|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет в бюджетных организациях, ведущих хозяйственную деятельность ("Бухгалтерский учет", 2000, N 9)
"Бухгалтерский учет", N 9, 2000
УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ВЕДУЩИХ ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Многие бюджетные организации в той или иной форме занимаются хозяйственной деятельностью: сдают в аренду часть имеющейся площади и оборудования, оказывают различные услуги населению и организациям по профилю своей деятельности, частично используют для коммерческих целей автотранспорт, некоторые НИИ на коммерческих условиях реализуют опытные образцы своих разработок и даже организуют цеха по выпуску этой продукции и службы для ее реализации потребителям и т.п. Действующий для бюджетных организаций План счетов бухгалтерского учета не приспособлен в должной мере для отражения операций коммерческого характера, поэтому часто вводятся отдельные счета из типового плана счетов бухгалтерского учета, что осложняет взаимосвязь операций по бюджетному плану счетов и типовому коммерческому, составление баланса и отчетности. В некоторых бюджетных организациях операции коммерческого характера занимают значительное место, а иногда являются основой всей осуществляемой деятельности. В подобных случаях эти организации по согласованию с вышестоящим органом полностью переходят на типовой план счетов для коммерческих организаций. Правда, при этом возникают сложности при составлении отчетности, адаптированной, естественно, к плану счетов бюджетных организаций. Но гораздо проще раз в квартал составить отчет, используя взаимосвязь счетов типового плана счетов для коммерческих организаций и бюджетного плана счетов, чем ежедневно вести учет по счетам, которые в значительной мере уже не отражают характер деятельности данной организации. Возможности перехода с бюджетного плана счетов на типовой для коммерческих организаций покажем на конкретных примерах. В начале 1990-х гг. в Московской области, а затем и в ряде других областей в экспериментальном порядке при Пенсионном фонде в районах были организованы отделы по доставке пенсий населению, работающие на принципах самоокупаемости (за счет отчислений, предусмотренных на доставку пенсий). Естественно, вести учет по бюджетному плану счетов для этих отделов оказалось крайне неудобным. Поэтому для них были разработаны счетный план на основе типового плана счетов коммерческих организаций и схема перехода с бюджетного на этот план счетов на базе квартального баланса исполнения сметы расходов. По счетам реализации продукции, изделий и выполненных работ (280 - 282), закрываемым на конец квартала и не входящим в баланс исполнения сметы расходов, из типового плана счетов коммерческих предприятий используется счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а при необходимости - и счета 47 и 48 (при наличии соответствующих операций по реализации основных средств и прочих активов). К сожалению, этот опыт не получил большого распространения из-за незаинтересованности Московского областного отделения Пенсионного фонда сводить баланс по двум разным планам счетов, хотя районные отделы доставки пенсий были готовы ежеквартально составлять баланс исполнения сметы расходов и другие формы отчетности с шифрами бюджетного плана счетов.
Более удачным оказался опыт научно - исследовательских институтов Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). Большинство НИИ этой академии в силу специфики своей деятельности (научные разработки) в большинстве случаев связаны с производством сельскохозяйственной продукции, которая после подведения итогов опытов и соответствующих разработок, как правило, поступает в реализацию. Даже выведение новых сортов растений и пород животных в конечном счете завершается тем, что результаты исследований передаются (реализуются) соответствующим хозяйствам для массового тиражирования. В силу специфики своей деятельности НИИ РАСХН вынуждены были перейти еще в начале 1990-х гг. с бюджетного плана счетов на типовой план счетов коммерческих организаций. Даже институты теоретического профиля имели поступления как от реализации своих разработок, так и от прочих видов деятельности. Так, Всероссийский научно - исследовательский институт ветеринарной вирусологии и микробиологии (ВНИИВВиМ) из г. Покров Владимирской области помимо чисто теоретических исследований осуществляет производство разрабатываемых препаратов и их реализацию, т. е. несет расходы на производство соответствующих препаратов, получает доходы от их реализации с выведением финансовых результатов деятельности. Естественно, что в институте, как и в других институтах РАСХН, вынуждены были перейти на типовой план счетов бухгалтерского учета коммерческих организаций. Несомненно, не все удачно решено в этих планах счетов. Однако одно является бесспорным: жизнь настоятельно требует привязки типового плана счетов коммерческих организаций к особенностям бюджетных организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность. Чисто бюджетный План счетов должен применяться в государственных органах управления и других бюджетных организациях (суды, прокуратура и др.), профиль которых несовместим с ведением хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н утверждена новая Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и уточненный План счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В новой Инструкции и плане счетов учтены произошедшие в последние годы изменения в финансово - хозяйственной деятельности бюджетных учреждений: переход на казначейскую систему исполнения бюджета, расширение привлечения внебюджетных источников, появление новых видов хозяйственных операций и т.п. В новом Плане счетов значительно расширено количество счетов и субсчетов, практически совпадающих с соответствующими счетами типового плана счетов для коммерческих организаций: из общего количества счетов первого порядка (30) 26 счетов совпадают с соответствующими счетами типового плана счетов для коммерческих организаций, из общего количества субсчетов (104) совпадают с типовым планом счетов коммерческих организаций 86. Перечень субсчетов в основном соответствует субсчетам типового плана счетов коммерческих организаций (в ряде случаев даже с большей детализацией). Так, по счету 01 "Основные средства" предусмотрены следующие субсчета: 010 "Здания", 011 "Сооружения", 012 "Передаточные устройства", 013 "Машины и оборудование", 015 "Транспортные средства", 016 "Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь", 017 "Рабочий и продуктивный скот", 018 "Библиотечные фонды", 019 "Прочие основные средства". В целом при разработке нового типового плана счетов для коммерческих организаций целесообразно с учетом всего накопленного опыта учета в бюджетных организациях, занимающихся хозяйственной деятельностью, выделить в нем специальный раздел по таким хозяйственным операциям.
Схема перехода с бюджетного плана счетов на типовой (по данным квартального баланса исполнения сметы расходов)
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Разделы баланса | Сальдо перечисляется на | | | следующие | | | счета типового плана счетов | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Актив | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Основные средства | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Основные средства (010 — 019) |01 "Основные средства" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Материальные запасы | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Материалы и продукты питания |10 "Материалы" | |(060 — 069) |41 "Товары" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Малоценные и | | |быстроизнашивающиеся предметы | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Малоценные и |12 "Малоценные и | |быстроизнашивающиеся |быстроизнашивающиеся предметы" | |предметы (070 — 073) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Затраты на производство | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Затраты на производство и |20 "Основное производство" | |другие цели |23 "Вспомогательные | |(080 — 084) |производства" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Денежные средства | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Текущие счета по бюджетам |55—3 "Текущий счет средств | |(100 — 108) |целевого | | |финансирования" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчетный счет (113) |51 "Расчетный счет" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Валютный счет (118) |52 "Валютный счет" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Касса (120) |50 "Касса" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Прочие денежные средства | | |(130 — 134) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Аккредитивы (130) |55—1 "Аккредитивы" | |Чековые книжки (131) |55—2 "Чековые книжки" | |Денежные документы (132) |56 "Денежные документы" | |Денежные средства в пути (133) |57 "Переводы в пути" | |Финансовые вложения (134) |58 "Краткосрочные финансовые | | |вложения" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с покупателями и |62 "Расчеты с покупателями и | |заказчиками (157) |заказчиками" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с подотчетными лицами |71 "Расчеты с подотчетными | |(160) |лицами" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по недостачам (170) |73—3 "Расчеты по возмещению | | |материального ущерба" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по социальному |69—1 "Расчеты по социальному | |страхованию (171) |страхованию" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по специальным видам |73—4 "Расчеты по прочим | |платежей (172) |операциям" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с бюджетом (173) |68 "Расчеты с бюджетом" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с прочими дебиторами |76 "Расчеты с разными | |(178) |дебиторами | | |и кредиторами" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расходы | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расходы на содержание |96 "Целевые финансирование и | |учреждения (200) |поступления" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расходы к распределению (210) |26 "Общехозяйственные расходы" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расходы по специальным |29 "Обслуживающие производства | |средствам (211), расходы по |и хозяйства" | |прочим средствам (213) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Убытки | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Убытки (410) |80 "Прибыли и убытки" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Затраты на капитальное | | |строительство | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Оборудование к установке (040) |07 "Оборудование к установке" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Строительные материалы для |10—8 "Строительные материалы" | |капитального строительства (041)| | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с поставщиками и |60 "Расчеты с поставщиками и | |подрядчиками (150) |подрядчиками" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расходы по спецсредствам на |08 "Капитальные вложения" | |новое | | |строительство и приобретение | | |оборудования (212) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | Пассив | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Финансирование | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Финансирование из бюджета на |96 "Целевые финансирование и | |расходы |поступления" | |учреждения (230, 140) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Прочие средства на содержание |96 "Целевые финансирование и | |учреждения (238, 230, 140) |поступления" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Кредиты банков (248) |90 "Краткосрочные кредиты | | |банков" | | |92 "Долгосрочные кредиты | | |банков" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Фонды | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Фонд материального поощрения и |88—5 "Фонды потребления" | |оказания единовременной помощи | | |работникам (240) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Фонд производственного и |88—3 "Фонды накопления" | |социального |88—4 "Фонд социальной сферы" | |развития (246) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Фонд в основных средствах (250) |79—1 "Внутрихозяйственные | | |расчеты | | |по выделенному имуществу" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Фонд в малоценных и |79—1 "Внутрихозяйственные | |быстроизнашивающихся предметах |расчеты | |(260) |по выделенному имуществу" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Износ основных средств (020) |02 "Износ основных средств" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по социальному |69—1 "Расчеты по социальному | |страхованию (171) |страхованию" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по специальным видам |73—4 "Расчеты по прочим | |платежей (172) |операциям" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по платежам в бюджет |68 "Расчеты с бюджетом" | |(173) | | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по средствам, полученным|76—4 "Расчеты с прочими | |на расходы по поручениям (176) |дебиторами | | |и кредиторами" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с депонентами (177) |76—2 "Расчеты с депонентами" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с прочими кредиторами |76—4 "Расчеты с прочими | |(178) |дебиторами | | |и кредиторами" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с рабочими и служащими |70 "Расчеты с персоналом по | |(180) |оплате труда" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты со стипендиатами (181) |70 "Расчеты с персоналом по | | |оплате труда" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по страховым взносам в |69—2 "Расчеты по пенсионному | |Пенсионный фонд (198) |обеспечению" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты по медицинскому |69—3 "Расчеты по медицинскому | |страхованию (159) |страхованию" | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ |Расчеты с фондом занятости (199)|69—4 "Расчеты по фонду | | |занятости" | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Подписано в печать М.З.Пизенгольц 17.04.2000 Доктор экономических наук
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |