Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение ККМ физическими лицами ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2000

ПРИМЕНЕНИЕ ККМ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Как известно, денежные расчеты с населением осуществляются в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ).

Каждый индивидуальный предприниматель при регистрации ККМ в налоговых органах может ознакомиться с правилами их использования при осуществлении денежных расчетов с населением, а также мерами ответственности за нарушения Закона о ККМ. В налоговых инспекциях эти правила оформлены на стендах "Информация", а также доводятся до владельцев ККМ инспекторами при регистрации контрольно - кассовой машины.

В соответствии со ст.1 Закона о ККМ денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями (далее - предприятия) с обязательным применением контрольно - кассовых машин.

Без применения ККМ торговлю и оказание услуг населению могут осуществлять лишь предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденный Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 г. N 745 (далее - Перечень). Для индивидуальных предпринимателей, это, как правило, торговля с лотка.

Проверки инспекций МНС России по городам и районам Московской области, проведенные в 1999 г., показывают, что далеко не все индивидуальные предприниматели выполняют Закон о ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Это подтверждается следующими фактами: 41,3% от общего количества нарушений Закона о ККМ, выявленных налоговыми органами области, совершены индивидуальными предпринимателями. В ходе 14 428 проверок выполнения Закона о ККМ индивидуальными предпринимателями налоговыми органами области установлено 4028 нарушений Закона, т.е. нарушения выявлялись при каждой 3-й - 4-й проверке.

Самое большое количество нарушений (около 80%) совершено при торговле на рынках и в других местах массовой торговли. Исходя из того, что наибольшее количество нарушений устанавливается на рынках и в других субъектах Российской Федерации, Правительство РФ потребовало усилить контроль за выполнением Закона о ККМ на рынках и в других местах массовой торговли. По этому вопросу принято специальное Постановление Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно - кассовых машин на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других территориях, отведенных для осуществления торговли".

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ Администрация Московской области направила главам городов и районов Письмо от 22 сентября 1997 г. N 29-8602 "Об упорядочении торговли на рынках", в котором сообщается о том, что с целью уклонения от применения ККМ торговые места (палатки, контейнеры и т.д.) используются не как торговые места, а как складские помещения. Торговля осуществляется возле них со столиков, других приспособлений, а порой и прямо с земли. При этом администрациями районов и городов владельцам этих торговых мест (палатки, контейнеры, автофургоны и т.д.) выдаются патенты на право торговли с лотка. В Письме указано, в частности: "Считаем такое положение недопустимым, предлагаем использовать торговые места строго по назначению, а не под складские помещения".

С целью оперативного контроля за выполнением Закона о ККМ на рынках и в других местах массовой торговли при Управлении МНС России по Московской области создана постоянно действующая мобильная группа. За 1999 г. эта группа провела 52 рейда по рынкам Подмосковья, в ходе которых установлено 451 нарушение Закона о ККМ.

Как показывают проверки рынков, требования Постановления Правительства РФ и письма Администрации Московской области выполнены не во всех городах и районах области.

Наряду с этим отдельные индивидуальные предприниматели осуществляли торговлю без применения ККМ из контейнера, палатки, с автомашины и т.д. при наличии патента на право торговли с лотка, чем нарушали законодательство о применении ККМ. Наличие патента на право торговли с лотка при фактической торговле из торговых мест, в которых должна применяться ККМ (торговля из контейнера, палатки и т.д.) не освобождает данных индивидуальных предпринимателей от ответственности за ведение денежных расчетов без применения ККМ.

Характерные нарушения Закона о ККМ, совершаемые индивидуальными предпринимателями:

- 53% - ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ;

- 31,5% - невыдача чека покупателю вместе с покупкой;

- 8,1% - использование неисправной ККМ;

- 7,4% - невывешивание ценников на продаваемые товары.

Наиболее распространенными нарушениями Закона о ККМ являются ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ и невыдача чека покупателю вместе с покупкой.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 1996 г. разъясняется, что ответственность за неприменение ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением наступает в соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" независимо от причин ее неприменения (в том числе при наличии исправной машины, зарегистрированной в налоговой инспекции) и от количества допущенных нарушений (даже если имеет место единичный факт). То есть прием наличных денег даже за одну покупку, независимо от ее суммы, без отпечатывания чека на эту сумму на ККМ квалифицируется как неприменение ККМ (ведение денежных расчетов без применения ККМ).

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" такие нарушения, как использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, отсутствие пломбы либо ее повреждение, также отнесены к неприменению ККМ.

За ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 минимальных месячных оплат труда (от 4174,5 руб. до 8349 руб.).

Согласно ст.2 Закона о ККМ, предприятия, которые в соответствии со ст.1 Закона должны применять контрольно - кассовые машины, обязаны выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный контрольно - кассовой машиной чек за покупку (услугу), подтверждающий исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.

Если расчеты с населением осуществляются по квитанциям, клиенту выдается квитанция (бланк строгой отчетности).

За невыдачу чека покупателю вместе с покупкой (после оказания услуги) предусмотрен штраф в размере 10 минимальных месячных оплат труда (834,9 руб.).

Отдельные индивидуальные предприниматели не выполняют требования, предъявляемые к оформлению ценников. Наиболее часто это встречается при торговле на рынках с открытых прилавков или с лотков, особенно непродовольственными товарами. При этом отдельные индивидуальные предприниматели ошибочно считают, что если они освобождены от применения ККМ (при торговле с лотков), значит, освобождены и от вывешивания ценников на продаваемые товары или что при торговле на рынке ценники не должны вывешиваться, так как цена на рынке может быть договорная. При этом необходимо исходить из требований нормативно - правовых документов.

Статьей 2 Закона о ККМ определено, что все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы.

Пунктом 10 Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1998 г. N 904, установлено, что организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги).

Порядок оформления ценников установлен Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, утвердившим Правила продажи отдельных видов товаров, п.19 которых определено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразно и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально - ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Цены на товары и работы, тарифы на услуги указываются в валюте Российской Федерации. Поэтому информация о товаре, оформленная с нарушением установленных правил, не может рассматриваться как ценник.

Под продавцом понимается организация, независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли - продажи.

Указанным выше Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 августа 1999 г. N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" арбитражным судам дано следующее разъяснение:

"Частью 2 ст.2 Закона все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю (клиенту) месте ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги).

При разрешении споров судам следует иметь в виду, что данное требование Закона распространяется и на предприятия, включенные в Перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин.

В связи с этим в случае нарушения указанными предприятиями такой обязанности к ним могут быть применены штрафные санкции, установленные абзацем 5 части 1 ст.7 Закона".

В соответствии со ст.1 Закона о ККМ к предприятиям относятся как юридические, так и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг.

Из изложенного следует, что все индивидуальные предприниматели при осуществлении торговли независимо от того, где она ведется - в палатке, киоске, контейнере или с лотков на рынке - обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары.

За невывешивание ценников на продаваемые товары предусмотрен штраф в размере от 14,3 до 28,6 минимальных месячных оплат труда (от 1193,9 руб. до 2387,8 руб.).

В налоговые органы Московской области поступают вопросы от индивидуальных предпринимателей о возможности торговли с лотка в магазинах, павильонах. В соответствии с законодательством о применении ККМ во всех магазинах, павильонах и т.д. при денежных расчетах с населением должны применяться ККМ. В Письме Департамента регулирования и координации внутренней торговли МВЭС РФ от 4 апреля 1997 г. N 21-76 разъясняется, что если лоток ставят в предприятии торговли, то независимо от его оборудования продажа товаров должна производиться с применением контрольно - кассовых машин.

Многие граждане спрашивают: обязаны ли они применять ККМ при торговле на рынках овощами, фруктами, зеленью и т.д., выращенными на огородах, в садах, личном подсобном хозяйстве, а также личным имуществом.

В Письме Госналогслужбы России от 12 февраля 1997 г. N ВК-4-16/6Н разъясняется, что на граждан - физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих торговлю и уплативших сбор за право торговли, действие Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не распространяется.

Физические лица могут осуществлять торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли без применения контрольно - кассовых машин, и меры ответственности за это к ним не должны применяться в случае реализации личного имущества, а также выращенной в личном подсобном хозяйстве продукции животноводства, растениеводства и пчеловодства при наличии справки исполнительного органа местного Совета народных депутатов, подтверждающей, что личное подсобное хозяйство расположено на территории Российской Федерации.

Вопрос о том, относится ли имущество физического лица к личному имуществу, в каждом конкретном случае решается сотрудниками инспекций МНС России по городам и районам в ходе проверки: путем опроса физических лиц, проверки документов и по материалам обследования по месту жительства физических лиц.

При выявлении физических лиц, торгующих имуществом и продуктами, деятельность которых носит неоднократный характер, инспекции МНС России ставят их на учет для целей налогообложения доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а граждане, зарегистрированные как предприниматели, соответственно подпадают под действие Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

В последние годы многие индивидуальные предприниматели стали осуществлять услуги такси. При этом они должны помнить, что Распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1402-р Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам указано: "принять меры по ускорению внедрения контрольно - кассовых машин, специально разработанных и включенных в реестр контрольно - кассовых машин для такси".

В соответствии с указанным Распоряжением Правительства РФ ГМЭК по ККМ разработаны и включены в Государственный реестр контрольно - кассовые машины для такси: таксометр автомобильный электронный с печатающим устройством "Гелиос - 003Ф", "Гелиос - 004Ф", "ТОО1Ф", "ТОО2Ф", "Квант - 03Ф", "ТАЭ - 2Ф", "Меркурий - 120Ф" и др. Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги такси, при осуществлении денежных расчетов с населением обязаны применять таксометры. В случае неприменения таксометров в такси данные нарушения квалифицируются как ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ с наложением на виновных соответствующих штрафных санкций.

Многие индивидуальные предприниматели обращаются к налоговым органам с просьбой налагать штрафные санкции за нарушения Закона о ККМ не на них, а на продавцов (кассиров), которые не применили ККМ, не выдали чек или совершили другие нарушения.

Статьей 7 Закона о ККМ предусмотрено, что за все нарушения штрафу подвергаются предприятия. Данной статьей Закона установлено также, что наказывается штрафом и нарушение - невыдача чека лицом, обязанным выдавать его, т.е. штрафу подвергается лицо, обязанное выдавать чек. По данному Закону лицом, обязанным выдавать чек, является предприятие, так как, согласно ст.2 Закона, обязаны выдавать чек предприятия, чек служит документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли - продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием, а не между покупателем и продавцом (кассиром).

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 6819/97 разъясняется, что все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона РФ "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях. Следовательно, нарушение Закона о ККМ, допущенное продавцом (кассиром), не освобождает индивидуального предпринимателя от ответственности.

Надеемся, что изложенные выше разъяснения помогут индивидуальным предпринимателям осуществлять торговлю и оказывать услуги в соответствии с законодательством.

Подписано в печать А.С.Кленовский

10.03.2000 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ответственность за нарушения Закона о ККМ ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3) >
Вопрос: Если работник коммерческой фирмы по семейным обстоятельствам находится в отпуске по уходу за ребенком за свой счет, могут ли на этом основании лишить его премии за 1999 г.? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.