Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Готовимся к налоговой проверке ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 4(8))



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 4(8), 2000

ГОТОВИМСЯ К НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ

Главной задачей должностных лиц налоговых органов является осуществление налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ.

Налоговый кодекс РФ определяет следующие формы налогового контроля:

- налоговая проверка;

- получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

- проверка данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Налоговый контроль может также проводиться и в других формах, если они предусмотрены НК РФ (ст.82).

Несмотря на разнообразие форм проведения налогового контроля, основной и наиболее распространенной из них является все же налоговая проверка. НК РФ определяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст.87). Главным их отличием является то, что камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная - по месту нахождения налогоплательщика.

Неоднократно на страницах нашего издания рассматривались вопросы проведения налоговыми органами проверок налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, но количество вопросов по этой тематике, поступающих в журнал, продолжает оставаться достаточно большим.

В данной статье будут подробно рассмотрены условия назначения и порядок проведения налоговых проверок, особенности оформления результатов налоговой проверки, а также даны ответы на вопросы, которые, как показывает практика, возникают у большинства проверяемых субъектов.

(Проведение проверок и участие в проверках органов налоговой полиции не является предметом рассмотрения данной статьи.)

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для начисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст.88 НК РФ).

Суть камеральной проверки заключается в том, что сотрудники налогового органа в процессе своей текущей работы проверяют представленные налогоплательщиком декларации, документы и сведения с целью выявления неточностей и ошибок в представленных налогоплательщиком расчетах по налогам, а также правомерность использования им налоговых льгот. Именно для проверки правильности расчета налогоплательщиком сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, и осуществляется камеральная налоговая проверка.

Учитывая место проведения камеральной налоговой проверки, а также принимая во внимание цели и порядок ее проведения, законодателем было установлено, что для осуществления данной налоговой проверки специального решения (постановления) руководителя налогового органа не требуется.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговые органы могут проверять деятельность налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и уплату им налогов не более чем за три календарных года, предшествующих году проведения проверки (ст.87 НК РФ). Представляется, что если налоговый орган планирует проверить соблюдение налогоплательщиком или иным обязанным лицом правильность и своевременность уплаты налогов за длительный период времени, то камеральная налоговая проверка является не самым удобным способом для проведения таких действий. Поэтому камеральная проверка в отношении налогоплательщика проводится, как правило, за непродолжительный период времени, соответствующий тому периоду, за который налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) сдается налоговая отчетность (месяц, квартал, год).

Налоговому органу для проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщика отводится три месяца. Началом данного срока является дата предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Поскольку на представленных налогоплательщиком документах ставится отметка налогового органа об их принятии с указанием даты принятия, то дата, указанная на представленных налогоплательщиком документах, и будет являться датой начала проведения камеральной налоговой проверки.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) для дачи необходимых пояснений (п.1 ст.31 НК РФ). Кроме этого, налоговому органу дано право требовать от налогоплательщика предоставления необходимых ему для проверки документов и сведений, а также вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам. Лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов, должно представить их налоговому органу в 5-дневный срок (ст.93 НК РФ). Непредставление в указанный срок требуемых налоговым органом документов может повлечь за собой, во-первых, применение к налогоплательщику ответственности, установленной ст.126 НК РФ, а во-вторых, назначение в отношении данного лица выездной налоговой проверки, в ходе которой необходимые налоговому органу документы могут быть получены посредством выемки (ст.94 НК РФ).

Если при проведении камеральной налоговой проверки возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Истребование указанных документов, их проверка и анализ - это действия, которые в ст.87 НК РФ называются встречной налоговой проверкой. К сожалению, НК РФ не содержит норм, регулирующих порядок истребования налоговым органом документов в ходе встречной налоговой проверки. Статья 93 НК РФ "Истребование документов" позволяет сделать вывод, что она действует только в отношении проверяемых лиц, а к таковым относится именно то лицо, в отношении которого ведется камеральная проверка, а не третье лицо, которому налоговым органом направлено требование о предоставлении документов. Поэтому установленный ст.93 НК РФ пятидневный срок на случаи истребования документов у третьих лиц в ходе встречных проверок не распространяется.

Подтверждением данного вывода служат положения п.2 ст.126 НК РФ, согласно которому ответственность за непредставление налоговому органу документов наступает только в случае отказа организации предоставить имеющиеся у нее сведения или иного уклонения от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями. То есть о несвоевременном предоставлении документов в данном пункте речи не идет. Ответственность за несвоевременное представление документов может быть применена только к проверяемому лицу (п.1 ст.126 НК РФ).

По истечении трех месяцев со дня начала проведения камеральной налоговой проверки требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов налоговый орган не вправе. Недопустимо также по истечении трех месяцев и проведение встречных налоговых проверок третьих лиц. В данной ситуации получение необходимых налоговому органу документов и сведений возможно будет только посредством назначения выездной налоговой проверки.

Если в ходе проверки будут выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия в сведениях, содержащихся в представленных документах, то налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику и потребовать от него внести в представленные документы соответствующие изменения. При этом предъявляя требование о внесении изменений в представленные документы, налоговый орган должен четко установить налогоплательщику срок совершения указанных действий.

Суть заявленных налоговым органом требований о внесении изменений в представленные расчеты может в конечном итоге сводиться к требованию об уплате в бюджет дополнительных денежных сумм, неуплата которых может привести (или уже привела) к образованию у налогоплательщика недоимки по налогам.

Как показывает практика, далеко не всегда налогоплательщик соглашается с предъявленными требованиями и зачастую отказывается внести изменения в расчеты и соответственно произвести доплаты по налогам. Например, налогоплательщик пользуется налоговыми льготами по капитальным вложениям, а налоговый орган считает применение им данных льгот неправомерным.

В такой ситуации при условии, что срок уплаты по налогам уже истек, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени с указанием срока, в течение которого требование должно быть выполнено. При неисполнении данного требования в установленный срок налоговый орган не позднее 60 дней после истечения указанного в требовании срока принимает решение о принудительном взыскании с налогоплательщика сумм налога и пени и сообщает об этом налогоплательщику в 5-дневный срок. Следует помнить, что соответствующие суммы взыскиваются с налогоплательщика в бесспорном порядке (ст.ст.45, 46 НК РФ). Следовательно, в таких обстоятельствах налогоплательщику придется отстаивать свои позиции уже в судебном порядке.

Кроме этого, когда между налоговым органом и налогоплательщиком возникают неразрешимые разногласия, налоговый орган может и не предъявлять требований об уплате недоимки по налогам и пени, а в целях получения более подробной и объективной информации о деятельности налогоплательщика вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки, по результатам которой и будет принято окончательное решение в отношении такого налогоплательщика.

После проведения камеральной налоговой проверки итогового документа, например акта, не составляется, а ее результатом может явиться:

- вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки по налогам и пени;

- внесение налогоплательщиком изменений и исправление ошибок в представленных налоговому органу документах;

- назначение выездной налоговой проверки налогоплательщика;

- отсутствие нарушений налогового законодательства налогоплательщиком, а также ошибок и неточностей в представленных им расчетах.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и только на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа (форма решения приведена в Приложении 1 к Приказу МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок"). Отсутствие у проверяющих лиц решения о проведении выездной налоговой проверки дает проверяемому лицу законные основания к недопущению сотрудников налогового органа на свою территорию и в помещения (ст.89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарно года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период (ст.ст.87, 89 НК РФ).

Закон допускает возможность проведения повторных выездных налоговых проверок только в исключительных случаях, а именно:

- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика (плательщика сбора - организации);

- в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Важно отметить, что такая проверка может быть проведена только на основании мотивированного постановления вышестоящего налогового органа (ст.87 НК РФ).

Формы решения и постановления о проведении повторных выездных налоговых проверок и требования, предъявляемые к их заполнению, содержатся в Приказе МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318 (Приложения 2 и 3).

Кроме решения или постановления о проведении выездной налоговой проверки сотрудники налогового органа, явившиеся с проверкой, обязаны представить свои служебные удостоверения (ст.91 НК РФ).

В решении о проведении налоговой проверки в обязательном порядке должны быть указаны лица, которым поручено проведение проверки, поэтому проверяемому лицу следует удостовериться, что с проверкой явились именно те сотрудники налогового органа, которые вправе проводить проверку. Должностным лицам, представившим свои служебные удостоверения, но не поименованным в решении о проведении проверки, в доступе на территорию и в помещения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может быть отказано.

Недопущение налогового инспектора, предъявившего все необходимые документы, на территорию (в помещение) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) влечет для последнего наступление следующих последствий:

- штрафа в размере 5000 руб. (ст.124 НК РФ);

Как следует из ст.124 НК РФ, ответственность по данной статье наступает при наличии со стороны проверяемого лица действий по незаконному воспрепятствованию доступу должностного лица на территорию или в помещение. В этой связи возникает вопрос, что следует понимать под воспрепятствованием, и когда указанные действия признаются незаконными. По нашему мнению, воспрепятствованием доступу следует признавать любые активные действия проверяемого лица по недопущению сотрудника налогового органа на территорию или в помещение проверяемого лица. При этом не имеет значения, как совершались эти действия: будь то физические действия, например действия службы охраны, или словесный отказ руководителя организации. Незаконным воспрепятствованием будет признаваться недопущение проверяющих при наличии у них всех необходимых документов;

- самостоятельного определения налоговым инспектором суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся данных о налогоплательщике или по аналогии с другими подобными налогоплательщиками, и выставление ему соответствующего требования об уплате налога.

Доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо воли проживающих в них физических лиц возможен только в случаях, специально установленных федеральным законом (в НК РФ такие случаи не названы), или на основании судебного решения (п.5 ст.91 НК РФ).

Как и камеральной, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены не более трех календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки (ст.87 НК РФ).

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев (ст.89 НК РФ).

Необходимо помнить, что срок проведения выездной налоговой проверки включает только время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого лица (ст.89 НК РФ). Установление НК РФ данной нормы призвано обеспечить проверяющему лицу выполнение возложенных на него функций по налоговому контролю именно в течение того срока, который отведен для этого. Например, явившись на предприятие с проверкой, налоговый инспектор обнаружил, что предприятие закрыто и его сотрудники отсутствуют. По истечении трех дней он получил возможность приступить к осуществлению налоговой проверки. Срок, в течение которого он в силу указанных причин отсутствовал на территории предприятия, не будет включаться в срок выездной налоговой проверки.

В то же время следует отметить, что формулировка данной нормы позволят сделать и несколько иной вывод. Он сводится к следующему. В действительности срок проведения выездной проверки может быть растянут на период, который гораздо длиннее, чем тот, о котором упоминается в ст.89 НК РФ, поскольку проверяющее лицо может самостоятельно прервать срок проведения проверки, не явившись на территорию проверяемого лица. Это может произойти, например, если изучение и анализ собранных в ходе налоговой проверки сведений будут проводиться проверяющим не на территории проверяемого лица, а по месту нахождения налогового органа.

Вероятно, действие данной нормы в ближайшем будущем будет разъяснено уполномоченными органами, но в настоящее время, как показывает практика, к ее трактовке существует далеко неоднозначный подход.

Относительно правильности второго подхода стоит отметить, что в данном случае следует исходить из основных принципов и правил проведения выездной налоговой проверки, установленных НК РФ, в том числе правила о месте проведения выездной проверки. Учитывая, что выездная проверка должна проводиться по месту нахождения проверяемого лица, периоды времени, когда налоговый инспектор в ходе налоговой проверки не является на территорию проверяемого лица, а такая возможность у него фактически имеется, по нашему мнению, не должны прерывать течение срока выездной налоговой проверки.

Кроме этого, в срок проведения выездной проверки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о предоставлении документов в соответствии со ст.93 НК РФ и предоставлением им запрашиваемых документов.

Предприятиям и организациям, имеющим филиалы и представительства, надлежит иметь в виду следующее:

- налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

- срок проведения выездных налоговых проверок автоматически увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства (ст.89 НК РФ).

При проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, производить осмотр помещений и территорий, изымать документы в соответствии с положениями НК РФ, вызывать налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в налоговый орган для получения соответствующих пояснений, т.е. осуществлять права, предусмотренные ст.31 НК РФ.

Должностным лицам налоговых органов при проведении налогового контроля предоставлено право вызывать свидетелей для дачи показаний. Свидетелем может быть любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (п.1 ст.90 НК РФ). В качестве свидетеля не могут быть допрошены лица, которые в силу малолетнего возраста, физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, а также лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, аудитор) (п.2 ст.90 НК РФ).

Пункт 3 ст.90 НК РФ устанавливает право физического лица отказаться от дачи свидетельских показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Так как в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, определяющие круг оснований, по которым лицо вправе отказаться от дачи свидетельских показаний, то в данном случае необходимо будет руководствоваться только положениями Конституции РФ. В соответствии со ст.51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Кроме того, федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться по вызову и дать правдивые показания, т.е. сообщить все известное ему по делу и ответить на заданные вопросы.

За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, а также за отказ от дачи свидетельских показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний НК РФ установлена ответственность в виде штрафа (ст.128).

К сожалению, многие вопросы относительно вызова свидетеля и порядка получения свидетельских показаний не нашли отражения ни в НК РФ, ни в официальных разъяснениях уполномоченных органов. Например, каким образом вызывается свидетель: повесткой, телеграммой, телефонным звонком или другим способом? Могут ли свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваться вместе или в присутствии других свидетелей? Должно ли должностное лицо налогового органа перед получением показаний выяснить все необходимые сведения о лице, дающим показания в качестве свидетеля? На наш взгляд, законодатель должен более четко установить порядок вызова свидетеля и порядок получения свидетельских показаний с целью получения налоговыми органами наиболее объективной и достоверной информации, а также во избежание спорных ситуаций.

В ходе выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов имеют право производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика. Положения ст.92 НК РФ, требующие обязательного наличия понятых и составления протокола для осмотра документов проверяемого лица вызывают определенное недоумение, поскольку в соответствии с данной статьей любой представленный документ в обязательном порядке должен осматриваться налоговым инспектором только в присутствии понятых и с составлением протокола. Если смысл данной нормы заключается именно в этом, то необходимость и целесообразность такой нормы представляется весьма спорной. Если же смысл указанной нормы содержится в другом, то в силу некорректности формулировки ст.92 НК РФ понять его достаточно сложно.

Об участии в выездной налоговой проверке понятых необходимо сказать следующее. В осмотре должно участвовать не менее двух понятых. При этом понятыми не могут выступать физические лица, заинтересованные в исходе дела, а также должностные лица налоговых органов (ст.98 НК РФ).

Общие требования к протоколу, составляемому при производстве действий по осуществлению налогового контроля, установлены ст.99 НК РФ.

Должностное лицо налогового органа при проведении выездной проверки вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) необходимые для проверки документы, которые он обязан направить или выдать налоговому органу в 5-дневный срок. То есть на вполне законных основаниях проверяемое лицо может не представлять налоговому инспектору в течение 5 дней после начала проверки требуемые инспектором документы, что дает ему возможность в течение указанного срока проверить правильность их составления. Если проверяемое лицо вообще откажется представить требуемые документы или пропустит указанный срок, то подобные действия данного лица будут рассматриваться как налоговое правонарушение и повлекут за собой ответственность, предусмотренную п.1 ст.126 НК РФ.

При проведении выездных налоговых проверок налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) могут назначаться встречные проверки (ст.87 НК РФ), о которых было сказано выше.

В случае необходимости изъятия определенных документов или предметов, имеющих отношение к предмету налоговой проверки, и если точно известно, где и у кого они находятся, должностное лицо налогового органа, осуществляющее проверку на основании мотивированного постановления, вправе произвести выемку документов и предметов. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (ст.94 НК РФ).

Основанием для проведения выемки документов и предметов являются:

- отказ налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в добровольном порядке выдать требуемые документы и предметы (ст.94 НК РФ);

- наличие у осуществляющих поверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены (ст.89 НК РФ).

Выемка должна производиться только в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Перед тем как произвести выемку документов и (или) предметов, должностное лицо должно предложить выдать их добровольно и только в случае отказа может производить выемку принудительно (п.п.3, 4 ст.94 НК РФ).

О производстве выемки составляется протокол, в котором указываются все обстоятельства выемки. Копия протокола вручается под расписку или высылается лицу, у которого была произведена выемка.

Необходимо обратить внимание на то, что при выемке изъятию подлежат только те документы и предметы, которые имеют отношение к предмету налоговой проверки. Другие документы и предметы изъятию не подлежат (п.5 ст.94 НК РФ). Все изъятые предметы и документы перечисляются в протоколе и подробно описываются в порядке, позволяющем их однозначно идентифицировать. По возможности указывается стоимость изъятых предметов. Документы, как правило, изымаются в виде копий, которые изготавливаются на месте. Если же у проверяющего лица имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, он может их изъять. В этом случае лицу, у которого произведено изъятие, оставляют копии документов, заверенные должностным лицом налогового органа, а при отсутствии возможности изготовления копий на месте они направляются налогоплательщику в течение 5 дней после выемки.

НК РФ предусмотрена возможность проведения в ходе налоговых проверок экспертиз, а также установлен порядок привлечения специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля (ст.ст.95, 96 НК РФ). Проведение экспертиз или привлечение для участия в налоговой проверке специалиста вызвано тем, что в ходе проверок могут возникнуть вопросы, для разъяснения которых необходимы специальные знания или навыки в науке, искусстве, технике, ремесле или иной сфере.

Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. С этим постановлением проверяющий обязан ознакомить проверяемое лицо и разъяснить ему его права, предусмотренные ст.95 НК РФ. О совершении данных действий обязательно составляется протокол.

Согласно п.7 ст.95 НК РФ, проверяемое лицо вправе:

- заявить отвод эксперту;

- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

- знакомиться с заключением эксперта.

Закон предоставляет проверяемому лицу возможность просить о назначении дополнительной (проводится в случае недостаточной ясности или полноты заключения) или повторной (назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности) экспертизы.

Специалист в отличие от эксперта привлекается не для дачи экспертного заключения, которое в дальнейшем будет являться источником доказательств, а, как правило, для проведения определенных мероприятий: оценки изымаемого имущества, вскрытия сейфа, "взлома" компьютерной программы и т.п. Для привлечения специалиста к участию в налоговой проверке вынесение налоговым органом специального постановления не требуется. Решение о привлечении специалиста принимается непосредственно проверяющими лицами и оформляется путем заключения с таким лицом договора. Важно отметить, что участие лица в качестве специалиста не исключает в дальнейшем возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

По окончании выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется справка о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения (ст.89 НК РФ). Установив данное требование, законодатель вместе с тем оставил неразрешенным целый ряд вопросов, а именно: зачем необходимо составление данной справки, если по результатам проверки составляется акт, каков срок для составления справки, какова форма справки, вручается ли она проверяемому лицу?

Можно предположить, что такая справка составляется и вручается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту), чтобы, во-первых, в случае необходимости подтвердить факт уже проведенной в отношении него выездной проверки и, во-вторых, для подтверждения срока фактического пребывания проверяющего лица на территории налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Такая справка должна быть составлена сразу по окончании выездной проверки, подписана уполномоченными лицами налогового органа и лицом, в отношении которого проводилась проверка, и вручена ему в последний день проверки.

Не позднее двух месяцев после составления указанной справки проверяющими должен быть составлен акт выездной налоговой проверки, который подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями (п.1 ст.100 НК РФ). В акте указываются документально подтвержденные факты выявленных налоговых правонарушений (ссылка на имеющиеся документы, расчеты и т.д.) или их отсутствие, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению конкретных мер ответственности. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме и в порядке установленными Инструкцией от 31.03.1999 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов", утвержденной Приказом МНС России от 31.03.1999 N ГБ-3-16/66.

Акт проверки передается проверяемому лицу или его представителю любым способом, свидетельствующим о дате его получения, или направлен заказным письмом.

Получив акт, проверяемое лицо должно с ним внимательно ознакомиться и в случае несогласия с фактами, изложенными в нем, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение двух недель со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган свои возражения. Желательно, чтобы представленные возражения были документально подтверждены, поскольку только в этом случае налогоплательщик может рассчитывать на удовлетворение своих требований (п.5 ст.100 НК РФ).

В течение двух недель по истечении срока, установленного для представления проверяемым лицом возражений по акту, руководитель налогового органа (его заместитель) обязан рассмотреть представленные ему материалы проверки, а также возражения налогоплательщика. При наличии письменных возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. За налоговым органом закон в данном случае закрепляет обязанность известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки (ст.101 НК РФ). Следует обратить внимание на то, что налоговый орган не согласует с налогоплательщиком место и время рассмотрения материалов проверки, а только информирует о них налогоплательщика, принимая указанное решение самостоятельно.

Рассмотрев материалы проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа принимает одно из следующих решений:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;

- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101 НК РФ).

Если руководителем (заместителем) налогового органа принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, то налогоплательщику направляется требование по уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений. В том случае, если налогоплательщик отказывается добровольно уплатить соответствующую сумму налоговых санкций или пропустит срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган будет обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании санкций.

Дела о взыскании налоговых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с п.1 ст.105 НК РФ подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а о взыскании санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в суде общей юрисдикции (п.2 ст.105 НК РФ).

Подписано в печать В.Мешалкин

10.04.2000 АКДИ "Экономика и жизнь"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Оперативная информация от 10.04.2000> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 4(8)) >
Статья: Предприятия торговли вправе определять расходы на рекламу исходя из объема выручки от реализации товаров ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 4(8))



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.