|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Определение величины вмененного дохода при оказании транспортных услуг населению (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 24)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, 2000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВМЕНЕННОГО ДОХОДА ПРИ ОКАЗАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
В большинстве субъектов Российской Федерации на перевозках пассажиров заняты автобусы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность и относящимся к субъектам малого бизнеса. Эти автобусы в основном используют как маршрутные такси, реже - для коммерческих перевозок без реализации прав пассажиров на льготы по оплате проезда. При предоставлении услуг по перевозке пассажиров у предпринимателей нередко возникают вопросы, связанные с разными аспектами их деятельности и прежде всего с особенностями применения единого налога на вмененный доход. В предлагаемой вниманию читателей статье речь идет о работе субъектов малого бизнеса по перевозке пассажиров разными видами транспорта в случае перехода на уплату единого налога на вмененный доход.
После принятия Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" у субъектов Российской Федерации возникла необходимость решить две непростые задачи: во-первых, обеспечить равные конкурентные условия для предпринимателей и предприятий общественного пассажирского транспорта (ОПТ), во-вторых, установить размер вмененного дохода на основе объективных оценок региональных условий и в зависимости от вида деятельности, а также с учетом всех составляющих, которые влияют на доходность, - вид перевозок, характеристики транспортных средств, периодичность их использования, тарифы и др. Применительно к предоставлению пассажирских транспортных услуг населению в Федеральном законе N 148-ФЗ и в Письме Правительства Российской Федерации от 07.09.1998 N 4435п-П5 (далее - Письмо N 4435п-П5), к сожалению, отсутствуют однозначные разъяснения по ряду вопросов, поэтому органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, которые во исполнение Федерального закона N 148-ФЗ должны были принять свои законы, столкнулись со значительными трудностями при определении размера вмененного дохода, установлении физических показателей единицы базовой доходности, а также номенклатуры и повышающих (понижающих) коэффициентов. Необходимо было также решать вопросы налогообложения муниципальных пассажирских и смешанных предприятий, осуществляющих перевозки маршрутными автобусами на условиях муниципального заказа и маршрутными такси на коммерческой основе, объективно учитывать не только общую численность работающих на предприятии, но и их распределение по видам деятельности, имея в виду, что она не остается постоянной. Наконец, возникли сложности при выборе метода расчета суммы единого налога на вмененный доход, что связано с несовершенством системы учета и отчетности на пассажирском транспорте и сокрытием определенной части доходов. Использование рекомендуемых в Письме N 4435п-П5 методов А и Б, основанных на обработке статистической информации о результатах хозяйственной деятельности (метод А) или информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей предпринимателей и организаций (метод Б), не перспективно для пассажирских перевозок и вряд ли может дать экономически обоснованные результаты из-за недостоверности статистической информации и ее относительной ограниченности малым временным периодом, наличия неучтенных денежных средств, поступающих в виде оплаты пассажирами стоимости проезда.
Более приемлем метод В, основанный на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и корректирующих коэффициентов. Однако в табл. 1 Письма N 4435п-П5 конкретные указания применительно к пассажирским перевозкам отсутствуют. По-видимому, поэтому принятые разными субъектами Российской Федерации законы существенно различаются по подходам, методам, суммам налогов даже для примерно одинаковых условий, а в некоторых регионах такие законы еще не приняты и применяется прежняя система налогообложения, в результате чего бюджеты теряют значительную часть налоговых поступлений. Мы провели анализ действующей нормативной базы ряда субъектов Российской Федерации по налогу на вмененный доход применительно к пассажирским перевозкам в соответствии с нормативными актами, принятыми в конце 1998 г. и в 1999 г. В рассмотренных документах в качестве единицы физического показателя доходности выбраны транспортное средство (ТС) или одно место для сидения в нем. К главным факторам, влияющим на размер вмененного дохода и учитываемым соответствующими коэффициентами, относятся вместимость ТС (для тех субъектов, где в качестве единицы физического показателя доходности выбрано ТС) и характеристики муниципального образования, на территории которого выполняются перевозки (численность или уровень доходов населения, в одном из субъектов - среднемесячная заработная плата). Единых подходов и нормативов, определяющих размер вмененного дохода в зависимости от вместимости ТС, в субъектах Российской Федерации нет. Так, в Пермской области при установлении коэффициента, корректирующего доходность в зависимости от вместимости, выделены только легковые автомобили, автобусы вместимостью до 8 пассажиров и более, поэтому в одну классификационную группу попали некоторые микроавтобусы, а также автобусы всех классов (от малого до особо большого), несоизмеримые по вместимости. Причем доходность легковых автомобилей приравнена к доходности автобусов вместимостью свыше 8 пассажиров. В Белгородской области выделены три группы ТС, различающиеся по уровню доходности: легковые автомобили, микроавтобусы и автобусы. Размер вмененного дохода при использовании автобуса всего на 10% превышает доход от использования микроавтобуса и легкового автомобиля. В Астраханской и Воронежской областях при классификации ТС выделяют четыре классификационных группы: одна - для легковых автомобилей, три - для автобусов. В Смоленской области доходность единицы ТС не зависит от вместимости и типа ТС. В Краснодарском крае, Иркутской области и в Пензе в качестве физического показателя единицы доходности выбрано одно место для сидения в ТС, поэтому при расчете суммы налога вместимость учитывается более полно. Однако по мере ее роста применяются понижающие коэффициенты базовой доходности. В Ленинградской, Калужской и Томской областях величина вмененного дохода в расчете на одно место принята постоянной и не зависит от общей вместимости ТС. В некоторых субъектах в качестве показателей, влияющих на размер вмененного дохода и учитываемых коэффициентами, помимо названных выступают вид сообщения, сезонность работы, возраст ТС, вид потребляемого топлива, продолжительность работы ТС в сутки. Из-за отсутствия единой методики расчета характерен значительный разброс величин базовой доходности на единицу физического показателя. Так, в Томской области базовая доходность с одного места принята равной 2,2 тыс. руб., а в Ленинградской - 9 тыс. руб. Величина доходности одного ТС, относимого в соответствии с принятой в субъекте классификацией к группе с максимальной вместимостью, определена в Астраханской области равной 20 тыс. руб. (автобусы вместимостью свыше 24 мест), а в Свердловской - 67 тыс. руб. (автобусы всех марок, за исключением маршрутных такси). В табл. 1 приведен расчет суммы единого налога для некоторых марок ТС в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Для сопоставимости расчеты выполнены для административных центров, а для Ленинградской области - для всех городов, исключая Санкт - Петербург. Коэффициенты сезонности, сменности, возраста ТС и др. для тех субъектов Российской Федерации, где они учитываются в расчетах, приняты равными 1.
Таблица 1
Расчетный размер единого налога в административных центрах субъектов Российской Федерации
(руб. в год) ——————————————T—————————T—————————————T————————————T—————————————¬ |Наименование | Легковое| Городское |Автобус ПАЗ | Автобус | | города, | такси | маршрутное |в городском | ЛАЗ—695 | | области |(3 места)| такси Газель| сообщении | в городском | | | | (13 мест) | (28 мест) | сообщении | | | | | | (33 места) | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Астрахань | 2 300 | 3 917 | 3 686 | 3 686 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Белгород | 8 640 | 8 640 | 9 504 | 9 504 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Воронеж | 3 600 | 4 000 | 6 000 | 8 000 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Иркутск | — | 10 937 | 21 682 | 23 594 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Калуга | 5 040 | 21 840 | 47 040 | 55 440 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Краснодар | 2 400 | 10 400 | 17 920 | 18 480 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Ленинградская| — | 23 400 | 50 400 | 59 400 | |область | | | | | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Пенза | 4 410 | 16 562 | 27 440 | 32 340 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Пермь | 9 072 | 9 072 | 9 072 | 9 072 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Екатеринбург | 6 720 | 10 080 | 13 440 | 13 440 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Смоленск | 2 688 | 2 688 | 2 688 | 2 688 | +—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————+ |Челябинск | 6 720 | 5 376 | 8 064 | 10 080 | L—————————————+—————————+—————————————+————————————+—————————————— Из табл. 1 видно, что в разных регионах расчетная величина налога для некоторых марок автобусов различается в 20 раз и более. Во многих субъектах суммы налога на вмененный доход из-за занижения базовой доходности намного ниже, чем те, которые можно получить. В Министерство транспорта Российской Федерации обращаются многие субъекты Российской Федерации по вопросам, связанным с установлением размера вмененного дохода, что побудило специалистов НИИАТ разработать рекомендации, касающиеся в первую очередь выбора предпочтительной единицы физического показателя базовой доходности; установления основных факторов, влияющих на размер вмененного дохода, и обоснования корректирующих коэффициентов к базовой доходности; разработки мероприятий по соблюдению равных конкурентных условий на рынке транспортных услуг для муниципальных пассажирских и смешанных предприятий ОПТ, в том числе эксплуатирующих на коммерческой основе маршрутные такси, организаций малого бизнеса и предпринимателей, выполняющих коммерческие перевозки маршрутными и легковыми такси, а также автобусами. При расчете базовой доходности при перевозках автобусами и маршрутными такси необходимо учитывать среднестатистическую величину коэффициента заполнения салона пассажирами. При легковых таксомоторных перевозках доходность почти не зависит от степени заполнения салона и связана, главным образом, с тарифом за 1 километр и за время ожидания по просьбе пассажира. Учитывается также пробег такси без пассажиров. Более сложно установить основные факторы, влияющие на размер вмененного дохода, и обосновать коэффициенты, корректирующие величину базовой доходности. Такими факторами являются характеристики автобуса (автомобиля), время и сезонность его работы; особенности ведения предпринимательской деятельности в разных регионах; характеристики места (территории), где осуществляется основная деятельность (тип населенного пункта, число его жителей, пригороды и др.); виды сообщений. Желательно учитывать также соотношение тарифов на маршрутном общественном транспорте и при коммерческих перевозках. Для создания равных конкурентных условий у региональных и местных органов власти имеются возможности, которые могут быть реализованы в том числе и при проведении конкурсов на право обслуживания маршрутов. В частности, должны использоваться права по освобождению предприятий ОПТ от местных налогов или сокращению их ставок, учитываться наличие и размеры основных фондов, затраты на транспортную и социальную инфраструктуру и др. В качестве единицы физического показателя доходности рекомендуется принимать одно место вместимости ТС по местам для сидения пассажиров для маршрутных такси и автобусов и одно ТС для легковых автомобилей. При перевозках в городском сообщении в условиях административного центра субъекта Российской Федерации базовой рекомендуется считать доходность одного места в автобусе особо малого класса вместимостью 11 - 15 мест, доходность одного места в автобусе малого класса и доходность легкового автомобиля среднего класса. Субъекты могут выбрать и другие виды сообщения и ТС иных классов. Необходимость расчета базовой доходности для маршрутных такси отдельно от автобусов обусловлена особым режимом работы такси - остановки для посадки и высадки пассажиров в любом месте по их требованию, запрет на перевозку стоящих пассажиров. Основными факторами, влияющими на размер вмененного дохода и учитываемыми корректирующими коэффициентами, считаются класс ТС, вид сообщения, а также характеристики территориально - административного образования в субъекте Российской Федерации, в котором выполняются перевозки. Размер вмененного дохода от работы одного ТС рассчитывается по формуле:
М = С х N х К1 х К2 х К3 х К4, руб., (1)
где С - базовая доходность на единицу физического показателя (одно место для сидения в автобусе малого класса в городском сообщении или один легковой автомобиль); N - количество единиц физического показателя (при перевозках легковым автомобилем N = 1; при автобусных перевозках N равно числу мест для сидения); К1 - коэффициент, учитывающий класс транспортного средства; К2 - коэффициент, учитывающий вид сообщения; К3 - коэффициент, отражающий особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от типа населенного пункта; К4 - коэффициент, учитывающий сезонность ведения предпринимательской деятельности. Можно использовать еще один коэффициент (Кпр), учитывающий прочие особенности, в частности соотношение тарифов на коммерческих перевозках и перевозках по муниципальному заказу. В табл. 2 приведена рекомендуемая для расчета базовой доходности и корректирующих коэффициентов классификация ТС. Классификация легковых автомобилей и автобусов принята на основе Общероссийского классификатора основных фондов (Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359) (см. табл. 3).
Таблица 2
Классификация и расчетные марки ТС, рекомендуемые для определения базовой доходности и корректирующих коэффициентов
———————————————————T—————————————————————————————————————————————¬ | Класс ТС | Вид сообщения | | +——————————————————————T——————————————————————+ | | Городское | Междугородное | | | и пригородное | и международное со | | | | странами ближнего | | | | зарубежья | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Легковые | | | |автомобили | | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |малый |ВАЗ—2107 | — | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |средний |ГАЗ—3110 | — | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Маршрутные | | | |такси | | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |свыше 8 и до 11 |ГАЗ—2217 | — | |мест включительно |"Соболь" (10 мест) | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |свыше 11 и до 15 |ГАЗ—32213 | — | |мест включительно |"Газель" (13 мест) | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |свыше 15 и до 21 |ЗиЛ—325010 | — | |места включительно|"Бычок" (15 мест) | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |свыше 21 и до 29 |ПАЗ—32051 (24 места) | — | |мест включительно | | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |Автобусы | | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |особо малый |ГАЗ—32213 "Газель" |ГАЗ—3221 "Газель" | | |(13 мест) |(13 мест) | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |малый |ПАЗ—32051 (24 места) |ПАЗ—32051 (24 места) | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |средний |ЛАЗ—695 (33 места) | | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |большой |ЛиАЗ—5256 (24 места) |ЛАЗ—699 (41 место) | +——————————————————+——————————————————————+——————————————————————+ |особо большой |Икарус—280 (36 мест) | — | L——————————————————+——————————————————————+——————————————————————— Таблица 3
Классификация легковых автомобилей и автобусов
————————————T————————————————————T————————————T——————————————————¬ | Класс ТС |Пассажировместимость|Классифика— | Диапазон значений| | | (приблизительный |ционный |классификационного| | | диапазон) |признак | признака | | +————————T———————————+ | | | | по | полная | | | | | местам | | | | | | для | | | | | |сидения | | | | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |Легковые | 3 — 7 | 3 — 7 |Рабочий | | |автомобили | | |объем | | | | | |двигателя, л| | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |малый | | | |Свыше 1,2 и до | | | | | |1,8 включительно | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |средний | | | |Свыше 1,8 и до | | | | | |3,5 включительно | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |Автобусы | | |Габаритная | | | | | |длина, м | | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |особо малый| 8 — 12| 8 — 12 | |До 5 включительно | | | | | | | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |малый | 8 — 28| 8 — 45 | |Свыше 5 и до | | | | | |7,5 включительно | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |средний | 20 — 40| 35 — 90 | |Свыше 7,5 и до | | | | | |9,5 включительно | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |большой | 20 — 55| 55 — 125 | |Свыше 9,5 и до | | | | | |12 включительно | +———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————+ |особо | 30 — 55| 150 — 190 | |Свыше 16,0 | |большой | | | | | L———————————+————————+———————————+————————————+——————————————————— Классификационные признаки для автобусов - габаритные размеры, определяющие вместимость, а следовательно, оказывающие влияние на размер валового дохода, для легковых автомобилей - рабочий объем двигателя, от которого обычно зависит его ресурс и автомобиля в целом и затраты на воспроизводство основных фондов, различающиеся у автомобилей различных классов. Классификация маршрутных такси осуществляется в зависимости от их вместимости по числу мест для сидения. При этом следует учитывать, что перевозки пассажиров в этом режиме выполняются, как правило, автобусами особо малого и малого классов. Перевозки маршрутными такси большей вместимости нецелесообразны из-за невозможности осуществлять все остановки по требованию пассажиров для их посадки и высадки. Классификация маршрутов по видам сообщения приведена во Временных правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России 29.09.1997. К городским относятся маршруты в пределах городской черты, к пригородным - маршруты, выходящие за ее пределы на расстояние не более 50 км, а к междугородным - свыше 50 км. Как правило, при перевозках разными видами сообщения существенно различаются тарифы в расчете на 1 пассажиро - километр и степень наполнения ТС, а следовательно, размеры валового и вмененного доходов. При классификации населенных пунктов можно использовать табл. 3 из Письма N 4435п-П5. Как правило, в крупных населенных пунктах пассажиропотоки более напряженные (как на маршрутах в населенном пункте, так и на маршрутах, выходящих за его пределы) и, как следствие, более высокий тариф, устанавливаемый предпринимателями. При выборе коэффициента К3 можно ориентироваться на данные той же таблицы. Из-за неодинаковых условий в разных субъектах Российской Федерации (уровень доходов населения, тарифы, заработная плата водителей, цены на топливо и др.) базовая доходность и коэффициенты, корректирующие ее в зависимости от класса ТС и вида сообщения, могут различаться.
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 25, 2000)
Я.Шефтер Д.т.н., профессор
К.Трякин Научно - исследовательский институт автомобильного транспорта Подписано в печать 07.06.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |