|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об организации внешнего контроля качества аудита ("Аудиторские ведомости", 2000, N 2)
"Аудиторские ведомости", N 2, 2000
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕШНЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТА
Согласно Перечню терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности (вторая редакция), внешний контроль качества аудита - это "...система организационных мер, методик и процедур, принятых государственными органами и общественными профессиональными объединениями аудиторов для проверки выполнения аудиторскими организациями требований правил (стандартов) аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации". Таким образом, внешний контроль качества аудита в нашей стране подразделяется: по субъектам - на государственный и общественный; по направлениям - на контроль соблюдения правил (стандартов) и проверку соответствия действий аудиторов требованиям других нормативных актов. В настоящее время существуют различные мнения по поводу того, какие общественные субъекты должны проводить контрольные проверки аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Мировая практика показывает, что именно аудиторским сообществам чаще всего отдается предпочтение при делегировании функций внешнего контроля качества аудита, но такой подход в нашей стране неприемлем, так как действующая нормативная база обязывает государственные органы осуществлять надзор за соблюдением аудиторами лицензионных правил и требований. Но силами Минфина России и Банка России организовать сплошной контроль действий аудиторов невозможно, поэтому выход из сложившейся ситуации представляется в виде комбинированного государственно - общественного контроля, когда перепроверки качества действий аудиторов будут проводиться силами общественных организаций, наделенных соответствующими полномочиями со стороны лицензирующих органов. Ведущая роль в процессе регулирования аудиторской деятельности отведена Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Направления контроля с ее стороны имеют организационный характер. Это прежде всего выдача генеральных лицензий Минфину России и Банку России. Контроль со стороны органов, получивших генеральные лицензии, осуществляется в двух формах - предварительной и последующей. В настоящее время этот контроль в соответствии с действующим законодательством представлен в виде организации лицензирования, включающего процедуры выдачи и приостановления лицензий. Предварительный контроль состоит в рассмотрении представленных аудиторскими организациями документов на получение лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован следующими обстоятельствами, свидетельствующими о возможном нарушении качества услуг и установленными Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1999 N 472 (в дальнейшем - Положение). 1. Несоответствие доли уставного капитала (уставного фонда) аудиторской фирмы, принадлежащей аттестованным аудиторам, установленному лимиту (не менее 51%). Данное ограничение введено во избежание ситуаций, когда принятие важных для аудиторской фирмы решений может быть лоббировано лицами, не имеющими достаточной квалификации, подтвержденной аттестатом, в то время как мнение аттестованных аудиторов может быть проигнорировано.
2. Отсутствие в штате аудиторской фирмы достаточного количества аттестованных аудиторов по соответствующему виду аудита (их должно быть не менее двух). Данное ограничение направлено на обеспечение коллегиальности принимаемых решений и усиление внутреннего контроля работы специалистов аудиторских фирм. 3. Установление случаев неквалифицированного проведения проверок или некачественного оказания других услуг аудитором или аудиторской фирмой более одного раза. В Положении поясняется, что указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с российскими правилами (стандартами) аудита. 4. Осуществление аудиторской организацией деятельности, не предусмотренной выданной лицензией или не связанной с аудитом. В первом случае аудиторы зачастую не в состоянии обеспечить надлежащее качество работы; об этом свидетельствует и то обстоятельство, что их компетентность в области аудита, проводимого без лицензии, не подтверждена в установленном порядке. Во втором случае аудиторы отвлекаются на осуществление действий, не связанных с аудитом, зачастую в ущерб основной деятельности, так как такого рода занятость не позволяет им отслеживать изменения, происходящие в сфере регулирования финансово - хозяйственных отношений. Последующий контроль производится с целью проверки качества аудиторских услуг и соблюдения аудиторскими организациями требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к аудиторской деятельности. Во Временных правилах аудиторской деятельности отмечено: "Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначать проверку качества аудиторского заключения...". Меры наказания тоже предусмотрены для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая "...к убыткам для государства или для экономического субъекта", что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий: наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другим платежам; обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации или сокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документально прослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения; окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджету экономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторской проверки ликвидации его деятельности. Действия аудитора, которые могут привести к убыткам для экономического субъекта, следует разделить на две категории: причинившие ущерб экономике субъекта; прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников проверяемого субъекта. К первой категории можно отнести требование аудитора о внесении руководством субъекта изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, которые ухудшают финансовое положение организации. Например, такое требование может возникнуть в результате неверной трактовки аудитором нормативных актов, регулирующих налоговые отношения. В результате бухгалтерия субъекта доначисляет суммы налогов и других платежей в бюджет, которые по действующему законодательству уплате не подлежат. Тем не менее прямыми убытками эти суммы будут являться в случае невозможности их возврата. Другой пример - отмена по настоянию аудитора начисления тех налоговых платежей, которые в соответствии с нормативными актами подлежат уплате данным экономическим субъектом. В таком случае представляется правомерным разделить ответственность за последствия подобной ситуации (суммы пеней или штрафных санкций) между субъектом и аудитором, потребовавшим внесения изменений. Действия (бездействие) проверяющего, которые могут нанести прямой урон собственникам субъекта, сводятся к: отсутствию исследования обстоятельств, вызывающих серьезные сомнения по поводу возможности субъекта продолжить свою деятельность и выполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за периодом, за который составлена проверяемая отчетность; применению неправильной методики обнаружения данных обстоятельств; игнорированию аудитором требования включить в аудиторское заключение вывод о неприменимости допущения непрерывности деятельности проверяемого субъекта. Несколько отличный от указанного во Временных правилах подход к осуществлению внешнего контроля аудита Минфином России описан в Положении о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности. В этом документе лицензирующему органу предоставлено право проводить проверку качества всех видов работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Кроме того, контролирующие функции возлагаются на государственные надзорные и контрольные органы и иные органы государственной власти в пределах их компетенции. Это означает, что вышеупомянутые органы должны будут проинформировать Минфин России о нарушениях аудиторами условий и требований, выдвигаемых при осуществлении лицензирования и продления лицензий. В Положении не оговаривается перечень таких органов, что порождает закономерные вопросы по поводу того, какие именно инстанции в пределах своих полномочий смогут определять качество работы аудиторов. Следует отметить, что ни во Временных правилах, ни в Положении о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности не указаны объемы, сроки и периодичность проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуют официально утвержденные методики и процедуры, которые должны применяться контролирующими органами. Однако работа в этом направлении ведется. Таким образом, представляется необходимым принятие правила (стандарта) и соответствующих нормативных документов по внешнему контролю качества аудиторских проверок, предполагающих раскрытие следующей информации и выполнение следующих требований: перечень контролирующих органов, их функций, прав и обязанностей. Порядок проведения контрольной проверки, т.е. как и с чего она начинается, должно ли высылаться уведомление о проведении проверки или она может быть внезапной и т.п.; определение понятий "неквалифицированное проведение аудиторской проверки", "неквалифицированное оказание аудиторских услуг". Разработка критериев, на основании которых аудиторская проверка (аудиторское заключение) признается качественной или некачественной независимо от того, причинен экономическому субъекту или государству экономический ущерб или нет; методики и процедуры проведения проверки качества аудита (для государственных органов); порядок оформления результатов перепроверки; действия аудиторских организаций по устранению нарушений, выявленных контролирующими органами; ответственность аудиторов за препятствование в проведении контрольной проверки.
Подписано в печать С.В.Панкова 04.02.2000 Заведующая кафедрой
бухгалтерского учета и аудита Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |