|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Предприятие занимается ретрансляцией телеканалов, полученных со спутника по сетям кабельного телевидения. Лицензия ФСТР и договоры с телекомпаниями имеются, зарегистрированы как СМИ (телепрограмма). Источник финансирования - собственная прибыль предприятия. Основной доход - установочная и абонентская плата. Имеем ли мы льготу по налогу на прибыль и НДС? ("Консультант Бухгалтера", 2000, N 5)
"Консультант Бухгалтера", N 5, 2000
Вопрос: Предприятие занимается ретрансляцией телевизионных каналов, полученных со спутника по сетям кабельного телевидения. Лицензия ФСТР и договоры с телекомпаниями имеются, зарегистрированы как средства массовой информации (телепрограмма). Источник финансирования - собственная прибыль предприятия. Основной доход - установочная и абонентская плата. Имеем ли мы льготу по налогу на прибыль и НДС? Какими документами и положениями нужно руководствоваться при создании собственной программы? Из чего складываются затраты на изготовление и выпуск телепрограммы? Каков источник финансирования? Каковы особенности бухгалтерского учета и налогообложения? Какие документы должны оформляться при размещении рекламы от заказчиков и собственной рекламы, существуют ли их типовые формы? Каковы особенности отражения в бухгалтерском учете спонсорской помощи?
Ответ: В соответствии с п.4.6 Инструкции о порядке исчисления налога на прибыль не подлежит налогообложению прибыль, полученная телерадиовещательными компаниями, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также прибыль, полученная телерадиовещательными компаниями от других видов деятельности и направленная ими на финансирование капитальных вложений по основному профилю их деятельности.
Данные льготы не распространяются на прибыль, полученную от производства и распространения продукции средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также изданий рекламного и эротического характера. Аналогичные льготы предусмотрены п.12 Инструкции о порядке исчисления НДС. Таким образом, для получения права на льготу по налогу на прибыль и НДС должны соблюдаться следующие условия: - прибыль должна быть получена от распространения продукции СМИ (телепрограмм), связанных с образованием, наукой и культурой; - прибыль не должна быть получена от производства и распространения изданий рекламного и эротического характера. Разумеется, для обоснования права на льготу необходима организация раздельного учета затрат по указанным видам рекламы. По некоторому ряду формальных факторов телепрограммы и рекламная продукция могут быть отнесены к категории объектов нематериальных активов (отсутствие выраженной материально - вещественной формы, распространение на них положений авторского права и т.п.). Однако, с другой стороны, такая продукция является предметом реализации, следовательно, затраты на ее производство должны списываться через счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", а не через счет 48 "Реализация прочих активов" (через который отражается реализация объектов нематериальных активов). Следовательно, себестоимость собственных телепрограмм и рекламной продукции, изготовленной собственными силами, должна формироваться на счете 20 "Основное производство" и в дальнейшем списываться в дебет счета 46. При формировании себестоимости продукции следует руководствоваться документами нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности (Законом о бухгалтерском учете, Положением о составе затрат, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и т.п.). Какими-либо сведениями о нормативных или разъясняющих документах, регулирующих особенности формирования себестоимости продукции телерадиокомпаний и передающих центров, мы не располагаем. Кроме перечисленных нормативных документов при формировании себестоимости указанной продукции следует учитывать некоторые особенности, установленные Федеральными законами от 27.12.1991 N 2141-1 "О средствах массовой информации" и от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (в г. Москве - Законом г. Москвы от 28.01.1998 N 2 "О кабельном телевидении в городе Москве"). Вопрос об источниках финансирования нам не совсем понятен. Очевидно, что затраты по ретрансляции программ и созданию собственных программ должны возмещаться за счет средств, поступающих от зрителей абонентской установочной платы. Если же телепрограмма делается по заказу сторонней организации, то стоимость ее изготовления должна быть возмещена суммами, поступившими от заказчика. Это же касается производства рекламы. О существовании типовых договоров на размещение рекламной продукции, утвержденных на федеральном уровне, нам не известно. При заключении договора на изготовление и (или) размещение рекламы следует руководствоваться общими положениями гражданского законодательства. Взаимоотношения телерадиокомпании со спонсором регулируются статьей Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе": "Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем". Следовательно, отражение в учете распространения спонсорской рекламы, в принципе, ничем не отличается от отражения в учете рекламы других рекламодателей. Так как спонсорская помощь может направляться (помимо оплаты рекламы) и на другие цели, то и учитываться поступившие средства должны в зависимости от направлений использования. Суммы в части стоимости рекламы должны отражаться по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета реализации: дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" кредит счета 20 "Основное производство" - на сумму фактической себестоимости оказанных спонсору услуг; дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредит счета 46 - на сумму стоимости этих услуг (сумм, причитающихся к поступлению от спонсора); дебет счета 51 "Расчетный счет" кредит счета 62 - на сумму фактически поступивших спонсорских средств. О том, как должны учитываться прочие спонсорские суммы, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности не установлено. По нашему мнению, суммы, поступившие для финансирования каких-либо целевых мероприятий, должны отражаться по кредиту счета 96 "Целевые финансирование и поступления". Соответственно, при использовании спонсорских средств они списываются с дебета счета 96 в кредит счетов осуществленных расходов.
Подписано в печать 14.04.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |