|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Применение налога на добавленную стоимость предприятиями оптовой торговли (Продолжение) ("Финансовая газета", 2000, N 11)
"Финансовая газета", N 11, 2000
ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", N N 9, 10, 2000)
Оптовая база погасила задолженность перед поставщиком товаров ссудными денежными средствами. Как принимается к зачету НДС: по факту погашения долга поставщику или только после погашения ссуды?
В соответствии с п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Пунктом 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" суммы НДС у оптовых организаций по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров. Фактической оплатой поставщикам является списание со счетов учета денежных средств суммы задолженности за приобретенный товар. В связи с изложенным при оплате поставщикам товаров ссудными денежными средствами сумма НДС возмещается в общеустановленном порядке.
Товар получен на реализацию в рамках договора комиссии. В какой момент он будет считаться оплаченным в целях возмещения НДС?
Статьями 990 и 996 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что комиссионер не закупает и не становится собственником товара, поступившего на комиссию, т.е. совершает сделки за счет комитента (поставщика). Следовательно, такой товар не может быть оплачен в рамках договора комиссии собственными средствами комиссионера. В соответствии с этим, а также согласно Закону N 1992-1 (в ред. Закона N 36-ФЗ) товар, реализуемый по договору комиссии, может рассматриваться как оплаченный поставщику только после перечисления комиссионером комитенту средств от реализации его продукции реальному покупателю.
Предприятие реализует продукты питания. Поставщик в счете - фактуре ошибочно указал ставку НДС по деликатесным продуктам в размере 10%. Следует ли принимать во внимание указанную в документах поставщика ставку НДС при реализации указанных продуктов потребителям?
В соответствии со ст.52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Таким образом, необоснованно указанная в счете - фактуре на приобретаемые товары ставка НДС не может применяться налогоплательщиком в целях исчисления налога применительно к налоговой базе, возникающей при реализации им приобретенных товаров.
Предприятие осуществляет перепродажу энергоресурсов, которые по договору купли - продажи продает субъект Российской Федерации в лице его администрации. Может ли предприятие при последующей реализации приобретенных энергоресурсов принимать к зачету выделенный субъектом Федерации НДС?
В соответствии с Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 01.12.1994 N N 157, ВЗ-6-13/465 "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления разрешено принимать решения о погашении задолженности по уплате налогов в бюджеты со стороны налогоплательщиков - недоимщиков натуральным покрытием (углем, нефтепродуктами, продуктами питания и др.). Вместе с тем администрации, не являясь собственниками средств бюджетов соответствующих уровней, не становятся и собственником товаров, переданных в погашение платежей в бюджет. Поэтому администрация не может рассматриваться в качестве обычного покупателя товаров с использованием права на возмещение входного НДС. Администрация не может выполнять функции зарегистрированного налогоплательщика со всеми вытекающими из этого последствиями, а именно: выписывать счета - фактуры на поставку товаров, получать возмещения входного НДС и уплачивать в бюджет суммы налогов по реализации товаров. В бухгалтерском учете предприятий - недоимщиков, уплачивающих налоги в натуральном выражении, на стоимость товаров, равную сумме погашения задолженности по платежам в бюджет, сверх нее начисляется НДС в общеустановленном порядке, как при реализации, и в зависимости от принятой учетной политики затем вносится в бюджет. Право на возмещение входного НДС получит реальный покупатель этого товара в установленном порядке. При этом налоговые обязательства, как по начислению и уплате в бюджет НДС, так и на возмещение входного НДС, могут иметь только реальные предприятия - налогоплательщики: предприятие - перепродавец энергоресурсов и предприятия, ранее поставившие их в счет погашения недоимки по платежам в бюджет.
Снабженческая организация получает от продавца товара по договору, заключенному в условных единицах, счет - фактуру, составленный в рублевом эквиваленте на момент отгрузки товара. До момента оплаты курс валюты вырос. Продавец выставляет дополнительный счет - фактуру на сумму разницы между стоимостью товара на момент отгрузки и стоимостью товара на момент оплаты. Отражаются ли покупателем суммы НДС, указанные в дополнительных счетах - фактурах по строке 1а налоговой декларации?
Согласно порядку составления плательщиками расчетов (деклараций), предусмотренных Инструкцией N 39, по строке 1а (п.п.1, 2, 3 и т.д.) расчета в графе 5 показываются суммы НДС, определенные в соответствии с действующим порядком зачета налога по приобретенным ценностям. В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 у снабженческо - сбытовых организаций в уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет, относятся суммы налога, уплаченные поставщикам товаров, приобретенных для перепродажи, а также поставщикам материальных ресурсов, относимых на издержки обращения. Кроме того, п.19 этой Инструкции установлено, что суммы НДС у заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других организаций (предприятий), занимающихся продажей и перепродажей товаров, по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров. Таким образом, сумма НДС, относящаяся к стоимости товаров, выставленной в дополнительном счете - фактуре, отражается по строке 1а налоговой декларации после ее оплаты. При этом следует иметь в виду, что сумма НДС, отнесенная на расчеты с бюджетом, не может превышать 20% стоимости товара, оплаченной поставщику.
В каком порядке определяются суммы НДС, причитающиеся к уплате в бюджет, оптовой базой, реализующей розничным торговцам сельскохозяйственную продукцию, закупленную у индивидуальных предпринимателей?
Пунктом 5 ст.1 Закона N 36-ФЗ не определен порядок исчисления сумм НДС для оптовых предприятий, реализующих розничным торговцам сельскохозяйственную продукцию, закупленную у индивидуальных предпринимателей. Общая норма исчисления суммы НДС торгующими предприятиями, предусмотренная абз.5 п.5 ст.1 этого Закона, в указанном случае не может применяться, так как изложенный в ней порядок противоречит методу определения этими предприятиями налогооблагаемой базы при реализации продукции, сырья и продовольствия, приобретенных у физических лиц. В связи с изложенным сумма НДС, причитающаяся к уплате в бюджет оптовым предприятием, реализующим розничным торговцам сельскохозяйственную продукцию, закупленную у индивидуальных предпринимателей, может быть определена в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этих товаров, уменьшенной на стоимость этих товаров в ценах приобретения, и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Что в свете положений п.2 ст.7 Закона N 1992-1 является обязательным условием для принятия НДС к зачету: отнесение указанных сумм на счета издержек производства и обращения (20 - 25, 44) или списание их в дебет счетов реализации (46 - 48)?
В налоговой декларации отчетного периода отражается сумма НДС по оплаченным и оприходованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам, отнесенным на счета учета этих затрат, вне зависимости от факта их включения в дебет счетов реализации - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).
Может ли предприятие - потребитель ГСМ, рассчитывающееся при их приобретении с применением пластиковых карт (безналично), принимать к зачету суммы НДС в порядке, предусмотренном при приобретении ГСМ за наличный расчет?
В соответствии с п.19 Инструкции N 39 предприятия, приобретающие ГСМ для производственных целей через автозаправочные станции за наличный расчет, определяют суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату. Согласно Разъяснению Банка России от 16.03.1995 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью (с изменениями и дополнениями от 28.01.1997 N 14-4/50)" предприятиям и организациям при использовании денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, следует руководствоваться Указанием Банка России от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". В связи с изложенным по ГСМ, приобретенным предприятием для производственных целей через автозаправочные станции с использованием расчетов по пластиковым картам, суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, также могут определяться по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату (слипе).
Может ли торговое предприятие возместить НДС, уплаченный подрядной организации за работы по реконструкции и модернизации складского комплекса?
В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 отнесению в уменьшение платежей, причитающихся к уплате в бюджет, подлежат суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Согласно п.п.37 и 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н) в случае реконструкции и модернизации объектов допускается изменение первоначальной стоимости основных средств, если эти затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств. При этом такие затраты организации, отраженные на счете учета капитальных вложений, по окончании работ списываются в дебет счета учета основных средств. Таким образом, учитывая, что затраты по реконструкции и модернизации не относятся на себестоимость продукции, а учитываются в стоимости объекта, сумма НДС, уплаченная по этим работам, не относится на расчеты с бюджетом.
Снабженческо - сбытовая организация оплатила фирме, осуществляющей сервисное обслуживание вентиляционного оборудования, стоимость работ по его профилактическому осмотру и ремонту с учетом НДС. Возмещается ли уплаченный налог?
В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 отнесению в уменьшение платежей, причитающихся к уплате в бюджет, подлежат суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Согласно п.71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств к работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. При этом затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта и других расходов (п.75). Поэтому стоимость выполненных работ по профилактическому осмотру и ремонту оборудования следует включать в себестоимость продукции (работ, услуг), а не относить на увеличение стоимости основных средств. В связи с изложенным сумма НДС, уплаченная фирме за работы по профилактическому осмотру и ремонту вентиляционного оборудования, относится на расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке.
Фирма, которая является держателем пластиковых карт, объединяет владельцев разных заправок и для организаций - покупателей составляет отчет о расходе ГСМ за месяц с выделением итоговой суммы НДС. Счета - фактуры не выписываются. Водители отчитываются в бухгалтерию о расходе ГСМ по чекам, полученным от АЗС по пластиковой карте. Подлежит ли возмещению НДС?
Согласно Разъяснению Банка России N 14-4/95 предприятиям и организациям при использовании денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, следует руководствоваться Указанием Банка России от 07.10.1998 N 375-У. В соответствии с п.19 Инструкции N 39 предприятия, приобретающие ГСМ для производственных целей через автозаправочные станции за наличный расчет, определяют суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату. В соответствии с Порядком составления счетов - фактур, ведения журналов учета счетов - фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 108), предприятия, реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет, не составляют счета - фактуры установленного образца. В связи с изложенным по ГСМ, приобретенным предприятием для производственных целей через автозаправочные станции с использованием расчетов по пластиковым картам, суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, также могут определяться по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату (слипе).
Имеет ли право организация оптовой торговли отнести на расчеты с бюджетом суммы НДС по товарам, безвозмездно переданным участникам презентации?
В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 в уменьшение платежей, причитающихся к уплате в бюджет, принимается сумма налога, относящаяся к стоимости материальных ресурсов (работ, услуг), относимых на издержки производства и обращения. Согласно п.2.11 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом 20.04.1995 N 1-550/32-2 и согласованных с Минфином России) стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, относится на издержки обращения как расходы по рекламе. Издержки обращения в части расходов по рекламе для целей налогообложения принимаются по нормам, определенным Письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (с учетом изменений, внесенных Письмом Минфина России от 29.04.1994 N 56). В связи с изложенным сумма НДС, относящаяся к стоимости товаров, безвозмездно переданных участникам презентации, подлежит отнесению в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" в пределах установленных норм отнесения этих расходов на издержки обращения.
(Окончание см. "Финансовая газета", N 12, 2000)
Подписано в печать М.Охлопкова 10.03.2000 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |