|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговое судопроизводство в России и за рубежом ("Бухгалтерский учет", 2000, N 4)
"Бухгалтерский учет", N 4, 2000
НАЛОГОВОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками довольно часто приобретают конфликтный характер. В значительной степени это вызвано противоречиями между финансовыми интересами государства и организаций и граждан, обязанных уплачивать налоги и сборы. В последнее время налогоплательщики, не согласные с теми или иными налоговыми требованиями фискальных органов, все чаще обжалуют их действия в судебном порядке. Большинство таких судебных исков касается применения законодательства, регулирующего условия, порядок исчисления и уплаты федеральных налогов, обязательных платежей во внебюджетные фонды, местных налогов и сборов. Подобные юридические ситуации, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками, стали именоваться налоговыми спорами. Процессуальный же порядок их судебного рассмотрения и исполнения, по нашему мнению, можно условно обозначить как налоговое судопроизводство. Долгое время налоговые органы выступали в налоговых спорах преимущественно в качестве ответчиков. Положение кардинально изменилось после того, как Конституционный Суд России Постановлением "По делу о проверке конституционности п.п.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции" от 17.12.1996 N 20-П и Определением от 06.11.1997 N 111-О фактически обязал налоговые органы и органы налоговой полиции взыскивать штрафы с организаций за нарушения налогового законодательства не в бесспорном порядке, как это делалось раньше, а в судебном. Еще более усилилась роль судов в налогообложении после введения в действие с 01.01.1999 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Так, решение о взыскании налога, сбора и пени за счет денежных средств, находящихся на банковском счете налогоплательщика (налогового агента) - организации, принятое по истечении установленного срока (позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога), считается недействительным (п.3 ст.46 НК РФ). В этом случае налоговый орган должен обратиться в суд с иском о взыскании налога. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации согласно п.1 ст.47 НК РФ должно производиться по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего Постановления судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21.07.1997 N 119-ФЗ. Что касается взыскания налогов, сборов или пени за счет имущества налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов - физических лиц, то оно возможно только на основе судебного решения (п.1 ст.48 НК РФ). Штрафы за нарушения законодательства о налогах и сборах по смыслу ст.104 НК РФ также взыскиваются посредством искового производства. Для этого соответствующий налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в суд о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности. В ст.105 НК РФ в этой связи уточняется, что дела о взыскании налоговых санкций по искам налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а дела о взыскании налоговых санкций с физических лиц рассматриваются судами общей юрисдикции согласно гражданскому процессуальному законодательству. Таким образом, в России налоговое судопроизводство целиком возложено на арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которые и без того сильно загружены рассмотрением дел других категорий и вряд ли будут в состоянии своевременно рассматривать налоговые споры. По нашему мнению, существующая судебная система не позволяет своевременно рассматривать налоговые споры, а действующий процессуальный порядок не учитывает их специфику. В этой ситуации следует поставить вопрос о создании специальных судов, которые бы занимались рассмотрением налоговых споров. Видимо, неслучайно в Указе Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы" от 21.07.1995 N 746 предлагалось рассмотреть вопрос о создании налоговых коллегий в арбитражных судах. Однако до настоящего времени какие-либо усилия в этом направлении не предпринимались. Примечательно, что подобные суды уже существовали в нашей стране в период нэпа.
Дополнительным аргументом в поддержку создания самостоятельной системы налогового судопроизводства в России может послужить опыт некоторых зарубежных стран. В частности, Налоговый суд США является единственным специализированным судом, который наряду с исками налогоплательщиков к налоговому ведомству рассматривает также дела о преднамеренном уклонении от уплаты налогов, включая гражданско - правовое и уголовно - правовое налоговое мошенничество. Налоговый суд Канады разрешает дела, связанные с уплатой налогов. В Великобритании рассмотрением жалоб на действия должностных лиц налоговой службы занимаются уполномоченные по общим и специальным вопросам налогообложения, а также специальные налоговые трибуналы. Рассмотрим отдельные особенности налогового судопроизводства в этих странах. В США на Налоговый суд (Tax Court), созданный в 1969 г., приходится 70 - 80 тыс. дел в год, что составляет до 90% рассматриваемых налоговых споров. Состав этого судебного органа включает 19 основных судей (к рассмотрению отдельных налоговых споров привлекаются 8 - 9 старших судей из числа ушедших в отставку). Особенностью Налогового суда является то, что только в этот суд налогоплательщик может обратиться еще до того, как он уплатил налог, считая, что сумма, определенная Службой внутренних доходов, исчислена неверно. В соответствии с процессуальным порядком рассмотрения налоговых споров, определяемым в гл.76 Кодекса внутренних доходов, к юрисдикции Налогового суда, прежде всего, относятся иски налогоплательщиков в отношении правильности информации, содержащейся в уведомлении о недоимках. В части исков юридических лиц, претендующих на восстановление их льготного налогового статуса, полной юрисдикцией обладает Претензионный суд (Claims Court). Рассмотрение дел в указанных судах осуществляется судьей единолично. Федеральные же районные суды (Federal District Courts) преимущественно рассматривают иски налогоплательщиков о возврате излишне уплаченных налогов. При этом по отдельным делам судебное разбирательство ведется с участием присяжных. Все вышеуказанные судебные инстанции воздерживаются от вынесения решения до тех пор, пока не убедятся, что налогоплательщик исчерпал административные средства защиты, имеющиеся в его распоряжении. Это приводит к тому, что по большинству налоговых споров стороны приходят к соглашению до начала слушаний. В конечном итоге судья, например, Налогового суда обычно разрешает в судебном заседании не более 10% дел. Кроме того, чтобы ускорить рассмотрение большого числа налоговых споров, дела с ценой иска до 10 тыс. долл. рассматриваются с согласия налогоплательщика специальными судьями, назначаемыми главным судьей из числа наиболее подготовленных судебных работников. Рассмотрение этих дел осуществляется в упрощенном порядке, а принимаемые по ним решения не подлежат обжалованию. На остальные же решения Налогового суда могут быть поданы апелляции в один из 13 апелляционных судов США. Апелляционной инстанцией на решения налоговых служб в Канаде также является Налоговый суд. Он состоит из председателя и судей. Ими могут стать только те представители правосудия, которые ранее были судьями высших судебных учреждений или судьями в судах графства или в окружных судах. В Великобритании рассмотрение ходатайств об обжаловании действий и решений должностных лиц налоговой службы возложено на уполномоченных по общим и специальным вопросам налогообложения, которые осуществляют квазисудебные функции в соответствии со специальной процедурой. Их назначает на должность Казначейство (Министерство финансов). Кроме того, в Великобритании для обжалования налогоплательщиками действий должностных лиц налоговой службы созданы специальные налоговые трибуналы, например, земельные трибуналы или трибуналы по налогу на добавленную стоимость. Наличие налоговых судов (трибуналов) в государствах с устоявшейся системой налогообложения является, как нам представляется, дополнительным аргументом в поддержку необходимости усовершенствования отечественной судебной системы, реформирования налогового администрирования в части изменения процедуры рассмотрения налоговых споров.
Подписано в печать И.И.Кучеров 02.02.2000 Доктор юридических наук
Академия налоговой полиции ФСНП России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |