Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение статьи 40 Налогового кодекса в условиях государственных регулируемых цен ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2000

ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 40 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН

Пункт 13 ст.40 НК РФ ввел важный и точный порядок, определивший, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Введение конкретного порядка учета для целей налогообложения реализации товаров, работ, услуг, осуществляемой по государственным регулируемым ценам, позволило устранить различное толкование расчета реализации в случае, когда товары, работы, услуги, цены на которые подлежат государственному регулированию, фактически реализованы по ценам, отклоняющимся от регулируемых в большую или меньшую сторону.

При рассмотрении для целей налогообложения различных ситуаций, возникающих при реализации по государственным регулируемым ценам, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (с учетом внесенных в него изменений и дополнений), которое утвердило перечень продукции, работ и услуг, цены на которые регулируются государством, а также другими постановлениями Правительства РФ, предусматривающими отклонения от уровня государственных регулируемых цен.

Постановлением Правительства РФ от 4 марта 1999 г. N 256 "О мерах по ускорению обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами химизации в 1999 году" предприятиям - производителям минеральных удобрений и химических средств защиты растений и сырья для их производства цены на природный газ снижены на 50% от уровня государственных регулируемых оптовых цен на газ, а цены на электрическую энергию - на 50% от тарифа.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 1999 г. N 81 "О ставках акциза на природный газ" размер акциза рассчитывается исходя из фактических цен реализации природного газа, но не ниже государственных регулируемых оптовых цен на природный газ, без налога на добавленную стоимость и надбавки для газораспределительных организаций.

Пунктом 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, установлено, что выручка при реализации продукции (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и тарифам (включая применение наценок, надбавок или скидок к ценам и тарифам) определяется исходя из указанных цен и тарифов с учетом наценок, надбавок или скидок.

Таким образом, если товары, работы, услуги реализованы с применением неустановленных скидок и надбавок к государственным регулируемым ценам, то для целей налогообложения такие цены должны быть применены полностью. При завышении государственных регулируемых цен вся излишне полученная предприятием (организацией) выручка изымается в бюджет или возвращается потребителям.

Бесспорное изъятие излишне полученной в результате нарушения предприятиями и организациями порядка применения государственных регулируемых цен и тарифов выручки (дохода) и штрафа в таком же размере установлено Постановлением Правительства РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" (п.11), во исполнение которого разработан и осуществляется действующий Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденный Письмом от 1 декабря 1992 г. Роскомцен N 01-17/030-23, Минфина России N 112 и Госналогслужбы России N ВЗ-6-05/410 (зарегистрировано в Минюсте России 15 декабря 1992 г. N 101). Постановление Правительства РСФСР N 55 в целом утратило силу, но п.11 данного Постановления сохранил свое действие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 600.

Правомерность применения санкций в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки (дохода) и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере подтверждена в том числе Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

Контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов осуществляется органами контроля цен в соответствии с нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, изданными в соответствии со ст.71 Конституции РФ. Налоговые органы сообщают органам ценообразования и контроля за ценами обо всех случаях нарушения предприятиями дисциплины применения регулируемых цен, выявленных при проверках для принятия решений об изъятии излишне полученной выручки и применении санкций.

В практической работе уже возникали различные ситуации при применении п.13 ст.40 Налогового кодекса РФ. Например, в многоотраслевых объединениях жилищно - коммунального хозяйства (составляющих единый баланс), которые включают подразделения теплосети, водоканала, канализации, жилищного фонда и т.д., осуществляются расчеты как между подразделениями, так и с конечными потребителями. Это требует правильного учета объема реализации этих многоотраслевых хозяйств для целей налогообложения.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, включает плату:

- за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;

- за капитальный ремонт жилищного фонда;

- за наем жилья (для нанимателей жилья).

Кроме того, жильцы оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).

Платежи, поступающие на счета межотраслевого предприятия жилищного хозяйства, состоят из:

- оплаты расходов по содержанию и ремонту (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях, которые являются доходами предприятия и учитываются по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг) в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расчетов;

- платежей населения за коммунальные услуги и наем жилья, которые являются целевыми средствами, если собираются в пользу третьих лиц (производителей услуг и собственников), и должны учитываться обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на счете 96 "Целевые финансирование и поступления".

В многоотраслевых объединениях жилищно - коммунального хозяйства денежные средства от населения поступают непосредственно поставщикам (исполнителям) жилищно - коммунальных услуг и должны быть учтены по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

Тариф на оказываемые населению услуги устанавливает уполномоченный на то орган. Для целей налогообложения выручка от реализации таких услуг должна определяться по установленным тарифам.

Расчеты внутри многоотраслевого объединения жилищно - коммунального хозяйства за услуги, оказываемые жилищному фонду внутренними подразделениями теплосети, водоканала, канализации, стоков, производятся по тарифам для предприятий жилищно - коммунального хозяйства. Для населения, расчеты с которым ведет жилищная организация, а не внутренние подразделения коммунального хозяйства, тарифы иные.

Таким образом, внутренние подразделения коммунального хозяйства (теплосеть, водоканал, канализация, стоки) предоставляют жилищному фонду услуги по тарифам для жилищно - коммунального хозяйства и жилищный фонд расплачивается с ними по этим же тарифам, часть из которых оплачивает население, а часть - бюджет. Разница в тарифах должна отражаться жилищной организацией в составе реализации многоотраслевого объединения по кредиту счета 46, а не счета 80, и учитываться плательщиком по строке 010 ф. N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Возникают вопросы о том, по какому тарифу следует относить на затраты полученную энергию. Например, предприятие получает электроэнергию для выработки теплоэнергии, хозяйственно - питьевой воды, переработки сточных вод и передачи электроэнергии потребителям от электроснабжающей организации по единому тарифу 25,25 коп. за 1 кВт.ч без деления по группам потребителей.

Энергетическая комиссия согласовала тарифы для населения и льготируемых бюджетных организаций в размере 24 коп. за 1 кВт.ч, а для прочих потребителей - 42 коп. за 1 кВт.ч.

В данной ситуации утвержденные тарифы для населения являются государственными регулируемыми ценами, которые в соответствии с п.13 ст.40 НК РФ будут учтены для расчета выручки от реализации предприятия.

Расходы по приобретению энергии должны быть отнесены на затраты по выработке теплоэнергии, хозяйственно - питьевой воды и других коммунальных услуг для всех потребителей по цене приобретения, т.е. 25,25 коп. за 1 кВт.ч, исходя из порядка отражения в бухгалтерском учете стоимости сырья, материалов, готовой продукции и тарифов, предусмотренного п.п.58 - 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н.

Подписано в печать Н.Н.Шелемех

10.03.2000 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Годовой бухгалтерский отчет за 1999 год - изменения в формировании показателей годовой отчетности для целей налогообложения (Окончание) ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3) >
Статья: Местные налоги и сборы с юридических лиц, действующие на территории Московской области ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.