Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Методические приемы преподавания основ бухгалтерского учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 12)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, 2000

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Разъяснение логики и правил отнесения бухгалтерских записей к активам и пассивам - довольно сложная задача для преподавателей. Этот материал нелегко усваивается и студентами. Информации о составе и размещении средств и их источниках явно недостаточно при изучении этого вопроса. Мы хотим показать элементы методики преподавания, применяемые нами в работе, на условном примере (табл. 1)

Таблица 1

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   | Средства фирмы и их размещение |       Источники средств       |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |                       ден. ед. |                      ден. ед. |
   |Деньги на расчетном         500 |Вклад владельца фирмы     1000 |
   |счете в банке                   |                               |
   |                                |                               |
   |Деньги в кассе фирмы        500 |От поставщика "К"          600 |
   |                                |в кредит                       |
   |Запас товара                600 |                               |
   |                                |                               |
   |Итого                      1600 |Итого                     1600 |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Преподаватель разъясняет, что бухгалтер назовет позиции левой части таблицы активами фирмы, а правой - пассивами. После дальнейшего изложения учебного материала можно перейти к табл. 2.

Таблица 2

     
   ———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |              Актив               |           Пассив            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Состав и размещение средств:      |Источники (адреса) средств:  |
   |где расположены средства?         |откуда взялись средства?     |
   |куда делись средства?             |кто дал средства?            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |                         ден. ед. |                    ден. ед. |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Деньги на расчетном счете     500 |Вклад владельца         1000 |
   |                                  |                             |
   |Деньги в кассе                500 |От поставщика "К"        600 |
   |                                  |в кредит                     |
   |                                  |                             |
   |Запас товаров                 550 |                             |
   |                                  |                             |
   |Убыток                         50 |                             |
   |                             1600 |                        1600 |
   L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
   

Вводим в левую часть таблицы дебитора, а в правую - прибыль, задолженность перед бюджетом и т.д. В итоге выводим таблицу вопросов - индикаторов (см. табл. 3):

Таблица 3

     
   ———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |              Актив               |           Пассив            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |    Объекты размещения средств    | Источники (адреса) средств  |
   |            (активы)              |         (пассивы)           |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |                  Вопросы, на которые отвечают                  |
   +——————————————————————————————————T—————————————————————————————+
   |активы:                           |пассивы:                     |
   |где расположены средства?         |откуда взялись средства?     |
   |куда израсходованы средства?      |кто дал средства?            |
   |кому отданы средства?             |кому (чему) не отдали        |
   |куда делись средства?             |средства?                    |
   |                                  |во что не вложили средства?  |
   L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
   

Вначале мы разрешаем пользоваться этой таблицей при выполнении упражнений и проведении учебной игры, задачей которых является четкое разделение записей на активные и пассивные. Однако необходимо требовать от студентов объяснения смысловых нагрузок бухгалтерских записей.

В помощь студентам можно предложить такую схему корреспонденции счетов (см. схему 1):

Схема 1

Счета активов Счета пассивов

|

     
           ———————————————————————|———————————————————————¬
           |            ——————————|—————————¬             |
          \ /          \ /        |        \ /           \ /  
     —————————————T———————————¬   |   —————————————T———————————¬
     | —————————¬ | ————————¬ |   |   | —————————¬ | ————————¬ |
     | |   З+   | | |   З—  | |   |   | |   З—   | | |   З+  | |
     | |   Д    | | |   К   | |   |   | |   Д    | | |   К   | |
     | L————————— | L———————— |   |   | L————————— | L———————— |
     L————————————+————————————   |   L————————————+————————————
   
/ \ / \ | / \ / \ L-----------------¬ ¦ | ¦ ----------------- ———— ---------------+--- | L--+---------------¬

\ / \ / | \ / \ /

     
     —————————————T———————————¬   |   —————————————T———————————¬
     | —————————¬ | ————————¬ |   |   | —————————¬ | ————————¬ |
     | |   З+   | | |   З—  | |   |   | |   З—   | | |   З+  | |
     | |   Д    | | |   К   | |   |   | |   Д    | | |   К   | |
     | L————————— | L———————— |   |   | L————————— | L———————— |
     L————————————+————————————   |   L————————————+————————————
   
/ \ / \ | / \ / \ ¦ L---------|---------- ¦ L----------------------|---------------------- ———— |

Обозначения на схеме 1: З+, З- - записи об увеличении или уменьшении актива или пассива, Д - дебет, К - кредит.

После объяснения смысла схемы 1 можно сообщить следующее: без пассива нет актива; запись в дебет - запись в кредит; увеличился актив - увеличился пассив.

При объяснении записей в корреспондирующих счетах можно использовать схему 2.

Схема 2

     
   ————————————————————T———————————————————T————————————————————————¬
   |Наименование счетов|Содержание обоюдных|     Читается так:      |
   |                   |     операций      |                        |
   +———————————————————+———————————————————+————————————————————————+
   |1. Касса (дебет)    Расчетный счет      В кассу поступило с     |
   |    |                             ————> расчетного счета        |
   |    |       ——————————¬           |     500  ден. ед.           |
   |    L——————>|         +————————————                             |
   |            |   500   |                                         |
   |    ———————>|         +———————————¬                             |
   |    |       L——————————           |                             |
   |                                  |                             |
   |2. Расчетный счет       Касса     L———> С расчетного счета взято|
   |   (кредит)                             в кассу 500 ден. ед.    |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Для разъяснения правила двойной записи мы используем схему 3.

Схема 3

Пример двойной записи операций

|

     
                              —————————¬
                              |Операции|
                              L—————————
   
-------------------¬ | ---------------------¬ ¦Записи об объектах¦ | ¦Записи об источниках¦ ¦размещения средств¦ | ¦ средств ¦ L------------------- | L------------------- ———— -----------------------------------¬ ¦ Образован паевой капитал 1¦ ¦ 30 ден. ед. ¦ L-------------T-----T------------- ———— -------------- | L------------¬

¦ | ¦

\ / | \ /

     
       ——————T—T——————————————¬    |    ———————————————T—————T—¬
       |     |1|              |    |    |              |     |1|
       | 30  L—+              |    |    |              | 30  L—+
       +—————T—+              |    |    |              +———————+
       |     |2|              |    |    |              | ..... |  
   ———>| 20  L—+  Расчетный   |    |    |  Уставный    |       |
   |   +—————T—+   счет и     |    |    |   капитал    |       |
   |——>|     |3|    касса     |    |    |              |       |
   ||  |—25  L—+              |    |    |              |       |
   ||  +—————T—+              |    |    |              |       |
   ||  |     |4|              |    |    |              |       |
   ||—>|—15  L—+              |    |    |              | ..... |
   ||| L———————+———————————————    |    L——————————————+————————
   
¦¦¦ -----------------------------¬ L++---------------+ Взят кредит в банке 2¦ ¦¦ ¦ 20 ¦ ¦¦ L---------------T----------- ———— ¦¦ | L-------------¬ ¦¦ | ¦ ¦¦ | \ / ¦¦ | ---------------T-----T-¬ ¦¦ | ¦ ¦ ¦2¦ ¦¦ | ¦ Ссудный ¦ 20 L-+ ¦¦ | ¦ капитал +-------+ ¦¦ | ¦ ¦ ..... ¦ ¦¦ | L--------------+------ ———— ¦¦ | ¦¦ -------------------------------------------------------¬ ¦¦ ¦ Приобретение производственного оборудования 3¦ L+--+ (например, станков) ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦ L------------------------T---------------------------- ———— ¦ ---------------- | ¦ \ / | ¦ ------T-T--------------¬ | ¦ ¦ ¦3¦ ¦ | ¦ ¦ 25 L-+ Основные ¦ | ¦ +-------+ средства ¦ | ¦ ¦ ..... ¦ ¦ | ¦ L-------+--------------- | ¦ | ¦ ------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Приобретение материальных запасов 4¦ L-----+ 15 ¦ L---------------------T------------------------ ———— ------------------ |

\ / |

     
     ——————T—T——————————————¬      |
     |     |4|              |      |
     | 15  L—+  Оборотные   |      |
     +———————+   средства   |      |
     | ..... |              |      |
     L———————+———————————————      |
   
   
   Схему давать в законченном виде (например, в виде плаката или статического слайда) неэффективно; ее следует конструировать постепенно, в определенной последовательности, например, так, как показано на схеме 4.
   
                                Схема 4
     
                     —————————————————————————————¬  
               ——————+Образование паевого капитала+—————¬
               |     |        30 ден. ед.         |     |
               |     L—————————————————————————————     |
              \ /                                      \ /  
       ——————T—T——————————————¬         ———————————————T—————T—¬
       |     |1|  Расчетный   |         |              |     |1|
       | 30  L—+   счет и     |         |   Уставный   | 30  L—+
       +———————+    касса     |         |     фонд     +———————+
       |       |              |         |              |       |
       L———————+———————————————         L——————————————+————————
   

Мы считаем, что не следует ставить перед студентами задачу заучивать типовые корреспонденции счетов, запоминания их нумерацию. Примеры из практики формирования счетов на предприятиях США и Англии позволяют глубже понять логику системы, после чего пользование Планом счетов не представляет трудности, а запоминание необходимых типовых корреспонденций происходит автоматически в течение нескольких дней работы в бухгалтерии конкретного предприятия.

В настоящее время в курсе бухгалтерского учета мы используем сквозной пример по следующей схеме:

     
   ————————————————T———————————————————————————————T————————————————¬
   |Образование    |Преобразование ИЧП в ЗАО       |Прибавление к   |
   |индивидуального|коммерческого типа;            |коммерческой    |
   |частного       |постепенное расширение его     |деятельности    |
   |предприятия    |деятельности                   |производственной|
   |               |                               |деятельности    |
   +———————————————+———————————————————————————————+————————————————+
   |Общая теория   |Учет операций, показ счетов и  |Особенности     |
   |бухгалтерского |их корреспонденций в динамике, |бухгалтерского  |
   |учета          |соответствующей деятельности   |учета на        |
   |               |ЗАО, и т.д. вплоть до          |промышленных    |
   |               |балансового отчета             |предприятиях    |
   L———————————————+———————————————————————————————+—————————————————
   

Подписано в печать Г.Андреев

17.03.2000 Камышинский технологический институт

Волгоградского государственного

технического университета

Т.Смелова

Камышинский технологический институт

Волгоградского государственного

технического университета

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет расходов будущих периодов и отдельных резервов, создаваемых предприятиями (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 12) >
Вопрос: Какова специфика налогообложения операций с купонными облигациями в том случае, когда облигации приобретаются и продаются по ценам ниже, чем номинал (1000 руб.) плюс накопленный купонный доход на дату совершения операций купли - продажи облигаций? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.