Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности расчетно - нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий ("Налоговый вестник", 2000, N 5)



"Налоговый вестник", N 5, 2000

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТНО - НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Доля поступлений от нефтяной отрасли в консолидированный бюджет Российской Федерации составила в 1999 г. 9,7%. В то же время конкурентоспособность российской нефтяной промышленности по мировым стандартам невелика из-за высоких удельных издержек.

Снижение переработки сырья на отечественных нефтеперерабатывающих заводах с 295 млн т в 1990 г. до 163,2 млн т в 1998 г. объясняется отставанием прироста разведанных запасов нефти от темпов их выработки. С 1992 по 1998 гг. объемы разведочного бурения сократились в 8 раз. Согласно оценке Института народно - хозяйственного прогнозирования РАН по основным затратообразующим параметрам (дебиты скважин, обеспеченность разведанными запасами, транспортные издержки) Россия находится гораздо ближе к нефтедобывающим странам, ориентированным на внутренний рынок и импорт нефти, чем к ведущим странам - экспортерам (Саудовская Аравия, Иран, Кувейт и др.). Так, по уровню дебитов нефтяных скважин (7 т/сутки) Россия уступает последним в 20 - 100 раз, а по обеспеченности добычи достоверными запасами нефти - в 3 - 6 раз. К тому же из общего числа нефтяных скважин 36% в настоящее время не функционируют.

Рентабельность нефтяной отрасли снижается. Необходимы ресурсы для капитальных вложений, которые могли бы компенсировать естественное падение добычи, связанное с истощением месторождений.

На финансово - экономическое положение предприятий данной отрасли крайне негативно влияет "теневой" нефтяной бизнес, когда организации - фантомы численностью в несколько человек, оснащенные только телефоном и факсом, осуществляют крупные оптовые операции посредством "заинтересованных" в их деятельности поставщиков и покупателей. Манипуляции через "посредников" приводят к баснословным неучтенным прибылям предприятий, занятых в финансовом обороте нефтепродуктов, в то время как сами предприятия нефтепродуктообеспечения находятся зачастую на грани банкротства и, естественно, не могут обеспечить налоговых поступлений в казну государства. В подобном положении практически невозможно объективно определить налоговую базу на нефтепродукты.

Требуют существенной коррекции такие ключевые элементы хозяйственного механизма функционирования отрасли, как демонополизация, приватизация, ценообразование, лицензирование, кредиты.

В условиях объективной необходимости усиления государственного регулирования нефтяной отрасли, эффективного воздействия на ее динамику и структуру, а также мобилизации денежных ресурсов, направленных на ее подъем и развитие, особое значение отводится налоговой политике. При этом наряду с фискальной функцией весьма конструктивным характером должны отличаться регулирующая и стимулирующая функции налогов. Между тем ряд налогов, в первую очередь ставки акцизов, не зависят от результатов хозяйственной деятельности предприятий, а являются фиксированными.

В сфере топливного бизнеса должна быть выработана стратегия, обеспечивающая более тесную увязку налоговых платежей с результатами и условиями производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Реализация этих функций посредством определения научно обоснованной дифференцированной налоговой базы создаст предпосылки для эффективного государственного регулирования деятельности монопольных объединений и формирования конкурентной среды. С помощью налогов станет возможно стимулировать в системе нефтяной отрасли внедрение передовых технологий, а также ликвидировать "узкие" места в развитии ее экономики и инфраструктуры.

Усиление регулирующей роли налогообложения в развитии нефтедобывающей отрасли обуславливает необходимость совершенствования и более четкой формализации расчетно - нормативной базы налогообложения нефтедобывающих предприятий. Решение этой задачи требует комплексного рассмотрения всей совокупности налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями, с учетом льгот, ставок налогов и их распределения по уровням бюджетов. Такой подход является правомерным и с точки зрения требований к заполнению Налогового паспорта региона. В рамках проводимой в данном направлении работы специалисты МНС России разработали информационную таблицу основных видов налогов, уплачиваемых нефтедобывающими предприятиями. В данной таблице учтены только те налоги, которые непосредственно связаны со специфическим характером производственной деятельности нефтедобывающих предприятий. При этом НДС, налог на прибыль и подоходный налог на физических лиц, являющиеся обязательными к уплате всеми организациями и предприятиями, а также налоги и сборы, устанавливаемые местными органами власти, в данной таблице не рассматриваются.

Информация об основных видах налогов, уплачиваемых

нефтедобывающими предприятиями

     
   ————T————————————T———————————T——————————————T———————————————T————————————————¬
   | N |Наименование| Налоговая |    Льготы    | Ставка налога | Распределение  |
   |п/п| налогов и  |   база    |              |               |   налога по    |
   |   |  платежей  | платежей  |              |               |уровням бюджетов|
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 1 |Плата     за|Общая  пло—|Определены    |Средние  ставки|Суммы налога   и|
   |   |землю   (или|щадь земли:|ст.12  Закона |земельного  на—|арендной   платы|
   |   |аренда)     |кв. м  —  в|РФ от         |лога установле—|за земли городов|
   |   |            |населенных |11.10.1991    |ны  Приложения—|распределяются  |
   |   |            |пунктах;   |N  1738—1   "О|ми 1 и 2 к дан—|следующим  обра—|
   |   |            |га —    вне|плате за  зем—|ному   Закону. |зом:            |
   |   |            |населенных |лю".  Дополни—|Конкретные     |30% —   в  феде—|
   |   |            |пунктов    |тельные льготы|ставки  зависят|ральный бюджет; |
   |   |            |           |категориям    |от  местонахож—|20% —  в  бюджет|
   |   |            |           |плательщиков  |дения земельных|субъекта РФ;    |
   |   |            |           |могут быть ус—|участков  и це—|50% —  в городс—|
   |   |            |           |тановлены     |левого  исполь—|кой бюджет.     |
   |   |            |           |(представи—   |зования  земли.|Суммы налога   и|
   |   |            |           |тельными)  ор—|Размер, условия|арендной   платы|
   |   |            |           |ганами  власти|внесения аренд—|за   с/х  угодья|
   |   |            |           |субъектов РФ  |ной платы опре—|распределяются  |
   |   |            |           |              |деляются  дого—|следующим  обра—|
   |   |            |           |              |вором. Арендная|зом:            |
   |   |            |           |              |плата  устанав—|30% —   в  феде—|
   |   |            |           |              |ливается как  в|ральный бюджет; |
   |   |            |           |              |денежной, так и|20% —  в  бюджет|
   |   |            |           |              |в   натуральной|субъекта РФ;    |
   |   |            |           |              |форме          |50% —  в городс—|
   |   |            |           |              |               |кой бюджет.     |
   |   |            |           |              |               |Суммы налога   и|
   |   |            |           |              |               |арендной   платы|
   |   |            |           |              |               |за нес/х земли и|
   |   |            |           |              |               |за  земли  сель—|
   |   |            |           |              |               |ских  населенных|
   |   |            |           |              |               |пунктов     пол—|
   |   |            |           |              |               |ностью  остаются|
   |   |            |           |              |               |в местном бюдже—|
   |   |            |           |              |               |те              |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 2 |Налог     на|Среднегодо—|Определены    |Предельный раз—|50% —  в  бюджет|
   |   |имущество   |вая   стои—|ст.4  и   ст.5|мер  ставки  не|субъекта РФ;    |
   |   |предприятий |мость иму— |Закона  РФ  от|должен   превы—|50% —  в местный|
   |   |            |щества     |13.12.1991    |шать 2%  от на—|бюджет          |
   |   |            |(тыс. руб.)|N 2030—1    "О|логовой   базы.|                |
   |   |            |Для опреде—|налоге на иму—|Конкретные     |                |
   |   |            |ления нало—|щество  предп—|ставки, опреде—|                |
   |   |            |гооблагае— |риятий".   До—|ляемые в  зави—|                |
   |   |            |мой базы во|полнительные  |симости  от ви—|                |
   |   |            |внимание   |льготы катего—|дов деятельнос—|                |
   |   |            |принимаются|риям  платель—|ти предприятий,|                |
   |   |            |отраженные |щиков    могут|могут  устанав—|                |
   |   |            |в    активе|быть  установ—|ливаться  зако—|                |
   |   |            |баланса ос—|лены законода—|нодательными   |                |
   |   |            |татки    по|тельными      |(представитель—|                |
   |   |            |счетам бух—|(представи—   |ными)  органами|                |
   |   |            |учета,  та—|тельными)  ор—|субъектов РФ   |                |
   |   |            |кие как ос—|ганами  власти|               |                |
   |   |            |новные     |субъектов РФ  |               |                |
   |   |            |средства,  |              |               |                |
   |   |            |материалы, |              |               |                |
   |   |            |нематери—  |              |               |                |
   |   |            |альные  ак—|              |               |                |
   |   |            |тивы,   ос—|              |               |                |
   |   |            |новное про—|              |               |                |
   |   |            |изводство, |              |               |                |
   |   |            |готовая    |              |               |                |
   |   |            |продукция, |              |               |                |
   |   |            |товары отг—|              |               |                |
   |   |            |руженные,  |              |               |                |
   |   |            |запасы    и|              |               |                |
   |   |            |т.д.       |              |               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 3 |Платежи   за|           |Отдельные  ка—|               |                |
   |   |пользование |           |тегории  поль—|               |                |
   |   |недрами,   в|           |зователей недр|               |                |
   |   |том числе:  |           |определены    |               |                |
   |   |            |           |ст.40  Закона |               |                |
   |   |            |           |РФ от         |               |                |
   |   |            |           |21.02.1992    |               |                |
   |   |            |           |N 2395—1      |               |                |
   |   |            |           |"О недрах"    |               |                |
   |   +————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   |   |1) плата  за|1) договор—|              |1) от  1  до 2%|1) местный  бюд—|
   |   |право на по—|ная  (смет—|              |договорной сто—|жет;            |
   |   |иски и оцен—|ная)  стои—|              |имости работ;  |                |
   |   |ку месторож—|мость работ|              |               |                |
   |   |дения полез—|(тыс.      |              |               |                |
   |   |ных ископае—|руб.);     |              |               |                |
   |   |мых;        |           |              |               |                |
   |   +————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   |   |2) плата  за|2)  годовая|Устанавливают—|2) от  3  до 5%|2) местный  бюд—|
   |   |право     на|сметная    |ся в соответс—|сметной   стои—|жет;            |
   |   |разведку    |стоимость  |твии  с Поста—|мости работ;   |                |
   |   |месторожде— |работ (тыс.|новлением Пра—|               |                |
   |   |ния полезных|руб.);     |вительства  РФ|               |                |
   |   |ископаемых; |           |от  01.11.1999|               |                |
   |   +————————————+———————————+N  1213 "О ме—+———————————————+————————————————+
   |   |3)   платежи|3)    стои—|рах по вводу в|3) ставки уста—|3) распределение|
   |   |за право  на|мость добы—|эксплуатацию  |навливаются  по|платежей по бюд—|
   |   |добычу   по—|того  мине—|бездействую—  |каждому  место—|жетам определено|
   |   |лезных иско—|рального   |щих, контроль—|рождению   сог—|ст.42 Закона  РФ|
   |   |паемых      |сырья     с|ных и  находя—|ласно действую—|от    21.02.1992|
   |   |            |учетом  по—|щихся  в  кон—|щему  законода—|N 2395—1        |
   |   |            |гашенных  в|сервации сква—|тельству.  Пре—|"О недрах":     |
   |   |            |недрах  за—|жин  на нефтя—|дельный уровень|40% — в  респуб—|
   |   |            |пасов (тыс.|ных  месторож—|платежей     за|ликанский   бюд—|
   |   |            |руб.)      |дениях"       |право на добычу|жет;            |
   |   |            |           |              |нефти составля—|60% —  в  бюджет|
   |   |            |           |              |ет от 6 до 16% |субъекта РФ     |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 4 |Сбор      за|Конкретный |              |               |Направляются ор—|
   |   |участие    в|размер  оп—|              |               |ганам,  выдающим|
   |   |конкурсе    |ределяется |              |               |лицензию        |
   |   |(аукционе) и|по  резуль—|              |               |                |
   |   |выдачу   ли—|татам  кон—|              |               |                |
   |   |цензии      |курса (аук—|              |               |                |
   |   |            |циона)     |              |               |                |
   |   |            |(тыс. руб.)|              |               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 5 |Отчисления  |Стоимость  |Определены ор—|Нефть — 10%    |30% —   в  феде—|
   |   |на воспроиз—|первого то—|ганами,   пре—|               |ральный бюджет. |
   |   |водство  ми—|варного    |доставляющими |               |Территориальный |
   |   |нерально   —|продукта   |лицензии    на|               |бюджет.         |
   |   |сырьевой ба—|(тыс. руб.)|пользование   |               |Распределение по|
   |   |зы          |(в частнос—|недрами (ст.44|               |бюджетам ежегод—|
   |   |            |ти, нефть) |Закона  РФ  от|               |но  устанавлива—|
   |   |            |           |21.02.1992    |               |ется МПР  России|
   |   |            |           |N 2395—1).    |               |по  согласованию|
   |   |            |           |Постановление |               |с   Минэкономики|
   |   |            |           |Правительства |               |России по каждо—|
   |   |            |           |РФ от         |               |му месторождению|
   |   |            |           |01.11.1999    |               |                |
   |   |            |           |N 1213 "О  ме—|               |                |
   |   |            |           |рах по вводу в|               |                |
   |   |            |           |эксплуатацию  |               |                |
   |   |            |           |бездействую—  |               |                |
   |   |            |           |щих, контроль—|               |                |
   |   |            |           |ных  и находя—|               |                |
   |   |            |           |щихся  в  кон—|               |                |
   |   |            |           |сервации сква—|               |                |
   |   |            |           |жин на  нефтя—|               |                |
   |   |            |           |ных  месторож—|               |                |
   |   |            |           |дениях" (нахо—|               |                |
   |   |            |           |дящихся в кон—|               |                |
   |   |            |           |сервации    по|               |                |
   |   |            |           |состоянию   на|               |                |
   |   |            |           |01.01.1999)   |               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 6 |Плата     за|Объем  заб—|Устанавливают—|Устанавливается|40% —   в  феде—|
   |   |пользование |ранной воды|ся   законода—|по  видам  дея—|ральный бюджет; |
   |   |водными объ—|объем сбра—|тельными орга—|тельности    за|60% —  в  бюджет|
   |   |ектами      |сываемых   |нами  субъекта|единицу   водо—|субъекта РФ     |
   |   |            |сточных    |РФ  в пределах|пользования.   |                |
   |   |            |вод,   пло—|суммы   платы,|Дифференцируют—|                |
   |   |            |щадь  аква—|поступающей  в|ся Правительст—|                |
   |   |            |тории, объ—|бюджет   соот—|вом РФ по конк—|                |
   |   |            |ем  продук—|ветствующего  |ретным   водным|                |
   |   |            |ции (работ,|субъекта РФ   |объектам и эко—|                |
   |   |            |услуг)     |              |номическим рай—|                |
   |   |            |(куб. м,   |              |онам.  Конкрет—|                |
   |   |            |кв. км)    |              |ные  ставки ус—|                |
   |   |            |           |              |танавливаются  |                |
   |   |            |           |              |законодательны—|                |
   |   |            |           |              |ми  (представи—|                |
   |   |            |           |              |тельными) орга—|                |
   |   |            |           |              |нами  субъектов|                |
   |   |            |           |              |РФ             |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 7 |Плата     за|Объемы выб—|Определены За—|Установлены ба—|10% —   в  феде—|
   |   |вредные выб—|росов,     |коном РСФСР от|зовые нормативы|ральный бюджет; |
   |   |росы и отхо—|сбросов    |19.12.1991    |платы,  которые|90% — во внебюд—|
   |   |ды          |загрязняю— |N 2060—1   "Об|ежегодно индек—|жетные  экологи—|
   |   |            |щих     ве—|охране окружа—|сируются       |ческие фонды    |
   |   |            |ществ, раз—|ющей природной|               |                |
   |   |            |мещение от—|среды" (в ред.|               |                |
   |   |            |ходов     и|от 02.06.1993)|               |                |
   |   |            |других  ви—|              |               |                |
   |   |            |дов вредно—|              |               |                |
   |   |            |го воздейс—|              |               |                |
   |   |            |твия       |              |               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 8 |Плата     за|Объем  дре—|От платы    за|Минимальные    |Плата по   мини—|
   |   |древесину,  |весины, от—|древесину, за—|ставки платы за|мальным  ставкам|
   |   |отпускаемую |пускаемой  |готавляемую   |древесину,  от—|поступает:      |
   |   |на корню    |на    корню|для  собствен—|пускаемую    на|а) в   субъектах|
   |   |            |(тыс. руб.)|ных нужд,  ос—|корню, устанав—|РФ, если расчет—|
   |   |            |           |вобождаются   |ливаются Прави—|ная лесосека  по|
   |   |            |           |отдельные  ка—|тельством   РФ.|рубкам  главного|
   |   |            |           |тегории  физи—|Конкретные     |пользования пре—|
   |   |            |           |ческих лиц    |ставки устанав—|вышает   1   млн|
   |   |            |           |              |ливаются  орга—|куб. м:         |
   |   |            |           |              |нами  государс—|40% —   в  феде—|
   |   |            |           |              |твенной  власти|ральный бюджет; |
   |   |            |           |              |субъектов    РФ|60% —  в бюджеты|
   |   |            |           |              |или определяют—|субъектов РФ;   |
   |   |            |           |              |ся по результа—|б) в   субъектах|
   |   |            |           |              |там лесных аук—|РФ, если расчет—|
   |   |            |           |              |ционов         |ная  лесосека по|
   |   |            |           |              |               |рубкам  главного|
   |   |            |           |              |               |пользования   не|
   |   |            |           |              |               |превышает 1  млн|
   |   |            |           |              |               |куб.   м,  плата|
   |   |            |           |              |               |полностью посту—|
   |   |            |           |              |               |пает   в  бюджет|
   |   |            |           |              |               |субъекта РФ.    |
   |   |            |           |              |               |Плата за  древе—|
   |   |            |           |              |               |сину,  отпускае—|
   |   |            |           |              |               |мую на корню,  в|
   |   |            |           |              |               |размере  разницы|
   |   |            |           |              |               |между конкретны—|
   |   |            |           |              |               |ми и минимальны—|
   |   |            |           |              |               |ми ставками пос—|
   |   |            |           |              |               |тупает  лесхозам|
   |   |            |           |              |               |федерального ор—|
   |   |            |           |              |               |гана  управления|
   |   |            |           |              |               |лесным   хозяйс—|
   |   |            |           |              |               |твом            |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   | 9 |Акцизы      |Количество |Льготы опреде—|55 руб.  за 1 т|100% —  в  феде—|
   |   |            |реализован—|лены  в  соот—|добытой нефти  |ральный бюджет  |
   |   |            |ной  нефте—|ветствии с Фе—|               |                |
   |   |            |добывающими|деральным  за—|               |                |
   |   |            |предприяти—|коном       от|               |                |
   |   |            |ями  нефти,|06.12.1991    |               |                |
   |   |            |включая    |N 1993—1   "Об|               |                |
   |   |            |стабилизи— |акцизах"      |               |                |
   |   |            |рованный   |              |               |                |
   |   |            |газовый    |              |               |                |
   |   |            |конденсат  |              |               |                |
   |   |            |(т)        |              |               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   |10 |Налог     на|Выручка,   |Законодатель— |2,5%           |0,5% —  в  феде—|
   |   |пользовате— |полученная |ные  (предста—|               |ральный дорожный|
   |   |лей  автомо—|от реализа—|вительные) ор—|               |фонд;           |
   |   |бильных  до—|ции продук—|ганы субъектов|               |2% — в  террито—|
   |   |рог         |ции (работ,|РФ могут повы—|               |риальный  дорож—|
   |   |            |услуг)     |шать    (пони—|               |ный фонд        |
   |   |            |(тыс. руб.)|жать)   ставку|               |                |
   |   |            |           |налога, зачис—|               |                |
   |   |            |           |ляемого в тер—|               |                |
   |   |            |           |риториальные  |               |                |
   |   |            |           |дорожные фонды|               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   |11 |Налог на со—|Объем  реа—|Устанавливает—|Не    превышает|100% — в местный|
   |   |держание жи—|лизации    |ся по  решению|1,5%           |бюджет          |
   |   |лищного фон—|продукции  |местных  орга—|               |                |
   |   |да          |(работ, ус—|нов власти    |               |                |
   |   |            |луг)  (тыс.|              |               |                |
   |   |            |руб.)      |              |               |                |
   +———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+————————————————+
   |12 |Внебюджетные|Фонд оплаты|Освобождение  |Ставки по  пла—|                |
   |   |социальные  |труда   ра—|от уплаты пла—|тежам  устанав—|                |
   |   |фонды:      |ботников   |тежей  во вне—|ливаются  феде—|                |
   |   |Пенсионный  |предприятий|бюджетные фон—|ральным законом|                |
   |   |фонд,  фонды|(учрежде—  |ды  устанавли—|               |                |
   |   |обязательно—|ний,  орга—|вается   феде—|               |                |
   |   |го медицинс—|низаций)   |ральным  зако—|               |                |
   |   |кого страхо—|(тыс. руб.)|ном           |               |                |
   |   |вания,  Фонд|           |              |               |                |
   |   |социального |           |              |               |                |
   |   |страхования,|           |              |               |                |
   |   |Государс—   |           |              |               |                |
   |   |твенный фонд|           |              |               |                |
   |   |занятости   |           |              |               |                |
   |   |населения   |           |              |               |                |
   L———+————————————+———————————+——————————————+———————————————+—————————————————
   

Подписано в печать А.И.Новикова

24.04.2000 Советник налоговой службы

I ранга

Е.В.Кирилюк

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности составления налоговой отчетности за 2000 г. по земельному налогу (Начало) ("Налоговый вестник", 2000, N 5) >
Статья: Контроль за правильностью исчисления и внесения платежей, связанных с пользованием лесным фондом, в 2000 году ("Налоговый вестник", 2000, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.