![]() |
| ![]() |
|
Статья: О платежах в государственные внебюджетные фонды ("Финансовая газета", 2000, N 17)
"Финансовая газета", N 17, 2000
О ПЛАТЕЖАХ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
В связи с принятием Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" можно говорить о предпринятом законодателем разграничении налоговых и социальных платежей. Закон вводит собственный понятийный аппарат (страховой взнос, расчетная база, тариф страхового взноса). Страховой взнос определяется как обязательный платеж на обязательное социальное страхование. Устанавливается порядок его исчисления и уплаты. Согласно Закону страховщиками выступают некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц и обеспечивающие сбор страховых взносов, контроль за их правильным исчислением, своевременной уплатой и перечислением страхователями. Закон предполагает самостоятельное правовое регулирование деятельности страховщиков. Например, условия, порядок и сроки уплаты страховых взносов, регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика должны быть определены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховщики имеют право взыскивать со страхователей недоимку, налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д. Предусмотрено принятие федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрел нормы, непосредственно затрагивающие отношения по взиманию налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды. Органы государственных внебюджетных фондов включены в состав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, дано понятие внебюджетных фондов. Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) предусмотрено, что в случаях, когда на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю (проверки, учет и т.д.), эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов (ст.ст.30, 82). А взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были названы в ст.13 в качестве одного из федеральных налогов и сборов еще в первоначальной редакции Кодекса. Однако ст.13 части первой НК РФ вводится в действие со дня введения в действие части второй НК РФ. До указанного времени уплата взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляется в соответствии с действующими специальными актами законодательства (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9). Необходимо отметить, что изменение срока уплаты налога и сбора в государственные внебюджетные фонды, постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов (форма заявления о постановке на учет разрабатывается органами государственных внебюджетных фондов по согласованию с МНС России), способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды, зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды, порядок декларирования данных, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды, производятся в соответствии с НК РФ. Органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, поступающих в эти фонды, разрабатывают формы и порядок заполнения налоговых деклараций. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления органом государственного внебюджетного фонда налогоплательщику требования об уплате налога. Вместе с тем в настоящее время в законодательстве о налогах и сборах (ст.ст.19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации") не предусмотрены налоги и сборы, поступающие в государственные социальные внебюджетные фонды. Признание в действующих условиях взносов во внебюджетные фонды налогами означало бы принципиальную невозможность их принудительного взыскания на основании ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ, согласно которой впредь до введения в действие ст.ст.13, 14 и 15 части первой НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона N 2118-1, не взимаются. Таким образом, действующие положения НК РФ в части государственных внебюджетных фондов будут фактически применимы в случае установления налогов и сборов, поступающих в государственные внебюджетные фонды (с момента введения в действие части второй НК РФ), либо признания взносов в государственные социальные внебюджетные фонды налогами и включения их в перечень федеральных налогов, установленный ст.19 Закона N 2118-1 (согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 N 7-П правовая природа налогов и сборов имеет достаточно много общего с правовой природой взносов в государственные внебюджетные фонды). При этом необходимо учитывать положения специальных актов законодательства, содержащих отсылочные нормы. В частности, ст.10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" устанавливает, что начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляются в соответствии с частью первой НК РФ. Согласно п.10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.1993 N 5132-1, к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом N 2118-1. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1211 "О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" на налоговые органы возложены функции контроля за поступлением страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации применительно к действующему порядку осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства.
Поскольку в настоящее время порядок осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства в части правильного исчисления и своевременности внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты регулируется НК РФ, с 1 января 1999 г. к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются меры ответственности, предусмотренные разд.VI НК РФ. Заметим, что одни и те же отношения по взиманию взносов в государственные социальные внебюджетные фонды не могут регулироваться разными законодательными актами. Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается, что функции сбора и контроля за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды предполагается осуществлять тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет, т.е. налоговыми органами (соответствующие положения Бюджетного кодекса Российской Федерации вводятся в действие федеральным законом). В этой ситуации неизбежно возникновение коллизий. По всей видимости, ясность будет достигнута с принятием второй части НК РФ, которая позволит определять порядок исчисления и уплаты взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также процедуры контроля за полнотой и своевременностью их уплаты на основе положений НК РФ.
Подписано в печать С.Разгулин 21.04.2000 МНС России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |