![]() |
| ![]() |
|
Статья: Некоторые особенности валютного контроля и налогообложения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (Начало) ("Финансовая газета", 2000, N 22)
"Финансовая газета", N 22, 2000
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
Особым видом деятельности на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней является производство ювелирных изделий. В настоящее время ювелирная промышленность России включает более 500 предприятий, производящих ювелирные изделия. Из них около 80 занимаются производством ювелирных изделий с бриллиантами. Можно выделить две основные группы производителей ювелирной продукции. Первая - это оставшиеся от централизованной ювелирной отрасли 13 крупных заводов с числом работающих от 500 до 4 тыс. человек, вторая - новые фирмы численностью от 10 до 50 человек с объемом производства 15 - 45 млн долл. в год. Потенциально российская ювелирная промышленность может ежегодно потреблять около половины добываемого золота. Стимулируя производство ювелирных изделий на территории России, государство в итоге может получать в 2,5 - 3 раза больше доходов от добываемых на его территории драгоценных металлов, чем от продажи их в слитках на мировом рынке. Нормально функционирующая ювелирная промышленность оказывает существенный вклад в бюджеты всех уровней. С каждого миллиона рублей выпущенной продукции платежи составляют 500 - 550 тыс. рублей. После оплаты предприятием стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней у предприятия для пополнения собственных средств остается только 100 - 150 тыс. рублей (10 - 15%). В мировой практике формирования отпускных цен на ювелирные изделия отношение величины добавленной стоимости к стоимости драгоценного металла без вставки составляет 30% и отношение величины добавленной стоимости к стоимости драгоценного металла со вставкой из бриллиантов - 50%. В России отпускная стоимость ювелирного изделия по отношению к стоимости драгоценных металлов составляет 250 - 300%. Это приводит к утрате конкурентоспособности российских ювелирных изделий и способствует росту импорта в Россию дешевых низкокачественных ювелирных изделий (при этом значительная часть изделий поступает на рынок контрабандой, легализуется свободным клеймением в государственных пробирных инспекциях и не дает поступлений в бюджет). Увеличение объемов промышленного производства возможно за счет снижения себестоимости производства драгоценных металлов и драгоценных камней, а также путем формирования оптимальной политики при налогообложении предприятий указанных отраслей. В свою очередь это приведет к росту в абсолютном выражении налоговых поступлений в доходную часть бюджета от деятельности предприятий - субъектов рынка драгоценных металлов и драгоценных камней. Вместе с тем формирование оптимальной налоговой политики невозможно без проведения соответствующей контрольной работы по соблюдению субъектами рынка действующего налогового и валютного законодательства с целью выявления основных проблем, возникающих у субъектов рынка при проведении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Согласно п.4 ст.1 Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29.12.1998, 05.07.1999) драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы), природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг), за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, относятся к валютным ценностям. Так как в соответствии с Федеральным законом от 08.07.1999 N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" МНС России стало органом валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов, началась массовая проверка соблюдения валютного законодательства, а также правильности исчисления и своевременности налоговых поступлений при совершении операций по производству, извлечению, переработке, использованию, обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, изделий, их содержащих, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. При проведении проверок налоговые органы руководствуются: Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ (с изм. от 31.03.1999) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"; Законом Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 (в ред. от 05.07.1999) "О валютном регулировании и валютном контроле"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1994 N 756 (в ред. от 01.12.1998) "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации"; Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.1996 N 759 (с изм. и доп. от 10.03.2000) "Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации"; иными нормативно - правовыми актами в сфере валютного законодательства, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации; налоговым законодательством Российской Федерации.
Субъекты рынка драгоценных металлов
Всего на конец 1999 г. в России, по данным Пробирной палаты Российской Федерации, зарегистрировано около 22 тыс. организаций, занимающихся добычей, производством и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1994 N 756 "Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации" субъектами рынка драгоценных металлов являются следующие организации: органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых осуществляется добыча драгоценных металлов (могут совершать сделки по приобретению и продаже драгоценных металлов для изготовления товаров народного потребления и удовлетворения иных нужд регионов в объемах, предусматриваемых соответствующими решениями Правительства РФ); Центральный банк Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации в лице Гохрана России - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации (имеет первоочередное право закупки драгоценных металлов в Госфонд России); Федеральная пробирная палата (осуществляет пробирный надзор в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства); добывающие организации (пользователи недр) - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья; предприятия - переработчики - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков; аффинажные заводы - государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%; банки, имеющие лицензию на проведение операций с драгоценными металлами, - коммерческие банки, специально уполномоченные Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций и лицензию на совершение операций с драгоценными металлами; промышленные потребители - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты); общественные организации: Союз старателей России, Союз золотопромышленников, Фонд "Гильдия ювелиров России"; инвесторы - предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра и монеты; население.
(Продолжение см. "Финансовая газета", N 23, 2000)
Подписано в печать Т.Сафонова 24.05.2000 Советник налоговой службы
I ранга Н.Шатунина Советник налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |