Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О порядке приема граждан на государственную службу в налоговые органы Московской области ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2000

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

С налоговой системой Подмосковья, структурой и задачами налоговых органов, спецификой их работы, а также адресами и телефонами местных инспекций читатели подробно ознакомились в специальном выпуске журнала "Налоговые известия Московского региона" - N 10, выпущенном к 70-летию Московской области. Настоящая же статья представляет интерес прежде всего для граждан, желающих посвятить свою жизнь государственной службе в налоговых органах. К этой категории, как показывает практика, относятся: выпускники высших и средних специальных учебных заведений; лица, работавшие ранее в других структурах и вынужденные из них уйти по причинам, связанным с такими распространенными в наше время явлениями, как реорганизация, сокращение и т.д.; работники налоговых органов из других регионов, поменявшие прежнее место жительства на Московскую область, а также бывшие военнослужащие.

Несмотря на невысокий уровень заработной платы в налоговых инспекциях, число желающих поступить на работу в них из года в год растет. Однако подавляющее большинство кандидатов на трудоустройство не имеют представления о тех требованиях, которые предъявляются к работникам налоговых органов. Кроме того, те стереотипы мышления в отношении налоговой службы, которые веками складывались в обществе, к сожалению, еще до сих пор продолжают оказывать влияние на сознание многих людей. Во-первых, это сложившееся в России издавна "мифическое" представление о том, что профессия, связанная со сбором налогов, является неким "золотым дном". Во-вторых, считается, что работой по сбору налогов может заниматься любой человек, было бы желание. И в-третьих, мало кто представляет, что налоговая работа - это гигантский труд, громадная ответственность за порученное государственное дело и, самое главное, патриотизм и самоотверженность. Поэтому после первичных бесед с работниками кадровой службы или руководителями специализированных отделов инспекций многие кандидаты испытывают чувство недоумения либо разочарования.

В своей работе по подбору кадров налоговые органы Московской области руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон), указами Президента Российской Федерации, Кодексом законов о труде, приказами Министерства РФ по налогам и сборам.

В соответствии с Законом на работу в налоговые органы принимаются граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих. Рассмотрим подробно два последних условия, под которыми понимаются квалификационные требования, имеющие определяющее значение для приема кандидата на работу.

Квалификационные требования к работникам налоговых органов предъявляются на основании п.4 ст.6 Закона, Указа Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы", Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 сентября 1999 г. N АП-26-20/370 "Об утверждении квалификационных требований по государственным должностям федеральной государственной службы в территориальных органах", Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180 и Классификатора специальностей среднего профессионального образования, утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 мая 1994 0г. N 4.

Поскольку объем указанных документов достаточно велик, мы в обобщенном виде изложим те их положения, на которые следует обратить особое внимание.

Требования к уровню профессионального образования. Для подавляющего числа имеющихся в налоговых органах должностей их работники должны иметь высшее профессиональное образование. В субъекте Российской Федерации это должности начиная от государственного налогового инспектора (ведущего специалиста) городской (районной) инспекции и заканчивая руководителем Управления МНС России по субъекту РФ. Лишь для совсем небольшого количества должностей (специалистов, специалистов 1-й и 2-й категорий) достаточным является среднее специальное образование. В зависимости от направления деятельности специализированных отделов базовыми специальностями в налоговых органах являются следующие.

Для отделов:

обеспечивающих контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей; отделов, обеспечивающих организацию учета налогоплательщиков; анализа, учета и отчетности - экономика и управление; юриспруденция (для среднего образования - правоведение);

информатизации - экономика и управление; информатика и вычислительная техника; юриспруденция (для среднего специального образования - правоведение);

по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере - экономика и управление; технология бродильных производств и виноделие; машины и аппараты пищевых производств; юриспруденция (правоведение);

юридического; кадров; финансирования; по связям с общественностью и средствами массовой информации; защиты информации - экономика и управление; юриспруденция; филология; журналистика; связи с общественностью; психология; международные отношения; организация и технология защиты информации (для среднего специального образования - экономика и управление; правоведение; психология; делопроизводство и архивоведение);

хозяйственного обеспечения - экономика и управление; юриспруденция (правоведение); технические науки (строительство, теплоэнергетика, электроэнергетика, эксплуатация транспортных средств, автоматизация и управление; для среднего специального образования - электроснабжение, теплоснабжение и теплотехнические установки, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).

Для высшего профессионального образования в группу специальностей "Экономика и управление" входят специальности: теоретическая экономика; экономика и социология труда; экономика природопользования; финансы и кредит; бухгалтерский учет и аудит; мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии; экономика и управление аграрным производством; государственное и муниципальное управление; менеджмент; менеджмент в социальной сфере; документоведение и документационное обеспечение управления; коммерция; маркетинг; товароведение и экспертиза качества товаров; статистика.

Для среднего профессионального образования в эту группу специальностей входят: экономика; бухгалтерский учет и контроль; менеджмент; финансы; банковское дело; статистика; товароведение; государственное и муниципальное управление.

В группу специальностей "Информатика и вычислительная техника" для высшего профессионального образования входят специальности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; конструирование и технология электронно - вычислительных средств.

Указанной группе при среднем специальном образовании соответствуют специальности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Требования к стажу и опыту работы по специальности. Данные требования определяют необходимые стаж государственной службы и стаж работы по специальности на соответствующих замещаемых государственных должностях.

Без предъявления требований к стажу и опыту работы могут замещаться только должности специалистов, специалистов 1-й и 2-й категорий.

Лица, замещающие государственные должности госналогинспектора (ведущего специалиста), старшего госналогинспектора (главного специалиста), а в инспекциях городского (районного) уровня - и заместителя начальника отдела, обязаны иметь стаж работы по специальности (перечень соответствующих специальностей приведен выше) не менее трех лет. Кроме того, в порядке исключения должности старшего госналогинспектора и главного специалиста могут замещаться лицами, имеющими иное высшее образование и стаж работы по занимаемой должности не менее трех лет или обучающимися по профильной специальности в высшем учебном заведении.

Должности госналогинспектора и ведущего специалиста также в порядке исключения могут замещаться лицами, имеющими среднее профессиональное образование, стаж работы по занимаемой должности не менее пяти лет, положительно зарекомендовавшими себя в работе, при условии обучения в высшем учебном заведении.

Для более высоких должностей - заместителя руководителя Управления МНС России по субъекту Федерации, руководителя и заместителя руководителя Инспекции городского (районного) уровня, начальника отдела, главного госналогинспектора, а в Управлении МНС России по субъекту Федерации - и заместителя начальника отдела - предусматривается наличие стажа работы на нижестоящих должностях (начиная с должности госналогинспектора или ведущего специалиста) не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет. Здесь также предусмотрены исключения для лиц, имеющих иное высшее профессиональное образование и прошедших переподготовку по профильной специальности в объеме не менее 500 часов, а также со стажем работы в налоговых органах на соответствующих должностях не менее пяти лет.

Учитывая указанные требования, кадровой службе налоговых органов Московской области, к сожалению, приходилось отказывать отдельным кандидатам, имеющим как высшее, так и среднее профессиональное образование. В основном это были лица, либо имевшие дипломы негосударственного образца, либо окончившие ВУЗы по специальностям, совершенно несовместимым с приведенными выше (имеющие медицинское, педагогическое, инженерное образование по профилю машиностроения, легкой промышленности, топливно - энергетического комплекса и т.д.), либо обладавшие требуемыми специальностями, но не имевшие необходимого стажа работы и претендовавшие на более высокие должности. По-человечески мы понимаем этих людей, особенно тех, кто на данный момент остался без работы, но считаем, что без базовой профильной подготовки освоить налоговую работу практически невозможно.

Наряду с квалификационными требованиями Законом и ведомственными нормативными актами установлен ряд условий поступления граждан на государственную службу в налоговые органы. К ним относятся: наличие свободных вакансий; представление кандидатами полного перечня документов, необходимых для трудоустройства в налоговых органах; обязательное согласование кандидатур с территориальными органами налоговой полиции; обязательное прохождение испытательного срока. Определены также обстоятельства, по которым кандидат не может быть принят на работу.

Рассмотрим условия, необходимые для поступления на службу в налоговые органы.

Наличие свободных вакансий. Совершенно естественно, что если в инспекциях вакантных должностей нет, вопрос о трудоустройстве граждан отпадает сам собой. Однако и наличие вакансий еще не гарантирует того, что тот или иной кандидат может быть принят на работу, так как ему необходимо соответствовать рассмотренным выше квалификационным требованиям, которые с учетом специфики работы отделов и уровня должностей существенно различаются. Степень соответствия кандидата этой специфике и является отправным моментом для специалистов кадровой службы и руководителей специализированных отделов для принятия предварительного решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данной кандидатуры. После этого в силу вступает другое условие.

Представление кандидатами необходимых документов. В соответствии с п.4 ст.21 Закона при поступлении на государственную службу в налоговые органы гражданин обязан представить: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку по установленному Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" образцу; медицинское заключение о состоянии здоровья (до утверждения специальной формы - в произвольной форме, либо по существующим стандартным формам для других категорий), а также другие документы (собственноручно заполненные в кадровой службе личный листок по учету кадров и автобиографию; военнообязанными представляются также удостоверение офицера запаса, военный билет или приписное свидетельство).

Обязательное согласование кандидатур с территориальными органами налоговой полиции проводится на основании действующего Указания Госналогслужбы России от 12 апреля 1994 г. N ВГ-6-10/41 и включает проверку указанными органами, несущими ответственность за безопасность налоговых инспекций и их работников, деловых и личных качеств кандидатов. Основной целью проверки является недопущение проникновения в налоговые органы лиц, не имеющих в соответствии с законодательством права занимать должности в налоговых органах (например, при наличии непогашенной судимости за корыстные преступления, решении суда о запрещении занимать определенные должности, осуществлении кандидатом предпринимательской деятельности и т.д.). Срок осуществления проверки - не более 10 суток со дня направления инспекцией соответствующих материалов.

Ежегодно после таких проверок руководителями инспекций отводятся несколько кандидатур. Основными причинами тому являются преднамеренное сокрытие гражданами сведений о себе, их участие в предпринимательской деятельности и др. Как правило, отводятся также кандидатуры лиц, которые стремятся любым путем устроиться на работу в налоговые органы, продолжая работать в других структурах и получая зарплату в несколько раз больше, чем налоговый инспектор.

Обстоятельства, по которым кандидат не может быть принят на работу. В соответствии с п.3 ст.21 Закона гражданин не может быть принят на государственную службу в налоговые органы в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от представления в налоговые органы по месту жительства сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Обязательность прохождения испытательного срока для всех граждан, вновь принимаемых на государственную службу в налоговые органы, определена ст.23 Закона, ст.ст.21, 22, 23 КЗоТ РФ, действующими Указаниями Государственной налоговой инспекции по Московской области от 25 января 1999 г. N 11-13/06. Продолжительность испытания в налоговых органах Московской области - три месяца, что отражается в трудовом договоре. Испытание не устанавливается при приеме на работу молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учреждений, а также при переводе специалистов из других организаций. В срок испытания не засчитываются периоды временной трудоспособности и отсутствия на службе по уважительным причинам. Согласно установленному Управлением МНС России по Московской области порядку за каждым работником приказом руководителя инспекции закрепляется наставник, на которого возложены обязанности первичного обучения данного специалиста, оказания практической помощи в овладении специальностью и в адаптации к условиям налоговой работы, а также функции контроля за его деятельностью. Безусловно, за отведенные три месяца невозможно стать настоящим специалистом. Однако этот срок позволяет увидеть отношение сотрудника к делу и способность работать в коллективе, оценить целесообразность и перспективы его дальнейшего использования на данной должности. Выводы по этим пунктам отражаются в служебной записке начальника соответствующего отдела и являются основанием для руководителя инспекции считать работника выдержавшим либо не выдержавшим испытательный срок (в соответствии с ч.2 ст.23 КЗоТ РФ лицо, не выдержавшее испытания, освобождается от работы по инициативе администрации).

Таким образом, как видно из сказанного, к кандидатам, желающим поступить на государственную службу в налоговые органы Московской области, предъявляются очень высокие требования, поскольку работа по контролю за соблюдением налогового законодательства представляет собой одну из первоочередных государственных задач. Поэтому для работников налоговых инспекций так важны такие качества, как компетентность и профессионализм, творчество и инициатива, способность ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, умение работать с людьми и строгая принципиальность при решении спорных вопросов.

Очень большое значение придается высоким моральным качествам налоговых работников, заключающимся в способности противостоять различным посулам, а нередко угрозам и шантажу со стороны некоторых недобросовестных налогоплательщиков.

В заключение необходимо сказать, что всех перечисленных в данной статье требований и условий, как и самой налоговой работы, не надо бояться. Все работники налоговых органов - руководители инспекций и рядовые специалисты - когда-то являлись кандидатами на трудоустройство, начинали, как говорится, с нуля и затем доказывали свое право на законное место в рядах старожилов коллектива и в налоговой системе в целом. Только в период с января по ноябрь 1999 г. в налоговые органы Московской области было принято на работу более 360 специалистов. Это подтверждает, что обновление состава инспекций есть закономерный и непрерывный процесс, позволяющий поддерживать эффективность и качество их работы на требуемом уровне.

Подписано в печать В.М.Селиверстов

10.03.2000 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Земельный налог в Москве ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3) >
Статья: Финансовые санкции по Налоговому кодексу РФ ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.