|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...В связи с вступлением в силу Закона N 36-ФЗ прошу разъяснить: 1. Предприниматель без образования юрлица поставляет продукты питания в магазины и предприятия потребкооперации. Могут ли указанные предприятия при исчислении НДС руководствоваться абз.3 п.3 ст.4 Закона "О НДС"? 2. Не противоречит ли положениям п.1 ст.5 НК РФ дата вступления в силу Закона N 36-ФЗ? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 4(8))
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 4(8), 2000
Вопрос: В связи с вступлением в силу Федерального закона N 36-ФЗ прошу дать разъяснения по следующим вопросам. 1. Физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя без образования юридического лица поставляет продукты питания (масло, маргарин, майонез) в магазины и предприятия потребкооперации (РАЙПО). Могут ли вышеуказанные предприятия при исчислении НДС руководствоваться абз.3 п.3 ст.4 Закона "О НДС", т.е. можно ли под словами "и другие предприятия" понимать в том числе и розничный магазин, а под словами "у физических лиц" - в том числе и предпринимателей? 2. Не противоречит ли положениям п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ дата вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ?
Ответ: 1. Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" определение налогооблагаемой базы, исчисление и внесение в бюджет НДС в розничной торговле с 1 января 2000 г. должны производиться в общеустановленном порядке исчисления НДС, который применяется, в частности, также и предприятиями оптовой торговли (п.3 ст.4 Закона о НДС в редакции от 02.01.2000). Таким образом, облагаемый НДС оборот при реализации товаров предприятиями розничной торговли и общественного питания отныне должен определяться на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них НДС. Напомним, что ранее эти предприятия исчисляли НДС с разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму НДС (абз.2 п.3 ст.4 Закона о НДС в редакции от 04.05.1999). Унифицировав для всех категорий налогоплательщиков порядок исчисления НДС, законодатель вместе с тем предусмотрел одно исключение из общего порядка. Оно касается заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других предприятий, осуществляющих закупку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц для дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки. У них облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС (абз.3 п.3 ст.4 Закона о НДС в редакции от 02.01.2000). Анализ положений п.3 ст.4 Закона о НДС в редакции от 02.01.2000 позволяет сделать вывод, что приведенный выше порядок исчисления НДС вправе применять любые предприятия, закупающие указанную продукцию у физических лиц для дальнейшей реализации. Иными словами, данный порядок может быть применен предприятием как оптовой, так и розничной торговли.
Законом о НДС никаких ограничений относительно статуса физических лиц, у которых производится закупка сельхозпродукции, сырья и продовольствия, не установлено. Поэтому под "физическим лицом" в контексте п.3 ст.4 Закона о НДС следует понимать любое физическое лицо независимо от того, является гражданин предпринимателем или нет (см. п.2 ст.11 НК РФ). Следует сказать, что указанного выше подхода придерживается и МНС России (см. п.2 Письма МНС России от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@). 2. В соответствии с общим правилом, установленным п.1 ст.5 НК РФ (действует с 1 января 2000 г.), акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее очередного налогового периода по соответствующему налогу. Поскольку данное правило действует с 1 января 2000 г., то, следовательно, оно распространяется на все акты законодательства о налогах и сборах, принятые начиная с указанной даты. Федеральный закон считается принятым после утверждения законопроекта Государственной Думой, одобрения Советом Федерации, подписания Президентом РФ и публикации (ст.ст.105, 106 Конституции РФ). Таким образом, датой принятия Федерального закона N 36-ФЗ является 2 января 2000 г., т.е. он принят после вступления в силу положений п.1 ст.5 НК РФ. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что порядок вступления в силу Федерального закона N 36-ФЗ должен определяться с учетом положений п.1 ст.5 НК РФ. Таким образом, следуя требованиям НК РФ, а также учитывая, что налоговым периодом по НДС является месяц, а для малых предприятий - квартал (п.1 ст.8 Закона о НДС), предприятия должны будут применять новый порядок расчетов по НДС не с 1 января 2000 г., как это установлено Федеральным законом N 36-ФЗ, а с 1 марта 2000 г., малые предприятия - с 1 апреля 2000 г.
Подписано в печать В.Мешалкин
10.04.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |