![]() |
| ![]() |
|
Статья: Особенности отражения финансовых операций по расчетам за услуги ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 17)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 17, 2000
ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТАМ ЗА УСЛУГИ
Организации жилищно - коммунального хозяйства (ЖКХ) в своей работе руководствуются Письмом Минфина России от 29.10.1993 N 118 (в ред. от 03.04.1996) "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве" (далее - Письмо N 118). Рассмотрим некоторые особенности, связанные с применением этого Письма, а также других законодательных и нормативно - правовых актов. Жилищно - эксплуатационные организации (ЖЭО) в соответствии со ст.676 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предоставляют или обеспечивают предоставление населению коммунальных услуг. Практика работы ЖЭО свидетельствует о том, что оформляемые ЖЭО финансовые операции не соответствуют условиям заключенных договоров. Следует учитывать, что Минфином России в Письме N 118 разъяснения в части отражения на счете 96 "Целевые финансирование и поступления" платежей за коммунальные услуги, поступающих от населения в ЖЭО, были даны в 1993 г. Позднее в ГК РФ были определены виды договоров, закреплены обязательные условия и положения каждого из них, дана правовая характеристика сторон, участвующих в договоре. Новые нормы договорных отношений определяют особенности отражения финансовых операций ЖЭО, которые получают по договорам найма на свой расчетный счет средства от населения - не только плату за свои услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда, но и платежи за коммунальные услуги, которые подлежат перечислению основным поставщикам этих услуг - организациям теплоснабжения и водопроводно - канализационного хозяйства. Если ЖЭО выступает в роли покупателя и продавца (поставщика) коммунальных услуг, то в ее бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими записями: Дебет 62, 76, Кредит 46 - начислена полная стоимость коммунальных услуг по тарифам для населения; Дебет 46, Кредит 68, 76 - начислен НДС за коммунальные услуги в зависимости от метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), предусмотренного в учетной политике предприятия; Дебет 60, Кредит 51 - перечислено поставщикам и подрядчикам материально - производственных запасов (МПЗ), работ, услуг;
Дебет 10, 12, Кредит 60 - оприходованы МПЗ; Дебет 19, Кредит 60 - отражается НДС по приобретенным МПЗ, работам, услугам; Дебет 20, 23, 25, 26, Кредит 10, 12, 23, 25, 26, 60 и др. - прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием коммунальных услуг; Дебет 68, Кредит 19 - начислен НДС к возмещению; Дебет 46, Кредит 20 - реализованы коммунальные услуги населению; Дебет 46, 80, Кредит 46, 80 - определен финансовый результат. Если ЖЭО выступает по договору в роли участника в расчетах по коммунальным платежам, т.е. осуществляет транзитные платежи, то в бухгалтерском учете это отражается следующим образом: Дебет 76, субсчет "Расчеты с квартиросъемщиками", Кредит 96, субсчет "По видам услуг" - начислена полная стоимость услуг по тарифам для населения; Дебет 51, Кредит 76, субсчет "Расчеты с квартиросъемщиками" - поступили средства от населения; Дебет 96, субсчет "По видам услуг", Кредит 51 - перечислены средства энерго-, водоснабжающим организациям, полученные от населения. Указанная особенность отражения хозяйственных операций играет важную роль при определении налогооблагаемой базы ЖЭО по НДС. Как видно из проводок, в первом случае необходимо отражать НДС, во втором случае эти операции отсутствуют, что соответствует разъяснению, приведенному в Письме Госналогслужбы России от 15.08.1996 N В3-4-03/55н "О порядке исчисления налога на добавленную стоимость организациями жилищно - коммунального хозяйства". Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (далее - Постановление N 887) тарифы на жилищно - коммунальные услуги для населения, утверждаемые органом местного самоуправления, должны быть экономически обоснованными. Другими словами, в настоящее время тарифы для населения должны если и отличаться от тарифов на жилищно - коммунальные услуги для прочих потребителей, то только установленным органом местного самоуправления уровнем рентабельности. Поэтому разницы между выручкой, исчисленной по планово - расчетным тарифам (там, где они применяются), и выручкой, исчисленной по действующим тарифам и ценам на топливо, теплоэнергию и другие услуги, отпускаемые населению по ценам и тарифам ниже покупных, не должно быть. Поскольку реформирование правоотношений в жилищно - коммунальной сфере и системы управления жилищным фондом не окончено, поставщики (производители) работ, услуг производят расчеты с населением по тарифам, утверждаемым для населения органами местного самоуправления, которые только частично покрывают затраты предприятий на производство и реализацию товаров и услуг жилищно - коммунального назначения. В результате этого у них неминуемо образуется убыток. Следовательно, согласно п.1 ст.533 ГК РФ из бюджета организациям ЖКХ должны быть направлены средства на возмещение убытков. В соответствии с п.12 Письма N 118 к организациям ЖКХ поступают суммы из бюджета как возмещение разницы между выручкой, исчисленной по планово - расчетным тарифам (там, где они применяются), и выручкой, исчисленной по действующим тарифам, а также суммы, поступившие из бюджета на покрытие разницы в ценах на топливо, теплоэнергию и другие услуги, отпускаемые населению по ценам и тарифам ниже покупных. При этом в бухгалтерском учете эта хозяйственная операция отражается следующими записями: Дебет 51, Кредит 96 - поступили средства из бюджета; Дебет 96, Кредит 80 - поступившие средства из бюджета отражаются в составе внереализационных доходов. Возникает вопрос, связанный с определением налогооблагаемой базы по НДС, так как средства бюджета, направленные на покрытие убытка, налогом на добавленную стоимость не облагаются, а средства, направленные из бюджета на приобретение товаров, работ, услуг, подлежат обложению этим налогом. Порядок отражения в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве, установленный в Письме N 118, должен действовать только в части, не противоречащей Приказу Минфина России от 28.07.1995 N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Приказ N 81). Приказ N 81 вводит в План счетов бухгалтерского учета новый счет 77 "Расчеты с государственным и муниципальным органом", который предназначен для обобщения информации о всех видах расчетов государственных и муниципальных унитарных предприятий с уполномоченным на их создание государственным органом или органом местного самоуправления. Счет 77 меняет методологию отражения в бухгалтерском учете покрытия убытка унитарного предприятия. В Письме N 118 предусмотрено отражение покрытия убытка при поступлении ассигнований из бюджета следующими записями: Дебет 51, Кредит 96 - поступили средства из бюджета; Дебет 96, Кредит 80 - на покрытие убытков. При принятии решения органом местного самоуправления о покрытии убытков в бухгалтерском учете унитарного предприятия производятся следующие записи: Дебет 77, Кредит 88 - на основании документа, подтверждающего решение органа местного самоуправления о покрытии убытка унитарного предприятия на соответствующую сумму; Дебет 51, Кредит 77 - при получении денежных средств. Еще одна особенность организаций ЖКХ - отражение операций по предоставляемым субсидиям на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением N 887. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения их платежа за жилье и коммунальные услуги. Такие операции отражаются следующим образом: Дебет 96, Кредит 62, 76 - начислена субсидия. Из приведенных бухгалтерских записей видно, что сумма субсидии не уменьшает начисленную стоимость услуг по тарифам для населения. Согласно п.5 Постановления N 887 "предприятия и организации, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственный жилищный фонд и оказывающие жилищно - коммунальные услуги, компенсируют в порядке, устанавливаемом государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, за счет собственных средств затраты, связанные с предоставлением субсидий имеющим на это право гражданам, проживающим в домах, относящихся к указанному жилищному фонду". В бухгалтерском учете соответствующие операции отражаются следующим образом: при направлении субсидий организации ЖКХ: Дебет 51, Кредит 96 - поступили средства из бюджета - субсидии гражданам; за счет собственных средств организаций и предприятий: Дебет 88, Кредит 96 - использование части прибыли, принадлежащей органу местного самоуправления в соответствии с п.1 ст.295 ГК РФ.
Подписано в печать Н.Станкевич 21.04.2000 Директор
ООО "Аудиторская фирма "Альтаир"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |