Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О контроле банков за ведением кассовых операций ("Финансы", 2000, N 5)



"Финансы", N 5, 2000

О КОНТРОЛЕ БАНКОВ ЗА ВЕДЕНИЕМ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Осуществляемый коммерческими банками контроль за деятельностью клиентов носит, в основном, гражданско - правовой характер, он направлен на обеспечение интересов самого банка. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки были органами государственного управления с властными полномочиями. Сегодня банки только в указанных законодательством случаях управомочены проводить контроль в интересах государства. Так, на банки возложен валютный контроль. Еще одно важное направление финансового контроля со стороны банков - проверка соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями порядка ведения кассовых операций, условий работы с денежной наличностью.

Указанное направление работы призвано обеспечить стабильность денежного обращения, сокращение внебанковского оборота и усиление контроля за потоками наличных денег с целью повышения собираемости налогов и иных платежей. Эта работа проводится на основании Указов Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" и от 18 августа 1996 г. N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного обращения"

Так, п.9 Указа Президента РФ N 1006 установлена финансовая ответственность за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

За правонарушения применяются следующие меры финансовой ответственности:

за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;

за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;

за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством размере минимальной месячной оплаты труда.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами МНС России по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими организациями, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

Напомним, что указанные правонарушения не являются налоговыми, а установленная за их совершение ответственность является административной, несмотря на то что данная ответственность применяется налоговыми органами. А как известно, порядок вынесения постановлений о наложении штрафов и их исполнение регламентируется нормами административного, а не налогового законодательства.

Постановление по делу об административном правонарушении или о прекращении дела выносится налоговыми органами на основании представленных банками сведений. Справки банка по результатам проверки обязательно должны содержать сведения о месте, времени совершения, существе правонарушения, сведения о личности нарушителя, его объяснения, иную информацию, необходимую для разрешения дела. Сроки рассмотрения указанных материалов установлены ст.ст.38 и 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Следует особо обратить внимание банков при составлении справок, а налоговых органов - при вынесении решения (постановления), что административное взыскание может быть наложено в двухмесячный срок со дня совершения правонарушения либо в двухмесячный срок со дня обнаружения при длящемся правонарушении.

Установленный ст.38 КоАП РСФСР срок, в течение которого может быть наложено взыскание, является сроком пресекательным, в случае рассмотрения материалов проверки после истечения двухмесячного срока привлечения к административной ответственности в силу п.7 ст.227 КоАП РСФСР это является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Обратим внимание, что в соответствии с п.9 Указа N 1006 установлена финансовая ответственность как по отношению к организациям, так и по отношению к физическим лицам. Однако небезосновательно существует другая точка зрения, в соответствии с которой предел расчетов наличными действует только для юридических лиц, следовательно, к ответственности за нарушение пределов расчета наличными предприниматель не может быть привлечен. Так, в настоящее время правила расчета наличными денежными средствами регулируются Указаниями Банка России от 7 октября 1998 г. N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". Из названия этого документа следует, что предел расчета наличными действует только для юридических лиц, к которым индивидуальный предприниматель не относится по определению.

Аналогичные доводы приводятся по поводу иных оснований ответственности по п.9 Указа N 1006 в отношении индивидуальных предпринимателей. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40 (п.44), предпринимателями не применяется.

К нерешенным вопросам применения Указа N 1006 относится порядок исполнения решения (постановления) налогового органа о привлечении к ответственности в виде штрафа. На наш взгляд, точка зрения, что в случае неисполнения постановления в добровольном порядке взыскание санкций не может производиться и бесспорном порядке, а только через арбитражный суд, не соответствует действующему законодательству. Между тем А.А. Баландин, например, обосновывает свою точку зрения о невозможности безакцептного списания штрафа следующими доводами: организация, в отношении которой вынесено постановление о наложении административного взыскания, вправе добровольно исполнить указанное постановление в течение 15 дней с момента его вступления в силу. Если оно не будет исполнено добровольно, то нужно иметь в виду, что взыскание штрафных санкций с организации не может производиться в бесспорном порядке, а только через арбитражный суд. Это следует, прежде всего, из ст.35 Конституции РФ, а также из Определения Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1997 г. N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором бесспорный порядок взыскания сумм финансовых санкций с юридических лиц без их согласия признан неконституционным.

Поэтому налоговые органы, в случае отказа организации добровольно заплатить штраф, должны подать исковое заявление в суд о привлечения организации к административной ответственности <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См. Баландин А.А. Административная ответственность организаций и контроль налоговых органов. - "Российский налоговый курьер", 1999, N 12, с. 58.

С высказанным вряд ли можно согласиться в связи с тем, что, во-первых, к административной ответственности хозяйствующий субъект уже привлечен, и речь может идти только о порядке взыскания штрафа. А во-вторых, Конституционный Суд говорит о взыскании штрафа в судебном порядке только при несогласии предприятия, то есть в случае спора безакцептное списание приостанавливается до решения вопроса в суде. В-третьих, порядок исполнения постановлений о привлечении к административной ответственности урегулирован ст.ст.285, 286 КоАП РСФСР, ст.ст.6, 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Как показывают проверки, проведенные банковскими учреждениями, хозяйствующие субъекты имеют многочисленные нарушения порядка ведения кассовых операций, не подпадающие под санкции Указов N 1006 и N 1212. Между тем улучшение состояния денежного обращения и, как следствие, повышение собираемости налогов всех уровней - один из путей выхода экономики из затянувшегося кризиса. В этих условиях усиление контроля со стороны кредитных организаций, установление административной ответственности за нарушение всех правил ведения кассовых операций позволит добиться положительных результатов в упорядочении наличного денежного обращения.

Сегодня ряд субъектов Российской Федерации со ссылкой на п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ, согласно которому административное и административно - процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, принимают законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение кассовой дисциплины, порядка ведения расчетов наличными денежными средствами.

Авторам представляется, что такой подход к установлению административной ответственности является неправомерным.

В разд.I КоАП РСФСР разграничивается компетенция Российской Федерации и ее субъектов в области административного и административно - процессуального законодательства и определяются вопросы, по которым представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе принимать собственные правовые акты, не противоречащие Кодексу. Отношения, возникающие по порядку соблюдения кассовой дисциплины, порядку ведения расчетов наличными денежными средствами урегулированы федеральным законодательством (Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40; правила расчетов наличными денежными средствами регулируются Указаниями от 17 октября 1998 г. N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами") и не относятся к компетенции органов власти субъектов Федерации.

По итогам рассмотрения проблемы авторам представляется целесообразным внести в Кодекс об административных правонарушениях ряд норм, устанавливающих дополнительную ответственность за нарушения в сфере налично - денежного обращения. Например, было бы целесообразно установить штрафные санкции:

за неосуществление ежедневного выведения остатка кассы;

за нарушение норм расходования наличных денег из выручки, согласованной с банком;

за выдачу наличных денег под отчет на приобретение товарно - материальных ценностей по одному платежу сверх установленного действующим законодательством размера расчетов наличными деньгами;

за сокрытие предприятием превышения лимита остатка кассы путем переоформления ранее выданных подотчетных сумм в новый аванс;

за установление учреждением банка или иной кредитной организацией предприятию лимита остатка кассы не в соответствии с методикой расчета, определенной Положением Банка России от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения в Российской Федерации".

Представляется актуальным в новом Кодексе об административных правонарушениях, проект которого находится на рассмотрении в Государственной Думе, институт установления административной ответственности за нарушение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций разработать и в концептуальном плане с целью защиты интересов государства и с учетом целей и принципов деятельности предприятий, организаций, предпринимателей, а также интересов и прав населения.

Б.П.Носков

Зам. директора

Института бизнеса и права,

профессор

Т.А.Гусева

Гл. юрисконсульт ГНИ

г. Орел

Подписано в печать

11.04.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В связи с тем что Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ (абз.8 п.4 ст.2) предусмотрена возможность зачета налогов в федеральный бюджет государственными ценными бумагами, ЗАО просит дать разъяснение по порядку проведения такого зачета по текущим налогам, недоимке (в частности, по НДС). ("Московский налоговый курьер", 2000, N 7) >
Статья: Обзор судебной практики по вексельным спорам ("Финансы", 2000, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.