Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на имущество предприятий (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 18)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 18, 2000

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

Особенность налога на имущество предприятий в том, что сумма налога не связана с результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия (так, например, исчисляются налоги на прибыль, на пользователей автомобильных дорог) и не зависит от объема выпускаемой продукции (как рассчитываются отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, плата за пользование водными объектами, плата за пользование недрами).

В настоящее время порядок уплаты налога регулируется Законом Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон N 2030-1) и Инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (с последующими изменениями). Кроме того, органами законодательной (представительной) власти субъекта Федерации могут быть установлены дополнительные льготы по налогу или иная его ставка.

Плательщики налога

Согласно ст.1 Закона N 2030-1 плательщиками налога являются организации (за исключением Центрального банка Российской Федерации и его учреждений), в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Самостоятельными плательщиками признаются филиалы и другие аналогичные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, а также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации и объединения и их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Письмом Минфина России от 02.12.1998 N 04-05-06/125 разъясняется, что порядок формирования баланса филиалов и других аналогичных подразделений не является существенным признаком при решении вопроса: будет ли это подразделение самостоятельным плательщиком налога или нет. Определяющим признаком служит наличие расчетного (текущего) счета. Если обособленное подразделение не составляет полного законченного баланса, оно имеет возможность относить суммы налога на имущество на убыток, а при составлении такого баланса юридического лица суммы налога будут определяться в целом по предприятию.

Статьей 7 Закона N 2030-1 предусмотрена необходимость уплаты юридическим лицом налога на имущество по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета. При этом суммы налога определяются как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены территориально обособленные подразделения, на величину налогооблагаемой базы этих подразделений. Стоимость льготируемого имущества должна определяться в порядке, действующем по месту нахождения данного обособленного подразделения. Уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.

До принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации в целях применения Закона "О налоге на имущество предприятий" согласно указанному Письму Минфина России, а также другим письмам Минфина России и Госналогслужбы России, направленным в адрес конкретных предприятий, понятие территориально обособленного подразделения соответствует определению, приведенному в ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, обособленные подразделения нужно было указывать в учредительных документах создавшего их юридического лица и действовать на основании положений о филиале или представительстве, утвержденных юридическим лицом.

С принятием части первой НК РФ ситуация изменилась. Согласно п.2 ст.11 Кодекса в целях налогообложения обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Последствия этого при уплате налога на имущество могут быть следующими:

1. При внесении в бюджет по месту нахождения головного предприятия (месту регистрации юридического лица) разницы между общей суммой, исчисленной по предприятию в целом, и суммами, уплаченными по месту нахождения территориально обособленных подразделений, могут нарушаться интересы бюджетов отдельных регионов.

2. Существенно усложнится работа бухгалтерии предприятия, так как ей придется составлять и сдавать несколько налоговых расчетов вместо одного, печатать столько же платежек и следить за движением денежных средств, направленных на уплату налога.

Следует обратить внимание еще на то, что в Письме Минфина России N 04-05-06/125 вводится понятие имущественного объекта (к нему относятся линии электропередачи; трансформаторные подстанции, повысительные подстанции; сеть железных дорог с находящимися на ней сооружениями энергоснабжения и водоотведения, мостовое хозяйство, акведуки, железнодорожные переезды и пр.), т.е. фактически это те же самые территориально обособленные подразделения, не отвечающие требованиям ст.55 ГК РФ и не оборудованные стационарными рабочими местами. Можно сделать вывод о том, что по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не оборудованных стационарными рабочими местами, налог на имущество уплачиваться не должен.

Объект налогообложения

Согласно ст.2 Закона N 2030-1 налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, которые учитываются по остаточной стоимости. В целях налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества.

По нашему мнению, в расчет налогооблагаемой базы следует включать и полностью амортизированное имущество. На величине налогооблагаемой базы это не отразится, так как остаточная стоимость все равно будет равна нулю. Такой подход позволит избежать претензий со стороны налоговой инспекции, связанных с тем, что не учтены какие-либо объекты налогообложения или неправомерно применяются налоговые льготы.

В некоторых разъяснениях можно прочитать, что необходимо включать в налогооблагаемую базу льготируемое имущество в том случае, если оно сдается в аренду. Однако Законом N 2030-1 этого не предусмотрено. На наш взгляд, это излишне, так как обязанность уплаты налога возложена на балансодержателя и именно на него распространяются установленные Законом льготы по уплате налога. Поэтому организация может воспользоваться льготой вне зависимости от того, сдается в аренду имущество или нет. Важно лишь, чтобы оно находилось на балансе налогоплательщика.

Ставка налога и порядок его исчисления

В ст.6 Закона N 2030-1 установлено, что размер налоговой ставки не может превышать 2% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов их деятельности, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. При этом не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.

При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога, т.е. 2%.

Для целей налогообложения определяется среднегодовая остаточная стоимость имущества. Подлежащая уплате в бюджет сумма налога устанавливается ежеквартально нарастающим итогом с начала года путем умножения исчисленной за этот период среднегодовой остаточной стоимости имущества на ставку налога. Сумма налога определяется как разница между суммой налога за отчетный период и суммами налога, внесенными в бюджет за предыдущие отчетные периоды текущего года.

Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) устанавливается путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Если предприятие создано в первой половине квартала (т.е. до 15 числа второго месяца), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества этот квартал учитывается полностью, а если во второй половине квартала, то среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за тем, когда было создано предприятие. Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, 1 июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Следует учитывать, что в соответствии с п.2 ст.51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

В течение года может изменяться размер налоговой ставки (конечно, только в том случае, если такое решение приняли органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации). В этом случае для расчета сумм налога на имущество ГНИ по г. Москве рекомендует применять порядок, изложенный в Письме от 11.07.1996 N 11-13/14755 "О порядке применения Закона г. Москвы от 21 февраля 1996 г. N 6 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 2 марта 1994 г. N 2-17 "О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий".

Рассмотрим данный порядок на конкретном примере.

Исходные данные

1. Стоимость имущества предприятия по состоянию на:

1 января 1999 г. - 100,0 тыс. руб.;

1 апреля 1999 г. - 150,0 тыс. руб.;

1 июля 1999 г. - 200,0 тыс. руб.;

1 октября 1999 г. - 250,0 тыс. руб.;

1 января 2000 г. - 300 тыс. руб.

2. Размер налоговой ставки:

с 1 января 1999 г. до 1 апреля 1999 г. - 1,0%;

с апреля 1999 г. до 1 января 2000 г. - 2,0%.

Расчет среднегодовой стоимости имущества, подлежащей налогообложению

за I квартал - [(100 : 2) + (150 : 2)] : 4 = 31,25 тыс. руб.;

за первое полугодие - [(100 : 2) + (200 : 2)] : 4 = 31,25 тыс. руб. (в расчете участвует стоимость имущества по состоянию на 1 апреля и 1 июля);

за 9 месяцев - [(150 : 2) + 200 + (250 : 2)] : 4 = 100 тыс. руб. (в расчете участвует стоимость имущества по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября);

за год - [(150 : 2) + 200 + 250 + (300 : 2)] : 4 = 168,75 тыс. руб. (в расчете участвует стоимость имущества по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября 1999 г. и 1 января 2000 г.).

Расчет налога на имущество, подлежащего уплате, приведен в таблице.

     
   ——————————————————————————————T———————T—————————T—————————T——————¬
   |        Показатели           |   I   |  Первое |9 месяцев|  Год |
   |                             |квартал|полугодие|         |      |
   +—————————————————————————————+———————+—————————+—————————+——————+
   |Среднегодовая стоимость      |       |         |         |      |
   |имущества за отчетный период,| 31,25 |  43,75  |  100,0  |168,75|
   |тыс. руб.                    |       |         |         |      |
   +—————————————————————————————+———————+—————————+—————————+——————+
   |Установленная ставка налога  |       |         |         |      |
   |на имущество, %              |  1,0  |   2,0   |   2,0   |  2,0 |
   +—————————————————————————————+———————+—————————+—————————+——————+
   |Сумма налога на имущество за |       |         |         |      |
   |отчетный период, тыс. руб.   |0,3125 |  0,875  |   2,0   | 3,375|
   +—————————————————————————————+———————+—————————+—————————+——————+
   |Причитается к уплате в       |       |         |         |      |
   |бюджет, тыс. руб.            |0,3125 |  0,875  |  1,125  | 1,375|
   L—————————————————————————————+———————+—————————+—————————+———————
   

Льготы по налогу

Льготы по налогу на имущество предприятий можно разделить на две основные группы:

полное освобождение от налога отдельных категорий плательщиков (например, согласно ст.4 Закона N 2030-1 не облагается налогом имущество бюджетных организаций и учреждений, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, коллегий адвокатов и их структурных подразделений; специализированных протезно - ортопедических предприятий и т.п.);

освобождение от налога отдельных элементов, находящихся на балансе организации (например, имущества, используемого исключительно для отдыха (оздоровления) детей в возрасте до 18 лет - в соответствии со ст.4 Закона N 2030-1, со ст.5 - спутников связи, земли).

При применении льгот не принимаются во внимание ведомственная принадлежность предприятия, его организационно - правовая форма, форма собственности, имущественная принадлежность перерабатываемой продукции, а также используется ли имущество предприятия другим лицом на праве аренды.

При исключении из налогооблагаемой базы находящихся на балансе плательщика элементов следует обратить внимание на следующее. В одном случае не включается в налоговый расчет стоимость имущества определенной категории плательщиков (например, коллегий адвокатов) или используемого организацией в определенных целях (например, для отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет); в других случаях не включаются объекты, предназначенные для выполнения определенных видов работ (например, специализированные суда, механизмы и оборудование, необходимое для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, автомобильные дороги общего пользования - согласно ст.5 Закона N 2030-1); в третьих - Закон четко именует элемент, подлежащий исключению из налогооблагаемой базы (например, земля или спутники связи).

По нашему мнению, если в данном Законе или Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" речь идет об исключении из налогооблагаемой базы имущества, то исключению подлежит все имущество, находящееся на балансе организации. Если речь идет об исключении объектов, то из налогооблагаемой базы следует исключать только имущество, учитываемое на счете 01 "Основные средства" и счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Мотивировать такой подход можно следующим образом. Например, нематериальные активы, учитываемые на счете 04, являясь объектом бухгалтерского учета и имуществом предприятия, одновременно являются правами пользования, товарными знаками, лицензиями и т.п. Вряд ли среди имеющихся в распоряжении предприятия прав пользования можно однозначно выделить права, соответствующие налоговым льготам, упомянутым в Законе N 2030-1. Исключение из налогооблагаемой базы объекта подразумевает исключение реального материального объекта, а не права пользования, выраженного в денежной форме.

Что касается материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, то, на наш взгляд, на практике, особенно при принятии материалов или МБП к учету, очень трудно определить, где потом будет использоваться это имущество - в основном производстве, в социальной сфере предприятия или при строительстве хозяйственным способом. Таким образом, нельзя однозначно ответить на вопрос - можно исключить данный элемент из налогооблагаемой базы или нет. Более того, Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы не относятся к объектам.

Проанализировав Положение по бухгалтерскому учету, также можно сделать вывод о том, что к объектам следует относить только основные средства. Пункт 2.3 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97) гласит, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств - это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Если юридическое лицо имеет структурные подразделения, то при предоставлении льгот по доле выручки от реализации определенных видов продукции (оказании услуг) в общем объеме следует руководствоваться следующим. Если филиалы, представительства имеют расчетный счет и самостоятельно осуществляют реализацию продукции (оказание услуг), т.е. получают выручку, то они могут самостоятельно уплачивать налог на имущество. В этом случае налоговые льготы применяются каждым филиалом и не учитываются при определении права на льготу для головной организации. Если филиалы не получают выручки, то применение льготы зависит от доли объема выручки от льготируемых работ в общем объеме выручки юридического лица.

При составлении налогового расчета территориально обособленное подразделение включает в нее находящееся на балансе этого подразделения имущество, подлежащее включению в налогооблагаемую базу. Если органы местного самоуправления по месту нахождения территориально обособленного подразделения предоставляют дополнительные льготы по налогу на имущество, то обособленное подразделение вправе применить эти льготы по отношению к находящемуся на его балансе имуществу. Ставка налога также должна применяться та, которая установлена местными органами власти по месту нахождения подразделения. Головное предприятие может представлять в налоговую инспекцию по месту своего нахождения расчет по налогу на имущество с включением в него данных об обособленном подразделении, его налогооблагаемой базе и суммах уплаченного налога по месту его нахождения или без них. При этом на основании п.3 Письма Госналогслужбы России от 27.10.1997 N ВЗ-6-04/757 "О налоге на имущество предприятий" при определении общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) в нее не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества, и исключается стоимость покупных товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

С правовой точки зрения такой подход к применению налоговых льгот довольно спорный, так как согласно НК РФ налогоплательщиком является юридическое лицо и право на применение налоговых льгот должно определяться в целом по юридическому лицу.

Особенности применения налоговых льгот

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что в ряде случаев довольно сложно бывает определить, подлежит ли исключению из налогооблагаемой базы тот или иной элемент. Это вызвано прежде всего общими формулировками Закона N 2030-1 и Инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" и отсутствием практических рекомендаций по применению тех или иных норм Закона.

Согласно п."б" ст.5 данного Закона стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Письмо Госналогслужбы России от 16.02.1995 N НИ-4-04/6н "О налоге на имущество обществ охотников и рыболовов и охотничье - рыболовных хозяйств" содержит перечень объектов, используемых исключительно для охраны природы и пожарной безопасности:

1. Моторные лодки, катера, иные плавсредства с подвесным мотором всех модификаций.

2. Противопожарная техника, содержащаяся в соответствии с требованиями правил противопожарной безопасности.

3. Мотоциклы всех модификаций, используемые в целях охраны природы и пожарной безопасности.

4. Автотранспортные средства повышенной проходимости, вездеходы и иная высокопроходимая техника, используемая для охраны природы и пожарной безопасности.

5. Домашние животные, используемые для целей охраны природы (лошадь, северный олень, верблюд и другая живая тягловая сила).

6. Дома охотников и рыболовов, егерские кордоны, иные остановочные пункты и подсобные помещения.

7. Лыжи, используемые для целей охраны природы.

8. Охотничьи ружья и другое табельное оружие.

9. Приборы ночного видения, бинокли, видеоприцелы для целей селекции.

10. Боеприпасы на табельное и иное штатное оружие.

11. Дичефермы.

12. Питомники диких животных, рыбопитомники, инкубационные цехи.

13. Кинологические сооружения и питомники охотничьих собак.

14. Кормохранилища, подкормочные сооружения, кормовые поля, солонцы, стога, ремизы и т.п.

15. Гаражи, склады, конюшни и конефермы.

16. Стационарные и переносные ловушки.

17. Вышки для наблюдений за животными и селекционного отстрела.

18. Дороги на территории охотничьих и рыболовных хозяйств и закрепленных за ними угодий, а также заповедников и заказников.

19. Флажки окладные.

20. Средства связи.

21. Спецформа для егерей обществ охотников и рыболовов и опытных охотничье - рыболовных хозяйств, работников охотничьего и лесного хозяйства, заповедников, заказников и других охраняемых территорий.

По нашему мнению, в дополнение к перечисленному подлежит льготированию как имущество, используемое в целях пожарной безопасности, не только противопожарная техника и автотранспортные средства, но и помещения и все оборудование пожарного депо, пожарные краны в зданиях и сооружениях, оборудование и средства для пожаротушения, спецформа пожарных подразделений и средства личной безопасности пожарных, пожарная сигнализация и т.п. В Разъяснениях Минфина России от 19.02.1997 N 04-05-06/7 говорится о сохранении льготы даже в случае сдачи в аренду средств пожарной безопасности, находящихся на балансе предприятия, если договором предусмотрено использование их по целевому назначению и не намечается последующего выкупа этого имущества.

К объектам, используемым в целях гражданской обороны, можно относить отдельно стоящие и встроенные убежища гражданской обороны (газоубежища, подземные склады, специально оборудованные подвальные помещения зданий производственных цехов и т.д.). Необходимо помнить, что при приемке таких объектов в эксплуатацию в актах государственных комиссий должна содержаться соответствующая запись о целевом назначении объектов и о классификации их как объектов гражданской обороны; средства индивидуальной защиты (противогазы, комбинезоны защитные, сумки санитарные, носилки и т.п.); приборы гражданской обороны (дозиметры и проч.); средства оповещения и связи гражданской обороны (радиостанции, телефонные аппараты армейские). На наш взгляд, не может рассматриваться как имущество гражданской обороны какое-либо другое имущество, приписанное к участку гражданской обороны, например не армейские телефонные аппараты, пишущие машинки, не армейские радиостанции и пр.

Согласно ст.5 Закона N 2030-1 стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. В Письме Минфина России от 27.08.1999 N 04-05-06/58 разъясняется, что основанием для предоставления льготы являются документы, подтверждающие наличие на балансе предприятия мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. Таким документом являются соответствующее решение органа государственной власти, определяющее мобилизационное задание (план) для предприятия, а также согласованный с органом власти перечень мобилизационного имущества. Решение органа государственной власти согласовывается с отраслевым министерством или ведомством. Кроме того, Закон не содержит специального указания на то, что льгота распространяется только на законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности. Поэтому налоговую льготу можно применять по отношению ко всем мобилизационным мощностям, находящимся на балансе у предприятия.

Подпунктом "ж" ст.4 Закона N 2030-1 предусмотрено освобождение от налогообложения имущества, используемого для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Минфин России Письмом от 05.08.1998 N 04-05-06/97 прокомментировал порядок применения этой льготы. Согласно разъяснениям отраслевые министерства и ведомства, являющиеся федеральными органами исполнительной власти, могут принимать решения о консервации имущества как для предприятий, находящихся в их прямом подчинении, так и для предприятий, работающих в системе этих министерств и ведомств. Условием принятия такого решения на федеральном уровне является наличие в уставном фонде предприятия более 50% государственной собственности. В остальных случаях решение об образовании запасов имущества или его консервации входит в компетенцию соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Такое решение оформляется приказом соответствующего органа с прилагаемым конкретным перечнем имущества, подлежащего консервации, и с указанием его стоимости. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.1999 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" определен перечень, которым следует пользоваться при применении льгот по налогу на имущество. Территориальные органы исполнительной власти должны утвердить перечень предприятий, которые могут использовать льготу по налогу на имущество. Размеры страховых (сезонных) запасов согласовываются предприятиями с органами исполнительной власти.

Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.1999 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения", включает следующие отрасли народного хозяйства и виды деятельности:

1) сельское хозяйство:

растениеводство;

механизированные работы в полевых условиях;

заготовки сельскохозяйственной продукции и сырья;

2) перерабатывающая промышленность:

сезонное производство в организациях мясной и молочной промышленности;

сезонное производство в организациях сахарной и консервной промышленности;

3) рыбное хозяйство:

рыбохозяйственная деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях;

искусственное воспроизводство рыбных запасов;

выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала;

4) нефтедобывающая и газовая промышленность:

обустройство месторождений и строительство объектов на болотистых местах и под водой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

5) торфяная промышленность:

добыча, сушка и уборка торфа;

ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях;

6) медицинская промышленность:

заготовка растительного лекарственного и эфирно - масличного сырья;

7) лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность:

заготовка и вывозка древесины;

сплавные и лесоперевалочные работы, работы по выгрузке древесины из судов водного транспорта и выкатке древесины из воды;

заготовка живицы, пневого осмола и бересты;

8) лесное хозяйство:

подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работа в лесопитомниках;

полевые лесоустроительные работы;

заготовка дикорастущих лесных продуктов;

9) водное хозяйство:

дноуглубительные и берегоукрепительные работы;

10) геолого - разведочные работы:

полевые экспедиционные работы;

11) промышленность нерудных строительных материалов:

добыча песчано - гравийной смеси из русел рек;

12) промышленность по добыче и обработке драгоценных металлов и драгоценных камней:

добыча драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений;

добыча драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности (малые золоторудные месторождения);

13) речной и морской транспорт:

перевозки пассажиров и грузов, погрузочно - разгрузочные работы в районах с ограниченными сроками навигации;

14) по всем отраслям экономики досрочный завоз продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

По нашему мнению, наибольшую сложность при применении льгот представляет отнесение объектов к жилищно - коммунальной и социально - культурной сферам. Минфин России рекомендует произвести уточнение перечня объектов, относящихся к жилищно - коммунальной и социально - культурной сферам, с органами управления данными видами имущества по месту нахождения налогоплательщика. В общих случаях можно использовать в целях классификации отраслевой принадлежности тех или иных объектов, находящихся на балансе налогоплательщика, Классификатор отраслей народного хозяйства I 75 018. При этом следует помнить, что организации образования и культуры полностью освобождаются от налога при отсутствии коммерческой деятельности. Таким образом, основными условиями для полного освобождения организаций образования и культуры от налога на имущество являются бюджетное финансирование при отсутствии других источников поступления средств и ведение бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н.

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 19, 2000)

Подписано в печать О.Скрябина

28.04.2000 К.э.н.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Страховой организацией в течение года неоднократно приобретались канцтовары и другие предметы для хозяйственных нужд. В связи с тем что на ряде чеков стояли отметки о том, что это предприятие принадлежит предпринимателю без образования юридического лица, налоговая инспекция оштрафовала организацию за нарушение ст.20 (п.1 и п.3) Закона РФ N 1998-1... ("Финансовая газета", 2000, N 18) >
Статья: Новая Инструкция по применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.