Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Местные налоги и сборы с юридических лиц, действующие на территории Московской области ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2000

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Реформа местного самоуправления предусматривает создание финансово - экономической основы муниципальных образований, важнейшим звеном которой являются местные налоги и сборы, взимаемые с юридических лиц.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по введению местных налогов и сборов определены Конституцией РФ, Законами РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Налоговым кодексом РФ. Наиболее полное использование прав органов местного самоуправления по введению этих налогов и сборов позволяет максимально мобилизовать имеющиеся возможности регионов для решения социально - экономических проблем каждого территориально - административного образования.

В этой связи важное значение имеет работа налоговых органов области, направленная на совершенствование принимаемых органами местного самоуправления решений по введению указанных налогов, выявлению резервов увеличения доходной части местных бюджетов.

Статьями 20 и 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определены виды местных налогов и сборов, права органов местного самоуправления по их введению, даны общие установки о плательщиках и предельных размерах ставок, об источниках уплаты.

В то же время Закон предоставил право вводить местные налоги и сборы органам местного самоуправления, определять их конкретных плательщиков, устанавливать их ставки, порядок исчисления и зачисления средств, сроки уплаты, а также решать вопрос о предоставлении льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Как показывает практика, при этом не всегда соблюдается установленный законодательством порядок введения местных налогов и сборов. Принятые решения зачастую не содержат должного отражения или четкой регламентации вопросов, связанных с порядком определения категорий плательщиков, включая представительства зарубежных фирм, предприятия с иностранными инвестициями, филиалы предприятий и другие обособленные структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной муниципальному образованию; с исчислением и уплатой налогов и сборов; распределением средств, получаемых от налогов и сборов, между бюджетами разного уровня; установлением прав, обязанностей и ответственности плательщиков; предоставлением льгот отдельным категориям плательщиков. Иногда решения по этим вопросам не соответствуют действующему законодательству.

Поскольку налоговые органы в соответствии со ст.31 НК РФ осуществляют контроль за полным и своевременным поступлением в бюджет местных налогов и сборов, их работа в значительной степени зависит от грамотно оформленных с юридической точки зрения нормативных актов, принимаемых органами местного самоуправления по местным налогам и сборам.

Если принято юридически грамотное решение, то налоговым органам остается только выполнять его и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступлений местных налогов и сборов в местный бюджет.

Конфликтные ситуации с налогоплательщиками чаще всего возникают из-за их слабого знания действующего законодательства и, как уже говорилось выше, из-за юридически неграмотных решений по местным налогам и сборам, особенно это касается предприятий с иностранными инвестициями и представительств зарубежных фирм.

Поэтому еще раз хотелось остановиться на местных налогах и сборах, взимаемых с юридических лиц, действующих на территории Московской области.

В ст.ст.20 и 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) указан перечень видов местных налогов и сборов, при этом следует иметь в виду, что никакие другие виды местных налогов и сборов органы местного самоуправления принимать не вправе.

На территории Московской области в 1999 г. действовало 14 видов местных налогов и сборов: сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, на нужды образования и другие цели; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор со сделок, совершаемых на биржах; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; лицензионные сборы на подакцизные товары.

В бюджет Московской области от введения всех местных налогов и сборов за 9 месяцев 1999 г. поступило 1879,5 млн руб., что на 53% выше объема поступлений за аналогичный период 1998 г.

Наибольший удельный вес составляют поступления указанных налогов и сборов с юридических лиц - 1747,4 млн руб. (или 93,0% от общего объема поступлений от местных налогов и сборов).

Сбор за право торговли составляет 1,6% от поступлений в бюджеты регионов; целевые сборы на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели - 0,3%; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы - 15,4%; лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями - 0,3%; сбор за уборку территорий населенных пунктов - 0,2%; сбор на нужды образовательных учреждений - 5,6% от общего объема поступлений налоговых платежей в областной бюджет.

Поступления других местных налогов и сборов с юридических лиц, действующих на территории Московской области, незначительны.

Приведенные выше данные показывают, что основная доля в общем объеме поступлений местных налогов и сборов, взимаемых с юридических лиц, приходится на налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы - 1331,9 млн руб., или 84,1%. По сравнению с аналогичным периодом 1998 г. объем поступлений этого налога возрос на 62,9% в связи с тем, что увеличилась налогооблагаемая база - выручка от реализации продукции (работ, услуг), а также выросло число плательщиков за этот период на 4,8%.

Так, на территориях Ступинского и Щелковского районов по вышеуказанным причинам увеличилось поступление этого налога на 83,4 и 96,7% соответственно.

При этом в отдельных муниципальных образованиях наметилась активизация производственной деятельности ряда предприятий и появились новые налогоплательщики - предприятия с иностранными инвестициями.

Так, в Озерском районе за счет улучшения деятельности трех предприятий: текстильной фирмы "Ока", компаний "Молочные братья" и "Смайл Интернэшнл", перечисляющих 47,4% общего объема поступлений налога на содержание жилсоцфонда, сумма поступлений этого налога возросла с 1284 тыс. руб. до 12 822 тыс. руб., или в 9 раз.

В результате производственной деятельности в 1999 г. в Чеховском районе предприятия с иностранными инвестициями - ООО "Данон - Индустрия" объем поступлений налога на содержание жилсоцфонда увеличился на 103,9%.

Во всех муниципальных образованиях области введены: сбор за право торговли; сбор на нужды образовательных учреждений; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы; лицензионный сбор за право торговли винно - водочными изделиями.

Сбор за уборку населенных пунктов введен в городах: Долгопрудном, Железнодорожном, Зарайске, Ивантеевке, Красноармейске, Лыткарине, Люберцах, Наро - Фоминске, Ногинске, Одинцове, Орехово - Зуеве, Пушкино, Щелково, Щербинке, Электростали, Дзержинском и районах: Лотошинском, Подольском, Рузском и Талдомском.

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и другие цели не введены в городах: Видное, Жуковском, Зарайске, Ступине; районах: Лотошинском и Шаховском.

Налог на рекламу не введен в муниципальных образованиях: Краснознаменск, Дмитров, Дубна, Зарайск, Ивантеевка, Истра, Клин, Можайск, Озеры, Павловский Посад, Сергиев Посад, Ступино, Троицк, Чехов, Рошаль, а также в районах: Лотошинском, Луховицком, Подольском, Рузском, Серебряно - Прудском, Серпуховском, Талдомском и Шаховском.

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров не введен в муниципальных образованиях: Бронницы, Краснознаменск, Домодедово, Дубна, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Истра, Климовск, Красноармейск, Красногорск, Лобня, Лыткарино, Люберцы, Озеры, Павловский Посад, Протвино, Пушкино, Раменское, Сергиев Посад, Троицк, Химки, Шатура, Щербинка, Фрязино, Электросталь, Рошаль, а также в районах: Коломенском, Луховицком, Серпуховском, Талдомском и Шаховском.

Сбор за парковку автотранспорта введен в муниципальных образованиях: Дмитров, Звенигород, Королев, Мытищи, Наро - Фоминск, Молодежный, Ногинск, Одинцово, Пущино, Можайск.

Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей введен в муниципальных образованиях: Железнодорожный, Королев, Кашира, Клин, Мытищи, Наро - Фоминск, Одинцово, Пущино, Юбилейный, Красногорск, Серпухов.

Сбор за право использования местной символики взимается в Егорьевске, Зарайске, Кашире, Мытищах, Серпухове, Юбилейном, Долгопрудном.

Сбор за право проведения кино- и телесъемок введен в Кашире, Наро - Фоминске, Пущино, Серпухове, Долгопрудном, Подольске.

Сбор со сделок, совершаемых на биржах, введен в Химках и Подольске.

Остановимся кратко на наиболее распространенных налогах и сборах, взимаемых с юридических лиц, действующих на территории Московской области в 1999 г.

Сбор за право торговли и лицензионный сбор

на подакцизные товары

Сбор за право торговли вводится органами местного самоуправления муниципального образования в соответствии с пп."е" п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Плательщиками сбора являются предприятия и организации всех организационно - правовых форм, включая предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, их дочерние образования и филиалы, а также граждане Российской Федерации и других государств (физические лица), осуществляющие торговлю товарами и изделиями как через постоянные торговые точки (магазины, столовые, кафе, киоски и др.), так и в порядке свободной торговли с рук, выносных лотков, открытых прилавков и автомашин в местах, определенных местными органами власти.

Очень часто сбор за право торговли ошибочно считают рыночным сбором. Следует иметь в виду, что поскольку сбор за место на рынке - это плата за услуги, оказанные рынком, а не за право торговли товарами, с продавца должен взиматься как сбор за право торговли, так и рыночный сбор.

Законом не устанавливаются размеры ставок сбора за право торговли - это относится к компетенции органов местного самоуправления, при этом учитывается также расположение мест торговли, торговой площади, объема и вида товара.

В основном сбор устанавливается за осуществление мелкорозничной торговли, главным образом на рынках, между тем местные органы вправе устанавливать сбор и с предприятий государственной, кооперативной, коммерческой торговли, осуществляющих торговлю товарами на постоянной основе.

Лица, осуществляющие торговлю, приобретают разовый талон или временный патент на право торговли, в котором указывается срок его действия, наименование продаваемого товара, наименование организации, ее юридический адрес, место осуществления торговли.

Реализация разовых талонов и сбор платежей за право торговли по решению органов местного самоуправления может осуществляться специально уполномоченными на это организациями, т.е. сборщиками налогов. Оплата работы сборщиков осуществляется за счет средств, поступающих в бюджет по этим сборам.

Расходы по уплате сбора за право торговли относятся предприятиями за счет прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

Указом Президента РФ от 29 октября 1992 г. N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции" и Постановлением главы Администрации Московской области от 6 января 1993 г. N 1 "О введении лицензирования продовольственными и непродовольственными товарами" было введено лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми акцизами.

Лицензированию подлежала торговля, включая посредническую, подакцизными товарами как отечественного, так и импортного производства.

Лицензии являлись документом строгой отчетности. Сумма лицензионного сбора в зависимости от коэффициента лицензируемого товара и минимальной заработной платы устанавливалась по отдельным видам товаров. При получении лицензиатом более двух лицензий по сопряженным видам деятельности за каждую последующую лицензию сумма сбора взималась в размере 50%.

Указом Президента РФ от 13 сентября 1999 г. N 1207 "О приведении некоторых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ" (опубликован в "Российской газете" 3 октября 1998 г.) признан утратившим силу Указ Президента РФ от 29 октября 1992 г. N 1311 "О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".

Целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций

на содержание милиции, благоустройство территорий,

нужды образования и другие цели

Данный вид сборов устанавливается в соответствии с пп."ж" п.1 ст.21 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Введение данного вида сборов имеет строго целевое назначение, поступления обеспечивают гарантированное финансирование некоторых отраслей хозяйства.

В каждом муниципальном образовании органы местного самоуправления самостоятельно в своих решениях и постановлениях определяют плательщиков сборов.

Общий размер ставки целевых сборов для юридических лиц не может превышать 3% годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленной законом минимальной месячной оплаты труда, т.е. сбор определяется расчетным путем, для этого необходима только численность работающих.

Расходы по уплате сбора юридическими лицами относятся на финансовые результаты.

Сроки уплаты, порядок внесения, ведение учета поступающих сумм, представление налоговых деклараций - все это должно быть определено в решении органа местного самоуправления.

Налог на рекламу

Налог на рекламу вводится органами местного самоуправления на основании пп."з" п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Плательщиками являются рекламодатели (категории плательщиков оговорены в решениях органов местного самоуправления), рекламирующие свою продукцию в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях, а также путем изготовления справочников, афиш, плакатов, рекламных щитов, световых газет, календарей и др.) на территории муниципального образования.

Ставка налога не может превышать 5% от стоимости услуги, оказываемой предприятию по рекламированию продукции.

Налог на рекламу, как правило, уплачивают рекламные агентства, осуществляющие рекламные работы по заявкам владельцев этой рекламной продукции.

Плательщики налога представляют в налоговый орган декларацию о суммах налога и уплачивают его в сроки, определенные решениями органов местного самоуправления.

Оплата может быть осуществлена путем перечисления непосредственно налога на счет рекламного агентства при уплате рекламных услуг не позднее дня размещения (опубликования) рекламы на рекламных носителях, а затем агентство перечисляет в бюджет по сроку, установленному решением органа местного самоуправления.

Расходы по уплате налога относятся на финансовые результаты.

Налогом на рекламу не облагаются кинотеатры за объявление, изготовление афиши о демонстрации кинофильмов, так как здесь имеется в виду не информация, а основная работа.

Не облагаются (при наличии в нормативном акте органа местного самоуправления соответствующей льготы):

- реклама благотворительных мероприятий;

- информационные вывески, размещаемые в помещениях, используемые для реализации товаров, включая витрины;

- объявления и извещения о местонахождении предприятий и номеров телефонов и т.д.

Налог на содержание жилищного фонда

и объектов социально - культурной сферы

Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы был введен на основании пп."ч" п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Категории плательщиков определяются органами местного самоуправления и утверждаются в их решениях и постановлениях.

Налог имеет строго целевой характер - направляется на финансирование объектов жилфонда и социально - культурной сферы, укрепление ее материально - технической базы.

Особенность налога заключается в том, что предприятия, имеющие на балансе жилье, дома культуры, клубы, детсады и другие объекты социальной сферы, которые несут расходы по их содержанию, фактически не будут являться плательщиками налога, так как их расходы на эти цели по нормам, утвержденным местными органами власти, исключаются из начисленной суммы налога. Предприятия, не имеющие на балансе эти учреждения, будут платить налог в полном размере.

Ставка налога не может превышать 1,5% от объема реализации продукции (работ, услуг).

В нормативных актах органов местного самоуправления, как правило, дается понятие объема реализации продукции (работ, услуг) по отдельным отраслям: для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность; для заготовительных, торгующих, снабженческо - сбытовых организаций; для банков и других кредитных учреждений; для страховых организаций и бирж.

Расходы по уплате налога относятся на финансовые результаты деятельности.

Исчисление налога производится плательщиком нарастающим итогом с начала года, в сроки, оговоренные в решении органа местного самоуправления.

Сбор на нужды образовательных учреждений

В настоящее время на территории Московской области взимается сбор на нужды образовательных учреждений в соответствии с Законом Московской области от 18 ноября 1998 г. N 9/35 "О сборе на нужды образовательных учреждений, взимаемом с юридических лиц на территории Московской области", принятым Решением Московской областной Думы от 3 декабря 1998 г. N 57/98-ОЗ.

Согласно ст.1 указанного Закона к плательщикам сбора относятся состоящие на учете в налоговых органах Московской области организации, которые являются:

- юридическими лицами по законодательству РФ, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

- организациями, образованными в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Московской области через постоянные представительства (филиал, бюро, контору, отделение, агентство или любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности);

- филиалами и обособленными подразделениями юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются плательщиками указанного сбора бюджетные учреждения и некоммерческие организации, не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

В случае получения последними доходов от данной деятельности уплата сбора производится в части средств по оплате труда, относящихся к предпринимательской деятельности.

Определение предпринимательской деятельности содержится в ст.2 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно ст.4 вышеуказанного Закона расходы налогоплательщиков по уплате сбора относятся на финансовые результаты их деятельности.

Статьей 3 Закона установлено, что льготы по уплате сбора предоставляются плательщикам в соответствии с Законом Московской области от 28 июля 1997 г. N 39/93-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области". Обращаем внимание на то, что ст.22 указанного Закона (в ред. от 19 апреля 1999 г.) для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, льготы не предусмотрены.

Решением Московской областной Думы от 1 апреля 1998 г. N 14/12 "О толковании пункта 2 статьи 22 Закона Московской области N 39/97-ОЗ от 28 июля 1997 года "О льготном налогообложении в Московской области" определено, что средства плательщиков сбора на нужды образовательных учреждений, направленные в финансовые фонды, аккумулирующие средства для финансирования образовательных учреждений Московской области, считаются платежами по сбору на нужды образовательных учреждений.

С 1 января 2000 г. вступил в силу Закон Московской области от 3 ноября 1999 г. N 75/99-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области". На основании ст.22 данного Закона образовательные учреждения освобождаются от уплаты сбора на нужды образовательных учреждений.

Подписано в печать А.М.Ус

10.03.2000 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение статьи 40 Налогового кодекса в условиях государственных регулируемых цен ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3) >
Статья: Земельный налог в Москве ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.