Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правила и порядок проведения процедуры ликвидации ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2000

ПРАВИЛА И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЛИКВИДАЦИИ

Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что "ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам".

В соответствии с ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

а) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе по следующим основаниям:

- в связи с истечением срока, на который было создано юридическое лицо;

- в связи с достижением цели, ради которой оно было создано;

- в связи с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

б) по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

в) в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Наиболее распространенный случай ликвидации юридического лица - добровольная ликвидация организации. Кроме перечисленных выше оснований имеются и другие основания ликвидации юридического лица, в частности неудовлетворенность учредителей ходом работы предприятия, его низкая прибыльность, недостаточный уровень выплачиваемых дивидендов и др.

Таким образом, началом ликвидации является либо решение суда, либо решение учредителей юридического лица.

После принятия решения о ликвидации учредители предприятия должны письменно известить об этом орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.

В соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан в случае принятия решения о ликвидации письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту учета в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. Налоговые органы в соответствии со ст.87 НК РФ проводят налоговую проверку данного предприятия.

Согласно п.2 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Специальными законами устанавливаются особые требования к формированию ликвидационных комиссий.

В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица организации, члены трудового коллектива, учредители или их представители. Состав и сроки работы ликвидационной комиссии фиксируются в протоколе общего собрания.

К ликвидационной комиссии переходят функции и права по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности юридического лица.

Ликвидационная комиссия устанавливает срок, в течение которого кредиторы (в том числе по платежам в бюджет) ликвидируемой организации могут предъявить к ней претензии о возврате задолженностей. Согласно ст.63 ГК РФ, ликвидационная комиссия обязана опубликовать в официальной печати по месту нахождения своей организации объявление о ликвидации и о порядке и сроке предъявления требований ее кредиторами. Одновременно письменно уведомляются об этом все кредиторы. Срок предъявления требований должен быть не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации организации.

Далее принимаются все меры по взысканию дебиторской задолженности, т.е. предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим перед ликвидируемой организацией дебиторскую задолженность. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационной комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.

После окончания срока предъявления требований кредиторами, т.е. через два месяца после публикации объявления о ликвидации, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Данный баланс утверждается общим собранием учредителей предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса производится выплата денежных сумм кредиторам. При этом соблюдается очередность, определенная ст.64 ГК РФ.

Предусмотренная очередность удовлетворения требований кредиторов должна соблюдаться как в тех случаях, когда имущества ликвидируемого юридического лица достаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов, так и в тех, когда при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выявляется его недостаточность. Если имеющихся у организации денежных средств на стадии будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, согласно п.3 ст.63 ГК РФ, осуществляет продажу имущества организации.

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями предприятия по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Ликвидационный баланс со справками из внебюджетных фондов, подтверждающими внесение всех необходимых платежей, направляется на утверждение в налоговую инспекцию. В налоговой инспекции помимо отметки на ликвидационном балансе необходимо получить справку для банка о том, что задолженности перед бюджетом нет.

В соответствии с п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Подписано в печать И.А.Очнева

10.03.2000 Управление МНС РФ

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок декларирования доходов иностранными физическими лицами? ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3) >
Статья: Ответственность за нарушения Закона о ККМ ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.