![]() |
| ![]() |
|
Статья: Методические приемы преподавания основ бухгалтерского учета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 12)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, 2000
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Разъяснение логики и правил отнесения бухгалтерских записей к активам и пассивам - довольно сложная задача для преподавателей. Этот материал нелегко усваивается и студентами. Информации о составе и размещении средств и их источниках явно недостаточно при изучении этого вопроса. Мы хотим показать элементы методики преподавания, применяемые нами в работе, на условном примере (табл. 1)
Таблица 1
—————————————————————————————————T———————————————————————————————¬ | Средства фирмы и их размещение | Источники средств | +————————————————————————————————+———————————————————————————————+ | ден. ед. | ден. ед. | |Деньги на расчетном 500 |Вклад владельца фирмы 1000 | |счете в банке | | | | | |Деньги в кассе фирмы 500 |От поставщика "К" 600 | | |в кредит | |Запас товара 600 | | | | | |Итого 1600 |Итого 1600 | L————————————————————————————————+———————————————————————————————— Преподаватель разъясняет, что бухгалтер назовет позиции левой части таблицы активами фирмы, а правой - пассивами. После дальнейшего изложения учебного материала можно перейти к табл. 2.
Таблица 2
———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬ | Актив | Пассив | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Состав и размещение средств: |Источники (адреса) средств: | |где расположены средства? |откуда взялись средства? | |куда делись средства? |кто дал средства? | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ | ден. ед. | ден. ед. | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ |Деньги на расчетном счете 500 |Вклад владельца 1000 | | | | |Деньги в кассе 500 |От поставщика "К" 600 | | |в кредит | | | | |Запас товаров 550 | | | | | |Убыток 50 | | | 1600 | 1600 | L——————————————————————————————————+—————————————————————————————— Вводим в левую часть таблицы дебитора, а в правую - прибыль, задолженность перед бюджетом и т.д. В итоге выводим таблицу вопросов - индикаторов (см. табл. 3):
Таблица 3
———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬ | Актив | Пассив | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ | Объекты размещения средств | Источники (адреса) средств | | (активы) | (пассивы) | +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+ | Вопросы, на которые отвечают | +——————————————————————————————————T—————————————————————————————+ |активы: |пассивы: | |где расположены средства? |откуда взялись средства? | |куда израсходованы средства? |кто дал средства? | |кому отданы средства? |кому (чему) не отдали | |куда делись средства? |средства? | | |во что не вложили средства? | L——————————————————————————————————+—————————————————————————————— Вначале мы разрешаем пользоваться этой таблицей при выполнении упражнений и проведении учебной игры, задачей которых является четкое разделение записей на активные и пассивные. Однако необходимо требовать от студентов объяснения смысловых нагрузок бухгалтерских записей. В помощь студентам можно предложить такую схему корреспонденции счетов (см. схему 1):
Схема 1
Счета активов Счета пассивов | ———————————————————————|———————————————————————¬ | ——————————|—————————¬ | \ / \ / | \ / \ / —————————————T———————————¬ | —————————————T———————————¬ | —————————¬ | ————————¬ | | | —————————¬ | ————————¬ | | | З+ | | | З— | | | | | З— | | | З+ | | | | Д | | | К | | | | | Д | | | К | | | L————————— | L———————— | | | L————————— | L———————— | L————————————+———————————— | L————————————+————————————/ \ / \ | / \ / \ L-----------------¬ ¦ | ¦ ----------------- ———— ---------------+--- | L--+---------------¬ \ / \ / | \ / \ / —————————————T———————————¬ | —————————————T———————————¬ | —————————¬ | ————————¬ | | | —————————¬ | ————————¬ | | | З+ | | | З— | | | | | З— | | | З+ | | | | Д | | | К | | | | | Д | | | К | | | L————————— | L———————— | | | L————————— | L———————— | L————————————+———————————— | L————————————+————————————/ \ / \ | / \ / \ ¦ L---------|---------- ¦ L----------------------|---------------------- ———— |
Обозначения на схеме 1: З+, З- - записи об увеличении или уменьшении актива или пассива, Д - дебет, К - кредит. После объяснения смысла схемы 1 можно сообщить следующее: без пассива нет актива; запись в дебет - запись в кредит; увеличился актив - увеличился пассив. При объяснении записей в корреспондирующих счетах можно использовать схему 2.
Схема 2
————————————————————T———————————————————T————————————————————————¬ |Наименование счетов|Содержание обоюдных| Читается так: | | | операций | | +———————————————————+———————————————————+————————————————————————+ |1. Касса (дебет) Расчетный счет В кассу поступило с | | | ————> расчетного счета | | | ——————————¬ | 500 ден. ед. | | L——————>| +———————————— | | | 500 | | | ———————>| +———————————¬ | | | L—————————— | | | | | |2. Расчетный счет Касса L———> С расчетного счета взято| | (кредит) в кассу 500 ден. ед. | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Для разъяснения правила двойной записи мы используем схему 3.
Схема 3
Пример двойной записи операций
| —————————¬ |Операции| L—————————-------------------¬ | ---------------------¬ ¦Записи об объектах¦ | ¦Записи об источниках¦ ¦размещения средств¦ | ¦ средств ¦ L------------------- | L------------------- ———— -----------------------------------¬ ¦ Образован паевой капитал 1¦ ¦ 30 ден. ед. ¦ L-------------T-----T------------- ———— -------------- | L------------¬ ¦ | ¦ \ / | \ / ——————T—T——————————————¬ | ———————————————T—————T—¬ | |1| | | | | |1| | 30 L—+ | | | | 30 L—+ +—————T—+ | | | +———————+ | |2| | | | | ..... | ———>| 20 L—+ Расчетный | | | Уставный | | | +—————T—+ счет и | | | капитал | | |——>| |3| касса | | | | | || |—25 L—+ | | | | | || +—————T—+ | | | | | || | |4| | | | | | ||—>|—15 L—+ | | | | ..... | ||| L———————+——————————————— | L——————————————+————————¦¦¦ -----------------------------¬ L++---------------+ Взят кредит в банке 2¦ ¦¦ ¦ 20 ¦ ¦¦ L---------------T----------- ———— ¦¦ | L-------------¬ ¦¦ | ¦ ¦¦ | \ / ¦¦ | ---------------T-----T-¬ ¦¦ | ¦ ¦ ¦2¦ ¦¦ | ¦ Ссудный ¦ 20 L-+ ¦¦ | ¦ капитал +-------+ ¦¦ | ¦ ¦ ..... ¦ ¦¦ | L--------------+------ ———— ¦¦ | ¦¦ -------------------------------------------------------¬ ¦¦ ¦ Приобретение производственного оборудования 3¦ L+--+ (например, станков) ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦ L------------------------T---------------------------- ———— ¦ ---------------- | ¦ \ / | ¦ ------T-T--------------¬ | ¦ ¦ ¦3¦ ¦ | ¦ ¦ 25 L-+ Основные ¦ | ¦ +-------+ средства ¦ | ¦ ¦ ..... ¦ ¦ | ¦ L-------+--------------- | ¦ | ¦ ------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Приобретение материальных запасов 4¦ L-----+ 15 ¦ L---------------------T------------------------ ———— ------------------ | \ / | ——————T—T——————————————¬ | | |4| | | | 15 L—+ Оборотные | | +———————+ средства | | | ..... | | | L———————+——————————————— | Схему давать в законченном виде (например, в виде плаката или статического слайда) неэффективно; ее следует конструировать постепенно, в определенной последовательности, например, так, как показано на схеме 4. Схема 4 —————————————————————————————¬ ——————+Образование паевого капитала+—————¬ | | 30 ден. ед. | | | L————————————————————————————— | \ / \ / ——————T—T——————————————¬ ———————————————T—————T—¬ | |1| Расчетный | | | |1| | 30 L—+ счет и | | Уставный | 30 L—+ +———————+ касса | | фонд +———————+ | | | | | | L———————+——————————————— L——————————————+————————
Мы считаем, что не следует ставить перед студентами задачу заучивать типовые корреспонденции счетов, запоминания их нумерацию. Примеры из практики формирования счетов на предприятиях США и Англии позволяют глубже понять логику системы, после чего пользование Планом счетов не представляет трудности, а запоминание необходимых типовых корреспонденций происходит автоматически в течение нескольких дней работы в бухгалтерии конкретного предприятия. В настоящее время в курсе бухгалтерского учета мы используем сквозной пример по следующей схеме:
————————————————T———————————————————————————————T————————————————¬ |Образование |Преобразование ИЧП в ЗАО |Прибавление к | |индивидуального|коммерческого типа; |коммерческой | |частного |постепенное расширение его |деятельности | |предприятия |деятельности |производственной| | | |деятельности | +———————————————+———————————————————————————————+————————————————+ |Общая теория |Учет операций, показ счетов и |Особенности | |бухгалтерского |их корреспонденций в динамике, |бухгалтерского | |учета |соответствующей деятельности |учета на | | |ЗАО, и т.д. вплоть до |промышленных | | |балансового отчета |предприятиях | L———————————————+———————————————————————————————+————————————————— Подписано в печать Г.Андреев 17.03.2000 Камышинский технологический институт
Волгоградского государственного технического университета Т.Смелова Камышинский технологический институт Волгоградского государственного технического университета
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |