|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Деловая репутация юридического лица и ее защита ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 4)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 4, 2000
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА И ЕЕ ЗАЩИТА
Осуществляя хозяйственную деятельность, любая организация всегда заинтересована в том, чтобы ее будущие контрагенты либо клиенты имели представление о ней как о надежном партнере, должным образом выполняющем свои обязательства. В противном случае организация, о которой идет "слава" ненадежного партнера, рискует в скором времени прекратить свое существование, ибо никто не захочет иметь с ней дело. Сложившееся в предпринимательской среде мнение о деловых качествах юридического лица - это и есть его деловая репутация. Деловая репутация юридического лица является неимущественным правом, которое принадлежит юридическому лицу с момента его образования и составляет неотъемлемую часть его правоспособности (ст.150 ГК РФ).
* * *
Деловая репутация или, как ее еще принято называть, доброе имя организации является одним из условий ее успешной деятельности, поэтому каждая организация стремится всячески оберегать свою деловую репутацию, а закон в свою очередь предоставляет ей для этого соответствующие возможности. Гражданским кодексом РФ установлено, что под ущербом, наносимым деловой репутации юридического лица, следует понимать распространение третьими лицами об организации порочащей информации, не соответствующей действительности. У организации, которая считает, что о ней были распространены не соответствующие действительности порочащие сведения, возникает право на защиту своей деловой репутации (п.1 ст.152 ГК РФ).
В целях определения обоснованности и правильности действий юридического лица по защите своей деловой репутации необходимо установить, что следует понимать под распространением сведений и что такое порочащие сведения. Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц, следует иметь в виду опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением (см. п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.08.1992 N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"). Сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, - это негативная информация о самой организации, а также о результатах ее производственно - хозяйственной деятельности. Например, сведениями, порочащими деловую репутацию юридического лица, являются сведения о ненадлежащем качестве выпускаемой им продукции, о недобросовестном поведении организации по отношению к своим клиентам, о несоблюдении на предприятии норм трудового законодательства, о неоднократном нарушении организацией условий заключенных ею договоров и другая подобная информация. Необходимо отметить, что к сведениям, порочащим деловую репутацию организации, относятся только те сведения, в которых дается оценка деятельности именно организации, но не ее должностных лиц. К примеру, сведения о том, что руководитель организации незаконно увольняет сотрудников, не могут быть признаны порочащими деловую репутацию организации, так как в них дается оценка действий руководителя организации - физического лица, а не организации в целом (см. также п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 N 46). Для того чтобы юридическое лицо имело возможность реализовать право на защиту своей деловой репутации, необходимо одновременное наличие следующих условий: - порочащие организацию сведения являются фактически распространенными и с ними ознакомлены третьи лица. Следует знать, что факт распространения порочащих сведений должен быть доказан организацией, обратившейся в суд за защитой своих прав; - порочащие юридическое лицо сведения не соответствуют действительности. При этом доказывать правдивость распространяемых сведений, согласно ст.152 ГК РФ, обязано лицо, распространившее указанные сведения. В соответствии со ст.152 ГК РФ юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе требовать через суд опровержения таких сведений, а также возмещения убытков, причиненных их распространением. Если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (п.2 ст.152 ГК РФ, ст.43 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"). В настоящее время опровержение не соответствующих действительности, порочащих сведений, распространенных средством массовой информации, осуществляется в порядке, установленном ст.44 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации". В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком "Опровержение", как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста. Опровержение должно последовать: 1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, - в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста; 2) в иных средствах массовой информации - в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа. Если сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, содержатся в документе, исходящем от организации, то такой документ подлежит замене или отзыву (абз.2 п.2 ст.152 ГК РФ). Однако распространением сведений, порочащих деловую репутацию организации, может быть признано распространение не только посредством их опубликования (передачи) в средствах массовой информации или направления третьим лицам в виде документа, но и другими способами, например изложением их третьим лицам в устной форме, расклейкой объявлений и др. Как в таком случае должно производиться опровержение не соответствующих действительности, порочащих сведений? В подобных ситуациях порядок опровержения порочащих организацию сведений устанавливается непосредственно судом исходя из требований, выдвигаемых пострадавшей стороной (п.2 ст.152 ГК РФ). При этом суд, определяя, как должно быть дано опровержение, обязан учитывать, что цель опровержения ложной информации - довести до всех обманутых лиц объективную информацию об организации. В том случае, если распространившее порочащие сведения лицо не выполнит в установленный срок решение суда об опубликовании (передаче, сообщении) опровержения, то на него на основании п.4 ст.152 ГК РФ может быть наложен штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда (ст.206 АПК РФ, ст.406 ГПК РФ). Штраф взыскивается с нарушителя в доход государства. Уплата штрафа не освободит нарушителя от обязанности выполнить вынесенное решение суда. Как уже отмечалось выше, юридическое лицо, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе требовать возмещения убытков, причиненных их распространением. При этом требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению судом только в том случае, если истец докажет, что они возникли вследствие распространения сведений, не соответствующих действительности (п.6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.09.1999 N 46). Иными словами, лицу, требующему возмещения убытков, придется в силу ст.53 АПК РФ доказать в суде, что убытки у него образовались исключительно из-за распространения ответчиком о нем порочащей информации, не соответствующей действительности, а не по какими-либо другим причинам. Существующая судебная практика свидетельствует о том, что доказать данное обстоятельство достаточно сложно. Кроме того, сложившаяся судебная практика по делам о взыскании убытков показывает, что организация - истец должна будет представить суду обоснованный расчет понесенных ею убытков (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 21.04.1998 N 2746/97, от 14.04.1998 N 206/97, от 19.03.1996 N 7868/95), т.е. представить доказательства размера причиненных убытков. Представляется, что сделать это так же сложно, как и доказать наличие причинно - следственной связи между понесенными убытками и совершенным ответчиком правонарушением. И последнее, о чем следует упомянуть в данной статье, это вопрос о том, компенсируется ли юридическому лицу, о котором распространена порочащая информация, моральный вред. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина (п.1 ст.151 ГК РФ, п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (в ред. от 15.01.1998)). Поскольку юридическое лицо не может испытывать ни физических, ни нравственных страданий, то, следовательно, и моральный вред ему причинен быть не может. Таким образом, юридическое лицо, в отношении которого распространены не соответствующие действительности, порочащие сведения, может требовать только опровержения таких сведений и возмещения убытков. В соответствии с действующим законодательством право на компенсацию морального вреда предоставлено только физическому лицу (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 01.12.1998 N 813/98).
Подписано в печать В.Мешалкин 10.04.2000 АКДИ "Экономика и жизнь"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |