|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Налоговое обозрение от 14.04.2000> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 16)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, 2000
Австралия
В Австралии рассматриваются предложения по упрощению отчетности по налогу на товары и услуги (НТУ - аналог НДС) для предприятий розничной торговли продуктами питания. Упрощенную систему отчетности предлагается распространить на предприятия, годовой оборот которых не превышает 1 млн австралийских долларов и которые не располагают соответствующим торговым оборудованием (контрольно - кассовые машины и электронные системы считывания штрих - кодов). Упрощенной отчетностью смогут воспользоваться владельцы супермаркетов, бакалейных магазинов, молочных баров, ресторанов, кафе, торгующих навынос, рыбных магазинов, лавок и пекарен, реализующих как продукты, так и готовые блюда. В соответствии с австралийским законодательством продукты питания облагаются НТУ по нулевой ставке. В то же время продукция ресторанов, кафе, торгующих навынос, супермаркетов, пекарен, выпекающих помимо хлеба другую продукцию, облагается по стандартной ставке 10%. В результате на этих предприятиях возникает необходимость вести раздельный учет реализации продукции, облагаемой и не облагаемой НТУ. Предлагаемая система упрощенного учета даст возможность рассчитывать процентную долю облагаемых налогом на товары и услуги оборотов по реализации и исходя из этого начислять НТУ.
Австрия
Правительство Австрии приняло решение отменить анонимные сберегательные счета в банках в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с отмыванием грязных доходов. Планы правительства предусматривают следующие меры: с 31 октября 2000 г. будет запрещено направлять средства на анонимные сберегательные счета;
снятие средств с анонимных сберегательных счетов будет разрешено только до 30 июня 2002 г.; до 30 июня 2002 г. банки должны будут зарегистрировать владельцев всех сберегательных счетов; для дарений в виде наличных средств, размещенных на анонимных сберегательных счетах, до 30 июня 2002 г. будет объявлена налоговая амнистия; режим секретности австрийских банков, который и так является одним из наиболее жестких в мире, будет ужесточен. Налоговые органы не смогут получать информацию о клиентах банков без санкции судьи. При проведении следствия банк будет предоставлять данные о своих клиентах только в случае наличия серьезных подозрений в совершении уголовно наказуемых деяний и санкции судьи. Тем самым режим секретности австрийских банков будет доведен до уровня банков Швейцарии и Люксембурга. Анонимные сберегательные счета в австрийских банках введены более 100 лет назад. Владелец анонимного счета может размещать и снимать с него суммы в размере до 200 тыс. австрийских шиллингов. Фактически ограничение суммы операции ничего не значит, потому что при необходимости получения большей суммы деньги можно снять в несколько приемов. В банках Австрии, численность населения которой составляет всего 8 млн человек, открыто более 20 млн сберегательных счетов, среди которых 90% являются анонимными. Они широко используются не только самими австрийцами, но и немцами, итальянцами, которые укрывают свои сбережения от национальных налоговых органов. Проценты по вкладам облагаются налогом по ставке 25% путем удержания у источника выплаты.
* * *
Европейский арбитражный суд 9 марта 2000 г. постановил, что два региональных налога Австрии на алкогольные напитки нарушают законодательство Европейского Союза по акцизам. Региональные налоговые органы должны будут возместить компаниям, занимающимся виноторговлей, выплаченные ими ранее налоги. Суд разрешил регионам продолжать взимать специальный налог на безалкогольные напитки и мороженное.
Польша
С 1 января 2000 г. в Польше действует ряд поправок в закон о налоге на прибыль корпораций, в соответствии с которыми ставка налога на прибыль снижена с 34 до 30%. В период до 2004 г. она постепенно будет снижаться: в 2001 - 2002 гг. - до 28%, в 2003 г. - до 24 и в 2004 г. - до 22%. Отменяется скидка на инвестиции, однако она продолжает распространяться на платежи по инвестициям, вложенным до 1 января 2000 г. С 2500 до 3500 польских злотых повышен максимальный размер основного капитала и нематериальных активов, которые могут быть списаны в год их приобретения. Норма амортизации в строительстве повышена с 4 до 4,5%. Поправки в закон о подоходном налоге с физических лиц не прошли из-за вето президента. Таким образом, в 2000 г. в Польше будут продолжать действовать интервалы доходов и ставки налогообложения, принятые в 1999 г. Приняты поправки в законодательство о НДС. В соответствии с ними с 1 января 2000 г. налогоплательщики получили право на возмещение НДС по импорту услуг.
Соединенные Штаты Америки
Правительство США сообщило о программе борьбы с налоговыми укрытиями. За последние годы потери бюджета от налоговых укрытий, которые используют американские компании, достигают 10 млрд долл. в год. Основные усилия налоговых органов должны быть направлены на предотвращение сделок, "не имеющих экономического смысла", единственной целью которых является сокращение налоговых обязательств налогоплательщиков. В рамках программы предполагается разработать новые нормативные акты, предусматривающие передачу компаниями федеральной службе внутренних доходов (СВД) США сведений о всех сделках, которые могут привести к значительному сокращению налоговых обязательств. Помимо налоговых деклараций эти компании должны будут представлять отчетность о всех сделках, которые можно отнести к налоговым укрытиям, например, уплата вознаграждения в размере более 100 тыс. долл. лицу или аудиторской компании, предложившим схему укрытия. В свою очередь лица и аудиторские компании, предложившие схемы укрытия, будут обязаны предоставлять СВД информацию о сделках в том случае, если эти схемы преследуют цель уклонения от налогообложения, предлагаются на условиях конфиденциальности и размер полученного вознаграждения за передачу налогоплательщику схемы укрытия превышает 100 тыс. долл. Казначейство США намерено предложить Конгрессу принять новое законодательство, предусматривающее увеличение суммы штрафа за незаконные сделки. Кроме того, за непредоставление информации о сделках, имеющих признаки налогового укрытия, предлагается установить штраф в размере 100 тыс. долл. Казначейство сообщило об издании новой инструкции, которая устранит одну из схем налогового укрытия, известную в США под названием "долговой двойной опцион". Схема основывается на искусственном занижении суммы налога путем создания двух "долговых инструментов", проценты по одному из которых снижаются до нуля, а по второму - удваиваются. Новая инструкция будет действовать временно.
* * *
На Всемирной налоговой конференции во Флориде, которая была проведена в конце февраля - начале марта 2000 г., Канадский налоговый фонд предложил для обсуждения несколько докладов. Один из них был посвящен так называемому налоговому арбитражу и допустимости его использования налогоплательщиками. Под налоговым арбитражем в США понимают использование различий в налоговых системах разных стран для снижения налоговых обязательств налогоплательщика. В докладе утверждается, что налогоплательщики, занимающиеся налоговым арбитражем, должны подчиняться налоговым законам обеих стран. В другом докладе было внесено предложение создать единый наднациональный "орган по интерпретации" положений соглашений об избежании двойного налогообложения. Такой орган, состоящий из независимых экспертов, мог бы рассматривать заявления национальных судебных инстанций и компетентных органов по вопросам, связанным с применением соглашений. Обращение в этот орган могло бы быть сугубо добровольным, а его рекомендации могли публиковаться и одновременно не быть обязательными для исполнения. Необходимость в таком органе обусловлена тем, что положения соглашений зачастую по-разному трактуются их сторонами. Так, различия в трактовке понятий "субъекты налогообложения" и "порядок отнесения прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности", приводят либо к двойному налогообложению, либо полному освобождению от него. Спонсором "органа по интерпретации" могли бы стать Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейский Союз, Всемирная торговая организация или ООН. Большой интерес вызвала проблема налогообложения имущества, находящегося в трастовой собственности. В европейских странах гражданское право не признает двойного владения имуществом, поэтому ни ОЭСР, ни Международная фискальная организация не могут предложить никаких подходов к налогообложению трастов.
Франция
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала экономический обзор Европейского Союза. Одной из стратегических задач, которую предстоит решить Европейскому экономическому и валютному союзу, является гармонизация налогового законодательства в странах - участницах ЕС. В обзоре отмечается, что введение единой европейской валюты евро привело к ускорению финансовой интеграции стран ЕС, однако на этот процесс отрицательно влияют различия в национальных налоговых законодательствах. Вместе с тем наблюдается определенный прогресс на ряде направлений, в том числе при выработке единых подходов к налогообложению доходов с накоплений нерезидентов, а также к созданию единой системы налоговой отчетности. В большинстве стран ЕС налоговая отчетность базируется на европейской системе учета 1995 г., в которой для учета процентов и налогов используется не кассовый метод, а метод начислений. Согласно прогнозам ОЭСР в зоне евро в ближайшие годы рост ВВП будет опережать рост налогов и расходов, а налоговое бремя будет снижено на 0,8% после достижения максимальной величины 46% в 1999 г. Безработица в странах ЕС значительно снизилась, хотя и продолжает оставаться на значительном уровне. Спаду безработицы способствовали общий экономический рост и структурная перестройка, в частности снижение налогообложения низкоквалифицированного труда. В обзоре содержится предупреждение о том, что в странах валютного союза ожидается рост государственных расходов, связанный с общим старением населения. Отмечается, что в результате использования систем социального обеспечения, финансирование которых осуществляется за счет значительных отчислений из фондов заработной платы, может возрасти экономическая нагрузка на будущие поколения.
Эстония
10 февраля 2000 г. Эстония и Россия парафировали соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. С 1 января 2000 г. в Эстонии действует новый закон о подоходном налоге, в котором впервые вводится понятие "контролируемая зарубежная компания (КЗК)". Согласно новому законодательству физические лица - резиденты облагаются налогом на доходы, полученные от КЗК, независимо от того, распределила ли КЗК свою прибыль или нет, при следующих условиях: зарубежная компания - юридическое лицо находится на "территории с льготным налогообложением". Такая территория определяется как независимая налоговая юрисдикция зарубежного государства, в которой либо отсутствует налог на прибыль, выплаченную юридическими лицами физическим лицам (как трудовые доходы, так и дивиденды), либо ставка подоходного налога не превышает 2/3 ставки подоходного налога с резидентов, начисляемого с доходов от хозяйственной деятельности (в настоящее время - 26%); зарубежная компания контролируется резидентами, т.е. один или несколько эстонских резидентов владеют более чем 50% пакета акций, прав участия в голосовании или прав на прибыль зарубежного юридического лица; резидент - физическое лицо единолично или совместно с зависимыми лицами владеет, по меньшей мере, 10% пакета акций, прав участия в голосовании или прав на прибыль зарубежного юридического лица. 11 января 2000 г. правительство утвердило список территорий, которые заведомо не считаются территориями с льготным налогообложением. Доходы компании, расположенной на территории с льготным налогообложением, не подпадают под действие норм налогообложения КЗК при условии, если более 50% годовой прибыли было получено в результате производства товаров в стране местонахождения компании; использования грузовых судов, находящихся во владении компании и занесенных в регистр страны, на территории которой она находится. При начислении доходов от КЗК физическое лицо - резидент Эстонии имеет право учитывать некоторые виды издержек, понесенные КЗК, включая налоги, уплаченные компанией в зарубежной стране. Если резидент уплатил подоходный налог на доходы, полученные от КЗК, дивиденды и другие виды распределенной прибыли, начисленные на эти доходы, из налогооблагаемой базы исключаются. Вследствие освобождения от налога на прибыль (в соответствии с новым законодательством) нераспределенной доли прибыли юридических лиц - резидентов доходы зарубежных контролируемых компаний могут быть отнесены только на физических лиц - резидентов и не могут быть отнесены на эстонские юридические лица.
Подписано в печать Е.Воловик 14.04.2000 Государственный советник
налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |