![]() |
| ![]() |
|
Статья: Обзор нормативных документов ("Аудиторские ведомости", 2000, N 5)
"Аудиторские ведомости", N 5, 2000
ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Изменения в порядке обложения НДС
В Письме Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14.03.2000 N 3.7-393 отмечено, что ст.2 Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" о вступлении данного Закона в силу "задним числом" с 1 января 2000 г. противоречит как Конституции Российской Федерации, так и Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ). Поскольку акты законодательства о налогах действуют в части, не противоречащей НК РФ, то Закон N 36-ФЗ вступает в силу в порядке, предусмотренном НК РФ. С изменениями в Законе об НДС связано также Письмо МНС России от 16.03.2000 N ВП-6-05/196 "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость по операциям с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа". В этом Письме указано, что освобождение от НДС оборотов по реализации для дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов предоставляется только при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление лицензируемых видов деятельности. Минеральное сырье может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами. В договоре по переходу права собственности на минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, должны быть отмечены цели его использования - для дальнейшей переработки и аффинирования. Оптовая торговля драгоценными металлами также лицензируется, поэтому реализация драгоценных металлов в виде минерального сырья до аффинажа юридическому лицу, имеющему лицензию на право добычи драгоценных металлов, неправомерна. От НДС не освобождаются услуги по переработке давальческого сырья, в том числе промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы. Доходы от операций по передаче драгоценных металлов до аффинажа юридическому лицу, имеющему лицензию на право хранения и транспортировки драгоценных металлов и драгоценных камней, для целей транспортировку и последующей сдачи на аффинажный завод подлежат обложению НДС. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 03.03.2000 N 04-03-20 разъяснило, что для предприятий, реализующих принятые на комиссию товары физических лиц и индивидуальных предпринимателей по договору розничной купли - продажи, порядок исчисления НДС, применявшийся ими до 1 января 2000 г., не изменился, поскольку их доход по-прежнему определяется исходя из величины наценок, надбавок, вознаграждений, сборов. Приказ ГТК России от 15.03.2000 N 194 "О внесении изменений в Приказ ГТК России от 06.08.1997 N 478" вносит не связанные с новой редакцией Закона изменения в Приказ ГТК России "О применении налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации". Отныне будет применяться пересмотренная редакция приложений - Перечня ценных бумаг и средств платежа, Перечня товаров, относящихся к техническим средствам профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также Перечня лекарственных средств, изделий медицинского назначения, протезно - ортопедических изделий и медицинской техники, а также сырья и комплектующих изделий для их производства. Действие данных изменений распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2000 г. Некоторые изменения и дополнения вводит Письмо МНС России от 09.03.2000 N ВГ-6-06/179 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость иностранных дипломатических представительств и их персонала". Этим документом сообщен дополнительный перечень государств, в отношении дипломатических представительств и персонала применяется освобождение от НДС при приобретении товаров и услуг, предназначенных для официального пользования. Изменения внесены в перечень льготных товаров (работ, услуг) для Республики Гана, Латвийской Республики, Литовской Республики и Южно - Африканской Республики. Частичное освобождение предусмотрено для дипломатов ФРГ, Республики Индонезия и Швейцарской Конфедерации. Полное освобождение предоставляется в отношении Австралии, Брунея Даруссалама, Итальянской Республики, Республики Камерун и Монголии. Различным проблемам исчисления налога на добавленную стоимость посвящен ряд писем Минфина России. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10.03.2000 N 04-02-05/6 указало, что исключения услуг по ведению делопроизводства из оборота, облагаемого НДС, законодательством не предусмотрено, в том числе для негосударственных пенсионных фондов. Дополнительно сообщается об отсутствии льгот по налогу на прибыль при получении доходов в виде процентов по негосударственным ценным бумагам и дивидендов по акциям. Облагаются налогом на доход у источника выплаты этого дохода по ставке 15% (источником выплаты процентного дохода признается продавец ценной бумаги). Указанные проценты включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль на общих основаниях. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 09.03.2000 N 04-03-08 сообщило, что услуги по транспортировке и обслуживанию экспортируемых за пределы территорий государств - участников СНГ грузов, включая услуги по экспедированию, для целей налогообложения считаются экспортируемыми и НДС не облагаются. Данная льгота предоставляется при наличии документов, подтверждающих факт транспортировки и обслуживания экспортных грузов и их фактический вывоз за пределы СНГ. При этом перевозчик - нерезидент уплачивает налог на доходы от источников в Российской Федерации (через постоянное представительство или путем удержания этой суммы из выплачиваемого дохода источником выплаты). В Письме Департамента налоговой политики Минфина России от 07.03.2000 N 04-03-08 рассмотрен вопрос о месте реализации услуг для целей обложения НДС. Высказано мнение, что если иностранная компания получает доход или экономическую выгоду на территории Российской Федерации от потребления услуг, оказываемых российским налогоплательщиком, то местом экономической деятельности этой иностранной компании, по нашему мнению, является территория Российской Федерации. В этом случае оказание услуг (местом осуществления которых признается место экономической деятельности покупателя услуг) резидентом такой иностранной компании облагается НДС на территории Российской Федерации в общеустановленном порядке. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 06.03.2000 N 04-03-01 анализирует ситуацию с обложением НДС научно - исследовательских, опытно - конструкторских и геолого - разведочных работ, оказанных иностранным компаниям. При выполнении НИОКР льгота по налогообложению предоставляется на основании пп."м" п.1 ст.5 Закона об НДС, а суммы "входящего" налога возмещению из бюджета не подлежат и относятся на издержки. Каких-либо льгот для геолого - разведочных работ не предусмотрено. В случае осуществления внешнеторговых операций, предусматривающих обмен эквивалентными по стоимости товарами без расчетов денежными средствами, авансовые платежи, полученные в виде оборудования, комплектующих и материалов, НДС не облагаются.
Отдельные налоги, сборы и платежи
Письмо МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-03/161@ "О внесении изменений в Письмо МНС РФ от 31.12.1998 N ВГ-6-01/930 "По отдельным вопросам исчисления и уплаты налога с продаж" отражает изменение позиции МНС России по поводу обложения налогом с продаж реализации лотерейных билетов. Указано, что, поскольку отношения между организаторами лотерей и участниками игр основаны на договоре, оформленном выдачей лотерейного билета, лотерейный билет является не товаром, а свидетельством заключения договора между учредителями и участниками лотереи. В связи с этим продажа лотерейных билетов не подлежит обложению налогом с продаж. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 01.03.2000 N 04-05-06/17 уточняет, что для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по счетам бухгалтерского учета. Причем эти остатки независимо от изменений стоимости имущества предприятия внутри отчетного периода принимаются для целей исчисления данного налога по состоянию на соответствующую отчетную дату (первое число квартала, полугодия, 9 месяцев и года). Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29.02.2000 N 04-05-10/6 сообщило, что предоставление органам местного самоуправления права устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления (ст.14 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), противоречит п.1 ст.56 НК РФ. В связи с этим высказано мнение о неправомерности предоставления таких льгот, носящих индивидуальный характер. Письмом МНС России от 03.03.2000 N 02-01-16/28 разъяснен порядок исправления ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в соответствии с НК РФ. Перерасчет налоговых обязательств может быть произведен в сторону как их увеличения, так и уменьшения. Поэтому при установлении в ходе выездной налоговой проверки фактов занижения налогов, сборов и отчислений, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, производится уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму доначисленных налогов и сборов. Налогоплательщик должен внести соответствующие изменения в данные бухгалтерского учета. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28.02.2000 N 04-02-05/1 разъясняет, что штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации и до их получения (уплаты) отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов и кредиторов. В состав внереализационных доходов (расходов) включаются присужденные или признанные должником санкции за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы (расходы) от возмещения причиненных убытков. Постановление же Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П распространяется только на кредитные организации. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 06.03.2000 N 04-02-05/1 обосновывает неправомерность применения индекса - дефлятора при реализации собственной продукции тем, что организация имеет возможность учесть инфляционные процессы, которые имеются в момент совершения сделки, при определении цены продукции. Приказ МНС России от 01.03.2000 N АП-3-06/85 "Об утверждении форм квартальных расчетов налога на прибыль иностранной организации" доводит до сведения заинтересованных пользователей новые утвержденные формы налоговой отчетности для иностранных организаций: "Справку об авансовых взносах налога на прибыль иностранной организации", "Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) иностранной организации" и "Расчет (декларацию) налога от фактической прибыли иностранной организации". В Письме МНС России от 02.03.2000 N 02-01-16/27 указано, что со дня прекращения проведения специальных торговых сессий не подлежит применению порядок определения выручки от обязательной продажи валюты для целей налогообложения с учетом предельно возможных отклонений против курса, установленного Банком России. Расходы по комиссионному вознаграждению банкам за проведение операций по обязательной продаже иностранной валюты, полученной за экспорт товаров (работ, услуг), включаются в затраты организации (это подтверждено Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.1999 N 5696/99 "Об отсутствии принесения протеста"). В то же время убытки, полученные в результате совершения купли - продажи валюты, не уменьшают налогооблагаемую прибыль. В Письме Департамента налоговой политики Минфина России от 29.02.2000 N 04-02-05/1 рассматривается проблема учета в целях налогообложения результатов переоценки основных средств, проводимой по инициативе организации. Сообщено, что в настоящее время изучается вопрос о возможности учета восстановительной стоимости основных средств, сложившейся в результате переоценки основных средств по инициативе организации, при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль, а также налога на имущество по организациям всех отраслей экономики. Прорабатывается также вопрос о порядке отражения результатов выбытия ранее переоцененных по инициативе организации основных средств при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Налоговым обязательствам структурных подразделений посвящены два документа. Письмо МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года" раскрывает порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств организаций, признававшихся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками. С 1 января 2000 г. организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 660. При этом головная компания сообщает подразделениям о суммах авансовых взносов и начисленных по фактической прибыли суммах налога своим подразделениям, а также налоговым органам по месту их нахождения до начала квартала и в 10-дневный срок со дня представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов. Филиалы и представительства исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов, налога от фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года и дополнительных платежей в бюджет по месту своего нахождения в общеустановленные сроки. Ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов несет головная организация. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29.02.2000 N 04-05-11/20 поясняет, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами для филиалов и представительств, не имеющих отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета. Уплата налога на пользователей автодорог для таких филиалов не предусмотрена. В отношении местных налогов порядок их уплаты определяется соответствующими местными нормативными актами. Упомянуто также, что по налогу на прибыль филиалы и представительства производят расчеты в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 660. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 03.03.2000 N 04-04-06 напоминает, что с 1998 г. датой получения дохода является дата его фактической выплаты. При перерасчете налога исходя из фактически полученного дохода полагающиеся гражданину вычеты предоставляются за тот период, за который произведена выплата дохода, включая и те месяцы, за которые доход не выплачен. Льготы застройщикам в 1999 г. предоставляются в течение трех календарных лет начиная с года подачи заявления, а с января 2000 г. - с года, в котором были произведены затраты. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ" вводит новый Порядок оплаты электрической, тепловой энергии и природного газа. Для энергоснабжающих организаций любых организационно - правовых форм и потребителей - юридических лиц с 1 апреля 2000 г. будут применяться авансовые платежи или расчеты по аккредитиву, если иное не установлено договором энергоснабжения. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2000 N 291 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1999 года N 81 "О ставках акциза на природный газ" пересмотрело положение о нулевой ставке акциза на природный газ, добываемый на территории Российской Федерации организациями, не включенными в перечень, которое действует до 1 июля. С 1 июля 2000 г. установленные Постановлением N 81 ставки акциза применяются организациями, не входящими в АО "Газпром", "Норильскгазпром", "Якутскгазпром", "Сахалинморнефтегаз" и не являющимися их аффилированными лицами. В исключение этого порядка на природный газ, добытый на территории Российской Федерации и реализуемый на территории Российской Федерации и в Республику Белоруссия, организациями, входящими в установленный перечень, применяется нулевая ставка акциза. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 281 "О поставках отдельных видов нефтепродуктов на внутренний рынок Российской Федерации в 2000 году" продлило на период с 1 апреля 2000 г. по 30 июня 2000 г. (для дизельного топлива, бензола, толуола, керосина и сжиженных углеводородных газов) и с 1 апреля 2000 г. по 30 апреля 2000 г. (для жидкого топлива (мазута)) действие порядка, связанного с установлением балансовых заданий для поставки нефтепродуктов нефтяным компаниям и нефтеперерабатывающим организациям до 15 числа текущего месяца. Оформление экспорта перечисленных нефтепродуктов таможенными органами осуществляется при условии представления нефте- и газоперерабатывающими организациями ресурсных справок о наличии достаточных запасов для выполнения балансовых заданий.
Трудовые отношения
Указ Президента Российской Федерации от 20.03.2000 N 539 "О повышении тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" вводит с 1 апреля 2000 г. увеличенную в 1,2 раза тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, установленной Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы". Этому же вопросу посвящено Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2000 N 282 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы". Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2000 N 284 "Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" утвердило согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, которые вводятся в действие с 1 января 2001 г. за счет средств соответствующих бюджетов. Указанные коэффициенты варьируют от 1,36 (для 2-го разряда) до 10,07 (для 18-го разряда). Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2000 N 283 "О повышении должностных окладов работников отдельных организаций бюджетной сферы" установило, что коэффициент повышения с 1 апреля 2000 г. должностных окладов работников бюджетной сферы, на которых не распространяется Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, применяется в общем порядке. Источники данного повышения будут определены Минфином России дополнительно в пределах средств федерального бюджета на 2000 г. Для работников бюджетной сферы, скорее всего, не имеет особого значения Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 508 "О размере пособия по временной нетрудоспособности", чего нельзя сказать о высокооплачиваемых сотрудниках коммерческих фирм. Данным Указом (до принятия соответствующего федерального закона) максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности ограничен суммой 85 МРОТ. Разъяснено, что данное пособие без ограничения максимального размера выплачивается отдельным категориям работающих граждан в случаях, установленных федеральными законами (в настоящее время таких законов нет). Действующий порядок исчисления среднего заработка и непрерывного трудового стажа работающих граждан при назначении пособий по временной нетрудоспособности сохранен. Определенным образом связаны с трудовыми отношениями и следующие документы. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 213 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" уточняет перечень видов дополнительного профессионального образования, реализуемых образовательным учреждением повышения квалификации (повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку). Например, целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Профессиональная переподготовка осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов. В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Указанные виды дополнительного профессионального образования осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с юридическими и физическими лицами. Письмо Минюста России от 09.03.2000 N 1596-ЕС "О результатах рассмотрения обращения Министерства торговли Российской Федерации" рассмотрело вопросы правомерности требований муниципальных органов миграционной службы г. Москвы в части оформления права на трудовую деятельность иностранным сотрудникам представительств госучреждений и фирм, уже получивших такие разрешения от Минторга России. Разъяснено, что сотрудники представительств являются служащими иностранных фирм, в связи с чем эти представительства не являются для иностранных работников работодателями и подтверждение на право трудовой деятельности им не требуется. Кроме того, установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, для которых межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными государствами определен иной порядок трудоустройства.
Документы Пенсионного фонда
Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 N 217 "О внесении изменения в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" дополнило п.22 действующего Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выплатами гражданам за работы, осуществленные в связи с избирательной кампанией по выборам Президента Российской Федерации. Постановление ПФР от 22.03.2000 N 33 "Об утверждении Порядка выдачи плательщикам справок для представления в банк для открытия расчетного (текущего) и иных счетов" установило, что для получения справки, представляемой в банк при открытии счета, предприятие подает в орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя заявление установленного образца, подписанное руководителем и заверенное печатью. Заявление содержит отрывной талон "Уведомление плательщику о его действиях в случае отсутствия у кредитной организации средств на ее корреспондентском счете". Если в ПФР имеются данные о задержках банком перечислений страховых взносов, то об этом делается пометка в Уведомлении. Уведомление подписывается главным уполномоченным ПФР и руководителем организации (уполномоченным представителем) и заверяется соответствующими печатями. Справка, представляемая в банк для открытия расчетного (текущего) счета, регистрируется в журнале и вручается плательщику одновременно с отрывным талоном (Уведомлением). Письмо ПФР от 03.03.2000 N КА-16-27/1717 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года N 35" рассматривает вопросы исчисления индивидуальными предприятиями страховых взносов в ПФР в связи с внесением изменений и дополнений в Инструкцию Госналогслужбы России N 35. В новой форме декларации о доходах в п.2 Приложения "В" отражаются доходы от занятий предпринимательской деятельностью и иные доходы, налогообложение которых производится налоговыми органами. Для расчета страховых взносов следует использовать сведения о валовом доходе и расходах, связанных с его получением, из п.2 за вычетом отчислений во внебюджетные фонды с личных доходов налогоплательщика, кроме отчислений в ПФР. Сведения о предполагаемом доходе (пп.5.1 п.5 листа "В") используются для исчисления авансовых платежей текущего года. Письмо ПФР от 02.03.2000 N КА-16-27/1630 "О применении Федерального закона от 20 ноября 1999 года N 197-ФЗ" фактически представляет собой обзор проблем исчисления страховых взносов в ПФР в свете действующего законодательства. Отмечена необходимость начисления и уплаты страховых взносов с выплат работникам и физическим лицам (не состоящим в трудовых отношениях с работодателем) при заключении с ними договоров гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, за исключением индивидуальных предпринимателей. Предприниматели относятся к обособленной категории плательщиков страховых взносов, осуществляя расчеты с ПФР самостоятельно. До принятия нового законодательного акта индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты осуществляют расчеты с ПФР исходя из тарифа 20,6%. После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей. От уплаты страховых взносов в размере 28% освобождаются все юридические лица независимо от форм собственности, подчиненности и организационно - правовых форм в части выплат, начисленных в пользу работников - инвалидов I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности; этого пункта не коснулось Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.1999 N 18-П.
Документы, касающиеся страховой деятельности
Письмо Департамента страхового надзора Минфина России от 17.03.2000 N 24-07/06 сообщило, что Приказом от 14.01.2000 N 6н о годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций внесены изменения в редакцию только форм N 7-страховщик и N 7а-страховщик. Редакция форм N 6-страховщик, N 9-страховщик, N 10-страховщик утверждена Приказом от 30.12.1996 N 111, а редакция формы N 8-страховщик - тем же Приказом, но с учетом изменений, утвержденных Приказом от 19.01.1998 N 4н "О формировании годовой бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой страховыми организациями в порядке надзора". Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 03.03.2000 N 04-02-04/1 указало, что страховые компании для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу используют суммы поступлений согласно п.п.1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491, т.е. выручку страховщика. Для страховых медицинских организаций базой для исчисления этих показателей являются экономия средств на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию и доходы от инвестирования средств резервов (кроме сумм на покрытие расходов по оплате медицинских услуг и пополнение соответствующих резервов). Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 02.03.2000 N 04-02-05/6 разъясняет, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу. Приказ Минфина России от 10.08.1999 N 51н "О порядке определения представительских расходов и расходов на рекламу страховыми организациями" был опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13.09.1999 N 37 и не содержит указаний на особый порядок вступления в силу, в связи с чем подлежит применению с 24 сентября 1999 г. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28.02.2000 N 04-02-05/4 сообщило, что в случае необращения страхователя за получением страховой выплаты после окончания срока договора страхования сумма страхового резерва по истечении срока исковой давности должна отражаться по пп."б" п.1 разд.I Постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491.
