|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Российская организация представила в налоговую инспекцию заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в РФ по форме 1013DT(1996) по доверенности за иностранное юридическое лицо. Инспекция отказала в рассмотрении заявления на основании того, что доход иностранной компании носит активный характер. Правомерно ли это? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 8)
"Московский налоговый курьер", N 8, 2000
Вопрос: Российское юридическое лицо представило в налоговую инспекцию заявление на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации по форме 1013DT(1996) по доверенности за иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция). Вид дохода, указанный в заявлении, - организация перевалки сырой нефти на экспорт. Инспекция, рассмотрев по существу представленные документы, отказала в рассмотрении заявления по следующим основаниям: доход, указанный в заявлении иностранного юридического лица, носит активный характер. Согласно Письму ГНИ по г. Москве от 07.09.1998 N 30-14/27215, изданному на основании Письма Госналогслужбы России от 26.06.1998 N 06-1-14/745, предварительное освобождение иностранного юридического лица, не имеющего российского ИНН, от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства и не подлежащая налогообложению в Российской Федерации. Российское юридическое лицо как доверенное лицо иностранного юридического лица не согласилось с действиями инспекции и указало на незаконность вышеуказанных Писем. Правомерны ли действия инспекции в указанной ситуации?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 21 апреля 2000 г. N 15-06/15752
В соответствии со ст.10 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" иностранные юридические лица уплачивают налоги по доходам, источник которых находится на территории Российской Федерации. Согласно п.5.3 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", удержание сумм налога с доходов иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации производится по всем видам доходов во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев осуществления деятельности через постоянное представительство. В случае наличия международного договора, в котором установлены пониженные ставки налога или полное освобождение от налогообложения в Российской Федерации сумм доходов, производится возврат излишне удержанного у источника выплаты налога. Указанное положение также подтверждается ст.7 Налогового кодекса РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Кроме того, если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в Российской Федерации имеют регулярный и однотипный характер и эти доходы в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения не подлежат обложению налогом в Российской Федерации, то иностранное юридическое лицо, имеющее фактическое право на получение таких доходов, может подать заявление в местный налоговый орган о неудержании налога от источника (п.6.4 указанной Инструкции). Вместе с тем согласно Письму ГНИ по г. Москве от 07.09.1998 N 30-14/27215, изданному на основании Письма Госналогслужбы России от 26.06.1998 N 06-1-14/745, доходами, о которых можно заранее сказать, что они не должны подлежать налогообложению у источника выплаты и, следовательно, по которым можно подать заявление на предварительное освобождение от удержания налога у источника выплаты, могут быть в основном только пассивные (перечень пассивных доходов приведен в Приложении к Письму Госналогслужбы России от 31.12.1997 N ВГ-6-06/928). Что касается активных доходов, то есть доходов, связанных с осуществлением иностранным юридическим лицом самостоятельно или через третьих лиц какой-либо деятельности в Российской Федерации, то сделать предварительный вывод о том, приведет ли конкретная деятельность иностранного лица к возникновению налоговых обязательств в России, то есть к образованию постоянного представительства, или о том, что доходы от такой деятельности подпадают под освобождение в соответствии с конкретным соглашением, можно лишь в ограниченных случаях. В связи с вышеизложенным предварительное освобождение иностранной компании, не имеющей российского ИНН, от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации (активным доходам) может быть предоставлено в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства (например, строительная площадка, существующая менее одного месяца) или как не подлежащая налогообложению в Российской Федерации деятельность (например, международные перевозки). В таких случаях иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган заявление на предварительное освобождение по старой форме 1013DT(1996). В поступившем в инспекцию заявлении по форме 1013DT(1996) на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации на 2000 г., представленном российским юридическим лицом по доверенности за иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция), указан вид дохода - "Организация перевалки сырой нефти на экспорт". Доходы будут выплачиваться российским юридическим лицом иностранному юридическому лицу по договору. Сторонами договора являются иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция) - агент и российское юридическое лицо - принципал. Предметом договора является следующее: принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства от своего имени и за счет принципала по организации перевалки на экспорт сырой нефти через российский морской порт в количестве, необходимом принципалу. Агент, действуя от своего имени, производит расчеты с портом за перевалку, организует экспедиторское обслуживание перевозимой нефти принципала и ее декларирование на таможне. Указанный вид деятельности носит активный характер. Конвенцией между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 прямо не предусмотрен такой вид деятельности, как оказание услуг по организации перевалки сырой нефти на экспорт (экспедиторское обслуживание перевозимой нефти, ее декларирование на таможне и т.п.). Учитывая изложенное, а также Письмо ГНИ по г. Москве от 07.09.1998 N 30-14/27215, доход, указанный иностранным юридическим лицом в заявлении по форме 1013DT(1996), предварительному освобождению не подлежит. Что касается вопроса о незаконности Писем Госналогслужбы России от 26.06.1998 N 06-1-14/745 и ГНИ по г. Москве от 07.09.1998 N 30-14/27215 (изданного на основании указанного Письма Госналогслужбы России), первое из которых не опубликовано и ни одно из них не зарегистрировано в Минюсте России и, таким образом, по утверждению налогового агента, не имеют юридической силы и не могут служить законным обоснованием каких-либо позиций или действий налоговых органов по отношению к налогоплательщикам и налоговым агентам, разъясняем следующее. В соответствии со ст.4 Налогового кодекса РФ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам издает обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" государственной регистрации подлежат только нормативные правовые акты. Кроме того, в соответствии с п.8.2 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", зарегистрированной Минюстом Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве (Госналогслужба России) в случае внесения изменений в формы документов, установленных указанной Инструкцией, издает новые формы и разъяснения по их заполнению. Учитывая изложенное, Письмо Госналогслужбы России от 26.06.1998 N 06-1-14/745 не требует государственной регистрации и обязательно к применению нижестоящими органами налоговой службы Российской Федерации. На основании указанного Письма Госналогслужбы России ГНИ по г. Москве издано Письмо от 07.09.1998 N 30-14/27215, опубликованное в установленном порядке и подлежащее применению. Так как международные договоры имеют приоритет над российским налоговым законодательством, в данном случае Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996, то в соответствии с п.6.2 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 иностранное юридическое лицо (резидент Республики Франция) имеет право подать заявление в территориальный налоговый орган для осуществления процедуры возврата уплаченного налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации в течение года с момента получения дохода.
Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А.Глинкин
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |