Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Налоговые органы в ряде регионов России, в частности в Москве, Московской области и других, требуют от организаций (юридических лиц) организовать работу по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам, работающим в этих организациях по трудовому договору (контракту). На основании каких нормативных актов это делается? ("Финансовая газета", 2000, N 15)



"Финансовая газета", N 15, 2000

Вопрос: Налоговые органы в ряде регионов России, в частности в Москве, Московской области и других, требуют от организаций (юридических лиц) организовать работу по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков физическим лицам, работающим в этих организациях по трудовому договору (контракту). На основании каких нормативных актов это делается?

Ответ: Организация работы по учету налогоплательщиков и присвоению им идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) осуществляется налоговыми органами на основании следующих норм законодательства Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (п.2 ст.15). Согласно ст.57 Конституции каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N N 154-ФЗ, 155-ФЗ и от 02.01.2000 N 13-ФЗ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Обязанности налоговых органов и налогоплательщиков - юридических и физических лиц при постановке их на учет в налоговых органах установлены в ст.ст.23, 32, 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Пунктом 1 ст.83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Согласно п.7 ст.84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются МНС России. Соответствующий порядок и формы документов, используемые при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, утверждены Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.1998 N 1664). Согласно установленному порядку ИНН присваивается налогоплательщику - физическому лицу при постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства. Присвоенный ИНН вносится в выдаваемое налогоплательщику свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, форма которого утверждена этим же Приказом. Свидетельство оформляется на бланке строгой отчетности и является единственным документом, путем предъявления которого налогоплательщик подтверждает перед третьими лицами факт постановки на учет в налоговом органе и присвоенный ИНН.

Таким образом, введение ИНН направлено на реализацию контроля за выполнением гражданами обязанности, установленной для них ст.57 Конституции, в порядке, установленном нормами гл.14 НК РФ.

При проведении налогового контроля налоговые органы руководствуются также ст.24 НК РФ, согласно которой налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. К налоговым агентам относятся, в частности, указанные в Законе Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с последующими изменениями) лица (организации, индивидуальные предприниматели и др.), являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам. Налоговый агент несет предусмотренную законодательством ответственность за недостоверность представленных в налоговый орган сведений о доходах, выплаченных конкретному физическому лицу. Недостоверность указанных сведений может возникать по причинам устаревания ранее полученных предприятием персональных данных физического лица - получателя доходов (замена документов, изменение имени, адреса места жительства и т.п.) и легко устраняется путем применения ИНН физического лица. Выявление случаев неточной идентификации физических лиц в сведениях о выплаченных им доходах осуществляется налоговыми органами согласно нормам гл.14 НК РФ в ходе проведения налоговых проверок источников выплаты доходов. Следовательно, налоговый агент непосредственно заинтересован в применении ИНН физических лиц в подаваемой в налоговый орган налоговой отчетности.

Кроме того, налоговые органы руководствуются положениями гражданского законодательства, в том числе п.1 ст.11 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", согласно которому персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации. Именно в связи с этими нормами законодательства Приказом МНС России от 19.07.1999 N АП-3-12/224 "О мероприятиях по обеспечению применения идентификационных номеров налогоплательщиков - физических лиц в налоговой отчетности" предусмотрена возможность применения в налоговой отчетности ИНН физических лиц взамен их персональных данных. Следовательно, налоговый агент может быть заинтересован не указывать в налоговой отчетности персональные данные физических лиц, если есть возможность указать их ИНН. Для этого ему необходимо получить сведения об ИНН физических лиц - получателей доходов.

Дополнительно необходимо отметить, что налоговый орган вправе согласно п.2 ст.432 ГК РФ направить налоговому агенту, используя указанную его заинтересованность, предложение распространить для оформления физическими лицами - получателями доходов бланки заявления физического лица о выдаче ему свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства и передать оформленные заявления в налоговый орган. При получении налоговым органом от налогового агента согласия на указанное предложение оно считается принятым. Налоговый орган предоставляет налоговому агенту в требуемом количестве указанные бланки. Налоговый агент возвращает налоговому органу оформленные заявления. Таким образом, налоговые органы не вправе требовать и не требуют от работодателей организовывать работу по присвоению ИНН физическим лицам, заключившим с ними трудовой договор (контракт).

Е.Попов

Государственный советник

налоговой службы III ранга

Подписано в печать

07.04.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какая деятельность подпадает под понятие "подготовительно - вспомогательная" в пользу головной компании? ("Финансовая газета", 2000, N 15) >
Вопрос: ...Предприятие, полностью освобожденное в соответствии с Законом РФ N 1738-1 от уплаты земельного налога, сдавало свои помещения в аренду коммерческим организациям. Правомерны ли действия налогового органа, начислившего по результатам проверки данному предприятию сумму земельного налога с площади, переданной в аренду (пользование)? ("Финансовая газета", 2000, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.