Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Организации ЖСК: отражение в бухгалтерском учете операций по предоставлению услуг теплоснабжения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 24)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 24, 2000

ОРГАНИЗАЦИИ ЖСК:

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ

ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ

Гражданин, проживающий в жилом помещении, находящемся в доме жилищно - строительного кооператива (ЖСК) с полностью выплаченным паевым взносом, и проживающий в жилищном фонде, который находится в собственности ЖСК, проживают в частном жилищном фонде (ст.7 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики").

Гражданам, являющимся потребителями услуг теплоснабжения и проживающим в частном жилищном фонде, услуги теплоснабжения предоставляют организации, являющиеся по отношению к ним исполнителями, согласно заключенным договорам найма или обслуживания жилого помещения (Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099).

Пока гражданин не выплатил паевой взнос, он проживает в жилом помещении и пользуется услугами по содержанию и ремонту жилищного фонда и коммунальными услугами на основании договора найма, заключенного с собственником, которым является юридическое лицо - ЖСК. После выплаты полной суммы паевого взноса гражданин проживает в жилом помещении на праве собственности и пользуется указанными услугами на основании договора найма, который в дальнейшем называется договором обслуживания жилого помещения (см. Закон N 4218-1).

В обязанности наймодателя входит осуществление надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставление или обеспечение предоставления нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечение проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении (п.2 ст.676 ГК РФ).

Жилищно - строительные кооперативы осуществляют эксплуатацию и ремонт принадлежащих им жилых домов на началах самоокупаемости, т.е. по отношению к гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем или обслуживаемом ЖСК, ЖСК является жилищно - эксплуатационной организацией или организацией ЖКХ (ст.114 Жилищного кодекса РСФСР). Поэтому, если гражданин приобрел квартиру в доме, находящемся на обслуживании ЖСК, он обязан заключить договор на обслуживание с этим ЖСК, так как жилой дом может эксплуатироваться только одной жилищно - эксплуатационной организацией (ст.22 Жилищного кодекса).

Из сказанного следует, что сторонами договора найма являются ЖСК - собственник (наймодатель) и гражданин (наниматель), а сторонами договора обслуживания жилого помещения - ЖСК, в обязанность которого входит предоставление услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда и предоставление или обеспечение предоставления коммунальных услуг (исполнитель), и гражданин - собственник, который обязан оплачивать содержание и ремонт жилищного фонда, где он проживает, и коммунальные услуги (заказчик). Как договор найма, так и договор обслуживания могут иметь два варианта предмета договора. Первый вариант: купля - продажа услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда и коммунальных услуг для хозяйственно - бытовых нужд; второй вариант: купля - продажа услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда и обеспечения наймодателем предоставления нанимателю коммунальных услуг. При втором варианте гражданин, ЖСК и теплоснабжающая организация заключают отдельный договор на приобретение услуги теплоснабжения гражданином у теплоснабжающей организации посредством перечисления им оплаты за услугу теплоснабжения на счет ЖСК и перечисления этой оплаты ЖСК теплоснабжающей организации.

Деятельность ЖСК, несмотря на то что он является некоммерческой организацией, в части оказания услуг гражданину, заключившему с ним договор найма или обслуживания жилого помещения по содержанию и ремонту жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг, является его коммерческой деятельностью (п.2 ст.50, ст.116 ГК РФ).

ЖСК может непосредственно предоставить гражданину услуги по теплоснабжению только в том случае, если является либо производителем этих услуг, либо их перепродавцом при наличии соответствующих лицензий, которые предусмотрены Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Производителем услуги ЖСК может быть лишь при условии, если имеет соответствующий персонал и основные производственные фонды, лицензию на осуществление данного вида деятельности. В бухгалтерском учете ЖСК данная хозяйственная операция в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N-56, отражается следующими записями (табл. 1).

Таблица 1

     
   ————————————————————————————————————————T———————————T————————————¬
   |  Наименование хозяйственной операции  |   Дебет   |   Кредит   |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Начислена стоимость услуги по          |  62, 76   |     46     |
   |теплоснабжению, оказанной гражданам    |           |            |
   |по тарифу на тепловую энергию,         |           |            |
   |утвержденному для продажи населению    |           |            |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Начислен НДС за услугу по              |     46    |   68, 76   |
   |теплоснабжению в зависимости от        |           |            |
   |метода определения выручки от          |           |            |
   |реализации продукции (работ, услуг),   |           |            |
   |предусмотренного в учетной политике    |           |            |
   |предприятия                            |           |            |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Перечислено поставщикам и подрядчикам  |     60    |     51     |
   |материально — производственных запасов |           |            |
   |(МПЗ), работ, услуг                    |           |            |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Оприходованы МПЗ                       |   10, 12  |     60     |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Отражается НДС по приобретенным МПЗ,   |     19    |     60     |
   |работам, услугам                       |           |            |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Прямые расходы, связанные              |   20, 23, |02, 04, 10, |
   |непосредственно с оказанием услуги  по |   25, 26  |12, 23, 25, |
   |теплоснабжению                         |           |26, 60, 67, |
   |                                       |           |68, 70 и др.|
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Начислен НДС к возмещению              |     68    |     19     |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Реализована услуга по теплоснабжению   |     46    |     20     |
   |гражданам, проживающим или             |           |            |
   |обслуживаемым ЖСК                      |           |            |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Определен финансовый результат         |   46, 80  |   46, 80   |
   |деятельности ЖСК                       |           |            |
   +———————————————————————————————————————+———————————+————————————+
   |Начислен налог на содержание           |     80    |     68     |
   |жилищного фонда и объектов социально — |           |            |
   |культурной сферы                       |           |            |
   L———————————————————————————————————————+———————————+—————————————
   

ЖСК может быть перепродавцом тепловой энергии, став абонентом (потребителем) по отношению к энергоснабжающей организации и энергоснабжающей организацией по отношению к гражданину - абоненту (потребителю), при наличии лицензии на этот вид деятельности. Чтобы ЖСК мог стать абонентом по отношению к теплоснабжающей организации, ему как юридическому лицу необходимо заключить с ней договор энергоснабжения (в соответствии с п.5 ст.454 ГК РФ это вид договора купли - продажи). Для заключения такого договора необходимо иметь энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации (ст.539 ГК РФ). Такое устройство может быть на балансе ЖСК, если не все граждане, являющиеся членами ЖСК, внесли свой паевой взнос. Оно может быть в его эксплуатационном ведении, т.е. не на балансе, если все члены ЖСК внесли свой паевой взнос, стали собственниками занимаемых ими жилых помещений в жилищном фонде, обслуживаемом ЖСК.

В бухгалтерском учете данная хозяйственная операция будет отражена так же, как показано в табл. 1, так как и в этом и предыдущем случаях ЖСК по отношению к гражданину является теплоснабжающей организацией, а он - ее абонентом.

Если ЖСК не предоставляет коммунальные услуги гражданину непосредственно, то обязан обеспечить их предоставление. Для этого ему не нужна лицензия на предоставление услуг теплоснабжения. Достаточно заключить договор с гражданами, проживающими в принадлежащем ЖСК или обслуживаемом им жилищном фонде, и с теплоснабжающей организацией на сбор платежей граждан и перечисление их этой организации. Теплоснабжающей организацией по отношению к гражданину будет являться данная организация, гражданин по отношению к ней - абонентом, ЖСК - организацией, осуществляющей сбор и перечисление платежей граждан за услуги теплоснабжения теплоснабжающей организации. Следовательно, ЖСК будет жилищно - эксплуатационной организацией, которая не осуществляет операции по купле - продаже услуги теплоснабжения гражданам, проживающим в принадлежащем ЖСК или обслуживаемом им жилищном фонде, а участвует в расчетах по ним, т.е. выполняет функцию сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи). В бухгалтерском учете ЖСК данную хозяйственную операцию можно отразить следующими записями (табл. 2)

Таблица 2

     
   ————————————————————————————T———————————————————T————————————————¬
   | Наименование хозяйственной|      Дебет        |     Кредит     |
   |         операции          |                   |                |
   +———————————————————————————+———————————————————+————————————————+
   |Начислена стоимость услуги |62, 76, субсчет    |96, субсчет     |
   |по теплоснабжению,         |"Расчеты с         |"Теплоснабжающая|
   |оказанной гражданам по     |квартиросъемщиками"|организация"    |
   |тарифу на тепловую энергию,|                   |                |
   |утвержденному для продажи  |                   |                |
   |населению                  |                   |                |
   +———————————————————————————+———————————————————+————————————————+
   |Поступили средства от      |         51        |62, 76, субсчет |
   |граждан                    |                   |"Расчеты с      |
   |                           |                   |квартиросъемщи— |
   |                           |                   |ками"           |
   +———————————————————————————+———————————————————+————————————————+
   |Перечислены средства       |96, субсчет        |       51       |
   |теплоснабжающей            |"Теплоснабжающая   |                |
   |организации, полученные от |организация"       |                |
   |граждан                    |                   |                |
   L———————————————————————————+———————————————————+—————————————————
   

Как видно из бухгалтерских записей, в первом случае возникают операции по отражению НДС, во втором случае они отсутствуют. Во втором случае операции по оказанию услуг теплоснабжения гражданам отражаются на балансе организаций - поставщиков (производителей услуг), которые и осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Данное разъяснение не противоречит разд.III "Средства, поступающие от населения за коммунальные услуги (водоснабжение, тепло-, электро-, газоснабжение и т.д.)" Письма Госналогслужбы России от 15.08.1996 N ВЗ-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно - коммунального хозяйства" (далее - Письмо N ВЗ-4-03/55н).

Оплата населением жилья и коммунальных услуг включена в Перечень продукции производственно - технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)". Следовательно, население является категорией потребителей, которая оплачивает услуги теплоснабжения по государственным регулируемым тарифам.

Для теплоснабжающих организаций всех форм собственности (за исключением организаций, находящихся в муниципальной собственности) тарифы на тепловую энергию утверждают региональные энергетические комиссии (ст.12 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ).

Теплоснабжающим организациям, находящимся в муниципальной собственности, тарифы на тепловую энергию утверждают (регулируют) органы местного самоуправления (п.1 ст.31 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В настоящее время скидки к утвержденным в установленном порядке тарифам (льготные тарифы) утверждаются отдельным категориям потребителей, которые указаны в законах или иных правовых актах (п.2 ст.426 ГК РФ).

У организаций при ведении раздельного учета по оказанию услуг потребителям, которым они отпускаются по льготным тарифам и которым эти же услуги оказываются по тарифам, утвержденным в общеустановленном порядке, финансовый результат от оказания услуг по льготным тарифам будет иметь отрицательный результат, т.е. организация получит убыток. Источник покрытия этого убытка организациям, предоставляющим услуги по льготным тарифам отдельным категориям потребителей, предусматривается в бюджетах разных уровней в соответствии с действующими законами и иными правовыми актами, устанавливающими эти категории потребителей. Например, льготы предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, ветеранам труда - в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Им, в частности, предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг, в том числе услуг теплоснабжения. Расходы организаций, являющихся по отношению к ветерану энергоснабжающей организацией, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Организация, являющаяся по отношению к гражданину теплоснабжающей организацией и оказывающая ему услуги теплоснабжения по льготному тарифу, в бухгалтерском учете хозяйственные операции и бюджетные ассигнования будет отражать на основании документов, оформленных в соответствии с требованиями п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ), следующими записями (табл. 3).

Таблица 3

     
   ———————————————————————————————————T——————————T——————————————————¬
   |    Наименование хозяйственной    |   Дебет  |       Кредит     |
   |             операции             |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Начислена стоимость услуги по     |  62, 76  |         46       |
   |теплоснабжению по льготному       |          |                  |
   |тарифу, установленному гражданам  |          |                  |
   |в соответствии с действующими     |          |                  |
   |законами и нормативными актами    |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Начислен НДС за услугу по         |    46    |       68, 76     |
   |теплоснабжению в зависимости от   |          |                  |
   |метода определения выручки от     |          |                  |
   |реализации продукции (работ,      |          |                  |
   |услуг), предусмотренного в        |          |                  |
   |учетной политике предприятия      |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Перечислено поставщикам и         |    60    |         51       |
   |подрядчикам материально —         |          |                  |
   |производственных запасов (МПЗ),   |          |                  |
   |работ, услуг                      |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Оприходованы МПЗ                  |  10, 12  |         60       |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Отражается НДС по приобретенным   |    19    |         60       |
   |МПЗ, работам, услугам             |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Прямые      расходы,     связанные|  20, 23, |  02, 04, 10, 12, |
   |непосредственно    с     оказанием|  25, 26  |  23, 25, 26, 60, |
   |услуги по теплоснабжению          |          | 67, 68, 70 и др. |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Начислен НДС к возмещению         |    68    |         19       |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Реализована услуга по             |    46    |         20       |
   |теплоснабжению гражданам,         |          |                  |
   |проживающим или обслуживаемым ЖСК |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Определен финансовый результат  — |    80    |         46       |
   |убыток                            |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Начислен налог на содержание      |    80    |         68       |
   |жилищного фонда и объектов        |          |                  |
   |социально — культурной сферы      |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Получены средства из бюджета,     |    51    |         96       |
   |определенного законом или         |          |                  |
   |соответствующим нормативным актом |          |                  |
   +——————————————————————————————————+——————————+——————————————————+
   |Средства бюджета, направленные  на|    96    |         80       |
   |осуществление определенных        |          |                  |
   |целевых расходов — покрытие       |          |                  |
   |убытка организации                |          |                  |
   L——————————————————————————————————+——————————+———————————————————
   

Записи, приведенные в табл. 3, соответствуют п.13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, где сказано, что "выручка при реализации продукции (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам (включая применение наценок, надбавок или скидок к ценам и тарифам) определяется исходя из указанных цен и тарифов с учетом наценок, надбавок или скидок".

"Превышение дебетовых оборотов над кредитовыми оборотами (отрицательное сальдо) по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", возникающее у организаций жилищно - коммунального хозяйства по указанным операциям в силу применения регулируемых цен на коммунальные услуги, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном п.27 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", зарегистрированной Минюстом России 03.11.1995 N 972" (Письмо N ВЗ-4-03/55н).

Таким образом, порядок регулирования тарифов на оплату услуг теплоснабжения - коммунальных услуг установлен действующим законодательством и нормативными актами. Поэтому утвержденные тарифы, по которым организации оказывают населению услуги теплоснабжения, в соответствии с п.13 ст.40 Налогового кодекса Российской Федерации должны приниматься налоговыми органами для целей налогообложения.

Для снижения затрат на оказание жилищно - коммунальных услуг органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Госстроем России в настоящее время рекомендовано проведение экспертизы тарифов.

В п.5 Положения о проведении экспертизы экономически обоснованных тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Госстроя России от 11.11.1998 N 13, сказано, что "порядок и требования, установленные настоящим Положением, распространяются на экспертизы, проводимые как по инициативе хозяйствующих субъектов, так и по инициативе органов, осуществляющих регулирование тарифов". Данное Положение "определяет порядок проведения экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг при рассмотрении и утверждении соответствующих тарифов федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления". В соответствии с п.7 Положения "заключение экспертной организации является документом, имеющим юридическое значение в процедуре рассмотрения регулирующими органами обоснования тарифов в сфере регулируемой деятельности и утверждения их в установленном законодательством порядке.

Заключение по результатам проведения в соответствии с настоящим Положением экспертизы должно быть принято регулирующим органом как основание для формирования тарифа".

Из сказанного следует, что размер платежей граждан за услугу теплоснабжения зависит от экономического обоснования теплоснабжающей организацией тарифов, представленных ею на утверждение перечисленным органам и принятого ими решения при утверждении этих тарифов. Эти органы вправе утвердить для отдельных потребителей льготные тарифы на тепловую энергию, если это предусмотрено законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.542 ГК РФ в договоре, заключаемом теплоснабжающей организацией и абонентом, могут быть предусмотрены скидки с тарифа в том случае, если абоненту будет оказана услуга теплоснабжения ненадлежащего качества.

Стоимость тепловой энергии, приобретенной со скидкой у теплоснабжающей организации, в бухгалтерском учете ЖСК в том случае, если он является перепродавцом, будет отражена в соответствии с п.1 ст.11 Закона N 129-ФЗ. Иными словами, ЖСК будет определять стоимость тепловой энергии путем суммирования фактически произведенных расходов на ее покупку. Полученная оценка тепловой энергии будет отражена в бухгалтерском учете ЖСК. Налог на добавленную стоимость в этом случае исчисляется и уплачивается в общеустановленном порядке.

В соответствии с п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (далее - Постановление N 887) органам местного самоуправления рекомендовано в целях улучшения сбора платы за жилье и коммунальные услуги, рационального распределения указанных средств, усиления социальной защиты малоимущих слоев населения устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно - коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на одного человека с предоставлением соответствующих субсидий.

В соответствии с п.1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением N 887 (далее - Положение) "субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот".

Согласно п.5 Положения "субсидии предоставляются гражданам, проживающим в домах (включая общежития), относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности.

Граждане, сдающие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на субсидию".

В соответствии с п.6 Положения "субсидии устанавливаются организацией, уполномоченной органом местного самоуправления, после предъявления гражданами необходимых документов в соответствии с утверждаемым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядком предоставления субсидий гражданам.

Предоставление субсидий всем имеющим на это право гражданам является непременным условием законности решений органов местного самоуправления об увеличении ставок оплаты жилья и коммунальных услуг. Неурегулированность финансовых взаимоотношений между организациями, предоставляющими жилищно - коммунальные услуги, и собственниками домовладений не может служить основанием для отказа либо задержки предоставления гражданам субсидий".

Субсидии предоставляются гражданам в соответствии с п.7 Положения в безналичной форме в виде уменьшения суммы их платежа за жилье и коммунальные услуги.

Такие операции в бухгалтерском учете организаций, оказывающих жилищно - коммунальные услуги, отражаются следующим образом:

Дебет 96, субсчет "Субсидии гражданам", Кредит 62, 76, субсчет "Расчеты с квартиросъемщиками" - начислена субсидия.

Распределение субсидий в соответствии с Положением осуществляется пропорционально платежам граждан за жилье и коммунальные услуги в соответствии с платежным документом (счетом - квитанцией).

Из приведенной бухгалтерской записи видно, что сумма субсидии не уменьшает начисленную стоимость услуги теплоснабжения по тарифам для населения.

Из сказанного следует, что у ЖСК при заключении договоров найма или обслуживания с его членами или гражданами, сохраняющими с ним отношения в части обслуживания жилого помещения, возникает или сохраняется обязанность на возмездной основе оказывать услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда. Коммунальные услуги, в том числе по теплоснабжению, ЖСК в соответствии с указанными договорами обязан либо предоставить, либо обеспечить их предоставление. Это не означает, что ЖСК должен нанимать персонал и приобретать соответствующие производственные фонды для оказания перечисленных услуг. Для этого ему достаточно иметь соответствующие лицензии и договоры с подрядными организациями, также имеющими соответствующие лицензии на оказание этих услуг. ЖСК может не предоставлять услуги теплоснабжения гражданам, если в заключенном им с теплоснабжающей организацией договоре будет предусмотрено, что ЖСК не осуществляет операций по купле - продаже услуги теплоснабжения для граждан, а участвует только в расчетах по ним, т.е. выполняет функцию сбора и перечисления денежных средств (транзитные платежи). В первом случае возникают операции по отражению НДС, во втором случае эти операции отсутствуют, так как операции по оказанию этих услуг отражаются на балансе организаций - поставщиков (производителей услуг), которые и осуществляют расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Организации независимо от организационно - правовой формы собственности должны предоставлять гражданам услуги по теплоснабжению по утвержденным тарифам. Для теплоснабжающих организаций всех форм собственности (за исключением находящихся в муниципальной собственности) тарифы на тепловую энергию утверждают региональные энергетические комиссии. Теплоснабжающим организациям, находящимся в муниципальной собственности тарифы на тепловую энергию утверждают органы местного самоуправления. Размер платежей граждан за услугу теплоснабжения зависит от экономического обоснования теплоснабжающей организацией тарифов, представленных ею на утверждение перечисленным органам, и принятого ими решения при утверждении этих тарифов.

Льготные тарифы предоставляются отдельным категориям потребителей, которые указаны в действующих законах или иных правовых актах. При этом целевые расходы, т.е. убытки, возникающие у организаций, которые оказывают услуги, связанные с оплатой жилья и коммунальных услуг, покрываются соответствующим бюджетом, указанным как источник покрытия этих расходов в соответствующем законе или нормативном акте.

Отрицательное сальдо по налогу на добавленную стоимость, возникающее у теплоснабжающей организации по операциям оказания услуг теплоснабжения гражданам в силу применения регулируемых тарифов, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном в п.27 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

При заключении договора теплоснабжающая организация может установить размер скидки с тарифа в том случае, если абонент использует тепловую энергию ненадлежащего качества. Если скидки с тарифа предоставляются юридическому лицу, приобретающему тепловую энергию, то оно в бухгалтерском учете отражает ее стоимость по цене приобретения, а налог на добавленную стоимость при этом исчисляет и уплачивает в общеустановленном порядке.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилищно - коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на одного человека с предоставлением соответствующих субсидий.

Субсидии гражданам предоставляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предъявлении им необходимых документов. При этом субсидии гражданам предоставляются в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги. Порядок выделения и учета средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Подписано в печать Н.Станкевич

07.06.2000 Директор

ООО "Аудиторская фирма "АЛЬТАИР"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Надо ли аптекам платить акцизы за спирт? Надо ли заполнять декларацию по последнему приказу налоговой инспекции по налогам и сборам? ("Интернет-сайт МНС России", 2000) >
Вопрос: ...В настоящее время в некоторых регионах РФ введено требование о реализации алкогольной продукции, маркированной идинфикационными марками. Является ли оплата указанной марки косвенным налогом и каковы порядок отнесения затрат по приобретению этой марки на себестоимость продукции и порядок применения НДС при реализации алкогольной продукции с маркой? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 24)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.