательский институт

автомобильного транспорта

Подписано в печать

07.06.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В соответствии с договором между муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей (МУ "ПТС") и производственно - жилищным управлением (ПЖУ) последнее выполняет сбор платежей населения, за что имеет 3% от собранной суммы. Подлежат ли обложению НДС услуги ПЖУ, оказываемые МУ "ПТС" по сбору платежей с населения за отпущенную им теплоэнергию?.. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 24) >
Вопрос: ...Каков порядок формирования себестоимости для целей налогообложения прибыли малых предприятий? Данный вопрос возникает в связи с тем, что согласно п.20 Типовых рекомендаций по организации бухучета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных Приказом Минфина России N 64н, предприятия отражают затраты на счете 20 только в части оплаченных расходов. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.