Документы, касающиеся банковской деятельности
Указание Банка России от 03.04.2000 N 767-У "О рублевом эквиваленте минимального размера уставного капитала, необходимого для создания кредитной организации, и минимального размера собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, на II квартал 2000 года" сообщило минимальные размеры уставного капитала для создаваемого банка (кроме дочернего банка иностранного банка) - 27 130 тыс. руб., небанковской кредитной организации (кроме дочерней иностранного банка) - 2713 тыс. руб. Для дочерней кредитной организации иностранного банка минимальный уставный капитал должен быть не менее 271 300 тыс. руб. Получение Генеральной лицензии на осуществление банковских операций возможно, только если размер собственных средств составит как минимум 135 650 тыс. руб. Следующие два документа заинтересуют не только банки, но и их клиентов. Указание Банка России от 31.03.2000 N 765-У "О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России, регулирующие вопросы платы за расчетные услуги Банка России" посвящено вопросам оплаты расчетных услуг Банка России. Определен перечень расчетных операций, за которые плата не взимается. Это - перечисление средств с бюджетных счетов, уплата налогов и обязательных платежей, перечисление средств, производимое со счета кредитной организацией после отзыва лицензии, а также ликвидационной комиссией, возврат ошибочных перечислений. Бесплатно производятся перечисление средств в обязательные резервы и депозиты в Банк России, в пользу Банка России, а также возврат кредитов. Не подлежит оплате также перечисление средств в сумме, не превышающей установленного Банком России размера. Указание Банка России от 30.03.2000 N 761-У "Об уточнении оснований представления документов в соответствии с пунктом 2.4 Инструкции ВЭК России и Банка России "О порядке выдачи заключений об обоснованности платежей в иностранной валюте по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности" N 03-26/493 и N 88-И от 10.02.2000" важно для импортеров, поскольку содержит уточненные требования к банкам - нерезидентам, которые могут выдавать гарантию и осуществлять аваль векселя, необходимые для получения импортером заключения для обоснования покупки иностранной валюты в оплату работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Исполняющим и (или) подтверждающим аккредитив банком должен быть либо уполномоченный банк, имеющий генеральную лицензию Банка России, либо банк - нерезидент, соответствующий установленным критериям. Приведен перечень банков, которые могут осуществлять данные операции, а также критерии соответствия для банков - нерезидентов (кредитный рейтинг, величина активов). Письмом Банка России от 24.03.2000 N 76-Т "О порядке ведения учета аффилированных лиц и предоставления в Банк России информации об аффилированных лицах кредитными организациями" подтверждено, что кредитные организации в форме акционерных обществ обязаны представлять отчетность об аффилированных лицах (их список). Эта информация, а также информация о любом изменении в данном списке предоставляются в регистрирующий орган, каковым для банковских (кредитных) организаций является Банк России. Список представляется одновременно в бумажной форме и в виде электронной записи бумажного оригинала. Идентичность текстов списка аффилированных лиц кредитной организации, представленных на бумажном носителе и в электронном виде, подтверждается письмом, подписанным председателем правления (директором, генеральным директором) кредитной организации. В Письме Банка России от 23.03.2000 N 74-Т "О контроле за проведением банковского аудита и деятельностью аудиторских фирм (аудиторов)" приведены результаты анализа аудиторских заключений, свидетельствующие о серьезных недостатках в работе аудиторских фирм. Согласно Телеграмме Банка России от 20.03.2000 N 757-У с 21 марта 2000 г. учетная ставка (ставка рефинансирования) Банка России снижена до 33%.
Документы Таможенного комитета Российской Федерации
Распоряжение ГТК России от 14.03.2000 N 01-99/327 "О таможенных сборах" определяет порядок таможенного оформления товаров стоимостью до 100 евро, которые декларируются по упрощенной форме, с подачей заявления, содержащего информацию о товаре (код, количество, стоимость), лице, перемещающем товары, и таможенном режиме. В отношении таких товаров региональными таможенными управлениями и таможнями не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление. Письмо ГТК России от 13.03.2000 N 01-06/6088 "Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров" сообщает об утверждении Методических рекомендаций по учету затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости по методу по цене сделки с ввозимыми товарами. В таможенную стоимость включаются расходы по доставке товара до авиапорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации. Поэтому расходы по доставке товара по территории Российской Федерации могут исключаться из цены сделки, если они были в нее включены. Для этого необходимы раздельное указание в счете - фактуре на оплату товара расходов по доставке до и после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, а также соответствующая оговорка во внешнеторговом контракте. Обязательным требованием является указание декларантом достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в том числе в части стоимости перевозки по территории Российской Федерации. В качестве документов, подтверждающих стоимость внутрироссийской перевозки, могут быть договор на доставку груза, счет - фактура, банковские документы об оплате. Определена методика оценки суммы сделки по перевозке груза, основанная на оценке каждого компонента данной услуги (собственно транспортировки, погрузо - разгрузочных работ, страхования), причем возможность вычета каждой составляющей оценивается обособленно. Распоряжение ГТК России от 23.03.2000 N 01-99/357 "О заявлении кода товара в таможенной декларации" обязало начальников таможенных органов с 1 апреля 2000 г. и до издания соответствующих нормативных актов ГТК России оказывать содействие участникам ВЭД в получении необходимой для таможенных целей, в том числе для начисления таможенных платежей, информации о коде товаров (при декларировании их перемещения через таможенную границу Российской Федерации). В Распоряжении ГТК России от 27.03.2000 N 01-99/365 "О выдаче лицензий и их копий на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера" приведен перечень организаций, которым выдана лицензия на осуществление деятельности таможенного брокера. Распоряжение ГТК России от 02.03.2000 N 01-99/300 "О некоторых мерах по осуществлению таможенного контроля за соблюдением физическими лицами - нерезидентами порядка вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты" рассмотрело вопросы таможенного оформления и таможенного контроля вывозимой из Российской Федерации физическими лицами наличной иностранной валюты. При вывозе физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты в размере не свыше 1500 долл. США для таможенных целей эта валюта считается товаром, не предназначенным для производственных и иных коммерческих целей. В этом случае применяется упрощенный порядок ее пропуска, не требующий представления сведений о документах, подтверждающих ее ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
Разное
Налогоплательщикам необходимо обратить внимание, что Приказом Минфина России и МНС России от 29.02.2000 N N 21н, АП-3-25/82 "Об утверждении Правил проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа и кода бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации" с 1 марта 2000 г. введены в действие Правила проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа и кода бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней. При перечислении налоговых платежей налогоплательщики (налоговые агенты) в платежном документе в поле "Получатель" указывают: ИНН налогового органа, наименование органа федерального казначейства (без ИНН) и наименование налогового органа (в скобках). В поле "Назначение платежа" перед текстовым указанием назначения платежа в скобках указывается код доходов бюджетов Российской Федерации. Получатели бюджетных средств аналогичным образом указывают в скобках код расходов бюджетов Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2000 N 235 "О частичном изменении Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года N 1402-р и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года N 24" срок эксплуатации контрольно - кассовых машин (выпуска 1994 - 1995 гг.) без фискальной памяти для организаций потребительской кооперации, работающих в сельской местности, продлен до 1 января 2001 г. По-новому будет производиться статистическое наблюдение за деятельностью малых предприятий в текущем году. Об этом сообщено в Постановлении Госкомстата России от 29.02.2000 N 17 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий". Утверждена и введена в действие с отчета за I квартал 2000 г. новая Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" (взамен ранее использовавшейся). Предприниматели без образования юридического лица данную форму статистического наблюдения не представляют. Временно не работающие предприятия, на которых в течение части отчетного периода имели место производство товаров (услуг) или инвестиционная деятельность, форму N ПМ представляют на общих основаниях с указанием, с какого времени они не работают. Статистическое наблюдение осуществляется на выборочной основе. Кроме того, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 476-р в первом полугодии 2001 г. будет проводиться сплошное статистическое обследование малых предприятий по итогам работы за 2000 г. Для отработки организационных и методологических вопросов в первом полугодии 2000 г. проводится единовременное сплошное статистическое обследование малых предприятий по итогам работы за 1999 г. на территории Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Брянской, Волгоградской, Кемеровской, Московской, Ростовской и Самарской областей. В качестве необходимого мероприятия названы определение перечня подлежащих обследованию малых предприятий, зарегистрированных в установленном порядке и представивших налоговую отчетность в 1999 г., а также сверка перечней малых предприятий, представивших отчетность по данному сплошному статистическому обследованию и налоговую отчетность. Приказом Госстроя России от 16.03.2000 N 51 "Об упорядочении работы по лицензированию строительной деятельности" пересмотрен состав работ, входящих в функции заказчика (лимит стоимости строительства, обеспечение строительства, в том числе рабочей документацией, принятой заказчиком, строительство подрядным способом и по генеральному договору). В связи с этим при подготовке проекта положения "О лицензировании строительной деятельности" будет предусмотрен порядок проверки документов соискателей лицензии для определения возможности выполнения им лицензионных требований и условий, изложенных в Федеральном законе "О лицензировании отдельных видов деятельности" при осуществлении заявленных видов деятельности.
Подписано в печать Материал подготовлен специалистами 25.04.2000 ЗАО Консалтинговая группа "Зеркало"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |