|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: От обсуждения паспорта - к его внедрению ("Налоговый вестник", 2000, N 5)
"Налоговый вестник", N 5, 2000
ОТ ОБСУЖДЕНИЯ ПАСПОРТА - К ЕГО ВНЕДРЕНИЮ
Идея создания Налогового паспорта региона выходит далеко за рамки интересов налоговых органов и заслуживает пристального внимания Правительства РФ и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Экономические аспекты Налогового паспорта региона заинтересовали Комитет экономики администрации и глав муниципальных образований Волгоградской области. Создано поле для совместной работы со статистическими и другими органами. При дальнейшем развитии этого направления посредством оценки налогового потенциала региона будут созданы предпосылки для определения финансового потенциала как регионов, так и России в целом. Паспорт региона может стать универсальным документом, определяющим соответствие взаимосвязанных показателей налогового потенциала и экономических характеристик общенациональному стандарту. Учитывая возможности и перспективы указанного документа, назрела необходимость перехода от обсуждения к новому этапу работы, направленному на достижение единообразия в определении четких, точных критериев и характеристик показателей, используемых в Налоговом паспорте региона. Необходимы методические рекомендации по его применению всеми регионами с выделением комплекса обобщающих характеристик и индивидуальных особенностей каждого из них. Это позволит в целом по России сгруппировать регионы (субъекты Российской Федерации) в отдельные обособленные категории по индивидуальным особенностям и характерным признакам. При относительной идентичности, с учетом других обобщающих показателей и параметров, характерных для всех регионов, можно создать карту, группирующую регионы России по налоговому потенциалу. В этих целях предлагается ряд существенных, по нашему мнению, дополнений и изменений в проект Налогового паспорта региона, которые позволят решить задачу формирования оптимальной системы показателей, имеющих достаточно высокую степень достоверности и сопоставимости, с учетом особенностей конкретного субъекта Российской Федерации. В частности, необходимо: 1) разработать Порядок заполнения Налогового паспорта региона, в котором дать точные критерии и характеристики показателей в целях единообразия; 2) включить показатель, определяющий специализацию или основную отраслевую направленность региона, а также разработать методику определения этого показателя; 3) в п.9 "Удельный вес безработных в общей численности населения региона (%)" разд.1 не исключена недостоверность данного показателя, поскольку определенная часть населения не учитывается Росстатом как официально имеющая статус безработного в силу разных причин. Поэтому надо учесть размер норматива, скидку на погрешность, единую для всех регионов; 4) в п.9 разд.1 целесообразно определять удельный вес безработных не от общей численности населения (п.1), а от численности трудовых ресурсов (п.4);
5) к п.10 разд.1 разработать критерий отнесения организаций к понятию "крупный налогоплательщик", закрепить понятие нормативно или законодательно. Например, для более четкой характеристики данной группы налогоплательщиков предлагается ввести показатель фондоемкости; 6) в п.10 разд.1 следует конкретизировать понятие "количество налогоплательщиков - юридических лиц", так как не понятно: включать филиалы и представительства, которые юридическими лицами согласно законодательству не являются, или показывать только юридических лиц, зарегистрированных на территории области? Так, например, в 1997 - 1998 гг. до 10% налогоплательщиков состояли из филиалов и представительств, которые юридическими лицами согласно законодательству не являются. После вступления в силу Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому налогоплательщиками могут являться только юридические лица, а филиалы исполняют обязанности по уплате отдельных видов налогов, в число основных и даже крупнейших налогоплательщиков входят юридические лица, зарегистрированные в Москве и состоящие на налоговом учете в налоговых органах нашей области по месту своих филиалов (представительств) (например, филиалы московских банков, в том числе Волгоградский областной Сбербанк; различные структуры ЛУКОЙЛа и т.д.); 7) по п.11 "Количество налогоплательщиков - физических лиц" разд.1 следует конкретизировать, кого относить к этой категории налогоплательщиков: всего по базе данных, или только имеющих ИНН, или по каким-то другим критериям (например, осуществляющих предпринимательскую деятельность)? Показывать ли физических лиц, зарегистрированных в регистрирующих органах, но не вставших на налоговый учет, не получивших ИНН с 1996 г., не получивших Свидетельство о постановке на налоговый учет до 1 января 2000 г., и т.д.; 8) к п.13 разд.1 дать характеристику ликвидированных предприятий; 9) в разд. 1 следует включить дополнительные показатели: - среднемесячная заработная плата, тыс. руб., - в том числе в бюджетной сфере, тыс. руб.; 10) в п.1 разд.2 должна найти отражение структура формирования валового регионального продукта по отраслям экономики и ее влияние на налоговую нагрузку региона, выраженное в конкретных корректирующих коэффициентах базисной налоговой нагрузке к ВРП (исходя из сравнения региона по этому показателю с другими регионами). Необходимо довести для сведения и использования в работе субъектов Российской Федерации методику расчетов по определению ВРП; 11) в п.4 "Валовой совокупный годовой доход физических лиц" разд.2 для определения налогооблагаемой базы населения необходим дифференцированный подход, поскольку в обществе наблюдается процесс расслоения на физических лиц с высокими, средними, низкими доходами и на лиц, не имеющих доходов; 12) п.8 разд.2 предлагаем изложить в следующей редакции: "8. Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, в том числе реализованных на экспорт"; 13) если в п.1 разд.4 отражаются не только коммерческие банки, но и их филиалы, то и в п.2 "Количество банков, у которых отозваны лицензии, находящиеся в стадии реструктуризации либо ликвидации (ед.)" тоже следует отражать и филиалы, тем самым будет отменена необходимость давать пояснения, и цифры станут сопоставимы; 14) увязать социальные, экономические, налоговые показатели, отражаемые в наборе таблиц, в основной адаптированной сводной (окончательной) таблице, отражающей влияние всех показателей на конечную цель - прогноз поступления налогов; 15) учитывая, что основная информация по социально - экономическим показателям, необходимая для формирования Налогового паспорта региона, находится в статорганах, комитетах экономики муниципальных образований, целесообразно решить вопрос о ее взаимообмене для использования в регионах на основании соглашений между МНС России и этими органами; 16) при практическом внедрении Налогового паспорта региона необходимо учесть, что составление такого рода документов связано со значительными затратами материальных и трудовых ресурсов. В связи с этим следует централизованно разработать программное обеспечение, позволяющее в автоматизированном режиме формировать ряд разделов Паспорта (2, 3, 5, 6, 7 и др.), так как необходимые для их заполнения данные имеются в отчетности налоговых органов; 17) в информационную базу данного документа целесообразно дополнительно включить показатели эффективности производства (производительность труда, рентабельность, фондоемкость, фондоотдача, структура капитальных вложений) в разрезе отраслей, с учетом экономической политики, проводимой на территории региона.
Подписано в печать В.В.Сапежко 24.04.2000 Заместитель руководителя
УМНС России по Волгоградской области, Государственный советник налоговой службы III ранга А.С.Ануфриев Советник налоговой службы II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |