|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности расчетно - нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий ("Налоговый вестник", 2000, N 5)
"Налоговый вестник", N 5, 2000
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТНО - НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Доля поступлений от нефтяной отрасли в консолидированный бюджет Российской Федерации составила в 1999 г. 9,7%. В то же время конкурентоспособность российской нефтяной промышленности по мировым стандартам невелика из-за высоких удельных издержек. Снижение переработки сырья на отечественных нефтеперерабатывающих заводах с 295 млн т в 1990 г. до 163,2 млн т в 1998 г. объясняется отставанием прироста разведанных запасов нефти от темпов их выработки. С 1992 по 1998 гг. объемы разведочного бурения сократились в 8 раз. Согласно оценке Института народно - хозяйственного прогнозирования РАН по основным затратообразующим параметрам (дебиты скважин, обеспеченность разведанными запасами, транспортные издержки) Россия находится гораздо ближе к нефтедобывающим странам, ориентированным на внутренний рынок и импорт нефти, чем к ведущим странам - экспортерам (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт и др.). Так, по уровню дебитов нефтяных скважин (7 т/сутки) Россия уступает последним в 20 - 100 раз, а по обеспеченности добычи достоверными запасами нефти - в 3 - 6 раз. К тому же из общего числа нефтяных скважин 36% в настоящее время не функционируют. Рентабельность нефтяной отрасли снижается. Необходимы ресурсы для капитальных вложений, которые могли бы компенсировать естественное падение добычи, связанное с истощением месторождений. На финансово - экономическое положение предприятий данной отрасли крайне негативно влияет "теневой" нефтяной бизнес, когда организации - фантомы численностью в несколько человек, оснащенные только телефоном и факсом, осуществляют крупные оптовые операции посредством "заинтересованных" в их деятельности поставщиков и покупателей. Манипуляции через "посредников" приводят к баснословным неучтенным прибылям предприятий, занятых в финансовом обороте нефтепродуктов, в то время как сами предприятия нефтепродуктообеспечения находятся зачастую на грани банкротства и, естественно, не могут обеспечить налоговых поступлений в казну государства. В подобном положении практически невозможно объективно определить налоговую базу на нефтепродукты. Требуют существенной коррекции такие ключевые элементы хозяйственного механизма функционирования отрасли, как демонополизация, приватизация, ценообразование, лицензирование, кредиты. В условиях объективной необходимости усиления государственного регулирования нефтяной отрасли, эффективного воздействия на ее динамику и структуру, а также мобилизации денежных ресурсов, направленных на ее подъем и развитие, особое значение отводится налоговой политике. При этом наряду с фискальной функцией весьма конструктивным характером должны отличаться регулирующая и стимулирующая функции налогов. Между тем ряд налогов, в первую очередь ставки акцизов, не зависят от результатов хозяйственной деятельности предприятий, а являются фиксированными. В сфере топливного бизнеса должна быть выработана стратегия, обеспечивающая более тесную увязку налоговых платежей с результатами и условиями производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Реализация этих функций посредством определения научно обоснованной дифференцированной налоговой базы создаст предпосылки для эффективного государственного регулирования деятельности монопольных объединений и формирования конкурентной среды. С помощью налогов станет возможно стимулировать в системе нефтяной отрасли внедрение передовых технологий, а также ликвидировать "узкие" места в развитии ее экономики и инфраструктуры.
Усиление регулирующей роли налогообложения в развитии нефтедобывающей отрасли обуславливает необходимость совершенствования и более четкой формализации расчетно - нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий. Решение этой задачи требует комплексного рассмотрения всей совокупности налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями, с учетом льгот, ставок налогов и их распределения по уровням бюджетов. Такой подход является правомерным и с точки зрения требований к заполнению Налогового паспорта региона. В рамках проводимой в данном направлении работы специалисты МНС России разработали информационную таблицу основных видов налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями. В данной таблице учтены только те налоги, которые непосредственно связаны со специфическим характером производственной деятельности нефтедобывающих предприятий. При этом НДС, налог на прибыль и подоходный налог на физических лиц, являющиеся обязательными к уплате всеми организациями и предприятиями, а также налоги и сборы, устанавливаемые местными органами власти, в данной таблице не рассматриваются.
Информация об основных видах налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями
————T————————————T———————————T——————————————T———————————————T————————————————¬ | N |Наименование| Налоговая | Льготы | Ставка налога | Распределение | |п/п| налогов и | база | | | налога по | | | платежей | платежей | | |уровням бюджетов| +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 1 |Плата за|Общая пло—|Определены |Средние ставки|Суммы налога и| | |землю (или|щадь земли:|ст.12 Закона |земельного на—|арендной платы| | |аренда) |кв. м — в|РФ от |лога установле—|за земли городов| | | |населенных |11.10.1991 |ны Приложения—|распределяются | | | |пунктах; |N 1738—1 "О|ми 1 и 2 к дан—|следующим обра—| | | |га — вне|плате за зем—|ному Закону. |зом: | | | |населенных |лю". Дополни—|Конкретные |30% — в феде—| | | |пунктов |тельные льготы|ставки зависят|ральный бюджет; | | | | |категориям |от местонахож—|20% — в бюджет| | | | |плательщиков |дения земельных|субъекта РФ; | | | | |могут быть ус—|участков и це—|50% — в городс—| | | | |тановлены |левого исполь—|кой бюджет. | | | | |(представи— |зования земли.|Суммы налога и| | | | |тельными) ор—|Размер, условия|арендной платы| | | | |ганами власти|внесения аренд—|за с/х угодья| | | | |субъектов РФ |ной платы опре—|распределяются | | | | | |деляются дого—|следующим обра—| | | | | |вором. Арендная|зом: | | | | | |плата устанав—|30% — в феде—| | | | | |ливается как в|ральный бюджет; | | | | | |денежной, так и|20% — в бюджет| | | | | |в натуральной|субъекта РФ; | | | | | |форме |50% — в городс—| | | | | | |кой бюджет. | | | | | | |Суммы налога и| | | | | | |арендной платы| | | | | | |за нес/х земли и| | | | | | |за земли сель—| | | | | | |ских населенных| | | | | | |пунктов пол—| | | | | | |ностью остаются| | | | | | |в местном бюдже—| | | | | | |те | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 2 |Налог на|Среднегодо—|Определены |Предельный раз—|50% — в бюджет| | |имущество |вая стои—|ст.4 и ст.5|мер ставки не|субъекта РФ; | | |предприятий |мость иму— |Закона РФ от|должен превы—|50% — в местный| | | |щества |13.12.1991 |шать 2% от на—|бюджет | | | |(тыс. руб.)|N 2030—1 "О|логовой базы.| | | | |Для опреде—|налоге на иму—|Конкретные | | | | |ления нало—|щество предп—|ставки, опреде—| | | | |гооблагае— |риятий". До—|ляемые в зави—| | | | |мой базы во|полнительные |симости от ви—| | | | |внимание |льготы катего—|дов деятельнос—| | | | |принимаются|риям платель—|ти предприятий,| | | | |отраженные |щиков могут|могут устанав—| | | | |в активе|быть установ—|ливаться зако—| | | | |баланса ос—|лены законода—|нодательными | | | | |татки по|тельными |(представитель—| | | | |счетам бух—|(представи— |ными) органами| | | | |учета, та—|тельными) ор—|субъектов РФ | | | | |кие как ос—|ганами власти| | | | | |новные |субъектов РФ | | | | | |средства, | | | | | | |материалы, | | | | | | |нематери— | | | | | | |альные ак—| | | | | | |тивы, ос—| | | | | | |новное про—| | | | | | |изводство, | | | | | | |готовая | | | | | | |продукция, | | | | | | |товары отг—| | | | | | |руженные, | | | | | | |запасы и| | | | | | |т.д. | | | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 3 |Платежи за| |Отдельные ка—| | | | |пользование | |тегории поль—| | | | |недрами, в| |зователей недр| | | | |том числе: | |определены | | | | | | |ст.40 Закона | | | | | | |РФ от | | | | | | |21.02.1992 | | | | | | |N 2395—1 | | | | | | |"О недрах" | | | | +————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | |1) плата за|1) договор—| |1) от 1 до 2%|1) местный бюд—| | |право на по—|ная (смет—| |договорной сто—|жет; | | |иски и оцен—|ная) стои—| |имости работ; | | | |ку месторож—|мость работ| | | | | |дения полез—|(тыс. | | | | | |ных ископае—|руб.); | | | | | |мых; | | | | | | +————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | |2) плата за|2) годовая|Устанавливают—|2) от 3 до 5%|2) местный бюд—| | |право на|сметная |ся в соответс—|сметной стои—|жет; | | |разведку |стоимость |твии с Поста—|мости работ; | | | |месторожде— |работ (тыс.|новлением Пра—| | | | |ния полезных|руб.); |вительства РФ| | | | |ископаемых; | |от 01.11.1999| | | | +————————————+———————————+N 1213 "О ме—+———————————————+————————————————+ | |3) платежи|3) стои—|рах по вводу в|3) ставки уста—|3) распределение| | |за право на|мость добы—|эксплуатацию |навливаются по|платежей по бюд—| | |добычу по—|того мине—|бездействую— |каждому место—|жетам определено| | |лезных иско—|рального |щих, контроль—|рождению сог—|ст.42 Закона РФ| | |паемых |сырья с|ных и находя—|ласно действую—|от 21.02.1992| | | |учетом по—|щихся в кон—|щему законода—|N 2395—1 | | | |гашенных в|сервации сква—|тельству. Пре—|"О недрах": | | | |недрах за—|жин на нефтя—|дельный уровень|40% — в респуб—| | | |пасов (тыс.|ных месторож—|платежей за|ликанский бюд—| | | |руб.) |дениях" |право на добычу|жет; | | | | | |нефти составля—|60% — в бюджет| | | | | |ет от 6 до 16% |субъекта РФ | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 4 |Сбор за|Конкретный | | |Направляются ор—| | |участие в|размер оп—| | |ганам, выдающим| | |конкурсе |ределяется | | |лицензию | | |(аукционе) и|по резуль—| | | | | |выдачу ли—|татам кон—| | | | | |цензии |курса (аук—| | | | | | |циона) | | | | | | |(тыс. руб.)| | | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 5 |Отчисления |Стоимость |Определены ор—|Нефть — 10% |30% — в феде—| | |на воспроиз—|первого то—|ганами, пре—| |ральный бюджет. | | |водство ми—|варного |доставляющими | |Территориальный | | |нерально —|продукта |лицензии на| |бюджет. | | |сырьевой ба—|(тыс. руб.)|пользование | |Распределение по| | |зы |(в частнос—|недрами (ст.44| |бюджетам ежегод—| | | |ти, нефть) |Закона РФ от| |но устанавлива—| | | | |21.02.1992 | |ется МПР России| | | | |N 2395—1). | |по согласованию| | | | |Постановление | |с Минэкономики| | | | |Правительства | |России по каждо—| | | | |РФ от | |му месторождению| | | | |01.11.1999 | | | | | | |N 1213 "О ме—| | | | | | |рах по вводу в| | | | | | |эксплуатацию | | | | | | |бездействую— | | | | | | |щих, контроль—| | | | | | |ных и находя—| | | | | | |щихся в кон—| | | | | | |сервации сква—| | | | | | |жин на нефтя—| | | | | | |ных месторож—| | | | | | |дениях" (нахо—| | | | | | |дящихся в кон—| | | | | | |сервации по| | | | | | |состоянию на| | | | | | |01.01.1999) | | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 6 |Плата за|Объем заб—|Устанавливают—|Устанавливается|40% — в феде—| | |пользование |ранной воды|ся законода—|по видам дея—|ральный бюджет; | | |водными объ—|объем сбра—|тельными орга—|тельности за|60% — в бюджет| | |ектами |сываемых |нами субъекта|единицу водо—|субъекта РФ | | | |сточных |РФ в пределах|пользования. | | | | |вод, пло—|суммы платы,|Дифференцируют—| | | | |щадь аква—|поступающей в|ся Правительст—| | | | |тории, объ—|бюджет соот—|вом РФ по конк—| | | | |ем продук—|ветствующего |ретным водным| | | | |ции (работ,|субъекта РФ |объектам и эко—| | | | |услуг) | |номическим рай—| | | | |(куб. м, | |онам. Конкрет—| | | | |кв. км) | |ные ставки ус—| | | | | | |танавливаются | | | | | | |законодательны—| | | | | | |ми (представи—| | | | | | |тельными) орга—| | | | | | |нами субъектов| | | | | | |РФ | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 7 |Плата за|Объемы выб—|Определены За—|Установлены ба—|10% — в феде—| | |вредные выб—|росов, |коном РСФСР от|зовые нормативы|ральный бюджет; | | |росы и отхо—|сбросов |19.12.1991 |платы, которые|90% — во внебюд—| | |ды |загрязняю— |N 2060—1 "Об|ежегодно индек—|жетные экологи—| | | |щих ве—|охране окружа—|сируются |ческие фонды | | | |ществ, раз—|ющей природной| | | | | |мещение от—|среды" (в ред.| | | | | |ходов и|от 02.06.1993)| | | | | |других ви—| | | | | | |дов вредно—| | | | | | |го воздейс—| | | | | | |твия | | | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 8 |Плата за|Объем дре—|От платы за|Минимальные |Плата по мини—| | |древесину, |весины, от—|древесину, за—|ставки платы за|мальным ставкам| | |отпускаемую |пускаемой |готавляемую |древесину, от—|поступает: | | |на корню |на корню|для собствен—|пускаемую на|а) в субъектах| | | |(тыс. руб.)|ных нужд, ос—|корню, устанав—|РФ, если расчет—| | | | |вобождаются |ливаются Прави—|ная лесосека по| | | | |отдельные ка—|тельством РФ.|рубкам главного| | | | |тегории физи—|Конкретные |пользования пре—| | | | |ческих лиц |ставки устанав—|вышает 1 млн| | | | | |ливаются орга—|куб. м: | | | | | |нами государс—|40% — в феде—| | | | | |твенной власти|ральный бюджет; | | | | | |субъектов РФ|60% — в бюджеты| | | | | |или определяют—|субъектов РФ; | | | | | |ся по результа—|б) в субъектах| | | | | |там лесных аук—|РФ, если расчет—| | | | | |ционов |ная лесосека по| | | | | | |рубкам главного| | | | | | |пользования не| | | | | | |превышает 1 млн| | | | | | |куб. м, плата| | | | | | |полностью посту—| | | | | | |пает в бюджет| | | | | | |субъекта РФ. | | | | | | |Плата за древе—| | | | | | |сину, отпускае—| | | | | | |мую на корню, в| | | | | | |размере разницы| | | | | | |между конкретны—| | | | | | |ми и минимальны—| | | | | | |ми ставками пос—| | | | | | |тупает лесхозам| | | | | | |федерального ор—| | | | | | |гана управления| | | | | | |лесным хозяйс—| | | | | | |твом | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ | 9 |Акцизы |Количество |Льготы опреде—|55 руб. за 1 т|100% — в феде—| | | |реализован—|лены в соот—|добытой нефти |ральный бюджет | | | |ной нефте—|ветствии с Фе—| | | | | |добывающими|деральным за—| | | | | |предприяти—|коном от| | | | | |ями нефти,|06.12.1991 | | | | | |включая |N 1993—1 "Об| | | | | |стабилизи— |акцизах" | | | | | |рованный | | | | | | |газовый | | | | | | |конденсат | | | | | | |(т) | | | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ |10 |Налог на|Выручка, |Законодатель— |2,5% |0,5% — в феде—| | |пользовате— |полученная |ные (предста—| |ральный дорожный| | |лей автомо—|от реализа—|вительные) ор—| |фонд; | | |бильных до—|ции продук—|ганы субъектов| |2% — в террито—| | |рог |ции (работ,|РФ могут повы—| |риальный дорож—| | | |услуг) |шать (пони—| |ный фонд | | | |(тыс. руб.)|жать) ставку| | | | | | |налога, зачис—| | | | | | |ляемого в тер—| | | | | | |риториальные | | | | | | |дорожные фонды| | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ |11 |Налог на со—|Объем реа—|Устанавливает—|Не превышает|100% — в местный| | |держание жи—|лизации |ся по решению|1,5% |бюджет | | |лищного фон—|продукции |местных орга—| | | | |да |(работ, ус—|нов власти | | | | | |луг) (тыс.| | | | | | |руб.) | | | | +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+ |12 |Внебюджетные|Фонд оплаты|Освобождение |Ставки по пла—| | | |социальные |труда ра—|от уплаты пла—|тежам устанав—| | | |фонды: |ботников |тежей во вне—|ливаются феде—| | | |Пенсионный |предприятий|бюджетные фон—|ральным законом| | | |фонд, фонды|(учрежде— |ды устанавли—| | | | |обязательно—|ний, орга—|вается феде—| | | | |го медицинс—|низаций) |ральным зако—| | | | |кого страхо—|(тыс. руб.)|ном | | | | |вания, Фонд| | | | | | |социального | | | | | | |страхования,| | | | | | |Государс— | | | | | | |твенный фонд| | | | | | |занятости | | | | | | |населения | | | | | L———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————— Подписано в печать А.И.Новикова 24.04.2000 Советник налоговой службы
I ранга Е.В.Кирилюк Советник налоговой службы I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |