Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Применение налога на добавленную стоимость предприятиями оптовой торговли (Продолжение) ("Финансовая газета", 2000, N 11)



"Финансовая газета", N 11, 2000

ПРИМЕНЕНИЕ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета",

N N 9, 10, 2000)

Оптовая база погасила задолженность перед поставщиком товаров ссудными денежными средствами. Как принимается к зачету НДС: по факту погашения долга поставщику или только после погашения ссуды?

В соответствии с п.2 ст.7 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Пунктом 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" суммы НДС у оптовых организаций по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров. Фактической оплатой поставщикам является списание со счетов учета денежных средств суммы задолженности за приобретенный товар. В связи с изложенным при оплате поставщикам товаров ссудными денежными средствами сумма НДС возмещается в общеустановленном порядке.

Товар получен на реализацию в рамках договора комиссии. В какой момент он будет считаться оплаченным в целях возмещения НДС?

Статьями 990 и 996 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что комиссионер не закупает и не становится собственником товара, поступившего на комиссию, т.е. совершает сделки за счет комитента (поставщика). Следовательно, такой товар не может быть оплачен в рамках договора комиссии собственными средствами комиссионера. В соответствии с этим, а также согласно Закону N 1992-1 (в ред. Закона N 36-ФЗ) товар, реализуемый по договору комиссии, может рассматриваться как оплаченный поставщику только после перечисления комиссионером комитенту средств от реализации его продукции реальному покупателю.

Предприятие реализует продукты питания. Поставщик в счете - фактуре ошибочно указал ставку НДС по деликатесным продуктам в размере 10%. Следует ли принимать во внимание указанную в документах поставщика ставку НДС при реализации указанных продуктов потребителям?

В соответствии со ст.52 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Таким образом, необоснованно указанная в счете - фактуре на приобретаемые товары ставка НДС не может применяться налогоплательщиком в целях исчисления налога применительно к налоговой базе, возникающей при реализации им приобретенных товаров.

Предприятие осуществляет перепродажу энергоресурсов, которые по договору купли - продажи продает субъект Российской Федерации в лице его администрации. Может ли предприятие при последующей реализации приобретенных энергоресурсов принимать к зачету выделенный субъектом Федерации НДС?

В соответствии с Письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 01.12.1994 N N 157, ВЗ-6-13/465 "О порядке учета погашения задолженности по платежам в бюджет" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления разрешено принимать решения о погашении задолженности по уплате налогов в бюджеты со стороны налогоплательщиков - недоимщиков натуральным покрытием (углем, нефтепродуктами, продуктами питания и др.). Вместе с тем администрации, не являясь собственниками средств бюджетов соответствующих уровней, не становятся и собственником товаров, переданных в погашение платежей в бюджет. Поэтому администрация не может рассматриваться в качестве обычного покупателя товаров с использованием права на возмещение входного НДС. Администрация не может выполнять функции зарегистрированного налогоплательщика со всеми вытекающими из этого последствиями, а именно: выписывать счета - фактуры на поставку товаров, получать возмещения входного НДС и уплачивать в бюджет суммы налогов по реализации товаров. В бухгалтерском учете предприятий - недоимщиков, уплачивающих налоги в натуральном выражении, на стоимость товаров, равную сумме погашения задолженности по платежам в бюджет, сверх нее начисляется НДС в общеустановленном порядке, как при реализации, и в зависимости от принятой учетной политики затем вносится в бюджет. Право на возмещение входного НДС получит реальный покупатель этого товара в установленном порядке. При этом налоговые обязательства, как по начислению и уплате в бюджет НДС, так и на возмещение входного НДС, могут иметь только реальные предприятия - налогоплательщики: предприятие - перепродавец энергоресурсов и предприятия, ранее поставившие их в счет погашения недоимки по платежам в бюджет.

Снабженческая организация получает от продавца товара по договору, заключенному в условных единицах, счет - фактуру, составленный в рублевом эквиваленте на момент отгрузки товара. До момента оплаты курс валюты вырос. Продавец выставляет дополнительный счет - фактуру на сумму разницы между стоимостью товара на момент отгрузки и стоимостью товара на момент оплаты. Отражаются ли покупателем суммы НДС, указанные в дополнительных счетах - фактурах по строке 1а налоговой декларации?

Согласно порядку составления плательщиками расчетов (деклараций), предусмотренных Инструкцией N 39, по строке 1а (п.п.1, 2, 3 и т.д.) расчета в графе 5 показываются суммы НДС, определенные в соответствии с действующим порядком зачета налога по приобретенным ценностям. В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 у снабженческо - сбытовых организаций в уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет, относятся суммы налога, уплаченные поставщикам товаров, приобретенных для перепродажи, а также поставщикам материальных ресурсов, относимых на издержки обращения. Кроме того, п.19 этой Инструкции установлено, что суммы НДС у заготовительных, снабженческо - сбытовых, оптовых и других организаций (предприятий), занимающихся продажей и перепродажей товаров, по поступившим и оприходованным товарам, приобретенным для перепродажи, принимаются к зачету после их фактической оплаты поставщикам независимо от факта реализации этих товаров. Таким образом, сумма НДС, относящаяся к стоимости товаров, выставленной в дополнительном счете - фактуре, отражается по строке 1а налоговой декларации после ее оплаты. При этом следует иметь в виду, что сумма НДС, отнесенная на расчеты с бюджетом, не может превышать 20% стоимости товара, оплаченной поставщику.

В каком порядке определяются суммы НДС, причитающиеся к уплате в бюджет, оптовой базой, реализующей розничным торговцам сельскохозяйственную продукцию, закупленную у индивидуальных предпринимателей?

Пунктом 5 ст.1 Закона N 36-ФЗ не определен порядок исчисления сумм НДС для оптовых предприятий, реализующих розничным торговцам сельскохозяйственную продукцию, закупленную у индивидуальных предпринимателей. Общая норма исчисления суммы НДС торгующими предприятиями, предусмотренная абз.5 п.5 ст.1 этого Закона, в указанном случае не может применяться, так как изложенный в ней порядок противоречит методу определения этими предприятиями налогооблагаемой базы при реализации продукции, сырья и продовольствия, приобретенных у физических лиц. В связи с изложенным сумма НДС, причитающаяся к уплате в бюджет оптовым предприятием, реализующим розничным торговцам сельскохозяйственную продукцию, закупленную у индивидуальных предпринимателей, может быть определена в виде разницы между суммой налога, начисленной по установленной ставке к продажной цене этих товаров, уменьшенной на стоимость этих товаров в ценах приобретения, и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Что в свете положений п.2 ст.7 Закона N 1992-1 является обязательным условием для принятия НДС к зачету: отнесение указанных сумм на счета издержек производства и обращения (20 - 25, 44) или списание их в дебет счетов реализации (46 - 48)?

В налоговой декларации отчетного периода отражается сумма НДС по оплаченным и оприходованным товарам, выполненным работам и оказанным услугам, отнесенным на счета учета этих затрат, вне зависимости от факта их включения в дебет счетов реализации - себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

Может ли предприятие - потребитель ГСМ, рассчитывающееся при их приобретении с применением пластиковых карт (безналично), принимать к зачету суммы НДС в порядке, предусмотренном при приобретении ГСМ за наличный расчет?

В соответствии с п.19 Инструкции N 39 предприятия, приобретающие ГСМ для производственных целей через автозаправочные станции за наличный расчет, определяют суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату. Согласно Разъяснению Банка России от 16.03.1995 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" и условий работы с денежной наличностью (с изменениями и дополнениями от 28.01.1997 N 14-4/50)" предприятиям и организациям при использовании денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, следует руководствоваться Указанием Банка России от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". В связи с изложенным по ГСМ, приобретенным предприятием для производственных целей через автозаправочные станции с использованием расчетов по пластиковым картам, суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, также могут определяться по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату (слипе).

Может ли торговое предприятие возместить НДС, уплаченный подрядной организации за работы по реконструкции и модернизации складского комплекса?

В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 отнесению в уменьшение платежей, причитающихся к уплате в бюджет, подлежат суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Согласно п.п.37 и 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н) в случае реконструкции и модернизации объектов допускается изменение первоначальной стоимости основных средств, если эти затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств. При этом такие затраты организации, отраженные на счете учета капитальных вложений, по окончании работ списываются в дебет счета учета основных средств. Таким образом, учитывая, что затраты по реконструкции и модернизации не относятся на себестоимость продукции, а учитываются в стоимости объекта, сумма НДС, уплаченная по этим работам, не относится на расчеты с бюджетом.

Снабженческо - сбытовая организация оплатила фирме, осуществляющей сервисное обслуживание вентиляционного оборудования, стоимость работ по его профилактическому осмотру и ремонту с учетом НДС. Возмещается ли уплаченный налог?

В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 отнесению в уменьшение платежей, причитающихся к уплате в бюджет, подлежат суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Согласно п.71 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств к работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии. При этом затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта и других расходов (п.75). Поэтому стоимость выполненных работ по профилактическому осмотру и ремонту оборудования следует включать в себестоимость продукции (работ, услуг), а не относить на увеличение стоимости основных средств. В связи с изложенным сумма НДС, уплаченная фирме за работы по профилактическому осмотру и ремонту вентиляционного оборудования, относится на расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке.

Фирма, которая является держателем пластиковых карт, объединяет владельцев разных заправок и для организаций - покупателей составляет отчет о расходе ГСМ за месяц с выделением итоговой суммы НДС. Счета - фактуры не выписываются. Водители отчитываются в бухгалтерию о расходе ГСМ по чекам, полученным от АЗС по пластиковой карте. Подлежит ли возмещению НДС?

Согласно Разъяснению Банка России N 14-4/95 предприятиям и организациям при использовании денежной наличности, получаемой с применением пластиковых карт, следует руководствоваться Указанием Банка России от 07.10.1998 N 375-У. В соответствии с п.19 Инструкции N 39 предприятия, приобретающие ГСМ для производственных целей через автозаправочные станции за наличный расчет, определяют суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату. В соответствии с Порядком составления счетов - фактур, ведения журналов учета счетов - фактур, книг покупок и книг продаж, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 108), предприятия, реализующие товары (работы, услуги) за наличный расчет, не составляют счета - фактуры установленного образца. В связи с изложенным по ГСМ, приобретенным предприятием для производственных целей через автозаправочные станции с использованием расчетов по пластиковым картам, суммы НДС, подлежащие отнесению на расчеты с бюджетом, также могут определяться по ставке 13,79% суммы, указанной в документе, подтверждающем их оплату (слипе).

Имеет ли право организация оптовой торговли отнести на расчеты с бюджетом суммы НДС по товарам, безвозмездно переданным участникам презентации?

В соответствии с п.2 ст.7 Закона N 1992-1 в уменьшение платежей, причитающихся к уплате в бюджет, принимается сумма налога, относящаяся к стоимости материальных ресурсов (работ, услуг), относимых на издержки производства и обращения. Согласно п.2.11 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом 20.04.1995 N 1-550/32-2 и согласованных с Минфином России) стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, относится на издержки обращения как расходы по рекламе. Издержки обращения в части расходов по рекламе для целей налогообложения принимаются по нормам, определенным Письмом Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" (с учетом изменений, внесенных Письмом Минфина России от 29.04.1994 N 56). В связи с изложенным сумма НДС, относящаяся к стоимости товаров, безвозмездно переданных участникам презентации, подлежит отнесению в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" в пределах установленных норм отнесения этих расходов на издержки обращения.

(Окончание см. "Финансовая газета", N 12, 2000)

Подписано в печать М.Охлопкова

10.03.2000 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В связи с введением Федерального закона от 31.03.1999 N 64-ФЗ просим дать разъяснение по действующему контракту на информационно - консультационные услуги, предоставляемые банку иностранной юридической фирмой. Обязана ли фирма встать на учет в налоговом органе, не имея представительства в РФ и оказывая услуги исключительно по телефонной связи? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 5) >
Статья: Реализация этилового спирта аптеками ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.