![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Какие нужны документы при реализации договоров поставки, купли - продажи, мены? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 15)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 15, 2000
Вопрос: Какие нужны документы при реализации договоров поставки, купли - продажи, мены?
Ответ: Документы, сопровождающие заключение и исполнение договоров поставки, купли - продажи, мены, могут быть различными в зависимости от условий конкретного договора. Согласно ГК РФ договор купли - продажи, а также договоры поставки и мены считаются заключенными, если согласовано условие о предмете. Пункт 1 ст.454 ГК РФ дает определение договора купли - продажи: по договору купли - продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Договор поставки рассматривается ГК РФ как вид договора купли - продажи, имеющий свои особенности: по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 ГК РФ). По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой (ст.567). При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. К договорам мены и поставки применяются соответственно правила о купле - продаже, если это не противоречит существу данных договоров и правовым нормам. В соответствии с п.3 ст.455 ГК РФ условие договора купли - продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Наименование и количество товара можно согласовать непосредственно в договоре, а можно регулировать подробными дополнительными соглашениями к нему. Обязательно должны определяться номенклатура (ассортимент), количество и качество продукции, сроки поставки и цена, а в долгосрочном договоре по прямым длительным и длительным хозяйственным связям - наименование, групповая номенклатура (ассортимент) и количество продукции, порядок и сроки согласования и представления спецификаций. Все эти условия могут содержаться также в приложениях к договору. В их числе календарный план, спецификации и т.д. Календарный план может называться по-разному - графиком, спецификацией и т.п., может быть объединен с заданием и включать информацию на него. Рекомендуется оговаривать в договоре, что календарный план является его неотъемлемой частью. Спецификации называют техническим заданием, коммерческим заданием и др. Можно включать и дополнительные требования (по используемым материалам, ходу работ и т.п.). Качество продукции определяется с помощью установленных стандартов либо путем указания в договоре требуемых характеристик товара. Качество товара удостоверяется путем сертификации (см. Закон Российской Федерации от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"). К каждой партии товара прилагается копия сертификата качества. Если он выдан на партию товара, выдается также лицензия на применение знака соответствия, который может ставиться на каждом изделии. Номера и индексы стандартов, технических условий, иной документации указываются в договоре. Гарантийные сроки на продукцию устанавливаются в стандартах и технических условиях. Поставляемая продукция подлежит маркировке в соответствии с требованиями стандартов или технических условий. Стороны вправе предусмотреть в договоре требования к маркировке, не установленные стандартами или техническими условиями. На поставляемой продукции или ее упаковке должны быть помещены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке, кроме той продукции, которая в соответствии со стандартами или техническими условиями не подлежит маркировке. При сдаче - приемке товара используется накладная. В ней указываются наименование переданного товара, количество и цена. Подписывают накладную руководитель предприятия - поставщика, лицо, производившее сдачу товара, и представитель покупателя, принимающий товар, на ней ставятся печати поставщика и покупателя. Форма накладной утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Лица, осуществляющие сдачу и / или приемку товара, должны иметь доверенности своей организации. Форма доверенности утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Если при приемке обнаруживаются несоответствия, то вместо накладной составляются акты приемки по количеству и качеству. Данные акты применяются для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное, качественное расхождения, а также расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется также при приемке материалов, поступивших без документов. Это - юридическое основание для предъявления претензии поставщику, отправителю. Для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки, применяется приходный ордер (его форма утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей. Транспортные документы, необходимые в ходе исполнения договора при доставке товара: автотранспортом, а также речным транспортом: товарно - транспортная накладная (4 экз.); путевой лист со штампами автопредприятия; железнодорожным транспортом: железнодорожная накладная (1 экз.); грузовая квитанция (1 экз.); воздушным транспортом: накладная отправителя; грузовая накладная (3 экз., выписывается перевозчиком); морским транспортом: коносамент (выписывает порт). Расчетные документы: 1) счет; 2) счет - фактура (выставляется продавцом или поставщиком, в договоре мены - обеими сторонами). Каждая отгрузка товара (выполнение работы, оказание услуги) оформляется путем составления счета - фактуры и регистрации ее в книге продаж и в книге покупок. Порядок составления счетов - фактур утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914; 3) приходный кассовый ордер (необходим, если оплата производится за наличный расчет). Он применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это. Для оформления выдачи наличных денег из кассы организации применяется расходный кассовый ордер. Он выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это, и регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Формы кассовых ордеров утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
Подписано в печать Ю.Кольцов 07.04.2000 Е.Максимова
А.Осколкова А.Цыпина ООО "ЮВК Аудит"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |