Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговое судопроизводство в России и за рубежом ("Бухгалтерский учет", 2000, N 4)



"Бухгалтерский учет", N 4, 2000

НАЛОГОВОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками довольно часто приобретают конфликтный характер. В значительной степени это вызвано противоречиями между финансовыми интересами государства и организаций и граждан, обязанных уплачивать налоги и сборы. В последнее время налогоплательщики, не согласные с теми или иными налоговыми требованиями фискальных органов, все чаще обжалуют их действия в судебном порядке. Большинство таких судебных исков касается применения законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, обязательных платежей во внебюджетные фонды, местных налогов и сборов. Подобные юридические ситуации, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, стали именоваться налоговыми спорами. Процессуальный же порядок их судебного рассмотрения и исполнения, по нашему мнению, можно условно обозначить как налоговое судопроизводство.

Долгое время налоговые органы выступали в налоговых спорах преимущественно в качестве ответчиков. Положение кардинально изменилось после того, как Конституционный Суд России Постановлением "По делу о проверке конституционности п.п.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции" от 17.12.1996 N 20-П и Определением от 06.11.1997 N 111-О фактически обязал налоговые органы и органы налоговой полиции взыскивать штрафы с организаций за нарушения налогового законодательства не в бесспорном порядке, как это делалось раньше, а в судебном. Еще более усилилась роль судов в налогообложении после введения в действие с 01.01.1999 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Так, решение о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств, находящихся на банковском счете налогоплательщика (налогового агента) - организации, принятое по истечении установленного срока (позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога), считается недействительным (п.3 ст.46 НК РФ). В этом случае налоговый орган должен обратиться в суд с иском о взыскании налога.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации согласно п.1 ст.47 НК РФ должно производиться по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего Постановления судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ.

Что касается взыскания налогов, сборов или пени за счет имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов - физических лиц, то оно возможно только на основе судебного решения (п.1 ст.48 НК РФ).

Штрафы за нарушения законодательства о налогах и сборах по смыслу ст.104 НК РФ также взыскиваются посредством искового производства. Для этого соответствующий налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности. В ст.105 НК РФ в этой связи уточняется, что дела о взыскании налоговых санкций по искам налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а дела о взыскании налоговых санкций с физических лиц рассматриваются судами общей юрисдикции согласно гражданскому процессуальному законодательству.

Таким образом, в России налоговое судопроизводство целиком возложено на арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые и без того сильно загружены рассмотрением дел других категорий и вряд ли будут в состоянии своевременно рассматривать налоговые споры.

По нашему мнению, существующая судебная система не позволяет своевременно рассматривать налоговые споры, а действующий процессуальный порядок не учитывает их специфику. В этой ситуации следует поставить вопрос о создании специальных судов, которые бы занимались рассмотрением налоговых споров. Видимо, неслучайно в Указе Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы" от 21.07.1995 N 746 предлагалось рассмотреть вопрос о создании налоговых коллегий в арбитражных судах. Однако до настоящего времени какие-либо усилия в этом направлении не предпринимались. Примечательно, что подобные суды уже существовали в нашей стране в период нэпа.

Дополнительным аргументом в поддержку создания самостоятельной системы налогового судопроизводства в России может послужить опыт некоторых зарубежных стран.

В частности, Налоговый суд США является единственным специализированным судом, который наряду с исками налогоплательщиков к налоговому ведомству рассматривает также дела о преднамеренном уклонении от уплаты налогов, включая гражданско - правовое и уголовно - правовое налоговое мошенничество. Налоговый суд Канады разрешает дела, связанные с уплатой налогов. В Великобритании рассмотрением жалоб на действия должностных лиц налоговой службы занимаются уполномоченные по общим и специальным вопросам налогообложения, а также специальные налоговые трибуналы.

Рассмотрим отдельные особенности налогового судопроизводства в этих странах.

В США на Налоговый суд (Tax Court), созданный в 1969 г., приходится 70 - 80 тыс. дел в год, что составляет до 90% рассматриваемых налоговых споров. Состав этого судебного органа включает 19 основных судей (к рассмотрению отдельных налоговых споров привлекаются 8 - 9 старших судей из числа ушедших в отставку). Особенностью Налогового суда является то, что только в этот суд налогоплательщик может обратиться еще до того, как он уплатил налог, считая, что сумма, определенная Службой внутренних доходов, исчислена неверно. В соответствии с процессуальным порядком рассмотрения налоговых споров, определяемым в гл.76 Кодекса внутренних доходов, к юрисдикции Налогового суда, прежде всего, относятся иски налогоплательщиков в отношении правильности информации, содержащейся в уведомлении о недоимках. В части исков юридических лиц, претендующих на восстановление их льготного налогового статуса, полной юрисдикцией обладает Претензионный суд (Claims Court). Рассмотрение дел в указанных судах осуществляется судьей единолично. Федеральные же районные суды (Federal District Courts) преимущественно рассматривают иски налогоплательщиков о возврате излишне уплаченных налогов. При этом по отдельным делам судебное разбирательство ведется с участием присяжных. Все вышеуказанные судебные инстанции воздерживаются от вынесения решения до тех пор, пока не убедятся, что налогоплательщик исчерпал административные средства защиты, имеющиеся в его распоряжении. Это приводит к тому, что по большинству налоговых споров стороны приходят к соглашению до начала слушаний. В конечном итоге судья, например, Налогового суда обычно разрешает в судебном заседании не более 10% дел. Кроме того, чтобы ускорить рассмотрение большого числа налоговых споров, дела с ценой иска до 10 тыс. долл. рассматриваются с согласия налогоплательщика специальными судьями, назначаемыми главным судьей из числа наиболее подготовленных судебных работников. Рассмотрение этих дел осуществляется в упрощенном порядке, а принимаемые по ним решения не подлежат обжалованию. На остальные же решения Налогового суда могут быть поданы апелляции в один из 13 апелляционных судов США.

Апелляционной инстанцией на решения налоговых служб в Канаде также является Налоговый суд. Он состоит из председателя и судей. Ими могут стать только те представители правосудия, которые ранее были судьями высших судебных учреждений или судьями в судах графства или в окружных судах.

В Великобритании рассмотрение ходатайств об обжаловании действий и решений должностных лиц налоговой службы возложено на уполномоченных по общим и специальным вопросам налогообложения, которые осуществляют квазисудебные функции в соответствии со специальной процедурой. Их назначает на должность Казначейство (Министерство финансов). Кроме того, в Великобритании для обжалования налогоплательщиками действий должностных лиц налоговой службы созданы специальные налоговые трибуналы, например, земельные трибуналы или трибуналы по налогу на добавленную стоимость.

Наличие налоговых судов (трибуналов) в государствах с устоявшейся системой налогообложения является, как нам представляется, дополнительным аргументом в поддержку необходимости усовершенствования отечественной судебной системы, реформирования налогового администрирования в части изменения процедуры рассмотрения налоговых споров.

Подписано в печать И.И.Кучеров

02.02.2000 Доктор юридических наук

Академия налоговой полиции

ФСНП России

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет материалов и МБП в аптеках ("Бухгалтерский учет", 2000, N 4) >
Статья: Учет инвестиций в ассоциированные компании ("Бухгалтерский учет", 2000, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.