![]() |
| ![]() |
|
Статья: Новая Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 18)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, 2000
НОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 утверждена Инструкция "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" <*> (далее - Инструкция N 56), которая была зарегистрирована Минюстом России 06.04.2000, регистрационный N 2183. ————————————————————————————————<*> Инструкция публикуется в "Финансовой газете" N 18
Следует отметить, что Приказом МНС России от 06.03.2000 N АП-3-04/90 отменена Инструкция Госналогслужбы России от 17.04.1995 N 29 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями N N 1 - 6) с момента введения в действие Инструкции N 56.
Плательщики земельного налога
В Инструкции N 56 уточняется понятие "плательщики земельного налога и объекты налогообложения". Теперь оно соответствует тому, которое приведено в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Не являются плательщиками земельного налога организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для таких организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные внебюджетные фонды. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование. Перечень объектов обложения земельным налогом был установлен в п.2 ныне отмененной Инструкции N 29. В Инструкции N 56 данный пункт уже не определяет такой перечень. В этом пункте не полностью урегулирован вопрос о перечне объектов налогообложения в связи с тем, что не принят Земельный кодекс Российской Федерации.
Льготы по земельному налогу
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ) изменен порядок предоставления некоторых налоговых льгот по земельному налогу участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ. Перечень граждан, на которых распространялись льготы участников ВОВ, был установлен пп.6 п.5 Инструкции N 29, однако он не охватывал всего круга лиц, относящихся к участникам ВОВ. В соответствии с пп.6 п.5 Инструкции N 56 более полно определен круг льготников. Согласно Федеральному закону "О ветеранах" к участникам ВОВ относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входившие в состав действующей армии в период гражданской войны, ВОВ или в период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавшие в период гражданской войны или в период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входившие в состав действующей армии либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период ВОВ на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОВ, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 г. по 9 мая 1945 г. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ на территориях других государств. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.15 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Основанием для предоставления льготы является удостоверение о праве на льготы с отметкой "имеет право на льготы, установленные ст.17 Федерального закона "О ветеранах". Порядок оформления и выдачи удостоверений указанным гражданам регулируется Инструкцией Минсоцзащиты России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФПС России, Минтранса России, МПС России, Минсвязи России, Минкультуры России от 26.07.1995 "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", зарегистрированной Минюстом России 18.08.1995 N 934. Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" льготы по земельному налогу, предоставляемые участникам ВОВ, распространены на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения. К сожалению, Указом Президента Российской Федерации от 09.09.1999 N 1186 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации" отменен Указ Президента Российской Федерации от 18.01.1994 N 163 "О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", который распространял льготу по земельному налогу, предоставляемую участникам ВОВ, на названные в Указе N 163 категории граждан. Под льготу по земельному налогу подпадают инвалиды I и II групп. Теперь при предоставлении им льготы необходимо учитывать основания, предусмотренные пп.7 п.5 Инструкции N 56. В частности, в этом подпункте определено, что основанием для предоставления льготы указанным гражданам являются удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение или справка врачебно - трудовой экспертной комиссии. Инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий на территориях других государств льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида Отечественной войны или удостоверения инвалида о праве на льготы (в удостоверениях производится отметка: "Инвалид __ группы, имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона "О ветеранах"), участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) - на основании удостоверения инвалида, а также удостоверения участника войны и справки врачебно - трудовой экспертной комиссии об инвалидности (в удостоверениях производится отметка: "Инвалид __ группы, имеет право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона "О ветеранах"). В случаях, когда необходимо уточнить льготу по налогу военнослужащим, указанным в пп.16 п.5 Инструкции N 56, следует определить, в какого рода войсках они служат. В данном подпункте дана ссылка на Указы Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" и от 10.03.1997 N 197 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 "Об образовании пограничных войск Российской Федерации" и внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации". В соответствии с этими Указами действие общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации распространено на внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации и Войска гражданской обороны Российской Федерации; военнослужащих системы органов Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти и воинских формирований, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; военных строителей военно - строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации. Основанием для предоставления льгот военнослужащим служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения. Уточнены льготы по земельному налогу учреждениям и органам уголовно - исполнительной системы, перечень которых приведен в пп.18 п.5 Инструкции N 56. В данном подпункте отмечается, что в связи с реформированием уголовно - исполнительной системы и передачей уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.1998 N 1254 "Вопросы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации распространено действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в части, которая их касается. Кроме того, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 N 89 "Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно - исполнительную систему" утратило силу Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.1994 N 814 "Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно - исполнительную систему". В Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно - исполнительную систему, утвержденный Постановлением N 89, которые подпадают под действие льготы по земельному налогу, включены базы материально - технического и военного снабжения; управления строительства; центральные ремонтно - механические мастерские и ремонтно - эксплуатационные предприятия; межрегиональные ремонтно - восстановительные базы; центры инженерно - технического обеспечения; центральный узел связи; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищно - коммунальные хозяйства; подразделения технического надзора, лаборатории; научно - исследовательские институты; образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования; санаторно - оздоровительные, амбулаторно - поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей; военно - врачебные комиссии; центры санитарно - эпидемиологического надзора; предприятия торговли; редакции периодических изданий; отделы специального назначения; подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно - технических и поисковых мероприятий; военное представительство.
Порядок исчисления земельного налога в 2000 г.
В Инструкции N 56 уточнены размеры налога за земли определенного целевого назначения конкретных категорий плательщиков. Необходимость изменения размеров земельного налога была вызвана тем, что с 1995 г. Правительство Российской Федерации ежегодно индексировало ставки и средние размеры земельного налога. В 2000 г. ставки и средние размеры земельного налога применяются для всех категорий земель с коэффициентом 1,2, установленным Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". В связи с этим в п.14 Инструкции N 56 определено, что сумма земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (кроме ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота) составит в 2000 г. 7,2 коп. за 1 кв. м. Пункт 17 Инструкции N 56 устанавливает, что размер земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, составит в 2000 г. 7,2 коп. за 1 кв. м. За земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, в 2000 г. налог составит не менее 14,4 коп. за 1 кв. м. Минимальный размер земельного налога за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, в 2000 г. будет не менее 7,2 коп. за 1 кв. м (п.16 Инструкции N 56).
Пример. АО "Электромеханический завод" содержит на своем балансе два жилых дома, площадь которых составляет 3000 кв. м. Предприятие расположено в городе с численностью населения 3200 тыс. человек. Какую сумму налога в 2000 г. должно уплатить АО за земельные участки под жилыми домами? Закон Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями) определяет, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома - специальные дома для престарелых и др. Жилые дома, которые относятся к жилищному фонду и расположены в пределах границы городской (поселковой) черты, должны облагаться земельным налогом в размере 3% от ставок налога, установленных в городе, но не менее 14,4 коп. за 1 кв. м в 2000 г. Если ставка земельного налога в городе, где расположено АО "Электромеханический завод", в 2000 г. сложилась в размере 9,72 руб. за 1 кв. м, льготная ставка в размере 3%, применяемая к землям, занятым жилищным фондом, составила бы 29 коп. за 1 кв. м (9,72 руб./кв. м х 3% = 29 коп./кв. м). Таким образом, сумма земельного налога, которую уплатит АО в 2000 г. за участки под жилыми домами, составит 870 руб. (3000 кв. м х 29 коп./кв. м).
В п.15 Инструкции N 56 определен порядок расчета средних ставок земельного налога в городах и поселках. Установлено, что ставки земельного налога рассчитываются дифференцированно в зависимости от местоположения земель и зон градостроительной ценности территории. Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соответствующего экономического района устанавливается в соответствии с нормативами, приведенными в табл. 1 Приложения N 2 к Закону Российской Федерации "О плате за землю". Для земель курортных зон, зон отдыха, городов Москвы и Санкт - Петербурга (табл. 2 Приложения N 2 к Закону), а также для городов, являющихся столицами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, городов с развитым социально - культурным потенциалом (наличие средних и высших учебных заведений, научно - исследовательских центров, театров, концертных залов и других объектов) (табл. 3 Приложения N 2 к Закону) предусмотрено применение коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога. Если для населенного пункта действуют 2 указанных фактора (коэффициенты табл. 2 и 3), средняя ставка налога увеличивается с учетом этих коэффициентов. Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом местоположения земельного участка; доступности к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно - бытового обслуживания населения; уровня развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории; уровня развития сферы социального и культурно - бытового обслуживания населения; эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной ценности территории; состояния окружающей среды; инженерно - геологических условий строительства и степени подверженности территорий воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; рекреационной ценности территории. Что касается земель сельскохозяйственного назначения, то порядок расчета ставок земельного налога определен в п.13 Инструкции N 56. Ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья устанавливаются за 1 га по видам угодий - пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта. Для республики Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа за базисный уровень принимаются средние размеры налога за 1 га немелиорированной пашни (Приложение N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю"). Дифференциация средних размеров земельного налога по сельскохозяйственным угодьям и группам почв осуществляется на основе показателей земельной ренты по природно - сельскохозяйственным зонам Российской Федерации или непосредственно по материалам оценки земель. Земельный налог на сельскохозяйственные угодья определяется как сумма произведений площадей угодий или оценочных групп пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ и соответствующей ставки земельного налога. Площади пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и оценочных групп почв устанавливаются по данным учета земель и материалам почвенных обследований, выполняемых местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Налоговая декларация по земельному налогу
Изменена ранее действовавшая форма отчетности при подаче сведений о суммах налога за земельные участки, находящиеся в собственности, владении или пользовании юридических лиц. Теперь налоговую декларацию на уплату земельного налога за 2000 г. организации, предприятия, учреждения обязаны представлять в налоговые органы по новой форме, приведенной в Приложении N 1 к Инструкции N 56. Эта форма выдается налогоплательщику на бумажном носителе. При представлении налоговой декларации на уплату земельного налога необходимо учитывать условия, предусмотренные частью первой НК РФ. В частности, ст.80 НК РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Сводная налоговая декларация по земельному налогу заполняется и представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения облагаемых объектов ежегодно не позднее 1 июля. Декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Декларация составляется с учетом Закона Российской Федерации "О плате за землю", законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые публикуются в местной печати. Копии этих актов должны находиться в местных комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, налоговых и финансовых органах городской или районной администрации. При заполнении формы сводной налоговой декларации используются документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельным участком и другие материалы.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 19, 2000)
Подписано в печать Р.Габбасов 28.04.2000 Советник налоговой службы
I ранга Н.Голубева Советник налоговой службы I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |